«Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Закирова Алия Госмановна

Обобщающий урок истории в 7 классе, с применением Сингапурской системы преподования.Цель урока: обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrovskie_preobrazovaniya1.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема: «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»
Класс 7А
Дата проведения 05.03.2014г.

Цель урока: обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны.

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности   курса Петра I;
  • охарактеризовать  Петра I  как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным  человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста, 
  • таблицы для  работы;
  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
  • компьютер

Тип урока: проблемный, повторительно-обобщающий

Эпиграф урока.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. (А.С.Пушкин)


                                                                              Ход урока
I
 Организационный момент.
 Здравствуйте ребята. Я приветствую Вас в этом кабинете.
Сегодня мы с вами работаем в группах. У нас 5 столов, за каждым из них 4 участника. Давайте поприветствуем партнёра напротив, теперь поприветствуем партнёра по плечу. Я надеюсь, что наша работа окажется плодотворной и продуктивной.
II  Основная часть.
Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.  И как вы уже догадались по эпиграфу к сегодняшнему уроку, мы будем  подводить итоги правления Петра Великого. На протяжении более 300 лет историки спорят о том, как оценивать личность Петра I и проведённые им преобразования. Сегодня  у нас последний урок в разделе «Петровские преобразования» и в ходе повторительно-обобщающего урока,  вы проведете небольшое исследование, и попытаетесь определить место Великого правителя в Истории России. И выскажите свою точку зрения на проблему:
«Кто для Вас Пётр I: Великий реформатор или деспот».
Для начала вспомним изучаемый период по карте.
Покажите границы России на начало 18 века.
Самые первые военные походы Петра.
Основные битвы Северной войны.
Основные очаги народных движений.
Град Петра.
Основные центры мануфактурного производства.
Мы с вами коснулись верхушки большого айсберга. А теперь вы  проведете небольшое исследование,  познакомитесь  с оценками деятельности  Петра I  разными историками и выдающимися личностями: Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, И.С. Аксакова, Е.Р. Дашковой, В.О. Ключевского

Группам раздаются карточки с высказываниями. Учащиеся должны ознакомиться с ними и обсудить в парах отношение автора к личности и преобразованиям Петра.

Карамзин Николай Михайлович.        «Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей  цели: достиг и всё переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и…присвоение обычаев европейских…Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь унижал россиян в собственном их сердце…Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Пётр. Он велик без сомнения; но ещё мог бы возвеличить больше, когда бы нашёл способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей»

 

  Соловьёв Сергей  Михайлович «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершён русским народом в первую четверть 18 века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям,  явился народом могущественным, сумел вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры. Человека, руководящего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации. Этим человек был Пётр».

 

(Иван Сергеевич Аксаков) "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие образа  европейца. Всё, что только носило на себе печать  русской народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".

 

(Василий Осипович Ключевский) "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"".

(княгиня Екатерина Романовна  Дашкова) «Он был вспыльчив,  груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путём в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками»

На основе текста документов  изложите отношение историков  к реформам и личности Петра I. В течение 1 минуты вы должны прочитать высказывание.
Затем в течении 1 минуты определить точку зрения автора на преобразования Петра. И высказать свои догадки вслух. Обсудить.

Мы пришли к выводу, что мнение историков по поводу значимости роли Петра расходятся.
Физкультминутка
Микс-Фриз-Груп
Учащиеся смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос. Не произнося ответ вслух.
-Сколько личностей по имени Пётр возглавляли Российский престол? (3)
-В  каком по счёту месяце родился Пётр? (5)
-В каком по счёту месяце
Пётр ввёл новый календарь? (1) с 1 января 1700 года
-В каком веке произошла Северная война? (18)
 

Эпоха Петра Великого – время преобразований, охвативших все сферы жизни страны, в основе которых лежа ли его энергия, ум и воля.   Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом.  Реформы Петра I вывели Россию в ранг европейских государств, на новый этап развития. Но какой ценой?
А сейчас мы с вами будем работать по  
моделе Фрейера, помогающая глубоко осознать значение Петровских преобразований.

