«Развитие учащихся с ОВЗ на уроках истории, как субъекта познавательной деятельности».
статья по истории (6 класс) на тему

Денисова Ирина Витальевна

В статье раскрываются проблемы подбора видов деятельности на уроках истории для учащихся с ОВЗ, способах формирования не только предметных, но и метапредметных результатов, В докладе обосновывается мысль о том, что именно подбор видов деятельности в рамках «деятельностной» парадигмы помогает сделать так,  чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся со сниженными интеллектуальными возможностями и познавательным интересом подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_doklada.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Текст доклада «Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории, как субъекта познавательной деятельности».

«Тяжело в учении  - легко в бою!». Применима ли данная мысль к обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе? На мой взгляд, деятельность учителя заключается в создании условий, при которых детям учиться будет интересно.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

Технологический процесс подготовки урока современного типа  сводится к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся с ОВЗ, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.  Причем деятельность обучающегося представлена в  трех аспектах: познавательной,   коммуникативной и регулятивной.  Дифференцировка заданий помогает в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.

В начале урока  на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как  фантастическая добавка «Машина времени», элемент театрализации и постановка проблемы от лица исторического персонажа. Эти приёмы позволяют замотивировать, привлечь интерес учащихся к теме.

Для актуализации уже имеющихся знаний по данной проблеме, применяется такой наглядный пример, как «Рюкзак в дорогу». «Берём с собой» ленту времени, опорные картинки, иллюстрации к историческим событиям, «приглашаем в попутчики» уже известные нам исторические персонажи.

Опора на наглядный материал помогает припомнить пройденный материал учащимся с низким уровнем развития памяти.

Хорошо зарекомендовал себя способ проверки домашнего задания по «Своей шпаргалке». Дети дома самостоятельно изготавливают шпаргалку на листе А4, единственное условие – вся информация представляется отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга. Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей. Изготовление таких шпаргалок создаёт условия для обучения  детей с ОВЗ «сворачиванию и разворачиванию» информации.

На этапе открытия нового знания необходимо привлечь внимания учащихся к противоречиям, показать такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографий, исторических событий. Умение видеть связи между явлениями и событиями помогает развивать мыслительные процессы учащихся.

Привлечение учащихся с ОВЗ в ходе урока к помощи в прочтении, пролистывании мультимедийной презентации способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Ещё один приём, зарекомендовавший свою эффективность в работе с учащимися с ОВЗ – это игра «Хорошо – плохо». Эта игра направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование представлений о том, как устроено противоречие. Учащиеся ищут в заданной ситуации плюсы – кому выгодно данное событие и минусы – кому данное событие было не выгодно.

Проверка на уроке новой темы может происходить следующим образом. Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект-кату. Прием эффективен, если учитель при объяснении нового материала демонстрировал учащимся с ОВЗ полностью заполненную интеллект-карту.

Приём «Линия сравнения» применяется в подгрупповой работе, в которую включаются учащиеся с ОВЗ наряду с другими учениками класса.

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

 Итоги урока детям помогает отрефлексировать карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

Таким образом, благодаря подбору форм и методов работы, позволяющих развивать личность учащегося с ОВЗ, как субъекта познавательной деятельности,  помогло облегчить достижение желаемого уровня усвоения программного содержания, приобрести некоторые необходимые универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий...

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...

Использование информационных технологий на уроках истории для активизации познавательной деятельности учащихся.

   21 век - век информационных технологий. Компьютеризация охватила все стороны нашей жизни. Образование также на путь модернизации.Перед учащимися и учителем ставятся новые задачи. Д...

Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории как субъекта познавательной деятельности.

Уроки истории в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями интеллекта являются предметом, с помощью которого ученики могут приобретать необходимые знания и умения. ...

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»

laquo;Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»...

Паспорт программы «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотностиПлан проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторени...