Урок истории по теме "Роль Петра I в истории"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Болтунова Галина Емельяновна

Урок истории разработан для 10 класса гуманитарного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Петр I. Роль личности в истории92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории по теме «Роль  Петра Первого в истории»

( 10 класс, профильный уровень)

Учитель истории ГБОУ СОШ № 922 Болтунова Галина Емельяновна

      Цели урока:

 1) расширить представления о роли и значении личности Петра Первого в истории;            

 2) дать нравственную оценку деятельности Петра Первого.

      Задачи урока:

  • активизировать личностный подход учащихся к изучению темы;
  • формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода;
  • развивать навыки критического анализа, объяснения, оценки исторических явлений,
  • способствовать овладению основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика)

       

    Оборудование урока: Интерактивная доска, презентация «Петр I», подборка исторической литературы, посвященной Петру I, иллюстрация картины Ге «Петр допрашивает царевича Алексея», иллюстрация памятника Э.Фальконе  Петру Первому,  рабочий лист с заданиями.

     Предварительное задание к уроку – познакомиться с существующими подходами к оценке деятельности Петра Первого, с историей дела царевича Алексея (с разными трактовками), а также с историей создания памятника Э.Фальконе Петру Первому.

    План урока:

1.Актуализация знаний.

2.Роль Петра Первого в истории.

3.Рефлексия.

4.Подведение итогов.

   Продолжительность занятия – 2 часа.

I.Актуализация знаний.

      1)Устный опрос: Каковы итоги правления Петра Первого?

                                  В чем значение петровских преобразований?

      2)Продолжите фразу: «Лично для меня Петр Первый….»

   

II. Роль Петра Первого в истории.  (Каждый этап работы сопровождается иллюстративным материалом презентации.)

           

      Постановка проблемы: Одни называли Петра « Великим»,  другие – «чудовищем».  Кто из них прав? В чем сила, в чем  слабость Петра Первого?

       

 Учащимся раздаются рабочие листы к уроку. Работа проходит в 4 этапа.

      1 этап. Задача данного этапа – построить систему  аргументации на основе источников, защитить собственное мнение с помощью источников.

       Учащиеся должны выполнить задание 1  рабочего листа и представить результаты своей работы. В ходе обсуждения учащиеся могут вступить в полемику с выступающими, могут задавать вопросы. Роль учителя – не подавлять учеников своим мнением, но можно исправлять явные ошибки учеников в фактах.

       Далее ознакомить учащихся с разными теориями оценки деятельности Петра Первого (приложение - материалы  Интернет).

       2 этап. Задача данного этапа – познать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий и исторической личности.

     Учащиеся выполняют задание 2 рабочего листа. На основании полученной ранее информации учащиеся должны определить нравственные уроки истории петровской эпохи.  

      3 этап. Задача – сконструировать альтернативную историческую ситуацию на основе многовариативности пути исторического развития.

      Учащиеся выполняют задание 3 рабочего листа.

      4 этап. Задача – создать образное представление о роли личности Петра Первого, его влиянии на историю России. Учащиеся  выполняют задание 4 рабочего листа.

III. Рефлексия.

     Учащимся предлагается ответить на вопросы:

     - Что нового я узнал для себя на уроке?

     - В каком эмоциональном состоянии находились на каждом этапе уроке?

     - Какие затруднения испытывали на уроке? В чем причина этих затруднений?

     - Продолжите фразу: «На уроке я сегодня….».

IY. Подведение итогов.

Рабочий лист к уроку  «Роль Петра Первого в истории».

                                                                             «Солнце не должно мешать видеть звезды».

         Задание 1. Вступите в диалог с любым из приведенных высказываний, создав текст любого характера:

  1. «Нет, не чародей, а Гений, Петр».   (М.Н.Погодин “Петр Великий”)

  2. Великий  Петр был первый большевик,

      Замысливший Россию перебросить,

      Склонениям и нравам  вопреки,

      За сотни лет, к ее грядущим далям.

      Он, как и мы, не знал иных путей,

     Опричь указа, казни и застенка,

     К осуществлению правды на Земле.            (М. Волошин “Россия”)

      3.“Петр не только первый русский интеллигент, но и первый русский нигилист…”

          “…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…” (Дм. Мережковский “Грядущий хам”)

     4.О мощный властелин судьбы!

        Не так ли ты над самой бездной,

        На высоте, уздой железной,

        Россию поднял на дыбы!                   (А.С.Пушкин)

      5. «В нем сочеталось  несочетаемое.»    (Д.Гранин.  «Вечера с Петром Великим»)

      6. «Царь – плотник, работник на троне»   (В.Ключевский)

      7. «Сочинил из Россию самую метаморфозис, или претворении     (П.Шафиров «Рассуждения о причинах  Свейской войны»)

       8. «Под императорской        порфирой в Петре всегда чувствовался революционер». (А.Герцен)

       9. «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года. –Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться- наше платье по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты – Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи- все они, от шелкового платка до сапожной подошвы, будут напоминать о Петре Великом… За обедом, от соленых сельдей и картофеля, который  указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы идете в гости – это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской кампании по требованию Петра Великого».   (Н.Погодин. Петр

    10. «Ценой разорения Россия была возведена в ранг европейский государств» (П.Милюков)

    11. «Весь узел русской жизни сидит тут».   (Л.Н.Толстой).

    12. «Петр – буйный смерч…» (А.И.Солженицын)

    13. «Петербург строил сатана» (А.Мицкевич).

              Задание 2.  Уроки истории – не некая однозначная формула, они многозначны, многослойны. Три столетия назад Петр пытался ответить на вопрос: какой России быть? Размышляя о роли Петра в истории, нельзя пренебрегать человеческой ценой и нравственным аспектом исторического прогресса.

  1. Какова цена реформ Пера Первого?
  2. Чем отличается насилие Петра от насилия Ивана Грозного? И.В.Сталина?
  3. Когда говорят о духовном обеспечении реформ, обозначается проблема: не просто Петр и церковь, но Петр и Бог. Как вы думаете, почему церковь называет Петра I сатаной?
  4. Вспомните библейскую легенду об Аврааме и Исааке.
  5. Что вы знаете о деле царевича Алексея?

       Авраам любил Исаака, Петр недолюбливал Алексея, Аврааму Бог приказал, Петру никто не приказывал. Что служило ему оправданием? Некоторые историки (например, С.Соловьев) считают, что принеся в жертву своего родного сына, Петр спас Россию от возможной катастрофы. Согласны ли вы с этим положением?

   

 Задание 3. Смоделируйте ситуации:

  1. Как, на ваш взгляд, правил бы Петр, если бы жил в наше время?
  2. Как вы считаете, если бы Петр Первый не пришел к власти, осуществились бы эти реформы в России или нет?

         Задание 4. Рассмотрите иллюстрацию памятника Э.Фальконе Петру Первому. Что вам известно об истории создания памятника? Как вы относитесь к трактовке скульптором образа Петра?

        А какой памятник вы бы создали?

Приложение  №1

ДЕЛО ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ

Традиционная версия трагедия

Новая версия трагедии

      Царевич Алексей Петрович родился 18 февраля 1690 г. Его мать, Евдокия Федоровна Лопухина, не разделяла взглядов Петра и неприязненно относилась к его преобразованиям и воспитывала в сыне недоброжелательные чувства к занятиям и поступкам отца.

      Разрыв с женой и заточение ее в монастырь отрицательно сказались на отношении сына к отцу, требовавшему « служения отечеству». Петр  настойчиво добивался от сына изучения кораблестроения, выполнения отдельных поручений, но Алексей уклонялся от этого. Арифметику он одолел к 18 годам, хотя свободно владел немецким и отчасти французским языками.

       Царевич жил в Москве, в Преображенском, окруженный «компанией» по образцу петровской. Его окружали бояре, недовольные происходящими событиями. Реакционное духовенство, потерявшее значительные права, видело в Алексее защитника их прав.

