Музейный урок: «Рождение одежды из домотканого полотна»
план-конспект урока по истории по теме

Цель: создать условия для развития интереса к народному творчеству - процессу

          создания народной одежды из домотканого полотна в нашем крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhdenie_odezhdy_iz_domotkannogo_polotna.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»

Музейный урок:

«Рождение одежды из домотканого полотна»

                                                          Разработала: Пичугова Антонина

                                                             Афанасьевна, учитель истории и

                                                             обществознания МБОУ «Средняя

общеобразовательная  Монаковская

                                                             школа»

                                                     Монаково  2011 г.


Музейный урок: «Рождение одежды из домотканого полотна»

Цель: создать условия для развития интереса к народному творчеству - процессу

          создания народной одежды из домотканого полотна в нашем крае.

Задачи:

- познакомить учащихся с процессом создания одежды из домотканого полотна;

- учить видеть и понимать прекрасное, -  частицей которого является русская народная одежда;

- развивать логическое мышление,  образное восприятие исторического прошлого;
- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего края, государства; уважительного отношения к предкам, их труду, быту, культуре.

Оборудование:.

- Экспозиция “Предметы народного быта”.

- Выставка “Домотканое полотно”.

- Выставка детских рисунков “Русская народная одежда”.

- Сочинения-рассказы “Замечательные земляки”.

-  Книжная выставка “Народная культура”.

- слайды

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

        П. Постановка цели, задач, актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в историческое прошлое, познакомимся с процессом создания народной одежды в нашем крае в Х1Х веке. Надеюсь на то, что урок не пройдет для вас бесследно, и  научит, уважительнее относится к старшему поколению, их труду, быту, культуре. Это очень важно нам, ныне живущим, потому что культура народа – это его бесценный опыт, передаваемый последующему поколению. Тема урока: «Рождение одежды из домотканого полотна».  (слайд 1)

  1. Словарная работа “Толковый словарик”

Учитель: Прежде чем мы отправимся в увлекательное историческое путешествие, давайте заглянем в словарик и дадим объяснение слов, которые понадобятся нам в путешествии. (Учащиеся,  работая со словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова, находят объяснение словам: цеп,  бучить, рубель, скалка, узор- оберег, прялка. кострика, мыканье, кудель,  волокно, рогожа)

  1. Экскурс в историю “Рождение волокна и нитей”

Учитель: Наше путешествие  начинается. Русская народная одежда – это уникальный памятник культуры народа. К сожалению, сейчас ее можно увидеть только в музее. Мы с вами, сегодня  создаем свой музей  народной одежды. Как вы думаете, из каких растений наши предки изготавливали ткань  для одежды?

Учащиеся: конопли, крапивы, льна, шерсти.  (слайд 2)

Учитель:    Верно. Но сегодня мы познакомимся как изготавливали одежду из льна. Почему?  Обратите внимание на название урока. «Рождении е одежды из домотканого полотна». А  полотном наши предки называли далеко не всякую ткань, а только льняную материю. Судя по всему, в глазах наших пращуров никакая рубаха не могла сравниться с льняной. Действительно, зимой льняная ткань хорошо согревает, а летом дает телу прохладу. Знатоки народной медицины утверждают, что льняная одежда охраняет человеческое здоровье.

Историческая справка:  Заранее подготовленный ученик рассказывает о том,  как готовили землю для посева льна. Сам  сев происходил обычно  второй половине мая и сопровождался священными обрядами, которые должны были обеспечить хорошую всхожесть и добрый урожай. Сеяли лен исключительно мужчины. Помолившись Богам, они выходили в поле, неся посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. Сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешками: так должен был, по их мнению, колыхаться от ветра рослый, волокнистый лен. Особое внимание уделялось фазам луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лен, его сеяли на «молодой месяц», а если полный в зерне – на новолуние. Если во время созревания лен зарастал сорняками, требовалась прополка. С нее и начиналась женская забота о льне. Когда у растений бурели головки, что говорило о созревании семян, приступали к уборке льна.  

Учитель:  Посмотрите  на лен и скажите, где у льна семена?

Учащиеся:  Семена льна в коробочках – бубенчиках.

Учитель:   Что получают из семян льна?

Учащиеся: Льняное масло.

Учитель: А почему здесь лен с корешком?

Учащиеся: Лен дергают, а не косят, чтобы получить больше волокна.

Учитель: Давайте отметим в своих тетрадях слово “лен”. Это первое слово в процессе рождения одежды из домотканого полотна.  (Учащиеся записывают в своих тетрадях слово “лен”.)

Учитель: Отделяли коробочки-бубенчики от волокнистого стебля в разных селах нашего края разными способами. В селе Верхнее Чуфичево – отрывали коробочки руками, в Монаково – топтали ногами, в селе Долгая Поляна – молотили цепами. (Учащиеся находят цеп в экспозиции). Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лен «мочили» - опускали связками в пруд, болото или специально вырытую яму. Использовалась только стоячая вода.  Обработанный лен  сушили, затем мяли – мялкой. (слайд). Время от времени расчесывая волокна специальными  гребнями: большими и маленькими (слайд, учащиеся находят гребни в экспозиции), чтобы отделить нити от кострики. Этот процесс назывался «мыканьем».  Затем лен толки пестиками в ступах. (Обратить внимание детей на пестик и ступу, в экспозиции).  Чтобы окончательно вышелушить кострику и отделить тонкое, нежное волокно от короткого и жесткого, лен трепали. Короткое, жесткое волокно шло на изготовление мешковины. Вес чистого волокна составлял всего лишь пятую часть веса стеблей 

Учитель: Теперь запишите  в тетрадь еще одно слово о рождении одежды. Какое это слово?

Учащиеся: Волокно.

Учитель: Вот оно на нашей выставке. Возьмите его в руки и опишите.

(Дети делают описание волокна.)

Учитель: Как вы думаете, почему лен называют универсальным растением?

Учащиеся: Лен и кормит, и одевает, и в хозяйстве помогает.

Учитель: Процесс получения изо льна волокна длился с 28 августа до 14 октября (до Покрова).  А что же делали дальше  из волокна?

Учащиеся: Волокно пряли, получая нити.

Учитель: А какие инструменты  для этого нужны? Найдите их в нашей экспозиции.

(Учащиеся  находят в экспозиции прялку и веретено).

Учитель: Мы подошли  к определению еще одного слова в рождении домотканой одежды. Какое это слово?

Учащиеся: Это слово “нить”.

Учитель: Правильно. А кто прял пряжу?

Учащиеся: Женщины и девочки.

Учитель: А как вы думаете,  с какого возраста девочки в крестьянской семье учились прясть?

(Ответы детей).

Учитель: А чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы попросим нашего Историка рассказать об этом.

Историк: Девочек в крестьянской семье приучали к домашней работе  с 5 – 7  лет. Это событие тоже сопровождалось магическими обрядами.  Первую спряденную девочкой нить мама прятала и приберегала до того момента, пока дочь не станет невестой. Готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала дитя по голому телу, под нарядами. Считалось, что нить первого прядения неприступный оберег против порчи и сглаза, против нечестии, которая, как считалось, особенно опасна для молодой семьи.  Наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, чтобы спрясть нитки из одного пуда (16,3 кг.) подготовленного волокна, требовалось 955 часов усердной роаботы. Воспитание девочек было направлено на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях».  «Непряха», «неткаха» - это были самые обидные прозвища для девочек. Девочки сами  готовили себе сундук приданого, которое большей частью состояло из одежды и белья. Прялка была неразлучной спутницей женщины. Некоторые женщины умудрялись прясть даже на ходу. Осенними и зимними вечерами молодежь собиралась на посиделки, игры и танцы начинались только после того, как иссякали принесенные из дому «уроки», т.е. работа, рукоделие. Чаще всего – кудель, которую следовало спрясть.            

