ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ У СВОБОДЫ? (Игра-диалог)
план-конспект урока по истории на тему

Игра-диалог «Есть ли границы у свободы?» предназначена  для детей 11-12 лет. Я считаю, что данная тема в настоящее время наиболее актуальна. Дети должны понимать, что свобода это не вседозволенность, а величайшее завоевание человечества. Свобода нуждается в бережном отношении. Необходимо учиться пользоваться свободой, помня, что свобода одного человека не должна приносить вред другому человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est_li_granitsy_u_svobody.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Монаковская школа».

                         

               

ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ У СВОБОДЫ?

(Игра-диалог)

                                             

 Автор: Пичугова Антонина Афанасьевна

                                                          учитель истории МБОУ «Средняя

                                                          общеобразовательная Монаковская

                                                          школа».

Монаково.  2014 г.

Введение. Игра-диалог «Есть ли границы у свободы?» предназначена  для детей 11-12 лет. Я считаю, что данная тема в настоящее время наиболее актуальна. Дети должны понимать, что свобода это не вседозволенность, а величайшее завоевание человечества. Свобода нуждается в бережном отношении. Необходимо учиться пользоваться свободой, помня, что свобода одного человека не должна приносить вред другому человеку.

Тема: Есть ли границы у  свободы?

Цель: формирование у подростков активной жизненной позиции, правовой культуры.

Задачи:

- расширить знания подростков в области прав и свобод человека и гражданина;

- научить их творчески мыслить, рассуждать;

- воспитывать активную гражданскую позицию, дух состязательности, умение работать в коллективе, толерантное отношение к окружающим людям.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, пластилин, цветные и простые  карандаши, листы бумаги формата А-4.

Форма проведения: игра-диалог

Эпиграф: «Всякое существование – это сосуществование».  (Древняя мудрость)

ХОД  МЕРОПИЯТИЯ.

(Название мероприятия, эпиграф, план – на доске).

1-й ведущий: В древнем мифе говорится: создавая род человеческий, Боги позаботились о нем со щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способность к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, музыканты, лекари и т.д. Человек стал добывать пищу, строить жилища, делать красивые вещи. Но научить людей жить обществом Боги не сумели. И когда люди собирались для какого-нибудь дела – строить канал, город, дорогу, между ними вспыхивали распри. А нередко дело кончалось общим развалом. Слишком эгоистичны, нетерпимы, жестоки были люди. Все решали только грубой силой. И над родом людским нависла угроза самоистребления. Тогда отец  Богов Зевс повелел ввести в жизнь людей Стыд и Правду. Восхищены были Боги мудростью Зевса. Только один вопрос они задали ему: как распределить Стыд и Правду среди людей? Ведь таланты Боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя; другому – музыканта; третьему – лекаря. А как поступить со Стыдом и Правдой? Зевс ответил: К Стыду и Правде должны быть причастны все. Иначе не будет на Земле городов, государств, да и самих людей не будет.

Вопрос: Чему учит мудрое сказание?  (Ответ участников мероприятия).

2-й ведущий: Всем людям необходимо овладеть умением жить обществом. А это значит нужно научиться преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости.

Вопрос: Как вы думаете, почему такой эпиграф выбран к нашему мероприятию? (Ответы участников).

1-й ведущий: Мы все разные, с разными привычками, взглядами, убеждениями и т.д. И это хорошо. Но нам необходимо учиться строить отношения, учиться договариваться друг с другом.

Вопрос: А когда людям легче всего уживаться друг с другом,  вместе решать проблемы? (Ответы участников).

2-й ведущий: Верно, когда они вырабатывают правила, живут и действуют по этим правилам.

Вопрос: А что такое правило? (Ответы участников).

1-й ведущий: Правило – положение, которое устанавливает порядок, норму поведения.

А где вы встречаетесь с правилами?  (Ответы участников).

2-й ведущий: Правильно, правила охватывают всю нашу жизнь: в школе, магазине, клубе, при включении электроприборов и т.д. Даже,  чтобы приветствовать друг друга  при встрече,  нужны правила. (Ведущий предлагает поиграть в игру: «Давайте здороваться»).

Игра: «Давайте здороваться»

Задание: Поздоровайтесь с учителем;

                - незнакомым человеком;

                - мамой, бабушкой;

                - другом.

1-й ведущий: А сейчас я хочу познакомить вас с новыми способами приветствия: (Ведущий   предлагает варианты, а участники игры -  делают).

- внутренней частью стопы;

- внутренней стороной колена;

- плечами;

- лбами;

- носами;

- щекой и т.д.

Вопросы: 1. Какие трудности испытывали? Почему?

                  2. Со всеми так можно здороваться? Почему?

Вывод: Существуют свои правила приветствия. Не все формы приветствия можно применять к любому человеку. Все зависит от того, с кем мы здороваемся.

2-й ведущий: А сейчас я предлагаю поиграть еще в одну игру «Комплименты».

Правила игры:  Участники игры  садятся в круг. Передавая игрушку соседу необходимо сказать приятное слово. Не забывайте благодарить.

Вопросы: 1. С какими трудностями столкнулись?

                 2. Какие ошибки были допущены в ходе игры?

Вывод: Когда рядом с нами хорошие, добрые люди, от которых мы не слышим плохих слов, и жить намного интереснее и хорошо. Но для того, чтобы вокруг нас были хорошие люди, для этого нам самим надо быть хорошими. Золотое правило нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

1-й ведущий: Я сейчас я предлагаю еще одну игру: «Необитаемый остров».

(Участники игры разбиваются на группы, им  раздаются листы бумаги, цветные и простые карандаши, пластилин и ведущий знакомит с правилами игры). Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Друг с другом вы не знакомы. На листах бумаги изобразите необитаемый остров. А из пластилина, каждый из вас вылепит себя и найдет себе место и действие на острове.

Вопросы: 1. С какими трудностями столкнулись? Почему?

                 2. Как вели себя участники игры? Что не понравилось?

                     Что понравилось?

                 3. Какая группа лучше всего справилась с заданиями? Почему?

Вывод: Оказавшись на необитаемом острове или в экстремальной ситуации, для того чтобы выжить человек должен действовать по правилам, в противном случае можно и погибнуть.

Задание:  Каждая группа сейчас должна придумать по три правила, которые необходимы нашему школьному коллективу. Условия: правила должны быть - понятными,

- выполнимыми,

- краткими.

(Например: 1. Уважать права и считаться с интересами других людей. 2. Не унижать других людей. 3. Не перебивать собеседника. 4. Не опаздывать на уроки.  И  т.д. ) (Правила записываются на листах,  зачитываются после окончания работы, группы высказываются по поводу придуманных правил).

2-й ведущий: Вы создали правила для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим. Руководствуясь правилами,  мы сможем принимать только правильные решения.

Вопросы: 1. Ребята, как вы думаете, можно ли нарушать правила по  уважительной причине?

2. А если правило не нравиться, можно ли ему не подчиняться?  (Ответы участников).

1-й ведущий: Если правило не нравиться, то его можно обсудить с товарищами, внести изменения. Но если правила одобряются большинством, то их надо выполнять и не нарушать даже по уважительной причине.

Вывод: Нормы и правила создаются  во благо каждого человека, они удерживают нас от поступков, которые наносят кому-то другому вред.  Другими словами мы можем сказать, что нормы и правила ограничивают нашу свободу. Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу – свободу от порабощения, любого вида угнетения. Каждый из вас наверняка мечтает поскорее стать взрослым. Вам кажется, что взрослым позволено делать все, что захочется, полная свобода!

Вопрос: 1. Что же такое свобода?

 2. Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания».Что бы вы стали делать?    (Ответы участников?)

2-й ведущий: Есть разные мнения,  что такое свобода. Я приведу лишь некоторые из них. (Можно раздать листочки с написанными определениями на каждую парту, а можно написать на интерактивной доске).

Свобода – это возможность делать все, что хочешь.

Свобода – это независимость от кого-то.

Свобода – это вседозволенность.

Свобода – это возможность выбора.

Задание: Попробуйте дать свое определение понятию «Свобода». (Участники выполняют задание).

2-й ведущий: Приобретая жизненный опыт, вы будете убеждаться в том, что полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий и поступков, то всегда имеются пределы.

Вопрос: Как вы думаете, что же ограничивает нашу свободу?   (Ответы участников).

1-й ведущий:  В «Декларации прав человека и гражданина» принятой во Франции в 1789 году понятие свобода формулируется следующим образом:

«Свобода состоит из возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку».

Осуществление прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами. Юристы говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом»

Вопрос: Как вы это понимаете?   (Ответы участников).

2-й ведущий: Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку.

1-й ведущий: В нашем современном обществе существует огромное количество норм и правил. Моральные нормы, правила этикета, поведения, здорового образа жизни. А любое правило или общественная норма – это ведь ограничение.

Вопрос: А зачем нужны эти ограничения?   (Ответы участников).

Задание: Уравновесь права и ограничения. Вы должны определить: Чью свободу ограничивают, а чьи права защищают данные правила.

  1. Запрет курить в общественных местах.
  2. Запрет пропускать школу без уважительной причины.
  3. Запрет купаться в неположенном месте.
  4. Ограничение скорости движения автомобиля.
  5. Запрет играть на проезжей части дороги.

Задание: Придумайте по одному своему примеру.  (Ответы участников).

2-й ведущий: Права и свободы человека и гражданина закреплены в главном законе нашей страны – Конституции.  А вы знаете свои права?   (Ответы участников). А сейчас мы хотим подарить вам шарики свободы. (Ведущие раздают участникам мероприятия воздушные шарики, к ниточке которых  привязан листочек с названием прав и свобод).

1-й ведущий: (Держа в руках шарик) Права и свободы очень важны для каждого человека в отдельности и для страны в целом. Но свобода, как шарик, (ведущий прокалывает шарик иголкой) нуждается в бережном отношении.

Вывод: Право на свободу – одно из важнейших прав человека, оно является великим достижением современной цивилизации. Но пользоваться свободой,  необходимо учиться с детства, помня, что моя свобода не должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Всеобщая декларация прав человека и гражданина.
  3. Антонов В.В. Изучаем права человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Диалоги о животных"

Данная интерактивная игра расчитана для учащихся 7-8-х классов. Проводили эту викторину в рамках недели биологии в школе....

Есть ли границы у свободы?

Классный час ко дню конституции....

Игра "Диалоги о животных"

Данную игру можно провести в во время предметной декады учителей естественного цикла...

Есть ли границы у свободы

Классный час, проведённый 20 января в 5 классе по теме Есть ли границы у свободы?...

Есть ли границы у свободы

разработка классного часа...

Классный час в 10А классе «Есть ли границы у свободы?»

Классный час в 10А классе «Есть ли границы у свободы?»...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....