Развитие учащегося с ОВЗ на уроках истории как субъекта познавательной деятельности.
статья по истории на тему

Шипицын Виталий Валерьевич
Уроки истории в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями интеллекта являются предметом, с помощью которого ученики могут приобретать необходимые знания и умения. С помощью истории как учебного предмета решается важнейшая задача становления подростка как гражданина. Это коррекционное воздействие на личность ученика. Прежде всего, это формирование его гражданской позиции, социальной и правовой адаптации учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_po_detyam_s_ovz.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Статья  на  тему: Развитие учащегося с ОВЗ на уроках  истории  как  субъекта познавательной  деятельности.

                                                                 Автор:Шипицын Виталий Валерьевич

        Учитель истории МБОУ  «СОШ№9»

                                           гЗима

Развитие учащегося с ОВЗ на уроках  истории  как  субъекта познавательной  деятельности.

   Уроки  истории в школе  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями  интеллекта являются  предметом, с помощью которого  ученики могут приобретать необходимые знания  и умения. С помощью истории как учебного предмета решается  важнейшая  задача становления  подростка как гражданина. Это коррекционное  воздействие  на  личность ученика. Прежде всего, это  формирование  его гражданской позиции, социальной и правовой адаптации учащегося.  

      Я считаю, что главной  задачей  изучения истории  в коррекционной  школе является создание ясного представления учащихся  об исторических  событиях,  исторических  фактах,  ярких  исторических  личностях  прошлого,  влиявших на отечественную  историю. Опыт  преподавания  истории  в коррекционных  классах   подсказывает мне,  что у  учащихся  должно  сложится  общее представление о событиях  прошлого,  происходивших в России  с  древних  времён  и до наших  дней, на  основе ярких  заметных  событий, обращающих на себя  внимание. Для того, чтобы  этого успешно добиться, следует заострить внимание  на крупных  исторических личностях и  событиях нашей  истории.

        Подготовка к  уроку  истории  в коррекционных   классах  отличается   по сути и по содержанию от  той   подготовки, которую проводит учитель к  обычному  уроку истории.

Прежде  всего, основной  задачей  учителя  в данном случае  является  правильная  подборка материала   для  его последовательного изложения, при этом стоит учитывать, что урок должен  быть  запоминающимся, то есть должны  быть подобраны исторические факты в такой  последовательности,  чтобы  внимание учащихся не  рассеивалось на другие менее  важные  вещи, так как дети с подобными отклонениями в  развитии склонны  отвлекаться на второстепенные предметы,  теряя  логическую нить урока. Каждый  урок  представляет учителю  особую  задачу,  так как  требует  прочного усвоения излагаемого материала  от обучаемых. При подготовке стоит учитывать также  фактор времени, так как учителю  приходится неоднократно  повторять те  или иные  даты,  события, заострять на них  внимание. Не  стоит забывать и  о том, что в  ходе  урока у детей  должны  вырабатываться определённые  навыки,  которые  учащийся  смог бы  использовать при  дальнейшем  изучении предмета, например, пересказ  текста, а также умение работать с датами, при помощи которых ученики  могли бы  использовать уже  имеющиеся  знания  для   решения различных  задач  на  уроках  истории. При  подготовке к уроку  также следует планировать использование различных  вспомогательных  материалов,  наглядных  иллюстраций, работы с картой, при  необходимости работу с меловым рисунком, атласом, мультимедийным  оборудованием. Разнообразие приёмов и форм проведения  уроков  является очень важным  фактором для  учителя  при подготовке к уроку, способствующим  налаживанию  взаимодействия  на уроке между  учителем и учеником. Подготовка  к  уроку включает составление хорошо  продуманного  рассказа  учителя,  так  как  устное  общение между  учеником с коррекционного класса и непосредственно учителем  очень  важно. Опыт  показывает, что  подобные  дети  очень  часто нуждаются в  прямом  общении с  учителем и нередко  такое общение  способствует более  лучшему  усвоению материала  урока.

      При проведении   урока учителя применяют   метод  пересказа  текста. Во  время  пересказа  текста я  даю возможность учащемуся высказать до конца  то, что он хочет  высказать, не  перебивая  ребёнка. Для  большего эффекта  такого элемента  урока я настраиваю  весь класс  на  внимательное  прослушивание  каждого  ребёнка, после  пересказа каждый учащийся может  что-то добавить или  поправить в  рассказе одноклассника. Некоторые  ученики  стремятся  пересказывать учебный  материал,  не задумываясь  над  тем, что  их  пересказ  расходится с  текстом. Здесь  стоит аккуратно направить, не  нарушая  пересказ,  в нужное направление.

     Пересказ  и подготовку  к  пересказу   можно дополнять  составлением  простого плана, при этом требуется  разумная  настойчивость и терпение  со  стороны педагога, потому что дети с ОВЗ  изначально трудно воспринимают  выстраиваемую  учителем  систему  составления  плана. Поэтому данная  задача  может  потребовать времени,  это стоит учитывать при планировании уроков. И планировать выработку этих  навыков на  несколько уроков  вперёд. Примерно такие же  проблемы  начинаются при составлении краткого  плана  конспекта  по  тексту  параграфа.  Личная  практика  показывает,  что учащимся  трудно уловить логическую цепочку, по  которой  требуется  составить конспект, поэтому  к  выработке данного  навыка  надо  подходить поэтапно,  то есть сначала  разобрать и уяснить, что текст  делится на  законченные  абзацы,  выражающие  мысли,  из которых  состоит  параграф, затем  стоит  обратить   внимание  учащихся на  важность  тех  или иных  мыслей, прописанных  в  параграфе,  расставить  по  степени  важности   выражаемые  мысли. Для  того чтобы  приблизить учащихся к  умению  составлять конспект к тексту  параграфа, я  использую  свободный  конспект, то есть до того, как учащийся приступит к самостоятельному  составлению основного конспекта, предлагаю  учащимся  выписать из  текста основные  цитаты,  даты, имена исторических  деятелей или просто исторических  персонажей.

      Временные  умения  и  навыки вырабатываются на  уроках  при помощи   работы  с датами,  эта  работа  заключает  в  себе  умение  работать, прежде  всего, с линейкой  времени. С  начала  изучения истории в  классах, где  обучаются  учащиеся  с ОВЗ, необходимо  применять  и закладывать это умение в начале  обучения.

      При  дальнейшей  работе в  данных  классах  неоднократно приходится возвращаться к  линейке  времени  при выстраивании  хронологического  порядка.

      Несмотря  на  трудности, которые  испытывают  учащиеся при выполнении заданий по соотнесению  дат  и событий, я подобные  задания стараюсь использовать регулярно. На мой взгляд, это способствует закреплению полученных  знаний  при работе с  датами.

      Немалую  роль в обучении детей  с ОВЗ имеет  пространственное мышление. При  помощи картографического  материала  я обучаю  детей ориентироваться  в историческом  и географическом пространстве. Работая  на уроке, необходимо учитывать возможные  нарушения пространственных представлений  у учащихся. К таковым относятся:

 1) искажение реальных расстояний в пространстве

 2) трудности при определении географических направлений

 3) неправильное понимание расположения объектов по отношению друг к другу

 4) неправильное восприятие величины разных объектов, расположенных на различном расстоянии.

    Учитель должен знать все недостатки учащихся, чтобы  вовремя скорректировать  свою работу.

      Важнейшим  направлением в работе с картой  является  обучение  школьников умению ориентироваться  в  карте. Прежде всего,  необходимо сосредоточить внимание на поиске нужных объектов, их  правильный показ на основе точных ориентиров и их устное проговаривание. В своей работе в качестве  ориентиров  при показе  на карте я использую  знакомые детям  объекты-города, реки, моря, части суши.  В дальнейшем для развития  полученных  знаний я  использую приём «путешествия по карте». В данном случае  ребятам  предлагаю двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.

         В своей работе иногда приходится применять меловые картосхемы.         Преимущество таких схем заключается в том, что они содержат ограниченную и конкретную информацию для определённого урока.

        При работе часто возникают трудности  с усвоением  сторон  горизонта как вспомогательного  способа  нахождения  исторического  объекта. Для решения этой  задачи  на уроках  я  использую  заранее  приготовленные  ребятами  из бумаги компасы. Регулярное  их использование помогает решить проблемы негативных  моментов в обозначении конкретного объекта,  например: «выше-ниже», «вправо-влево». Для обозначения исторических событий на карте я предлагаю выделять  влияние географической  среды. К примеру, Древний Киев  и  Новгород: роль мореплавания и торговли. Земли, которые непосредственно связаны с морем, имеющие удобные для мореплавания  гавани, при этом не располагающие большими запасами плодородной почвы, не могли не  развиваться  за счёт морской  торговли. Одним из эффективных способов работы с картой является  использование аппликации. Прикрепление на карте силуэтов, фигурок и их перемещение  сопутствует лучшему запоминанию  исторических  событий  учащимися,  например: поход  хана Батыя на Русь , расселение восточных  славян.

