Есть ли границы у свободы?
классный час (7 класс) по теме

Коркина Ольга Викторовна

Классный час ко дню конституции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Есть ли границы у свободы?»

Цель:  

  • Помочь учащимся в осмыслении понятий «свобода», «право на свободу».
  • Познакомить учащихся с основными свободами в области прав человека.

Форма: Беседа с элементами дискуссии.

Информация к размышлению:

  • Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим.

                                                                          М.Клаудиус

Подготовительный этап:

  • подготовить текст Конвенции о правах ребенка;
  • таблички с названиями основных прав детей;
  • карточки-задания к упражнениям;
  • воздушные шарики.

Ход классного часа

  • Вступительное слово учителя

        Нет такого народа, который в своей истории не сражался бы за свободу — свободу от порабощения, любого вида угнетения. Каждый из вас наверняка поскорее мечтает стать взрослым. