Олимпийские игры в Древней Греции
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Ермакова Ольга Николаевна
познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное, систематизируя информацию; формирование коммуникативных качеств, развитие навыков публичных выступлений и умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiyskie_igry_v_drevney_gretsii_5_kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  урока  истории  в 5 классе.
                                                                                                                           Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции

Образовательные задачи: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное, систематизируя информацию;

формирование  коммуникативных качеств, развитие  навыков  публичных выступлений и умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник « История Древнего мира» для 5 класса под ред. А.А. Вигасина ,               Г.И.Годера, М., 2010 г,  раздаточный материал (рабочие листы с заданиями) для учащихся, презентация мультимедиа, имитация одежды эллинов.

Основные понятия и термины:  Олимпийские игры, пятиборье, олимпионики, атлеты, панкратий, ипподром.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Добрый день, начинаем урок истории. Какую страну древности мы сейчас изучаем?                           Мы продолжим разговор о Древней  Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас,  в XXI веке.  Сегодня на уроке каждому из вас самому предстоит узнать что-то новое.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Давайте сначала  вспомним, что нам уже известно о Древней Греции.                                                       -Где находится Греция?  (Балканский п-ов, острова Средиземного моря, побережье Малой Азии)
- Как сами греки называли себя и свою родину? (эллинами, Элладой)
-Каких богов древние греки особенно почитали и почему? (Зевса, Посейдона, Аида, Деметру, Афину, Диониса и т.д. Греки считали, что боги помогали во всех их занятиях)                                                                                                                  
- Назовите имя известнейшего древнегреческого поэта и его произведения.  Почему до сих пор они вызывают интерес? (Гомер, «Илиада» и «Одиссея»)
- Назовите самые крупные полисы Греции. Чем они прославились? (Афины и Спарта).
-Назовите имена  самых известных законодателей Греции. Что о них вам известно? (Солон, Ликург)
- Над какой могущественной страной древности грекам  в 5 в. до н. э. удалось одержать победу? (над Персией)                                                                                                                                                           -Какие крупнейшие сражения  Греко –персидских войн вы помните? (Марафонское, у Фермопил, Саламинское морское сражение, битва при Платеях)
Известное всем и очень популярное сегодня понятие «демократия» зародилось именно в Греции.
- А как оно появилось и что означало? (в результате участия всех граждан полиса в работе Народного собрания; в переводе с греческого «демократия» –народное правление, власть народа. )
-Так же благодаря Древней  Греции мы можем наслаждаться сегодня театральными представлениями. Вспомните, какие театральные жанры существовали у греков? (комедия и трагедия)

И еще одно достижение древнегреческой цивилизации, пожалуй, является одним  из самых захватывающих и интересующее буквально  всех.  Посмотрите на экран (демонстрируется набор слайдов из истории Олимпийских игр).Вы догадались, что это «изобретение»  древних эллинов – Олимпийские игры.                                                                                                                                       Почему и когда они зародились? Каким образом греки  готовились к играм?  Как проходили и какие виды состязаний включали?  Мы можем ответить прямо сейчас на все эти вопросы?

3.Выявление места и причины затруднения
Почему мы не можем ответить на эти вопросы? (…нам необходимо знать историю зарождения олимпийского движения



4.Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, какова цель нашей дальнейшей деятельности? (узнать, когда и где  появились Олимпийские игры в древности, как проходили,  какие виды состязаний включали и как чествовали победителей игр на родине?).
Помогут  ответить на все эти вопросы ребята из инициативной группы, которые подготовили опережающее домашнее задание в форме театрализованного представления.

  На интерактивной доске  появляется изображение  ХРАМА ЗЕВСА и другие здания. Ребята  имитируют одежду  эллинов( гимантий из белой простыни или белого материала.)

Перед зрителями появляются послы со свитками в руках.

1 посол: Всем! Всем! Всем!

2 посол: Приближается великий праздник благословенной Эллады- Олимпийские игры!

1 посол: В честь Бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года.

2 посол: Объявляется священный  мир во всей Элладе!

1 посол: Все военные действия должны прекратиться!

2 посол: Горе тому, кто поднимает меч на путника, идущего в Олимпию! Даже пираты- гроза морей, не осмелятся пред гневом Зевса и Посейдона напасть на корабль эллинов!

1 посол: Проклятие и громадный штраф на тот полис, что осмелится пойти войной на соседа!

2 посол: Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на священные игры!

Послы уходят. Вслед за ними появляются трое эллинов, беседующие между собой. Они останавливаются и обращаются к зрителям.

Геродод:  Путники! Вы, знаете, прибыли к нам с далекого Понта Эвксинского, из Пантикопеи. Да хранят боги вас и ваш полис! Я, Геродод, из славного города Сиракузы. Трижды мне пришлось побывать на священных Играх. Трижды я переживал за атлетов из славных Сиракуз! Многие города могут похвастаться своими олимпийцами, в том числе и наш. С малых лет любой мальчик знает имена наших чемпионов! Хвала им!

Админант: Я, Админант, из прекраснейших Афин немного в обиде за друга моего Геродота. Слишком он расхвастался! Сиракузы! Конечно, я чту этот благословенный город, но лучше Афин города нет! И олимпийцев у нас больше. Наш город не жалеет денег на строительство гимназий и палестр. все наши мальчики с детства увлечены спортом и из них вырастают прекрасные атлеты, воины и мореплаватели. И сейчас наши атлеты целых девять месяцев тренировались в палестрах Афин, а затем вместе со всеми тренировались в городе Элиде.

Ликон: Друзья мои, негоже нам так вести себя перед гостями. Я, Ликон из Коринфа, расскажу вам об Олимпийских Играх и  мы вместе побываем там.

   Вот мы и в живописной долине Олимпии. Вы видите, как ярко светит солнце, как благоухает зелень. Перед нами стоят прекрасные здания, храмы портики из белого камня.

   Войдем в храм Зевса. Пусть боги дадут нам благословение, здоровье и покровительство! Принесем и мы в дар Зевсу меру оливкового масла. Вот бронзовые ворота храма, а дальше в глубине восседает на троне величественный Зевс. Великий Фидий сотворил статую из золота и слоновой кости. Трон бога Зевса отделан драгоценными камнями. Словно живой сидит он перед нами! На душе у нас светло и радостно; уходят все горести и тревоги!

Ферамен: Дай, Ликон, и мне, Ферамену из Платей, сказать слово. Праздник длится 5 дней. В первый день – открытие Игр. Парадное Шествие. Какое это красивое зрелище! Впереди идут в пурпурных одеждах судьи- элладоники. Затем величаво выступают атлеты: возничие и бегуны, метатели дисков и панкратионы, прыгуны и борцы. Все они свободные эллины! Нет среди них чужестранцев- варваров и презренных рабов. В Играх принимают участие только мужчины.

  Атлеты приносят жертвы богам и дают клятву бороться честно и по правилам, не пользоваться запрещенными приёмами. А судьи клянутся выносить справедливые решения.

  Во второй, третий, четвертый дни- соревнования, а на пятый- награждение победителей. Итак, начинаются Олимпийские Игры!

  Геродот, Адиант, Ликон и Ферамен садятся на скамейки в глубине сцены и становятся зрителями Игр.

Один за другим выходят победители соревнований.

Дион: Я. Дион из города Дельфы, победитель скачек! С детства я мечтал об этом счастливом дне! Много лет я ухаживал за своими лошадьми. И они не подвели- помчались быстрее ветра! Вы видите, моя возница Авкон правит колесницей, запряженной четверкой лошадей. Они прошли круг, второй, третий. Вот- седьмой, восьмой, девятый! И вот уже двенадцатый круг! Последний! Вы видите, как две колесницы моих соперников разбились о поворотный столб. Хвала богам, что не моя!

  Мой возница Авкон – молодец! За то, что меня наградят венком победителя и признают олимпиоником, я щедро одарю его двумя талантами серебра!

Леонид: Я, Леонид из геройской Спарты, не отличаюсь красноречием. Нас, лакодемян, учат с детства говорить лаконично. Но мы отличаемся храбростью. Выносливостью, сдержанностью и силой.

Я, Леонид из Спарты, прыгнул дальше всех, пробежал быстрее всех, метнул копьё и диск дальше и быстрее всех, А в борьбе мне не было равных! Я горжусь, что отныне в сражении я буду биться рядом с нашим царём! Это почётное право олимпионика из Спарты! Хвала Зевсу, Ликургу и Спарте!

Фокион:  Сегодня шёл третий день соревнований. Вы, заняв с утра удобные места на стадионе, с трепетом и гордостью любовались нами! Мы – атлеты-воины, верные сыны и защитники прекрасной Эллады, соревновались по бегу в шлемах и со щитами. Земля сотрясалась под нашими ногами! Стремительно и грозно прошли мы дистанцию! Я, Фокион из несравненных Афин, победитель этих соревнований. Я горжусь, что прославил мой город Афины и именем моим назовут эти Олимпийские Игры! Слава Афине!

Креон: А я, Креон из Милета, победил в труднейшем, красивейшем виде соревнований – панкратии. Такова была воля богов!

       Сначала мы тянули жребий, разбились попарно. Панкратий – это борьба и кулачный бой. Очень жёсткий и красивый бой! Посмотрите на мои руки и лицо! Многочисленные шрамы говорят о десятках выигранных схваток. Здесь разрешены все приёмы и удары. Нельзя только кусать и калечить друг друга. К вечеру, победив всех, мы оставались вдвоём с Тимном из Эфеса. Наши тела блестели от пота и оливкового масла. Мы долго боролись, обменивались ударами, заламывали друг другу руки и, наконец, я уложил Тимна! Я был силён как лев и хитёр как лисица. Да будет благословен мой Милет! Хвала Зевсу!

На сцену выходят судьи соревнований. Выносится столик с венками для победителей. Выстраиваются олимпионики.

Диоклит: Я, Диоклит, главный элладоник священных Олимпийских Игр! Я награждаю победителей и возлагаю на их головы венки из оливковых веток со священного дерева храма Зевса. Слава олимпионикам!

Церемония награждения победителей соревнований.


- Сегодня на уроке  вы увидели небольшое театрализованное представление ,  а теперь мы постараемся  самостоятельно ответите на все вопросы, которые мы перед собой поставили, выполнив ряд заданий. Так как  вопросов у нас несколько, работать мы будем по вариантам, каждый вариант (1, 2, 3 ряд) получит свое задание и подготовит ответ на один из поставленных вопросов.  Называются задания для каждого варианта и одно общее задание для всех.

5. Реализация построенного проекта

Учащиеся  знакомятся с заданиями, самостоятельно работают с текстом учебника (параграф № 40) и вписывают пропущенные слова в текст. Затем проверяют друг у друга и сверяют ответы в парах. Время на выполнение задания – 7 мин

                                            Олимпийские игры в Древней Греции
                                                       (параграф № 40)

Вариант 1
страницы 43- 44

Где и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в________________ один раз в __года.
Праздник и соревнования устраивали в честь ___________. На время игр  во всей Греции__________________________________________________.
Первые Олимпийские игры  состоялись в ___________. По мнению греков их основал_______________. Потом игры долго не проводились из-за_______________.

Вариант 2
страницы 44-45

Как проходили Олимпийские игры?

Олимпия расположена в Пелопоннесе,  области _______________. В ней расположены храм и статуя бога ___________, работы скульптора _______. К  священному округу Альтис  примыкали ___________________________.
Праздник в Олимпии проходил ___дней, а сами состязания___ дня. «Судьи греков» следили, чтобы___________________________________________.
Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось  ________________.

Вариант3
страницы 45-48

Какие виды состязаний проводились?

Программа состязаний включала в себя______________________________
________________________________________________________________.                                                               Всё это именовалось __________________.Помогала атлетам соблюдать ритм ________________. Самые популярные виды спорта - ____________
__________________________________, а  самое захватывающее зрелище -    ___________________________________, проходившее  на ________________. Победителей – атлетов награждали_________________, а в гонках колесниц -_____________________________________________.

Задание для всех:
страница 48

Как чествовали победителей игр на родине?
Выберите и подчеркните только верные ответы:

Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую;  сочиняли песню; награждали медалью;  обращались как к третейскому судье.

                             

                                                                                         

                                                                                                                                                                  6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учащиеся по очереди рассказывают у доски по схеме- эталону (презентация). Происходит сравнение и обсуждение рассматриваемых вопросов. На основе проговоренного и услышанного каждый ученик в своих рабочих листах  заполняет пропуски к  каждому варианту.

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся выполняют проверочную работу: «Олимпийские игры» в Древней Греции.
Предлагаются задания, в которых используются полученные на уроке знания.  
                                               Проверочная работа
1.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции
    а) каждый год
    б) раз в пять лет
    в) раз в четыре года
    г) раз в три года

2. Первые Олимпийские игры  были проведены
    а) в 594 г. до н. э.
    б) в 479 г. до н. э.
    в) в 449 г.до н. э.
    г) в 776 г. до н. э.

3. Олимпия была расположена
   а) в Южной Греции
   б) в Средней Греции
   в) в Северной Греции
   г) на острове

4. Программа состязаний включала себя
   а) бег и прыжки
   б) метание диска и копья
   в) борьбу
   г) все вышеперечисленное

5. Победителей игр называли
   а) чемпионами
   б) олимпиониками
   в) героями
   г) выдающимися спортсменами

6. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
   1) Панкратий               А) Скульптор, создатель статуи Зевса
   2) Олимпионики         Б) Программа соревнований, включающая в себя несколько видов спорта
   3) Ипподром               В) Победители Олимпийских игр
   4) Фидий                      Г) Вид соревнований, включающий кулачный бой и борьбу
   5) Пятиборье              Д) Сооружение, где проводились гонки колесниц

1

2

3

4

5

                                                                                                                                                                                После выполнения задания учащиеся проверяют правильность , сверяя с ответами ( по эталону)

8. Включение в систему знаний и повторение        
- Как вы думаете, что Олимпийские  игры давали грекам, почему они так охотно в них участвовали?
Традиция проводить олимпийские игры возродилась сохраняется и в наше время.
Мы знаем, что в ближайшем будущем  - летом 2012 года состоятся  летние Олимпийские  игры во Великобритании, в Лондоне, а еще через два года, в 2014 году – у нас в России будут проходить зимние Олимпийские игры  в городе Сочи.
- Давайте подумаем и сравним современные Олимпийские игры и древнегреческие: что между ними общего, а что – различно. Результаты наших рассуждений занесем в таблицу:
Общие черты и различия современных и древних Олимпийских игр

Общие черты:________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Вопросы для сравнения:


Где проводятся?

Когда проходят?

Кто участвует?

Виды состязаний

Как награждают победителей?

Олимпийские игры в Древней Греции

  Современные Олимпийские игры


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Обсуждаются и анализируются содержание и результаты  учебной деятельности :
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какую цель мы поставили? Как вы думаете, мы её достигли?
- Каким образом нам удалось достичь поставленной цели?
- Оцените свою деятельность на уроке? (на «5» , на «4» , другие оценки)
- Проанализируйте, что на сегодняшнем уроке для вас было самым трудным?
- Вам понравилось самостоятельно добывать знания?
- Где вы можете использовать полученные знания?
Домашнее задание (по выбору): параграф №40
1. Подготовить презентацию  «Олимпийские игры в Греции» или «Из истории олимпийского движения»
2. Составить кроссворд по теме урока.

   Олимпийские игры  в Древней Греции

Вариант 1
страницы 43- 44

Где  и когда появились первые Олимпийские игры?

Олимпийские игры проводились в  Олимпии один раз в  4 года.
Праздник и соревнования устраивали в честь  
Зевса. На время игр  по всей Греции объявлялось священное перемирие.
Первые Олимпийские игры  состоялись в  776 г.до н.э. По мнению греков, их основал Геракл.  Потом игры  долго не проводились из-за  войн.

Вариант 2
страницы 44-45

Как проходили Олимпийские игры?

Олимпия расположена в Пелопоннесе,  области Элида.  В ней расположены храм и статуя бога  Зевса  работы  скульптора Фидия.  К  округу Альтис примыкали  храмы и алтари.
Праздник в Олимпии проходил  5 дней, а сами состязания- 3  дня. «Судьи греков» следили, чтобы  все правила игр соблюдались.
Участвовать в играх и наблюдать за ними запрещалось  женщинам.

Вариант3
страницы 45-48

Какие виды состязаний проводились?

Программа состязаний включала в себя бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу. Всё это именовалось  пятиборьем. Помогала атлетам соблюдать ритм  музыка. Самые популярные виды спорта – кулачный бой и панкратий  (сочетание кулачного боя и  борьбы),
а  самое захватывающее зрелище –
соревнования  колесниц, проходившее на ипподроме. Победителей – атлетов награждали оливковым венком, а в гонках колесниц – пальмовой веткой.

Задание для всех:
страница 48

Как чествовали победителей игр на родине?
Выберите и подчеркните только верные ответы:

Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую;  сочиняли песню; награждали медалью;  обращались как к третейскому судье.

                             

                                                                                                       


                             Проверь себя!

1. в
2. г
3. а
4. г
5. б

1

2

3

4

5

Г

В

Д

А

Б

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские игры В Древней Греции

Открытый урок в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"  имеет дополнительный материал по теме, связана с современными Олимпийскими и Паралимпийскими играми. На уроке учащиеся решают...

Урок 5 класс "Олимпийские игры в Древней Греции"

Открытый урок с использованием презентации и дополнительного материала....

Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"

интегрированный урок: история+физическая культура....

Урок "Олимпийские игры в Древней Греции" (5 класс)

На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения олимпийских игр, формируют образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю...

Олимпийские игры в Древней Греции

Интегрированный урок по истории и физической культуре. Вызывает интерес у обучающихся и учителей-коллег....

Технологическая карта на тему: "Олимпийские игры в Древней Греции", 5 класс

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на развитие творческого мышления и развитие у учащихся представлений об истории происхождения Олимпийских игр. В дан...