Технологическая карта к уроку истории в 5 классе "Феодальная раздробленность"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Острая Татьяна Владимировна

Технологическая карта к уроку  включает этапы урока, УУД, основное содержание урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5._feodalnaya_razdroblennost.docx62.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 5. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о причинах, сути и последствиях феодальной раздробленности; познакомить с понятиями феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры, междоусобные войны, герцог, граф, барон, виконт, рыцари

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знают основные понятия и термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры; выявляют сущность и причины междоусобных войн; определяют, в чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в данный период; составляют в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала о нарушении вассальной клятвы.

Метапредметные:

Познавательные: работают с иллюстративным материалом, используют современные источники информации, выделяют существенную информацию из текста, формулируют и обосновывают выводы, осознанно строят речевое высказывание в письменной форме.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выбирают способ и результат действий, планируют свои действия в соответствии о поставленной учебной задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своей деятельности, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия с партнером.

Личностные: понимают необходимость учения, осознают ответственность за общее дело, проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации

Образовательные ресурсы

Презентация «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lesson-history.narod.ru/sv.htm

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Основное

содержание темы,

понятия и термины

Причины феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры, междоусобные войны, герцог, граф, барон, виконт, рыцари

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со-взаимо-действия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

I. Орга-низационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Орга- низуют свое рабочее место

Фронтальная

Личностные: понимают необходи- мость учения, стремятся хорошо учиться

II. Актуализация и проверка знаний

Беседа по пройденному материалу

- Что изменила во Франкском обществе военная реформа Карла Мартелла?

- Почему распалась империя Карла Великого?

Формулируют ответы, приводят примеры

Фронтальная

Называют характерные, существенные признаки исторических событий и явлений

Коммуникативные:

адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач

Устный опрос

Терминологический диктант

Класс делится на три варианта, каждому из них дается исторический термин, изученный на прошлом занятии, которому необходимо дать определение. Термины: граф, император, империя

Письменно выполняют задание

Индивидуальная

Дают определение терминам граф, император, империя

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Терминологический диктант

III. Постановка учебных задач

Беседа

- На прошлом уроке мы с вами говорили об империи Карла Великого. Вы ответили на вопрос, почему распалась империя Карла Великого. Давайте попробуем выделить термин, необходимый нам для урока. Найдите синоним для слова распад.

Империя распалась, разделилась,…

(Раздробленность) .

- Кому император раздавал земли? Как назывались земли, которые император раздавал? Как назывались люди, имеющие феод? Образуйте от слова феодал прилагательное женского рода. Сформулируйте тему урока.

Формулировка проблемы. Причины и последствия феодальной раздробленности.

Формулируют учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

IV. Открытие нового знания.

Презентация на тему «Феодальная раздроблен-ность...»

Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах

Слушают учителя, составляют конспект

Индивидуальная, фронтальная работа

Знают основные понятия и термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры; выявляют сущность и причины междоусобных войн

Познавательные:

умеют работать с иллюстративным материалом, использовать современные источники информации. Регулятивные: выбирают способ и результат действий

Записи в тетради

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Беседа по теме «Слабость королевской власти

во Франции»

Формулирует проблемный вопрос:

- Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим положение Франции в этот период.

Основной вывод : королевская власть была необходима феодалам для организации обороны от внешних врагов, а также выступала в роли верховного судьи во всевозможных спорах

Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение и формулируют ответ на про-

блсмный вопрос. Делают записи в тетрадях. Подводят итог

Индивидуальная

Определяют, в чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в данный период

Познавательные:

формулируют и обосновывают выводы. Коммуникативные:

владеют диалогической формой речи,

умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Записи в тетради, устные ответы

Работа с учебником (п. 5, с. 38-39)

Предлагает прочитать о том, каким образом произошло образование Священной Римской империи, и письменно ответить на вопрос:

- Как образовалась Священная Римская империя? (В 962 г. Оттон I был провозглашен императором. Его власть распространялась на Германию и часть Италии. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.)

Формулируют ответы, делают записи в тетрадь

Фронтальная

Знают, как образовалась Священная Римская империя

Познавательные:

умеют выделять существенную информацию из текста, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, корректируют свою деятельность

Письменный опрос

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Игра

Предлагает задание: - Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор? Аргументируйте свой ответ.

Несколько пар у доски разыгрывают сценки диалога

Составляют диалог, формулируют ответы, приводят примеры

Работа в парах

Составляют в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала о нарушении вассальной клятвы

Личностные: осознают ответственность за общее дело. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль. Коммуникативные: определяют способы взаимодействия с партнером

Игра

VI. Итоги

Обоб-

- Закончите предложения:

Отвечают

Фрон-

Регулятивные: осо-

Оцени-

урока.

щающая

• Самым интересным на уроке было... .

на вопросы,

тальная

знают качество

вание

Реф-

беседа

• Мне понравилось...

оценивают

и уровень усвоения

работы

лексия

• Сегодня я не понял...

свою работу,

материала.

учащихся

• Хотелось бы подробнее узнать о...

эмоциональное состояние на уроке

Личностные: проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации

на уроке

Домаш-

нее за- дание

Учебник, § 4; записи в тетрадях

Записывают домашнее

задание

Инди-

виду- альная

Регулятивные: при-

нимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Ресурсный  материал  к уроку

Приложение 1 ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В IX-XI вв.

В IX-XI вв. в Западной Европе каждый крупный феод (земельное владение) был как маленькое независимое государство, а феодал для простого населения был не просто землевладельцем, но и государем - сеньором.

В руках феодала находились суд, администрация, военные и политические силы.

Отношения между феодалами строились по принципу строгой иерархии, или проще - лестницы. На вершине феодальной лестницы находился король, он считался главным сеньором всех феодалов. Ниже располагалась титулованная знать (духовная и светская): герцоги и графы, а также архиепископы, епископы. Фактически каждый из них был независим от короля: на своих землях они чеканили свою монету, имели свое войско, вершили суд, объявляли войны. Дальше стояли баронй - они были вассалами герцогов и графов. (Вассал - это феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.) Бароны, в свою очередь, были сеньорами рыцарей, которые не всегда обладали собственными вассалами.

Крестьяне не входили в феодальную лестницу, они считались простолюдинами, в отличие от феодалов, которые образовывали класс благородных людей.

Благодаря существованию «феодальной лестницы» феодалы были фактически независимы от короля.

Особенностью феодальных отношений был принцип «Вассал моего вассала - не мой вассал», при котором феодалы, стоящие на низшей ступени, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их собственные сеньоры.

СЛАБОСТЬ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ В IX-XI вв.

Как мы с вами уже знаем, в период феодальной раздробленности королевская власть постепенно ослабевает. Это наглядно видно по именам французских королей, которым современники давали унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый. С конца IX в. династия Каролингов правит лишь номинально, а фактическая власть находится в руках наиболее влиятельных феодалов. С пресечением королевской династии в 987 г. на трон был возведен богатый и влиятельный граф Парижский Гуго Капет (это прозвище он получил из-за любимого им головного убора - капюшона). Он стал основателем новой правящей династии - Капетингов, которая находилась у власти до 1848 г.

Некогда единое государство в этот период было раздроблено на 14 частей, и многие из них значительно превышали королевские владения. Король считался лишь первым среди равных. К тому же смена династии плохо отразилась на авторитете королевской власти, нового правителя признали далеко не все и не сразу, ж когда это произошло, то было только формальным. Королевский домен (владение) был сравнительно небольшим - это территория между Парижем и Орлеаном.

Не обладая реальной властью, король не издавал общегосударственных указов, законов, не мог собирать налоги в свою казну. Соответственно, у него не было сильного наемного войска, его армию составляли лишь собственные вассалы, получившие земли в его владениях.

