Урок по истории "История Великой Отечественной войны"
методическая разработка по истории на тему

Данная методическая разработка урока по истории "История  Великой отечественной войны" предназначена для преподавателей истории. Тема Великой Отечественной войны и Второй мировой войны очень важная в истории России. И поэтому ей нужно уделять особое внимание на уроках истории. Данная методическая разработка предлагает интересные формы повторения и закрепления материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

по  предмету  «ИСТОРИЯ»

тема: «История Великой Отечественной войны»

(обобщающий урок)

преподаватель: Шалаева Н.В.

ВВЕДЕНИЕ

    Данная  методическая  разработка обобщающего  урока по истории по теме «История  Великой  Отечественной  войны»  предназначена для преподавателей истории.

    Тема Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны очень важная в истории России. И поэтому ей нужно уделять особое внимание на уроках истории.

    Данная методическая разработка предлагает интересные формы повторения и закрепления материала.

Подготовительный этап.

    При подготовке урока преподаватель разрабатывает план урока, подбирает и формирует вопросы и задания; составляет тесты; историческое домино, историческое лото, таблицы и кроссворды, отбирает необходимые исторические документы. Преподаватель так же делает таблицы «Крупнейшие операции  В.О.В.», контурные карты по Сталинградской  и Курской битве, карточки для исторического домино по датам.

    В ходе уроков по этой теме учащиеся делали  доклады по истории  В.О.В. Из лучших докладов формируется выставка. Так же готовится выставка книг по истории В.О.В.

     Заранее участниками кружка был сделан альбом «Великая Отечественная война на территории Волоколамского района». Участники кружка так же заранее оформили стенд «Эхо войны» о памятных местах Волоколамского района, связанные с В.О.В. Для оформления кабинета к уроку и большей наглядности были сделаны таблицы с разными данными по В.О.В.

    При подготовке урока велась предварительная работа с учащимися, которые должны принять участие в конкурсе «Темная лошадка». Один из них готовил доклад на тему «Великая Отечественная война на территории Волоколамского района» и вопросы командам по этому докладу. Другой готовил к показу видеофильм «Битва за Берлин» и тоже вопросы командам по этому фильму.

             

План занятия

По предмету: История.

Тема: История Великой Отечественной войны.

Методическая цель: показать разнообразные методы опроса.

Образовательная: повторить и обобщить учебный материал по истории

                               Великой Отечественной войны.

Развивающая: развивать у учащихся память, внимательность, логику мышления, красивую правильную речь, интеллект, ответственность, умение работать в группе.

Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать у учащихся чувство любви к Родине и гордости за свой народ, свое Отечество, нетерпимое отношение к войнам вообще.

Тип урока: обобщение.

Форма проведения: игра «Счастливый случай».

Оборудование и оснащение:

     1.  Карты по Великой Отечественной войне.

     2.  Тесты.

     3.  Домино.

     4.  Лото.

     5.  Таблицы.

     6.  Исторические документы.

     7.  Кроссворды.

     8.  Стенд «Эхо войны» (памятные места Волоколамского района, связан-

          ные с Великой Отечественной войной».    

     9.  Альбом «В,О,В, на территории Волоколамского района».

    10.  Выставка докладов по В.О.В.

    11.  Контурные карты по Сталинградской и Курской битве.

    12.  Видеофильм «Битва за Берлин».

    13.  Доклад «Великая Отечественная война на Волоколамской земле».

    14.  Выставка книг по В.О.В.

ХОД  УРОКА

       1.  Организационный момент:

                -  проверка посещаемости;

                -  сообщение темы урока;

                -  назначаются капитаны 2-х команд, которые сами поочередно

                    набирают себе команду.

       2.  1  конкурс: «Разминка»

                 -  тестирование;

                 -  привести в соответствие «Крупнейшие операции В.О.В.»

            2  конкурс: Домино «Угадай дату».

            3  конкурс: Лото «Счастливый случай».

            4  конкурс: «Темная лошадка».

          -  доклад «Великая Отечественная война на Волоколамской земле» (вопросы к нему)

          -  видеофильм «Битва за Берлин» (вопросы к нему).

            5  конкурс: «Дальше, дальше, дальше».

            6  конкурс: «Ты мне, я тебе».

       3.   Подведение итогов.

СЦЕНАРИЙ.

     Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «История Великой Отечественной войны». Эта тема очень важная в истории России, поэтому мы с вами уделяем ей особое внимание. И сегодня мы должны вспомнить основные моменты, Связанные с Великой Отечественной войной. Но проведем мы наш урок не совсем обычно. Мы с вами сыграем в игру «Счастливый случай». Чтобы начать игру, нам нужно разделиться на 2 команды: «Победа» и «Партизаны». Я назначу капитанов, а они сами наберут себе команду (по очереди):

                    -  

                    -

Помогать подсчитывать баллы мне будет                                      . Итак, команды готовы. Начинаем.