      Современный урок в коррекционных  классах  не может быть полным  без  сформулированных  выводов. Для  этого я использую  заранее подготовленные  вопросы, дети, как правило, стараются отвечать на поставленные  вопросы, например, на итогово-обобщающем   уроке  «Киевская  Русь» при ответе на вопросы  я предложил учащимся составить по  одному –два предложению на  каждый  правильный  ответ и записать его к себе в тетрадь, в  результате  в конце  у     моих  учащихся  получился  небольшой  рассказ,  и я  предложил  ребятам  прочитать хотя бы  по  одному  предложению из  получившегося  у них  текста,  дав тем  самым  почувствовать себя  автором. Этот  урок  очень  понравился детям,  и я взял  этот  метод на вооружение. Во время таких  уроков  легко  организовать работу с иллюстрациями, картой, рисунком. Желательно  такой урок проводить с заранее приготовленной  презентацией, конечно это потребует от учителя дополнительного времени и сил, однако  подобная наработка себя  оправдает.

         Использование мультимедийных иллюстраций  является одним из  наиболее эффективных  методов при  обучении истории в коррекционных  классах, здесь  действует принцип «лучше  один  раз  услышать, чем сто  раз увидеть», во-первых, можно чередовать устный рассказ с показом исторических  событий на экране,  во-вторых, это привлекает больше внимания  учащихся к учебному материалу, ученику значительно  интереснее смотреть материал не сухой, а иллюстрированный, приближенный к исторической обстановке того времени, о котором идёт речь, в-третьих, учителю  легче контролировать и направлять познавательную  деятельность  обучающихся. Не следует пренебрегать   заданиями при демонстрации фильмов, слайдов.

Самостоятельная работа учащихся не только один из самых основных  этапов развития, но  и  один   из  самых трудных.  При  самостоятельной работе  у обучающихся вырабатываются такие навыки как анализ  исторического материала, умение сопоставлять и обобщать  учебный материал. Трудность заключается в том, что ученики коррекционной  школы  нуждаются во  многократном повторении тех  навыков, которые требуются для самостоятельной работы, и поэтому на данном этапе урока нужен постоянный контроль со стороны учителя.

Также  нужно использовать для работы на уроке самостоятельное  описание картин на  исторические темы,  например, по  картине Васнецова «Три богатыря» учащиеся описывают, что  нарисовано на картине, а  затем делают  вывод,  для чего богатыри в поле находятся, что они ожидают? Какую  роль играют вооружённые люди в истории Древней Руси?

    Основные умения и навыки  школьников коррекционных  классов  должны  формироваться  вместе с упражнениями,  используемыми   для  формирования  исторических  знаний. Мне на практике приходится применять:

1) чтение текста  учебника –это необходимое условие обучения и наиболее полного понимания исторического материала

2) решение кроссвордов-одно из упражнений, способствующих не только закреплять полученные на уроке знания, но и заставляющее мыслить учащихся, искать правильные ответы на конкретные  вопросы, а также стимулирующее учащихся на поиск недостающих знаний.

3) работа с настенной картой-способствует развитию пространственного мышления, закрепляет полученные знания.

4) решение хронологических  задач- в основном, я в своей практике использую таблицы соответствия дат историческим событиям.

5) выполнение тестовых  задач-подобные задания я использую  редко, потому  что для  большинства учащихся коррекционных классов подобные  задания представляются скорей как игра. Я считаю,что они малоэффективны.

6) работа с тематическим  словарём, оперирование терминами-работа со словарём должна быть на уроках истории систематической,  выше я неоднократно упоминал, что  ученики коррекционных  классов не  склонны к быстрому  усвоению  учебного материала, поэтому словарь должен присутствовать у  учащегося   и постоянно быть  на глазах  при работе  на уроке. Это даёт  возможность обучающемуся, повторяя, запоминать термины,  используемые в дальнейшем на уроках.

          Для  развития учащихся с ОВЗ  на  уроках  истории требуются  разнообразные дифференцированные  подходы к  проведению  урока. В коррекционных классах  дети, как правило, с абсолютно  разными возможностями восприятия, поэтому  следует  помнить, что учитель коррекционных классов  должен постоянно  совершенствовать  свои подходы  в  обучении, искать подход к детям не только при подготовке, но и во  время  учебного процесса.

                                          Литература и источники

1)Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

2)Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Вопрос о роли труда в обучении и развитии учащихся со сложным дефектом в развитии

Вопрос о роли труда в обучении и развитии учащихся со сложной структурой дефекта в настоящее время имеет важное значение. ...

Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по...

Доклад «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся"

Данный методический материал окажет методическую помощь в организации работы с оьбучающимися на уроках истории и обществознания...

Модульное описание педагогического опыта "Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через системное раскрытие тем, блочное структурирование".

ИПМ – 11. Наименование темы:            Развитие целостного восприятия научной картины мира и интеллектуального развития учащихся, через си...

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...

О некоторых аспектах содержания технического развития учащихся- пианистов в старших классах музыкальной школы и поиске способов формирования у учащихся необходимых элементов пианистической техники.

Работа  над учебным  материалом это  неизбежно  работа  над развитием  техники ученика. Работа  над техникой  ставилась  во главу  угла  в ...