Главные вкладки

    Цели и содержание исторического образования
    методическая разработка по истории (5 класс) на тему

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Цели и задачи исторического образования в школе, методы работы учителя, приёмы преподавания истории в школе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цели и содержание исторического образования

    (по лекциям Ю.А. Никифорова на историческом факультете  МГОПУ им. Шолохова в 2001-2002 году)

         До сих пор везде фиксируется воспитательная установка в преподавании истории в школе.

    1) Стандарты образования. Какие цели поставлены и какие цели мы лично ставим перед собой в преподавании истории.

    2) Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала.

    Учебник по истории. Брать для анализа один параграф.

      Структурный анализ: выделение главных исторических фактов, теоретических положений и обобщений, которые вытекают из анализа фактов

       Функциональный анализ: определить образовательные, развивающие и воспитательные возможности выделенных при структурном анализе структурных единиц (фактов, событий, понятий, обобщений).

          Стоит триединая дидактическая задача:

    1) образовательная — обеспечить усвоение учащимися следующих данных (далее — конкретно);

    2) развивающая — продолжить работу по формированию (развитию) данных (перечисление, конкретизация) умений и навыков;

    3) воспитательная — содействовать осознанию учащимися такой-то идеи (воспитанию в учениках таких-то качеств).

        Выделять главные факты и теоретические положения.

       Главные: 1) с одной стороны — с точки зрения авторов учебника. Далее — есть какая-то идея, сверхидея. И -  какие образовательные, воспитательные и развивающие возможности вытекают их этой сверхидеи. Главное — образовательная и воспитательная цель.

          План работы:

    1) выделение главных фактов. Почему они главные. Какие обобщения, выводы присутствуют здесь. Какие второстепенные факты надо привлечь для осмысление главного факта. Второстепенные здесь не несут важного (пока) здесь и существенного именно сейчас для нас.

    2) какое можно вызвать эмоциональное переживание.

    3) результаты: какие мировоззренческие идеи формируются, воспитание каких убеждений происходит.

    Пример.

        Россия в Первой мировой войне.

       Тема урока: Преддверие и начало Первой мировой войны.

       Главные факты: 1) два военно-политических союза (Тройственный союз и Антанта); 2) Борьба великих держав за раздел и передел мира, мирового рынка — начало империализма. Агрессивная политика Германии. Рост германской промышленности и военного потенциала.

         Англия присоединилась к Антанте из-за противоречий с Германией. Россия связана с Францией с 1891-1894 гг. (Франция — резко враждебна Германии с эпохи Франко-прусской войны). 1904 год — соглашение Англии и Франции. 1907 год — соглашение России и Англии после почти 80 лет вражды (последнее совместное действие — Наваринская битва 1827 года).

         Балканские конфликты — с 1908 года (Боснийский кризис). Противоречия на Балканах между Россией и Австрией, которую поддерживала Германия, Россия в 1908 году проиграла (Босния аннексирована Австрией). 1912-1913 годы — Балканские войны; Балканы — узел противоречий. Таким образом — межимпериалистические противоречия, осложнённые национальным фактором. 1913 год — развал балканского фронта антиосманских держав (за которыми стояла Россия) — серьёзный проигрыш России. Англия и Франция за Балканы воевать не хотели. С 1913 года Болгария перешла на сторону Германии. Сербия — противник Австрии и Германии. Балканы - «пороховой погреб» Европы, узел территориальных и национальных противоречий. Турция — тяготение к Германии — начало 1914 года — миссия Лимана фон Сандерса, протест России из-за черноморских проливов.

           Постоянные конфликты подталкивали к роковой черте.

       15 (28) июня 1914 года — убийство Франца-Фердинанда в Сараево — повод к войне.

         10 (23) июля 1914 года — ультиматум Австрии Сербии.

          15 (28) июля 1914 года — Австрия объявляет войну Сербии.

    Россия бросилась на защиту Сербии — мобилизация.

    1 августа 1914 года — Германия объявляет войну России. Франция объявляет войну Германии.

    4 августа 1914 года — Англия вступает в войну.

    В войну вступило 38 государств с общим населением 1 млрд. человек.

        Два фронта: Западный и Восточный.

    Германия — быстрые удары. Сперва — разгром Франции, потом — всей мощью навалиться на Россию. План Шлиффена - «молниеносная война». Чёткое осознание германскими стратегами того, что длительную войну на истощение Германия не выдержит.

       Война носит массовый характер, всё решал уровень развития экономики, индустриальная война, война экономик. Железные дороги, инфраструктура — лучше у Германии, чем у России.

        Как можно было избежать войны? Урегулирование противоречий мирными средствами. Более сдержанная позиция России в защите Сербии. Неагрессивная политика Германии.

          Воспитательная цель — решать споры мирными средствами, не доводить до эскалации.

         Выводы: при тогдашней расстановке сил война стала неизбежной (два враждебных блока — ключевой факт, с которого мы начали).

        Эмоциональные переживания: протест против бойни, устроенной империалистическими правительствами.

        Причины, движущие силы войны и противоборствующие стороны, намерения держав, положения стран. Особо — положение сторон (перспективы России), повод к войне, начало войны. Германия — главная страна в войне, главный виновник войны.  

    Содержание и структура исторического образования

      Был создан образовательный стандарт по истории: Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и возможности по достижению этого идеала.

    1) Что должен дать учитель детям;

    2) Минимум, который дети должны знать;

    3) Примерные вопросы, типовые задания для проверки.

        Должен учитываться не только идеал, но возможности для достижения этого идеала.

        Стандарт определяет: 1) обязательный минимум; 2) содержание программ по истории; 3) максимальный объём учебной нагрузки; 4) требования к уровню подготовки учащихся.

        Есть два компонента в стандарте: 1) федеральный; 2) региональный. Может быть ещё и школьный компонент.

           Стандарт по истории состоит из:

    1) общая характеристика образовательной области. Там сформулированы и цели;

    2) базовое содержание курса;

    3) требования к минимальному уровню подготовки учащихся;

    4) принципы подхода к оценке выполнения требования.

       Базовое содержание — то, что учитель обязан рассказать. Минимальный уровень требований — то, что ученик обязан знать

         Принцип концентров. Концентр — превращение исторического образования в непрерывный, усложняющийся процесс. В концентре — возможность перейти от событийно-хронологического изучения истории к проблемному. Также — возможность лучше формировать умения школьников при изучении истории — активизация мыслительной деятельности.

          Всё это хорошо теоретически, но на практике — очень. Учебники стали очень объёмные, толстые. И в урок ничего не укладывается. В институтах продолжают преподавать историю по линейному принципу, в событийно-хронологическом ключе. Рушатся межпредметные связи в школе (история — тема «Восстание Пугачёва» и литература - «Капитанская дочка» Пушкина — десинхронизация).

    Цивилизационный и формационный подходы

         Цивилизационный подход — взгляд на историю человечества как на живые организмы. Рождение — жизнь — умирание.

           Ныне политическая история вытесняется социальной и культурной историей.

     Приёмы и средства обучения истории

      Планирование: тематическое и поурочное.

        Приёмы устного изложения:

     

    1) картинное описание — средства воссоздания целостного образа прошлого. Воссоздаётся типичный образ, общие черты, общая картина. Например: наглядная картина (феодал на охоте или древнегреческая мастерская). Ученик должен стать современником этих событий.

         Этот же приём применяется при изучении географических данных — например, природные условия Аравии.

    2) сюжетное повествование — рассказ. В его основе — конфликтная ситуация: завязка, кульминация, финал, развязка. Сюжетное повествование может быть и вымышленным (особенно в младших классах).

    3) аналитическое описание — отличается от картинного тем, что позволяет воссоздать не только образы, но и существенные детали. Чаще всего используется при изучении предметов материальной культуры (плуг, например, нижнебойное и верхнебойное колесо).

    4) образное повествование — например, начало промышленного переворота в России — на примере текстильной промышленности в Иванове.

        Учитель использует несколько приёмов сразу. Например — Бородинская битва. 1) описание позиций; 2) портрет Кутузова; 3) сюжетное повествование.

       Эти четыре приёма — для изложения главного материала.

    5) конспективное изложение — для неглавного материала. Например — 9 января 1905 года. Главное рассказывается образно и красочно. Остальное — конспективное изложение, неглавные факты, не несущие теоретического содержания, они нужны нам только для изложения главных фактов.

    6) сжатое информативное изложение — с цифрами и т. п. (статистика).

    7) портретная характеристика.

    8) проблемное рассуждающее изложение. Учитель показывает модель научного поиска.

    Есть четыре варианта объяснения в истории:

    1. Объяснение — приём изложения теоретического материала. Объяснить — сделать ясным, понятным. «Почему?», «Как случилось?», «Что?».

    В естественных науках — дедуктивно-номологическое объяснение: подведение под закон, указание на причину: «Если...то...»

    В истории, в социогуманитарных дисциплинах есть большой вопрос об общих законах. Здесь — закономерности (см. Ленин о революционной ситуации). Гемпель — история не наука, раз дедуктивно-номологичсекий метод в истории не работает.  

    2. Канадский учёный Дрей предложил рациональный метод объяснения исторических событий. Задача историка — путём реконструкции ситуации показать, что действие было рациональным с точки зрения субъекта этого действия.

    3. Интенциональное объяснение — телеологические объяснения. Указание на цель субъекта исторического действия. Самое распространённое в исторической науке объяснение.

    4. Генетическое объяснение — объяснение положения дел в обществе, государстве. Воссоздание генезиса событий, указание на предшествующие стадии, поиск истоков (но не причин).

    Оптимально — сочетание рационального и телеологического объяснения.

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Повышение качества музыкального образования, переосмысление его целей и содержания».

    Сегодня очень мало детей и родителей приходят в музыкальную школу для того,  чтобы их музыкальное образование имело профессиональную направленность (вследствие большой загруженности в общеобразов...

    Метапредметное содержание исторического образования.

    Понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметное содержание образования» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь общеобразовательные стандарты второго поколе...

    Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании студентов

    Сегодня огромное внимание уделяется предметам общеобразовательного цикла, формирующих целостную систему универсальных знаний, а также гражданскую ответственность, духовность и культуру.В соответствии ...

    Основные цели исторического образования в гимназии

    Современная гимназия требует углубленного образования по предметам гуманитарного цикла, в этой связи история является предметом системообразующим. Через исторические сюжеты ученики осваивают универсал...

    «Цели и содержание технологического образования по направлению «Технологии ведения дома»»

    Цели и содержание направления «Технологии ведения дома» в стандарте основного общего образования....

    Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"

    Выступление на областных Рождественских чтениях на тему: "Православные ценности в содержании исторического образования и современность"...