      Алексей выполнял отдельные поручения царя, но делал это плохо и неохотно, рано начал пить. В окружении людей недалеких и глубоко враждебных делам Петра, он все более «радел» о старине. Отчужденность отца и сына нарастала. После смерти жены Алексея отец и сын обменялись письмами, в которых Петр требовал повиновения, а Алексей заявлял о готовности отказаться от престолонаследия.

      В борьбе за власть Алексей ориентировался на силы, враждебные реформам Петра, строил планы захвата престола при военной поддержке государств, врагов России. Внутри России он рассчитывал на поддержку духовенства и сенаторов из знати. Взяв власть Алексей предполагал ликвидировать преобразования, перенести столицу в Москву, отказаться от строительства флота и активной внешней политики, отстранить от власти активных сподвижников Петра.

   После рождения у царевича сына Петр предложил Алексею принять участие в государственных делах либо постричься в монахи. Главный его советник Кикин утешал царевича: « Вить – де клобук не прибит к голове гвоздем, можно- де его снять». Когда Петр потребовал от сына окончательного ответа, тот под видом поездки к отцу, находившемуся за границей (1716г) сбежал к шурину, австрийскому императору Карлу VI и просил защиты отца. Алексей рассчитывал дожидаться в безопасности смерти отца или бунта.

      После долгих уговоров и обещаний что никакого наказания не будет, Алексей возвратился в Россию. По требованию Петра он отрекся от престола и подписал присягу новому наследнику отец убедился, что  « сын хотя и умен, но к неспособен по натуре и враждебен отцу по взглядам». Допросы пытки выявили, что Алексей открыл «едва ли половину своих взглядов».

     В основу обвинения был положен тезис, что при живом отце сын хотел овладеть престолом « чрез бунтовщиков, но и чрез чужестранную цесарскую помощь и войска, которые он уповал себе получить и с разрушением себе получить, и с разрушением всего государства…».

      Суд 127 сановников приговорил Алексея к смертной казни. 26 июня 1718 году умер царевич от пыток или был удушен в Петропавловской крепости.

       «Смотря на свои преобразования как на служение государственному интересу, всенародной пользе <Петр> принес в жертву этому верховному закону своего сына»

       «Так завершилась великая трагедия отца – преобразователя, положившего на алтарь Отечества всего себя без малейшего остатка, не остановившего даже перед нетленными отношениями отцовства».


         Разлад в супружестве царя был предопределен пренебрежительным отношением Петра к семье и его увлеченностью Анной Монс, дочерью виноторговца из Немецкой слободы. Еще в 1697 г. Петр высказывал желание об уходе жены в монастырь. Лишенный матери сын сохранил страх перед отцом.

       Алексей был образованным человеком, проявлял склонность к гуманитарным предметам, интересовался историей, географией, «объяснялся и писал по-русски достаточно хорошо», знал иностранные языки: латынь, голландский, немецкий, французский, на уровне специалиста разбирался в математике и фортификации, которые не любил, много внимания уделял книгам.

          В силу обстоятельств у Алексея сформировался характер, противоположный отцу. Добрый, впечатлительный, слабый и непостоянный, щедрый, весьма набожный, но не отличался фанатизмом и от природы не очень деятельный. Придерживался гуманных взглядов, отрицательно относился к войне, не любил морское дело. Именно эта разность характеров, темпераментов и взглядов породила противоречия между отцом и сыном.

         Личные отношения Петра и Алексея в 1706-1713 гг. складывались терпимо, хотя особой теплоты в них не было, но нет доказательств, что отец имел серьезные претензии к наследнику в этот период.

          После возращения из-за границы в 1713 г. Алексей сознательно перешел в лагерь оппозиции, выступавшей за реформы с учетом возможностей страны и ориентацией на мирное развитие.

           Петербургское окружение царевича состояло не из противников реформ, а их сторонников, выступавших против жестоких методов и темпов их проведения. «Никаких заговоров фактически никогда не было».

          Как отмечал Е.В. Анисимов, нельзя утверждать о наличии у Алексея четкой «реставрационной» программы, хотя наметки будущего могли складываться.

           На отношения царя и сына оказывали сильное влияние Меншиков и Екатерина I, опасавшиеся потери влияния и власти в случае воцарения Алексея. Используя подозрительность Петра, они прилагали все усилия, чтобы отстранить Алексея и довести конфликт до трагического конца. Особенно это проявилось после рождения у Алексея сына Петра, что делало проблематичным переход наследства к детям Петра и Екатерины. Они способствовали утверждению Петра во мнении, что интересы государства, династии требовали отстранения Алексея от престола.

          Царевич был обвинен в заговоре и государственной измене. Обвинение было заранее сфабриковано. 17 июня 1718 г. Алексей подписал в Сенате написанные допрашивали его сторонников. 19 июня под пыткой Алексей утвердительно отвечает на предъявленные обвинения, а 22 июня после посещения Толстого он признал, что австрийский император обещал помочь овладеть российской короной.

          Ход следствия показал, что это был не заговор сплоченных людей, а атмосфера оппозиции Петру и его действиям, охватившая значительное число представителей высшей знати и духовенства. Дело царевича унесло сравнительно «мало жертв, несмотря на большое число задержанных. Петр понял масштаб оппозиции и нецелесообразность углубления розыска. Нужно было или опустошать ряды соратников или делать выводы из массового недовольства и менять характер реформ, приближая их в большей степени к европейским образцам».

           «Сам ли Петр создал «заговор» Алексея или с готовностью принял нарисованный другими сценарий, остается загадкой. Может быть, он хотел оставить престол сыну от Екатерины, вскоре после этих событий умершему Петру, может быть, создал в своем страхе образ старшего сына-ретрограда и любителя старины. Но одно очевидно: он своего старшего сына не любил».


(материалы ИНТЕРНЕТ – САЙТОВ)

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕТРА I

 

       Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Христианская историография, представленная официальной церковью, к Петру I относится лояльно. Всякая власть от Бога. Царь —  помазанник Божий  и, отсюда, его деятельность направлена на благо России. Еще при жизни Петра его восхвалял вице-президент Синода Феофан Прокопович (1681—1736). Христианская литература, представленная старообрядцами, к Петру и его деятельности относится негативно. По их мнению, царя во время путешествия за границу подменили, и в Россию под именем Петра приехал антихрист. Он и одевался и вел себя не как православный: смеялся над стариной, выпускал изо рта дым, одевался в непривычные одежды, жестоко преследовал старообрядцев и т.д.

         Сторонники всемирно-исторической теории одобряют  деятельность Петра I. Историки “государственной школы” (особенно С.М. Соловьев (1820—1879) писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.

          Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, Е. В. Анисимов и др.), продолжая традицию “государственной школы”, считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада (неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат, централизованная система налогов). Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральная литература (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, превращения ее в передовую державу, акцентирует внимание на формах и методах его преобразовательской деятельности. По ее мнению, цель Петра — сделать “Восток Западом” — не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при “ломке” ее устоев. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.

В результате “слепого” заимствования, перенесения чужих идей с Запада (вестернизации) на русскую “почву” утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии. Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с монополизированной крепостнической экономикой. В итоге реформ были на столетия законсервированы крепостнические отношения.

 

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация.

Литература, представляющая теорию, к деятельности Петра I относится отрицательно. В середине XVIII века князь М.М. Щербатов (1733—1790) в памфлете “О повреждении нравов в России” положил начало негативной оценке Петра в публицистике. Славянофилы в 40-е гг. XIX века пришли к выводу, что Петр, “свернув” Россию с естественного пути развития, нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы.

 

 

влияние шведско-голландского  культурно-технологического круга  (вестернизации)
на  развитие  России

 

Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе.

Последователи этого направления (С. А. Нефедов и др.) рассматривают реформы Петра I в контексте модернизации по шведско-голландскому образцу. Фундаментальным открытием шведов была легкая пушка в сочетании с линейной тактикой ведения боя — и в первую очередь Россия заимствовала это новое оружие шведов. Для этого пришлось вызывать западных мастеров и возводить металлургические заводы Урала, строить новые арсеналы в Туле, Петербурге и Москве. Новая линейная тактика потребовала перевести на регулярную основу всю армию; поместная конница была расформирована, а дворяне стали офицерами новой армии; солдаты стали набираться с помощью рекрутских наборов. Для снабжения армии были построены полотняные и пороховые мануфактуры; строительство новых заводов потребовало не только привлечения мастеров из Европы, но и создания школ для подготовки собственных кадров. Вместе с новым образованием в Россию пришла новая культура, дворяне стали изучать иностранные языки и одеваться по-европейски. Заимствовались и административные традиции, прежние приказы превратились в устроенные по шведскому образцу коллегии; провинциальное местное и судебное управление также копировало шведские образцы.

Одновременно со шведским культурно-технологическим кругом на Россию распространялся и голландский культурно-технологический круг, символом которого был океанский парусный корабль — “флайт”. Флайт позволил Голландии завоевать господство на морях и захватить в свои руки почти всю морскую торговлю. Петр также мечтал о создании  флота и торговле с дальними странами; он создал военный флот и одержал несколько морских побед — но попытка сделать Россию морской торговой державой, в конечном счете, закончилась неудачей.

Распространяясь на Россию, новые явления взаимодействовали с традициями прошлых эпох, и надо отметить, что этот синтез не привел к переменам в главном: в России сохранялся абсолютизм османского образца. Дворяне (в отличие от Европы) были по-прежнему обязаны военной службой, а их отношения с крестьянами  регулировались государством.  Промышленность, созданная Петром, была, в основном, государственной промышленностью, обслуживающей армию и флот. В целом Россия оставалась восточным государством с европейским фасадом.

Сравнительно-теоретическая   схема

предмет изучения + исторический факт =  теоретическая интерпретация 

Оценки деятельности Петра I

 

Название  теории

Предмет изучения

Интерпретации факта

Религиозно-историческая

(Христианская)

Движение человечества к Богу

Официальная церковь относится к преобразованиям Петра I лояльно; старообрядцы – отрицательно, считая Петра I антихристом

Всемирно-историческая:

Общемировое развитие, прогресс человечества

В результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превращения в европейское государство

Материалистическое направление

Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба

В результате петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, но преобразования были проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся

Либеральное направление

Развитие личности и обеспечение ее   индивидуальных свобод

В результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, но стала представлять собой военно-полицейское государство с монополизированной крепостнической экономикой

Технологическое направление

Развитие технологическое, научные открытия

Петровские реформы сводились к модернизации России по шведско-голландскому образцу, однако эта модернизация поначалу не затронула восточных устоев российского абсолютизма и принципов организации дворянской службы

Локально-историческая

Единство человечества и территории

Петр I «свернул Россию» с естественного пути развития, нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия

 

 

 

литература различных теорий

 

Учебная

Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII — XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд.  М., 1998 (универсальная – синтез теорий). Вернадский Г.В. Русская история: Учебник.  М., 1997 (локальная). Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений  / Под ред. А. М. Панченко.  М., 1996 (локальная).  Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995 (либеральная). История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А. Рыбакова. М., 1975 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001; Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 1989 (материалистическая).

Научная

1. Монографии: Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989 (материалистическая). Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. СПб., 1997 (либеральная). Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989 (материалистическая). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная). Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительное историческое исследование. М., 1994 (либеральная). Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990 (материалистическая). Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная).

2. Статьи: Володарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории, 1993, № 6 (либеральная). Ланщиков А. Император-большевик // Родина, 1992, № 3 (либеральная). Запарий В. В., Личман  Б. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация новой истории России// Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Екатеринбург, 1999-http://hist1.narod.ru/Science/Tehinterp2.html (технологическая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Урок истории по теме: Петр I и его реформы: оценка человека XXI века.

Урок способствует определению у учащихся своего отношения к личности и эпохе Петра Великого, расширяет представления о роли и значении исторической личности в истории, развивает умения излагать и отст...

Конспект урока истории "Начало правления Петра I"

Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I"...

Урок истории по теме "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу не просто вооружить ученика фиксированным набо­ром знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в ...

Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...