Учитель: Спасибо, уважаемый Историк. Наш рассказ о рождении  домотканого полотна продолжается. Нити готовы, что же делали дальше? (ответы учащихся) Устанавливали ткацкие станы и начинали ткать полотно. Приступая к процессу создания полотна, каждая женщина знала, какое именно полотно она будет ткать: простое или же с узорами. А чтобы узоры были особенно красивыми, нити нужно было покрасить. А как вы думаете, где брали краску наши предки?

(Ответы детей).

Учитель: А какие растения наши предки использовали для окрашивания нитей и самого полотна? Давайте, попросим нашего уважаемого Биолога рассказать об этом.

Биолог. Наши предки знали более пятидесяти растений, которыми можно было окрасить нити или же готовое полотно. Для получения красного цвета использовалась лебеда, а желтого – бессмертник, василек, череда и щавель. Оранжевый цвет давал чистотел, зеленый- крапива, пижма, шишки осины. Синюю краску получали из корня дуба и ясеня, цветов василька, ягод черники. Вот какими наблюдательными были наши предки.

Учитель:  Мы благодарим Биолога за интересный рассказ и продолжаем путешествие в историческое прошлое наших предков. О том, как проходил процесс создания полотна,  расскажут наши мастерицы. Но вначале мы дадим слово Историку.

  1. Рождение одежды”.

Историк. Самый древний вид  создания полотна – тканье на дощечках. Использовались квадратные дощечки, деревянные или костяные, с отверстиями по углам. В отверстия пропускались нити-основы. Пользоваться дощечками было просто и удобно. Чтобы поменять местами нити, достаточно повернуть дощечку на 90 градусов.  При этом меняется четвертая часть основы.

Затем появился вертикальный стан, который представлял собой  П- образную раму (кросна) – два вертикальных бруса (показать рисунок), соединенные наверху  перекладиной способной вращаться. К перекладине прикреплялись нити-основы, а в дальнейшем на нее наматывали готовую ткань. В нижней части такого стана располагался «нитеразделительный пруток» : нити основы проводились над ним или под ним. Свободные концы нитей связывались пучками,  и к ним подвешивался груз. Делалось это для того, чтобы основа была туго натянута и ткань получалась плотной.

Следующим важным шагом технического прогресса явился горизонтальный ткацкий стан. Его преимущество состоит в том, что ткачихи работали сидя, а нити перемещали ногами.

Мастерицы:   Создание домотканого полотна на ткацком стане  - интересный процесс. На ткацком стане особым способом закрепляется основа из нитей, затем идет процесс создания полотна. Как вы думаете,  сколько времени уходило на изготовление полотна, которое  было не более 60 сантиметров шириной   и полу 7 метров длиной.

(Ответы детей).

Мастерицы: Почти 14 часов.

Учитель: А какого цвета  домотканое полотно изо льна?

(Ответ детей о том, что полотно светло – серого цвета).

Учитель: А какого цвета  волокно?

(Ответ детей о том, что волокно коричневого цвета).

Учитель: Если ткали простое полотно, то прежде чем изготовить из него одежду, полотно отбеливали. А как это делалось? Послушайте  рассказ Историка.

Историк: Готовое полотно вначале «бучили». Бук приготавливали заранее:  из куска дерева выбирали сердцевину. В подготовленный бук закладывали полотно, накрывали «дежником», на  «дежник»  насыпали  древесную золу (кроме черемуховой)  и заливали кипятком. В таком виде оставляли на ночь. Утром полоскали полотно и влажными,  расстилали по траве в солнечном месте. Как только полотно высыхало, его вновь мочили в воде и расстилали, для того, чтобы полотно «выгорало». Очень часто холсты оставляли в таком виде до утра, т.к. считалось, что  роса тоже хорошо отбеливает ткани. Зимой, в ясный морозный день, полотно расстилали по сугробам. Следующий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем битье специальными деревянными вальками или  мяли ногами. «Зорили» и  отбивали полотно по несколько раз, добиваясь белого цвета.  Красили отбеленное полотно,  так же как и нити.

