Урок истории по теме: Петр I и его реформы: оценка человека XXI века.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Урок способствует определению у учащихся своего отношения к личности и эпохе Петра Великого, расширяет представления о роли и значении исторической личности в истории, развивает умения излагать и отстаивать свою точку зрения на проблему, навыки работы в группе, учит работать с источниками, делать выводы, анализировать, отвечать на проблемные вопросы. Урок по типу является повторительно-обобщающим, по форме - дискуссией. Формы работы с учащимися: индивидуально-групповая, фронтальная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_petru.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

 с. Ачикулак

Урок истории

Тема: Петр I и его реформы: оценка человека XXI века.

                                                 

        Выполнено:

Дангатаровой Арузат Оразмухамбетовной

учителем истории и обществознания

I категории

МКОУ СОШ № 10 с. Ачикулак

Нефтекумский район

Цели:

1. Определить свое отношение к личности и эпохе Петра Великого.

2. Расширить представления о роли и значении исторической личности в истории.

3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определяемого исторического периода; умение проводить аналогию с нашим временем.

4. Развивать умения излагать и отстаивать свою точку зрения на проблему, навыки работы в группе.

5. Развивать творческие способности учащихся, формировать надпредметные навыки и умения.

6. Учиться работать с источниками, делать выводы, анализировать, отвечать на проблемные вопросы.

7. Воспитывать у учащихся чувства уважения и гордости за свой народ, свою Родину, Россию.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: дискуссия.

Формы работы с учащимися: индивидуально-групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы - 3 на группу, листы с выдержками из документов 3 шт., маркеры или фломастеры, самоклеющиеся закладки, тетради для записей у каждого ученика.

Историю можно любить и нет,

можно знать и нет,

но понимать историю своего народа нужно.

Каждый хотя бы мало-мальски культурный человек просто обязан разбираться в

событиях и уметь их оценивать.

Плутарх

Ход урока

  1. Вводно-мотивационная часть. Работа с оптическими иллюзиями.

Вывод: так и в истории, смотря как посмотреть на факт, можно увидеть совершенно разные смыслы.

  1. Информационно-аналитическая часть.

Учитель: просмотрев инсценировку догадайтесь о каком периоде будем говорить.

                        1. Инсценировка.

ПетрI: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете?

Меншиков: Не волнуйся, мин херц, благодарны они тебе за то, что ты победил в Северной войне.

Петр: Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив.

Вывод: на уроке будет речь об эпохе ПетраI и его реформах.

        2.Актуализация знаний по  реформам в экономике, политике, военной области.

                                                            Таблица для первой группы (экономика)

«+»

«- «

Развитие промышленности

Политика меркантилизма

Рост налогов, феодального гнета, приписные крестьяне.

                                                       Таблица для второй группы (военная область)

положительное

отрицательное

Создание регулярной армии.

Создание флота.

25 лет службы, крестьян отрывали от земли.

Рост налогов.

                                                      Таблица для третьей группы (политика)

хорошее

плохое

«Табель о  рангах»  дал возможность представителям  народа дослужиться  до высших чинов

Создание Сената, коллегий, деление страны на губернии упорядочивало правление в стране.

 Рост числа чиновников (более 3 тыс. чел.).

Росли расходы на содержание управленческого аппарата.

После работы в группах 1-2 учащихся представляют работы у доски, выбрав свой раздел таблицы.

Учитель: Итак,  мы вспомнили некоторые реформы Петра 1, рассмотрели их с положительной и отрицательной сторон. Характеристики самого Петра тоже самые противоположные. В классе 7А я попросила ребят ответить на вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают когда вы думаете об эпохе Петра1?» Вот что получилось. На слайде: Северная война, реформатор, коллегии, Синод, революционер, царевич Алексей, антихрист, Меншиков, Кунсткамера.

А вас я попрошу из этого перечня ассоциаций выбрать оценку.

Учащиеся выбирают  революционер, реформатор, антихрист (термины появляются на доске)

3.Работа с документами. Познакомится с текстом и ответить на вопросы, поставленные к ним. Определить как автор документа относится к Петру I и оценивает его реформы.

1.Историк о Петре I

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать

на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

  На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

 2."Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3.Из «Мольбы» русского старообрядца:

«…И верно сказано: «Рыба с головы гниет». Сам царь бесчинству многому начало положил. Нарек сам себя – Петр I. Ладно бы Великий или Грозный – такое бывало на Руси, а то первый будто до него ничего и не было на Москве. Сие – явное безумие бысть, и кара Божия народу за грехи его через царя его! Вот знаки кары той: колокола со святых церквей сам царь снимал и на пушки переливал, чин патриарший упразднил, стольный град отцов своих покинул и вертеп себе на болоте воздвиг, сам табак курил, иноземное платье носил, … лотошника неграмотного князем объявил, нарек себя языческим чином «император». Тут бы и отлучить от церкви святой богохульника и с престола его свести. Нет! Значит, достойны русски люди оказались высшей кары Господней».

В чем суть позиции русского старообрядца?

После работы с документом 1-2 учащихся представляют работы у доски.

  1. Рефлексивная часть

Учитель:

Сейчас я попрошу вас каждого оценить выступление той группы, которое вам понравилась.

Голосуют при помощи самоклеющихся закладок наклеек. (Получается, что

каждая позиция нашла своих сторонников)

Таким образом, мы выяснили, что единства нет. А значит, Петр 1 был и реформатор, и революционер, и антихрист.

Я беру в руки ровный, гладкий лист бумаги, складываю его вдвое — на нем остался след. Так и у меня после этого урока останется в сердце след. Я буду помнить о беседе с вами, об уроке, проведенном в нетрадиционной форме в присутствии гостей. Ведь все в жизни оставляет след, все имеет память. А какой след в вашем сердце оставил данный урок?

 Ответы учащихся: Высказывают свои мысли об уроке, своих мыслях, которые возникли в ходе урока, своём понимании темы и т. д.

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать эссе по теме «Петр I - великий тиран или реформатор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: «Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»?

Разработка урока по историии в 9-ом классе с элементами дискусии....

Урок повторения и обобщения на тему: Петр Великий. Значение петровских реформ". 7 класс

на уроке используется раздаточный материал с отрывками исторических источников и вопросами....

Урок истории по теме "Роль Петра I в истории"

Урок истории разработан для 10 класса гуманитарного профиля....

Урок истории на тему: "Особенности международных отношений в 20 -30 гг. 20 века"

В 2014 году исполнилось ровно 75 лет с начала самой кровопролитной, самой разрушительной, самой жестокой из всех войн – Второй мировой войны.С чего же все начиналось? Что произошло 75 лет назад, ...

Урок истории по теме "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу не просто вооружить ученика фиксированным набо­ром знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в ...

Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...

Презентация к уроку истории по теме " Культура и быт России во второй половине ХVIII века", 8 класс

Презентация к уроку истории 8 класса: Презентация " Культура и быт России во второй половине ХVIII века"....