Урок по теме "Крымская война"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Для 8-ого класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 291.58 КБ | |
| 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Геральдические символы цветов Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие. Серебро (белый) - благородство, правдивость. Голубой - величие, красота, ясность. Зеленый - надежда, изобилие, свобода. Черный - скромность, печаль, траур. Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 14 Вопросы: в результате урока я узнал Три важных имени……………………… Три важных события……………………. Три самых важных чувства……………. Три самых важных качества………………
Предварительный просмотр:
Урок- исследование "Крымская война 1853-1856 гг"
Цели: способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности;
проследить причинно-следственные связи;
уметь анализировать высказывания историков;
воспитывать чувство гордости и уважения к подвигу народа.
МЕТОДЫ: подготовка сообщений учащихся по учебнику и другим источникам, составление таблиц, знакомство с оценками историков, метод"мозгового штурма", составление опорного конспекта.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийные презентации, карта "Крымская война (1853-1856 гг.),раздаточный материал, материалы для кластера.
Вступительное слово учителя:
В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок - символ славы. Он поставлен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В Севастопольской бухте на глазах у плачущих моряков по приказу командования уходили под воду русские парусные корабли, чтобы загородить вход неприятельским судам и тем самым спасти город.
В результате англо-французский флот стал господствовать на Черном море, где проходили главные сражения Крымской войны.
ПРОБЛЕМА: Почему Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении 18 века, давшая отпор самому Наполеону, в сер.19 века изведала горечь сокрушительно го поражения? Каково значение этой войны для дальнейшего развития нашей истории? Какое влияние она оказала на мысли и чувства россиян?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы внимательно послушаем результаты работы исследовательских групп ( политологи, военные историки, экономисты, социологи), поработаем с документами, выскажем свои точки зрения
1 группа - политологи.
Политология — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с государственно-политической организацией общества, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. О чем нам должны рассказать политологи? - о причинах войны, расстановке сил на международной арене, дипломатии.
Презентация и сообщение учащихся.
Зададим вопросы исследователям. (вопросы задает класс)
Есть точка зрения , что вопрос о Палестинских святынях - повод (событие, которое послужило толчком к началу военных действий) к развернувшимся событиям. Что считаете вы? ( возможный ответ: это причина, учитывая уровень религиозности народа в то время. А повод - это поведение Меншикова в Константинополе на переговорах).
РЕЗУЛЬТАТ( фиксируем на доске, составляем кластер):
Причины войны: 1. Противоречия между европейскими странами, усиление борьбы за колонии, рынки сбыта, источники сырья. (Главные цели войны со стороны противников - ограничение геополитического влияния России и ее разделение. Эти планы разработаны кабинетом министров Великобритании во главе с лордом Пальмерстоном)
2. Восточный вопрос для России (контроль проливов и влияние на Балканах)
3. Спор о Палестинских святынях.
.
2 группа - экономисты.
Экономика - это хозяйственная деятельность общества. О чем нам расскажут экономисты? - о готовности экономики России к ведению войны, о состоянии российской армии накануне войны.
Презентация и сообщение учащихся.
Вопросы исследователям.
РЕЗУЛЬТАТ (продолжаем составление кластера): 1.военно-техническая отсталость России
2. неподготовленность к военным действия
3 группа - военные историки.
О чем расскажут они? - о ходе военных действий, военных планах сторон и их осуществлении.
Презентация и сообщение учащихся.
Вопросы исследователям.
Почему война получила название Крымской?
(Предполагаемый ответ: Война 1853-56 гг. велась на протяжении всех российских морских и сухопутных границ. Театр военных действий раскинулся от Балтики до Тихого океана. Атакам подверглись десятки городов Российской империи.
Против России воевали представители десятков народов со всего земного шара. Эпицентр драматических событий - 11-тимесячная оборона Севастополя в Крыму. Поэтому Крымская война.)
Почему потерпели поражение в Крыму?
РЕЗУЛЬТАТ( продолжаем составление кластера): 1. Севастополь сдан войскам противника
2. победы русских в Закавказье
3. провал всех военно-морских операций противника по периметру российских морских границ.
4 группа - социологи.
. Социология - это наука, которая изучает общество, закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. О чем они расскажут? - об отношении в обществе к войне.
Презентация и сообщения учащихся.
Вопросы исследователям.
Работа с документом на стр.91 в учебнике ( из письма Л.Н.Толстого).
Категория "николаевский солдат" - синоним высочайшей выучки, дисциплины, пример достойного исполнения воинского долга.; "нахимовские львы" - в смысле выучки и сноровки русские моряки оказались на высоте.
РЕЗУЛЬТАТ( продолжаем составление кластера): 1.проявление патриотизма, веры.
2. самопожертвование
18 марта 1856 г. - Подписание Парижского мирного договора.
Работа с раздаточными материалами.
Почему французский посол в Вене барон де Бурнэ сказал по поводу Парижского мирного договора: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный?»
(Предполагаемый ответ: В результате войны Россия уступила свои позиции на Ближнем Востоке Франции и Англии. Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума и крепостные сооружения уничтожались. Аналогичные требования были выставлены и Турции. Кроме того, Россия лишалась устья Дуная и южной части Бессарабии, должна была вернуть Карс, лишалась права покровительствовать Сербии, Молдавии. Россия теряла права защитницы балканских народов. Россия и Турция получали все потерянные в ходе войны города.) Вместе с тем, Россия сохранила прежний статус святых мест и это закреплено в документах, и это сохраняется до сегодняшнего дня. Россия не потеряла собственных территорий, добилась приемлимых условий мира от измученных и деморализованных врагов.)
Итоги Крымской войны ?
Варианты решения проблемы:
1. Россия потерпела поражение, условия Парижского мира были унизительны.
2. Россия, несмотря на поражение, не понесла серьезных территориальных финансовых потерь.
3.Англия и Франция не смогли поставить Россию на колени.
Итак, Россия потерпела поражение. Подумаем почему.
Причины поражения? (метод мозгового штурма)
Продолжаем составлять кластер.
Предполагаемые причины:
1. Дипломатические просчеты русского правительства.
2. Хозяйственная и военно-техническая отсталость России.
3. Неумелое командование сухопутными войсками.
Каковы уроки Крымской войны? Значение поражения?
Работа с документами (раздаточные материалы)
Продолжаем составлять кластер.
ВЫВОДЫ:
1. война показала глубокий кризис самодержавно-крепостнического строя, отсталость России от передовых стран Европы
2. Необходимость коренных преобразований во всех областях жизни. Ускорило отмену крепостного права и проведение буржуазных реформ.
3. вызвала общественный подъем, пробуждение общества.
РЕФЛЕКСИЯ
Как бы вы изобразили знамя полка, принимавшего участие в Крымской войне, в соответствии с тем значением, какое имела война для нашего общества?
Презентация.
Геральдические символы цветов:
Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие.
Серебро (белый) - благородство, правдивость.
Голубой - величие, красота, ясность.
Зеленый - надежда, изобилие, свобода.
Черный - скромность, печаль, траур.
Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.
(песня "Покуда Севастополь будет русским" Константин Фролов)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 14;
Письменное задание:
В результате урока я узнал:
3 важных имени…………..
3 самых важных события………………………
3 самых важных качества…………………………
3 самых важных чувства…………………………..
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1 задание
Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.
Документ 1
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены — и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы .Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули, введенные у нас во время осады, после двух или трёх выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается... …». Участник Крымской кампании П. В. Алабин
Документ 2
«Восточная война разорвала завесу, дотоле в глазах Европы скрывавшую бессилие огромной пространством России. Оказалось, что армия, которую Николай I считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и отменно маневрировать, не может, невзирая на беззаветное мужество солдат, обер-офицеров и многих штаб-офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов». Князь П. В. Долгоруков, политический деятель.
Документ 3
«В самом начале Восточной войны армия... столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказалась без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые злоупотреблениями и хищениями».
2 задание
Почему французский посол в Вене барон де Бурнэ сказал по поводу Парижского мирного договора: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный?»
3 задание
Какие уроки дает нам Крымская война?
Саратовский журналист И.Горизонтов:
"Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития"
Советский историк Е.Тарле:
"Внимательный анализ как военных, так и дипломатических событий, связанных с Крымской войной, приводит нас к непоколебимому убеждению, что тяжкое поражение потерпел самодержавный строй, но не русский народ. Героическая оборона произвела сильное и длительное впечатление на врагов. …..
Проходит еще немного времени - и русская дипломатия, руководимая А. М. Горчаковым, в 1870 г. уничтожает наложенное на Россию унизительное ограничение военных сил на Черном море, а в 1878 г. Бессарабия снова становится русской. Великий русский народ выдержал страшные удары в 1854-1855 гг., но морально не пал духом.
Таков исторический урок Крымской войны, которая притом велась Россией в самых неблагоприятных условиях, какие только можно себе представить,. …мы ни на минуту не должны забывать ни о безобразной отсталости в технике, в боевой подготовке командного и рядового состава, ни об общем слабом промышленном развитии страны, ни о невозможном состоянии путей сообщения в необъятном Русском государстве…. "
Современный историк В.Казарин:
" Россия не проиграла Крымскую войну. Она выстояла в страшном противостоянии со всей Европой и не допустила своего расчленения. Она успешно и уверенно выдержала натиск на востоке, на западе и на севере… она заставила выступить с предложениями о мирных переговорах саму Европу".
4 задание
Как бы вы изобразили знамя полка, принимавшего участие в Крымской войне, в соответствии с тем значением, какое имела война для нашего общества?
Геральдические символы цветов:
Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие.
Серебро (белый) - благородство, правдивость.
Голубой - величие, красота, ясность.
Зеленый - надежда, изобилие, свобода.
Черный - скромность, печаль, траур.
Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...
Урок "Великая Отечественная война на уроках математики".
Урок "Великая Отечественная война на уроках математики"....

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"
Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...
Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:· актуализацию полученных знаний по курсу &laq...
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."
Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»
Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...

Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.
10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года....