Учитель:  После отбеливания полотно стирали, а потом гладили. Для этого  использовался рубель и скалка. Найдите, ребята, их в нашей экспозиции. И попробуйте погладить полотно.

(Дети находят рубель и скалку и гладят полотно).

Учитель: А сейчас, ребята, мы подошли  к определению следующего основного слова в процессе рождения одежды. Какое это слово?

(Дети называют слово “полотно” и записывают в тетради).

Учитель:     Из домотканого полотна создавалась русская народная одежда - рубаха. Она украшалась узорами, которые имели свое значение. Были узоры – обереги, они располагались вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу рубахи и служили оберегами от нечистой силы. Вот, как здесь, на ваших выставках, на ваших рисунках. (Указывает на выставки). Сможете ли вы, ребята, прочитать узоры на ваших рисунках и на наших домотканых изделиях? Расскажите, пожалуйста, об этом, ребята.  (Учащиеся рассказывают)

Учитель: Теперь каждый из нас сможет сшить из домотканого льняного полотна замечательную удобную и прочную одежду. Вот такую, как на наших выставках и особенная она на ваших рисунках.

Учитель: А сейчас мы с вами   запишем последнее главное слово в  замечательном процессе изготовления одежды. Это слово (дети определяют) – “одежда”.

(Дети записывают слово “одежда”).

  1. Составление кластера:  “Рождение одежды”

Учитель: А  сейчас  на основе записанного составим кластер « Рождения одежды из домотканого льняного полотна». Прочитайте, пожалуйста, вашу запись.

Ответ детей:

Лен

Волокно

Нить

Полотно

Одежда

  1. Блиц – опрос “Чудо-лен”

Учитель: Подошло к концу  замечательное путешествие в историческое прошлое наших предков. И чтобы понять, какую пользу оно вам принесло, ваши друзья приготовили для вас интересное задание – блиц опрос “Чудо-лен”.

Блиц-опрос “Чудо-лен”.

  1. Что такое лен? (Растение).
  2. Почему лен – универсальное растение? (Лен и кормит и одевает).
  3. Из какой части льна получают волокно? (Из стебля льна).
  4. Как наши предки убирали лен? (Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями).
  5. Какие инструменты служат для прядения волокна? (Прялка, веретено).
  6. При помощи какого ручного инструмента создавалось домотканое полотно? (При помощи ручного ткацкого станка).
  7. Как называется узор на домотканой одежде? (Орнамент).
  8. Что значит “говорящий” узор? (Каждый узор несет какую-то информацию).
  9. Какую информацию несли узоры на одежде, расположенные вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу? (Обереги).
  10. Что такое рубель и скалка? (Это деревянные гладильные инструменты).
  1. Подведение итога работы.

Учитель:  Что же больше всего вам, ребята, понравилось сегодня на занятии?

     А что больше всего запомнилось вам, ребята?

(Ответы детей).

  1. Домашнее задание:  “Говорящие узоры” .

Учитель: “Говорящие узоры” -  так и звучит ваше, ребята, домашнее задание. Вам надо провести исследование по данной теме и сделать описание трех любых узоров домотканого полотна, одежды наших предков.

До свидания, добра и успехов вам, ребята.

Список используемой литературы:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М: Детская литература,1988.
  2. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М: Просвещение, 1984.
  3. Гордеева В.И.Русская народная одежда.- М: Изобразительное искусство, 1974.
  4. Даль В.И.Энциклопедия русского слова. - М: ЭКСМО,2002.
  5. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
  6. Мельников В.П. Прекрасное – своими руками. - М: Детская литература,1989.
  7. Русский народ, его обычаи, обряды, предания и поэзия, собранные М. Забылиным. Соратник, 1992.
  8. Терещенко А.В.История культуры русского народа.- М: РОСМЭН,2007.
  9. Шевчук Л.В.Дети и народное творчество.- М: Просвещение,1985.

     10. Воспоминания старожилов села, собранные учащимися школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок   Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация.     Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом.  Му...

Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).

Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Разви...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....