1 конкурс  -   «Разминка».  Мы проведем в два этапа:

       1)  этап  - тесты (см.приложение 1). Даю 2 минуты посовещаться и к доске выходят по

            одному представителю от команды (правильный ответ 1 балл).

       2)  этап  - «Крупнейшие операции В.О.В.» (см.приложение 2). Вам даны названия

            операций. Вы должны подписать место, где была эта операция. И если это совет-

             ская  операция, написать ее красным цветом, а если немецкая – черным.

             (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Подводим итоги  1 конкурса.

2 конкурс  -  Домино «Угадай дату» (см.приложение 3). Командам даются карточки с датами и событиями (всего 13 карточек: 1 ставит ведущий – преподаватель и по 6 – у команд). Ход переходит не обязательно по порядку, главное, правильно подставить следующую карточку. За каждый правильный ответ + 1 балл, за каждый неправильный ответ – 1 балл. Если ответ неправильный исправит болельщик – ему жетон.

Подведение итогов   -  на доске.

3 конкурс   -  Лото «Счастливый случай». Заключается в том, что если вы достали из мешочка красный бочонок и не знаете ответа, все равно получаете 1 балл. Бочонки достают представители команд по очереди. Ведущий говорит номер бочонка и зачитывает вопрос  из 1 группы для одной команды и  из 2 группы для другой команды.

1 группа «Победа»

2 группа «Партизаны»

1.   Значение битвы под Москвой.

2.   Расскажите о Сталинградской битве,

      выполнив задание на карте.        

      (см.приложение 6)

3.   Что за исторический документ?

      (см.приложение 4).

4.   Как настоящая фамилия Гитлера?

(остается 1 бочонок и командам дается

общее задание: разгадать кроссворд).

1.   Какие вопросы решала  Потсдамская

      конференция.

2.   Расскажите о Курской битве, выполнив

       задание на карте. (см.приложение 7)

3.   Что за исторический источник?

      (см.приложение 5)

4.   Как настоящая фамилия Сталина?

Кроссворд «Славные сыны Отечества».(см.приложение 8)

     Дается  5 вопросов по горизонтали, с 6 вопросов – ключевое слово. Оно получится само, если правильно ответить на все вопросы по горизонтали. (максимально  - 6 баллов. кто быстрее и правильно разгадает  + 1 балл).

             

к

о

ж

е

д

у

б

к

у

р

ч

а

т

о

в

к

о

в

п

а

к

т

о

и

д

з

е

п

а

в

л

о

в

Подведение итогов конкурса.

4 конкурс «Темная лошадка». Этот конкурс готовится заранее. Данному студенту поручается подготовить доклад на тему: «Великая Отечественная война на Волоколамской земле». Другой студент готовит к показу видеофильм «Битва за Берлин». Эти студенты не должны входить в команды. Они читают доклад, показывают фильм и задают по ним несколько вопросов командам. Кто первый правильно ответит – получает 1 балл за каждый ответ.

5 конкурс «Дальше, дальше, дальше…». Командам поочередно задаются вопросы, в быстром темпе. За каждый правильный ответ дается  1 балл. Если команда дает неправильный ответ, можно спросить соперников или болельщиков.

   1.1.  Каждое дополнение было к договору о дружбе между СССР и Германией в 1939г. (секретные протоколы)

     2.1.  В чем главный смысл этого документа (зафиксирован раздел Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином).

     

     2. 1.  Как  назывались  оборонительные  укрепления  Карельского  перешейка   (линия  Маннергейма).

                 2.2.  Чем закончилась война с Финляндией  (12 марта 1940 г. подписан мирный договор,  отодвинуты границы от Ленинграда).

     3. 1.  Какой  план  нападения  на  СССР разработал германский генеральный штаб  (план «Барбаросса» - молниеносная война – за 4-6 недель   выйти  за рубеж Архангельск- Астрахань).

     3.  2. Какие страны вошли в состав антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания,  США).

      4. 1.  Кто выступил с обращением к народам СССР по радио в полдень 22 июня. (Заместитель Председателя Совнаркома, нарком иностранных дел В.М.Молотов)

       4.2.  Защитники какой крепости стали знамениты в первые дни войны.

            (Брестская крепость).

       5.1.  По  каким  трем  направлениям шло наступление фашистов летом 1941г.(«Север» –на Ленинград, «Центр» - на Москву, «Юг» - на Киев)

       5. 2.  Какой   город   в  начале  войны  задержал  наступление фашистов  на  центральном направление на 2 месяца (Смоленск).

       6.1.  Чем отличился в первый день войны летчик старший лейтенант И.И.Иванов.(один из первых в истории В.О.В. совершил воздушный таран, винтом своей машины срезал хвост вражеского самолета).

       6.2.  Чем   отличился  на  третий  день  войны  летчик  капитан  Г.А.Храпий.   (совершил первый огненный таран, свой пылающий самолет направил на середину моста, где находились фашисты).

       7.1.  Кто командовал Ленинградским фронтом в сентябре 1941 г. (Г.К.Жуков).

      7. 2.  Кто руководил обороной Москвы (Г.К.Жуков).

       8.1.  Назовите известное стихотворение времен В.О.В. и автора.

       8.2.  Назовите известную песню времен В.О.В. и автора.

       9.1.  Чем прославился в годы  войны  Д.Д.Шостакович (7 симфония написана и  впервые исполнена в блокадном Ленинграде).

       9.2.  Чем  прославился  в  годы войны А.Бек (написал повесть «Волоколамское шоссе»).

       10.1.  Что  сказал  Гитлер  о  судьбе Москвы («стереть город с лица   земли, а  на  его месте построить искусственное озеро»).

       10.2.  Для  чего  печатали  фашисты  пригласительные  билеты, наступая  на  Москву  (для парада на Красной площади).

       11.1.  Что такое эвакуация (перемещение в безопасное место).

       11. 2.  Что такое «рельсовая война» (ее вели партизаны, взрывая железнодорожные пути).

       12. 1.  Где и когда произошла первая встреча союзников (на реке Эльбе 25 апреля 1945г.).

       12.2.  Где и когда состоялся Парад Победы (в Москве 24 июня 1945г.).

         13. 1. Как  назывались новые русские танки, которые участвовали в битве под Москвой.   ( Т-34).

       13.2.  Как назывались новые немецкие танки в битве под Курском (тигр, Пантера).

       14. 1. Что послужило поводом первого в годы В.О.В. салюта в Москве

            (освобождение Орла и Белгорода).

       14.2.  Какую специальную международную организацию было решено создать на Крымской Конференции (ООН).

      15. 1. Сколько советских людей погибло за годы В.О.В. (27 млн.)

      15. 2.  Какой ущерб национальному богатству был нанесен за годы войны (30%).

6 конкурс: «Ты мне, я тебе».

Команды  задают  вопросы  друг  другу, которые они готовили заранее  

       Подведение итогов.

          1.  Подсчитываются баллы у каждой команды. Называется победитель.

Участники этой команды получают по «5» . Команда, получившая  меньше баллов получают по «4».

             2.  Болельщики, получившие жетоны тоже получают оценки.

                                1 жетон  - «4»

                                2 жетона и более  - «5».

             3.  Студенты, читавшие доклад и показывающие фильм получают       по  «5».

             4.  Отметить самых активных и эрудированных. Команда выбирает по

 два – три человека, принесших наибольшее количество баллов.   Они  получают по дополнительной «5».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Итак, вывод, который мы должны сделать сегодня. Историческая заслуга  советского

народа и 6го вооруженных сил состоит в том, что они, разгромив фашистские полчища, ликвидировали  опасность  распространения  агрессии  на  другие  страны  и  континенты. Народы Советского Союза на своих плечах вынесли основную тяжесть войны и сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.

     За героизм на фронтах В.О.В. более 7 млн. человек награждены боевыми орденами и медалями, свыше 16 млн. трудящихся награждены медалью «За доблестный труд в В.О.В.», 11633 воина были удостоены звания Героя Советского Союза.

     Но  победа  в  этой  войне, которая  длилась  1418 дней и ночей, далась очень   дорогой

ценой – 27 млн. чел. жизней. И долгожданный  День Победы  - это светлый и радостный праздник. Праздник, который каждый год нам напоминает об этой действительно Великой и поистине Отечественной войне. Это праздник, но пусть у нашего народа и народов всей планеты не будет больше поводов для таких праздников.

                                                 Литература:

1.  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России ХХ век» (М. Просвещение 1999г.)

2.  Е.Д.Полнер «Современный урок. Его методическое обеспечение». Санкт- Петербург.  ЦИПК. 2000г.

3.  В.П.Дмитренко «История Отечества ХХ век». (Дрофа 1997г.)

4.  А.А.Данилов «История России ХХ век. Рабочая тетрадь часть 2» (Москва, Владос.  1996г.)

5.  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ век». (М. Просвещение.  1999г.)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Урок музейной педагогики "Великая Отечественная Война"

Формирование целостной системы знаний о ходе,  итогах   сражения, положившего начало коренному перелому в войне в пользу ССР...

Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе книги писателя  и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....

Исторические источники для работы на уроках по теме "Великая Отечественная война" 9 класс

Небольшая подборка исторических источников по теме "Великая Отечественная война" позволяет расширить представления учащихся о войне, контролировать усвоение материала, а также готовить учащихся к экза...

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....