У р о к 6. АНГЛИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о возникновении государственности в Англии; познакомить с терминами

англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: понимают разницу между историческими фактами и мнениями; знают термины англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги; умеют правильно локализовать исторические события и явления в пространстве. Метапредметные:

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме, структурирую!' учебный материал, выделяют логические части текста и определяют в них главное.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного материала, адекватно оценивают собственные познания, свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: понимают необходимость учения, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений

Образовательные ресурсы

Презентация «Норманны», подготовленная учителем

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Основное

содержание темы,

понятия и термины

Легенда и быль в истории Англии. Норманны. Завоевание Англии норманнами. Альфред Великий. Англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражне-ния

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения

(универсальные

учебные действия

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная

Личностные: понимают необходимость учения

II. Актуализация и проверка знаний

Беседа по пройденному материалу

- Назовите причины феодальной раздробленности в Европе IX-XI вв.

- Докажите, что каждый феодал в своих владениях был не просто землевладельцем, а государем.

- Что такое феодальная лестница? Дайте характеристику основным обязанностям сеньоров и вассалов.

- Как образовалась Священная Римская империя?

Формулируют ответы, приводят примеры

Фронтальная

Называют характерные, существенные признаки исторических событий и явлений

«

Коммуникативные:

адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач

Устный опрос

Терминологический диктант

Класс делится на три варианта, каждому из них дается по два исторических термина, изученных на прошлом занятии, которым необходимо дать определение. Термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры

Письменно выполняют задание

Индивидуальная

Дают определение терминам феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Терминологический диктант

III. Постановка учебных задач

Беседа

Посмотрите отрывок. Назовите главного героя. Что вы о нём знаете? Из какой он страны? О какой стране сегодня мы поговорим?

Формулируют учебные задачи

Фронтальная

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

IV.Открытие нового знания.

Работа с картой

(с. 41)

Предлагает изучить каргу «Англия в раннее Средневековье» и выполнить следующие задания:

- Как на карте обозначены границы коро левств англосаксов в VII в.? Покажите на карте эти государства. (Учащиеся должны показать Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс, Восточную Англию, Эссекс, Сус-

секс и Кент.)

- Какие народы проживали в Англии

до вторжения германцев? (Бритты и частично скотты, на севере страны.)

- Сколько англосаксонских королевств образовалось в Англии? Какое из них было самым большим? (В Англии образовалось семь англосаксонских королевств. Самыми большими были Мерсия и Нортумбрия.)

Изучают карту, формулируют ответы

Фрон- тальная

Читают историче скую карту с опо- рой на легенду -

Познавательные: осознанно строят речевые высказыва-

ния в устной форме,

умеют ориентиро-ваться в учебнике. Коммуникативные:

владеют культурой

речи

Ответы на во-

просы,

работа

с картой

Рассказ учителя

- Англия в древности была населена кельтскими племенами - бриттами, кото-

рые, по предположениям историков, при-

шли сюда из Галлии и подарили свое имя

Британским островам. До наших дней дошли сказания о легендарном правителе бриттов короле Артуре и его сподвижни-

ках - рыцарях Круглого стола. (Учитель

может провести небольшую беседу о том, что учащимся известно о короле Артуре. Возможно, кто-то смотрел художественный фильм, где героем был этот правитель.) Бритты долгое время сражались против завоевателей - англов и саксов, однако в конце концов были частично уничтожены, частично оттеснены на за-

пад, еще часть из них вернулась в Галлию и дала имя полуострову Бретань. Англы и саксы на завоеванных территориях образовали свои королевства, которые постоянно воевали между собой

Слушают рассказ учителя.

Делают крат-

кие записи

в тетради

Фронтальная

Понимают разницу между историче-

скими фактами

и мнениями, зна-

ют, какие народы населяли Англию в раннее Средне-

вековье

Личностные: про- являют учебно-

познавательный ин-

терес к новому ма-

териалу. Познавательные:

структурируют учеб-

ный материал, вла-

деют умением со-ставлять конспект, устанавливают при-чинно-следственные связи.

Регулятивные: са-мостоятельно оце-нивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реали-зации, так и в конце действия

Записи в тетради

Презен-

тация

«Нор-

манны»

Комментирует информацию презентации,

останавливаясь на наиболее существен-

ных  моментах (см. Приложение)

Слушают учи-

теля. Делают

записи в тет-

ради

Инди-

виду-

альная

Усваивают новые понятия и терми-

ны: норманны, викинги

Регулятивные: пла- нируют свои дейст-

вия в соответствии

с поставленной задачей

Записи в тетради

Работа

с учебни-

ком (п. 4,

с. 43-44)

Предлагает прочитать о том, как прохо-

дила борьба англосаксов с норманнами,

и ответить на следующие вопросы:

- Кто возглавил борьбу англосаксов про-

тив датчан? (Борьбу англосаксов против

датчан возглавил Альфред Великий (871-899 гг.).)

— В чем сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфреда Великого? (Сход¬ство военных реформ этих правителей в том, что они создали в своих армиях конное войско. Кроме того, Альфред для обороны от датчан сооружал крепости, строил морской флот.)

Разрабатываюталгоритм по-

исковых дей-

ствий. Дают

аргументиро-

ванные ответы

на вопросы

Работа в группах

Знают о борьбе англосаксов с нор-

маннами, опреде-

ляют сходство во-

енных реформ

Карла Мартелла

и Альфреда Вели-кого

Познавательные: выделяют логические

части текста и опре-

деляют в них главное.

Личностные: учат-

ся осознавать соци-

альный опыт пред-шествующих поко-лений

Устный опрос

V. Пер-

вичное

осмыс-

ление

и закреп-

ление

знаний

Беседа

-Почему норманны смогли в течение такого долгого времени держать в страхе

население Европы? Аргументируйте свой

ответ. (В ответах должно прозвучать

понимание того, что норманны были воинственным и суровым народом, а остальная Европа в это время была ослаблена феодальной раздробленностью. Раздираемые на части внутренними конфликтами, многие европейские государства просто не могли оказать достойного со-противления норманнам, которые были великолепными мореходами и воинами.)

Формулируют ответы, приво-

дят примеры

Работа в парах

Излагают причины

неспособности

населения Европы

противосто-ять нападе

ниям нор-

маннов

Познавательные: осознанно и произ-

вольно строят рече-

вое высказывание

в устной форме.

Коммуникативные:

обмениваются мне-ниями, учитывают разные мнения, приходят к общему решению и совместной деятельности

Устный опрос

VI. Ито-

ги уро-

ка. Реф-

лексия

Обоб-

щающая

беседа

- Закончите предложения:

• Я приобрел...

• Я научился...

• Я смог...

• Меня заинтересовало...

• Мне захотелось...

Оценивают свою работу,

эмоциональное

состояние

на уроке

Фронтальная

Регулятивные: аде- кватно оценивают

собственные позна-

ния, свою работу

на уроке, анализи-руют свое эмоцио-нальное состояние; принимают учеб-

ную задачу для

самостоятельного

выполнения

Оцени- вание

работы

учащихся

на уроке

Домашнее за-

дание

Учебник, § 5; записи в тетрадях. 

• Создать презентацию «Легенды о короле

Артуре: правда и вымысел» (6-7 слайдов).

•  Подготовить информационный проект «Средневековый монастырь» (с. 46-47).

•  Создать историческую реконструкцию «Путешествие викингов» (с. 47)

Записывают домашнее

задание

Индивиду-

альная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"

Технологическая карта  урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....

Учебная технологическая карта на уроке истории в рамках введения ФГОС.

Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по учебным ТК и рассказать, как я к этому пришла и какие перспективы они обеспечивают в рамках ФГОС.Добрый день, уважаемые коллеги! ...

Технологическая карта к уроку истории "Походы Александра Македонского" 5 класс ФГОС

Изучение нового материала «Поход Александра Македонского на Восток» Познакомить обучающихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных ...

Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Русские земли под властью Орды" к учебнику И.Л. Андреева

Педагогическая цель Охарактеризовать формы зависимости русских земель от Орды; определить последствия ордын­ского владычества. Тип и вид урокаИзучение нового материалаПланируемыерезультаты (...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Технологические карты к урокам истории в 9 классе по к § 33-39 по учебнику «История России XIX-начало XX в.» п/ред. А. В, Торкунова (М. «Просвещение» 2021)

Предлагаемые технологические карты предоставляют учащимся возможность проверить свои знания по темам "Экономическое развитие России конца 19-начала 20 вв.", "Русско-японская война"...