Положительное влияние                                                  Отрицательное влияние

Примеры                                                                               Примеры

- Вы должны рассмотреть преобразования Петра Великого с разных сторон, выделяя положительные и отрицательные влияния на жизнь страны и народа. В качестве доказательств, они приводят факты. Записывают их на листочках.  Затем в ходе обсуждения в группе, каждый может записать недостающие факты в свой листок.
Учитель выслушивает поочерёдно мнение команд и составляет данную модель на доске.
Делаются выводы.
Запись на доске:

+ петровских реформ

-  петровских реформ

Создание регулярной армии и флота (900 кораблей)

113 тыс. солдат

Создание офицерских школ

«Устав воинский», «Устав морской»

Создание отечественной промышленности: мануфактуры (более 200)

меркантилизм

протекционизм

подушная подать

изменения в сельском хозяйстве (коса, грабли, овцы,  шелковичные черви)

природоохранные меры

Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

«Табель о  рангах»  дал возможность представителям  народа дослужиться  до высших чинов

Коллегии

Сенат

Синод

Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

25 лет службы, крестьян отрывали от земли

Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам работные люди

ужасные условия труда

Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов, «города на костях»

 

Усиление закрепощение крестьян насильно
Тяжелое положение  народа
Астраханское восстание

Восстание К. Булавина

Башкирское восстание

Выступление старообрядцев

Выступления работных людей

Насильственное внедрение европейских порядков и культурных норм


После проделанной работы делаются выводы.
Характеристики Петра в русской истории — самые противоположные. Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач
, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.
III Завершающий этап урока.
- Так, кем же для вас является Пётр: «Великое чудо России» или «Тиран»?
Структура
Конэрс        
 А теперь настало время обратить внимание на ваши цветограммы.

 Предложено было 2 цвета:

 · Красный – положительная оценка

 · Синий – отрицательная оценка
Ребята выбирают угол соответствующий их цветограмме.

-Ребята, объясните, пожалуйста, почему вы так оценили?
Обсуждение в паре.

-Хотели бы вы жить в петровское время и быть дворянином, крестьянином?

Учитель: Я выслушала ваши  выступления  и рада, что вы пришли к выводу, что личность Петра I весьма противоречивая. Как сказал А.И.Герцен "и гений, и палач”. С одной стороны, это очень жестокий монарх. Простому народу жилось очень тяжело. Но проведенные Петром преобразования сделали Россию более сильной, развитой, цивилизованной страной. Россия стала в один ряд с европейскими монархиями. То, что сделал Петр за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики, политики, армии и флота, культуры, благодарная Россия, принявшая культурное наследие, продолжала развивать дальше.
Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?

 -Как вы считаете, всё ли задуманное  нам удалось реализовать?

 - Что мы сегодня повторили?

- Что показалась наиболее сложным?
-Как вы себя чувствовали в роли исследователей?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Объяснение домашнего задания. Подготовить кроссворд из 15 слов по теме «Петровские преобразования»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения на тему: Петр Великий. Значение петровских реформ". 7 класс

на уроке используется раздаточный материал с отрывками исторических источников и вопросами....

Урок истории по теме "Роль Петра I в истории"

Урок истории разработан для 10 класса гуманитарного профиля....

Урок-обобщение по теме: "Значение петровских реформ.Роль Петра I в истории"

В основе урока лежит групповая форма работы учащихся....

Урок-дебаты "Роль Петра I в истории России", 8 класс

Повторительно-обобщающий урок, проведенный с использованием модифицированной технологии "дебаты", адаптированной к возрасту и игровому опыту участников....

Личность Петра Великого. Место и роль петровских реформ в истории России. 10 класс.

Методическая разработка урока с приминением технолгии РКМ с приложениями....

План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"

План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...

Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"

Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»Цели урока:Образовательная (дидактическая):создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности...