Урок по теме "Крымская война"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Васильева Елена Геннадьевна

Для 8-ого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krymskaya_voyna.pptx291.58 КБ
Файл urok_krymskaya_voyna.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крымская (ВОСТОЧНАЯ) война (1853-1856 гг )

Слайд 3

Геральдические символы цветов Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие. Серебро (белый) - благородство, правдивость. Голубой - величие, красота, ясность. Зеленый - надежда, изобилие, свобода. Черный - скромность, печаль, траур. Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.

Слайд 4

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 14 Вопросы: в результате урока я узнал Три важных имени……………………… Три важных события……………………. Три самых важных чувства……………. Три самых важных качества………………



Предварительный просмотр:

                                            Урок- исследование "Крымская война 1853-1856 гг"

Цели: способствовать развитию  у учащихся навыков исследовательской деятельности;

            проследить причинно-следственные связи;

            уметь анализировать высказывания историков;

             воспитывать чувство гордости и уважения к подвигу народа.

МЕТОДЫ: подготовка сообщений учащихся по учебнику и другим источникам, составление таблиц, знакомство с оценками историков, метод"мозгового штурма", составление опорного конспекта.

ОБОРУДОВАНИЕ:  мультимедийные презентации, карта "Крымская война (1853-1856 гг.),раздаточный материал, материалы для кластера.

Вступительное слово учителя:

   В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми  крыльями, несущего в клюве лавровый венок - символ славы. Он поставлен в память   о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В Севастопольской бухте на глазах у плачущих моряков по приказу командования уходили под воду русские парусные корабли, чтобы загородить вход неприятельским судам и тем самым спасти город.

     В результате англо-французский флот стал господствовать на Черном море, где проходили главные сражения Крымской войны.

  ПРОБЛЕМА: Почему Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении 18 века, давшая отпор самому Наполеону, в  сер.19 века изведала горечь сокрушительно го поражения? Каково значение этой войны для дальнейшего развития нашей истории?    Какое влияние она оказала на мысли и чувства россиян? 

    Для того, чтобы ответить на эти вопросы внимательно послушаем результаты работы исследовательских групп ( политологи, военные историки, экономисты, социологи), поработаем с документами, выскажем свои точки зрения

 

1 группа - политологи.

      Политология — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с государственно-политической организацией общества,  нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. О чем нам должны рассказать политологи? - о причинах войны, расстановке сил на международной арене, дипломатии.

Презентация и сообщение учащихся.

Зададим вопросы исследователям. (вопросы задает класс)

     Есть точка зрения , что вопрос о Палестинских святынях - повод (событие, которое послужило толчком к началу военных действий) к развернувшимся событиям. Что считаете вы? ( возможный ответ: это причина, учитывая уровень религиозности народа в то время. А повод - это поведение Меншикова в Константинополе на переговорах).

РЕЗУЛЬТАТ( фиксируем на доске, составляем кластер):

Причины войны: 1. Противоречия между европейскими странами, усиление борьбы за колонии, рынки сбыта, источники сырья. (Главные цели войны со стороны противников - ограничение геополитического влияния России и ее разделение. Эти планы разработаны кабинетом министров Великобритании во главе с лордом  Пальмерстоном)

                                                        2. Восточный вопрос для России (контроль  проливов  и влияние на Балканах)

                                                        3. Спор о Палестинских святынях.

.

     2 группа - экономисты.

Экономика - это хозяйственная деятельность общества. О чем нам расскажут экономисты? - о готовности экономики России к ведению войны, о состоянии российской армии накануне войны.

Презентация и сообщение учащихся.

Вопросы исследователям.

РЕЗУЛЬТАТ (продолжаем  составление кластера): 1.военно-техническая отсталость России

                                                                                               2. неподготовленность к военным действия

3 группа - военные историки. 

О чем расскажут они? - о ходе военных действий, военных планах сторон и их осуществлении.

Презентация и сообщение учащихся.

Вопросы исследователям.

Почему война получила название Крымской?

(Предполагаемый ответ: Война 1853-56 гг.  велась на протяжении всех российских морских и сухопутных границ. Театр военных действий раскинулся от Балтики до Тихого океана. Атакам подверглись десятки городов Российской империи.

Против России воевали представители десятков народов со всего земного шара. Эпицентр драматических событий - 11-тимесячная оборона Севастополя в Крыму. Поэтому Крымская война.)

Почему потерпели поражение в Крыму?

РЕЗУЛЬТАТ(  продолжаем  составление кластера): 1. Севастополь сдан войскам противника

                                                                                       2. победы русских в Закавказье

                                                                                       3. провал всех военно-морских операций противника по периметру российских морских границ.

4 группа - социологи.

. Социология  - это наука, которая изучает общество, закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом. О чем они расскажут? - об отношении в обществе к войне.

Презентация и сообщения учащихся.

Вопросы исследователям.

Работа  с  документом  на стр.91 в учебнике ( из письма Л.Н.Толстого).

Категория "николаевский солдат" - синоним высочайшей выучки, дисциплины, пример достойного исполнения воинского долга.; "нахимовские львы" - в смысле выучки и сноровки русские моряки оказались на высоте.

РЕЗУЛЬТАТ( продолжаем  составление кластера):  1.проявление патриотизма, веры.

                                                                                                2. самопожертвование

18 марта 1856 г. - Подписание  Парижского  мирного договора. 

Работа с раздаточными материалами.

Почему французский посол в Вене барон де Бурнэ сказал по поводу Парижского мирного договора: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный?»

(Предполагаемый ответ: В результате войны Россия уступила свои позиции на Ближнем Востоке Франции и Англии. Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума и крепостные сооружения уничтожались. Аналогичные требования были выставлены и Турции.  Кроме того, Россия лишалась устья Дуная и южной части Бессарабии, должна была вернуть Карс, лишалась права покровительствовать Сербии, Молдавии. Россия теряла права защитницы балканских народов. Россия и Турция получали все потерянные в ходе войны города.) Вместе с тем, Россия сохранила  прежний статус святых мест и это закреплено в документах, и это сохраняется до сегодняшнего дня. Россия не потеряла собственных территорий, добилась приемлимых условий мира от измученных и деморализованных врагов.)

Итоги Крымской войны ?

Варианты решения проблемы:

1. Россия потерпела поражение, условия Парижского мира были унизительны.

2. Россия, несмотря на поражение, не понесла серьезных территориальных финансовых потерь.

3.Англия и Франция не смогли поставить Россию на колени.

Итак, Россия потерпела поражение. Подумаем почему.

Причины поражения? (метод мозгового штурма)

Продолжаем составлять кластер.

Предполагаемые причины:

1. Дипломатические просчеты русского правительства.

2. Хозяйственная и военно-техническая отсталость России.

3. Неумелое командование сухопутными войсками.

Каковы уроки Крымской войны? Значение поражения?

Работа с документами (раздаточные материалы)

Продолжаем составлять кластер.

ВЫВОДЫ:

1. война показала глубокий кризис самодержавно-крепостнического строя, отсталость России от передовых стран Европы

2. Необходимость коренных преобразований  во всех областях жизни. Ускорило отмену крепостного права и проведение буржуазных реформ.

3. вызвала общественный подъем, пробуждение общества.

РЕФЛЕКСИЯ  

Как бы вы изобразили знамя полка, принимавшего участие в Крымской войне, в соответствии с тем значением, какое имела война для нашего общества?

Презентация.

Геральдические символы цветов:

Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие.

Серебро (белый) - благородство, правдивость.

Голубой - величие, красота, ясность.

Зеленый - надежда, изобилие, свобода.

Черный - скромность, печаль, траур.

Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.

(песня "Покуда Севастополь будет русским" Константин Фролов)

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 14;

Письменное задание:

В результате урока я узнал:

3 важных имени…………..

3 самых важных события………………………

3 самых важных качества…………………………

3 самых важных чувства…………………………..

                                                 

                                             МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ    РАБОТЫ

                                                                                   1 задание

 Используя документы, выделите причины поражения России в Крымской войне.

 Документ 1

«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены — и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы .Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули, введенные у нас во время осады, после двух или трёх выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается... …». Участник Крымской кампании П. В. Алабин

Документ 2

«Восточная война разорвала завесу, дотоле в глазах Европы скрывавшую бессилие огромной пространством России. Оказалось, что армия, которую Николай I считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и отменно маневрировать, не может, невзирая на беззаветное мужество солдат, обер-офицеров и многих штаб-офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов».  Князь П. В. Долгоруков, политический деятель.

Документ 3

«В самом начале Восточной войны армия... столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказалась без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые злоупотреблениями и хищениями».

                                                                                         2 задание

Почему французский посол в Вене барон де Бурнэ сказал по поводу Парижского мирного договора: «Никак нельзя сообразить…кто же тут победитель, а кто побежденный?»

                                                           3 задание

Какие уроки дает нам Крымская война?

Саратовский журналист И.Горизонтов:

"Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития"

Советский историк Е.Тарле:

"Внимательный анализ как военных, так и дипломатических событий, связанных с Крымской войной, приводит нас к непоколебимому убеждению, что тяжкое поражение потерпел самодержавный строй, но не русский народ. Героическая оборона произвела сильное и длительное впечатление на врагов. …..

Проходит еще немного времени - и русская дипломатия, руководимая А. М. Горчаковым, в 1870 г. уничтожает наложенное на Россию унизительное ограничение военных сил на Черном море, а в 1878 г. Бессарабия снова становится русской.  Великий русский народ выдержал страшные удары в 1854-1855 гг., но морально не пал духом.

      Таков исторический урок Крымской войны, которая притом велась Россией в самых неблагоприятных условиях, какие только можно себе представить,.  …мы ни на минуту не должны забывать ни о безобразной отсталости в технике, в боевой подготовке командного и рядового состава, ни об общем слабом промышленном развитии страны, ни о невозможном состоянии путей сообщения в необъятном Русском государстве…. "

Современный историк В.Казарин:

" Россия не проиграла Крымскую войну. Она выстояла в страшном противостоянии со всей Европой и не допустила своего расчленения. Она успешно и уверенно выдержала натиск на востоке, на западе и на севере… она заставила выступить с предложениями о мирных переговорах саму Европу".

                                                                                4 задание

Как бы вы изобразили знамя полка, принимавшего участие в Крымской войне, в соответствии с тем значением, какое имела война для нашего общества?

                                     Геральдические символы цветов:

Золотой (желтый) - богатство, верность, справедливость, милосердие.

Серебро (белый) - благородство, правдивость.

Голубой - величие, красота, ясность.

Зеленый - надежда, изобилие, свобода.

Черный - скромность, печаль, траур.

Красный - храбрость, мужество, кровь, пролитая в борьбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:·        актуализацию полученных знаний по курсу &laq...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»

Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...

Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.

10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года....