Из личного опыта: Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни.
статья по теме

Жингалиева Кунслу Имашевна

Материал дает описание работы со слабоуспевающими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slabouspev._iz_lichnogo_opyta.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Из личного опыта: Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими  детьми и пропустившими занятия по болезни.

  Организация работы со слабоуспевающими детьми.
Главный смысл деятельности учителя, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого предмета, как  история. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:
1.Пропуски  занятий по болезни;
2.  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
3.  задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
4.  педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
5.  неблагополучная семья;
6. Проблема «улицы»;
7. прогулы;
Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости  учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
    Цели:     -ликвидация пробелов у учащихся в обучении истории и обществознания;
-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.
Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого обучающие игры;
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
   

 Компонентный состав дифференцированного подхода включает:
диагностику, дифференциацию, интеграцию, индивидуализацию, которые в
зависимости от объекта и цели рассматриваются как действие-условие,
действие-средство, действие-результат, а также как принципы обучения и
воспитания.

    Проблема неуспеваемости для педагога одна из актуальных, данная проблема рассматривается на методических советах, совещаниях при директоре, малых педагогических советах. Вопрос изучается в ходе внутришкольного контроля.

     Основными путями решения проблемы на уроках истории и обществознания являются:

- обучение на уровне способностей, возможностей ученика при помощи уровневой дифференциации;

- изучение личностных особенностей (обучаемость, сформированность учебных навыков);

- формирование и развитие учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

- обучение на доступном уровне программного материала;

- формирование личностных качеств обучающихся на уроках истории и обществознания: самостоятельности, ответственности, трудолюбия.

        

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

  1. Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
  2. Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

  1. Разнообразить виды деятельности.
  2. Проветривать кабинет.
  3. Проводить физминутки.
  4. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Задания с выбором ответа.
  3. Деформированные задания.
  4. “Разрезные” теоремы.
  5. Перфокарты.
  6. Карточки - тренажеры.
  7. Творческие задания.
  8. “карточки-информаторы”,
  9. “карточки-с образцами решения”,
  10. “карточки-конспекты”.

Учитель должен:

  1. Знать психическое развитие ребёнка:
  1. восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
  2. внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
  3. память (вербальная, невербальная)
  1. Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  2. Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
  3. Проявлять
  1. разумную требовательность
  2. неиссякаемое терпение
  3. справедливую строгость
  4. веру в возможности ученика
  1. Уметь встать на позиции ученика
  2. НЕТ насмешливому тону!
  3. Уметь вести непринуждённый диалог
  4. Стремиться к внешней занимательности
  5. Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  6. Учить работать со словарями и другим справочным материалом
  7. В обучении применять
  1. опережающее обучение
  2. различные формы групповой работы
  3. взаимоопрос, самоконтроль
  4. конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
  1. При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
  2. Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  3. Применять частую смену видов деятельности на уроке
  4. Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  5. Стремиться к алгоритмизации деятельности

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Из личного опыта: «Осуществление дополнительной дифференцированной работы на уроках истории и обществознания со слабоуспевающими детьми и пропустившими занятия по болезни».

МероприятияСрок1.                  Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебно...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания

Материал о дифференцированном обучении школьников старшей и средней школы...

Дифференцированная работа на уроках истории и обществознания

Главный смысл деятельности учителя -   создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для...

Выступление "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания"

Материал для выступления по теме "Дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания" с примерами...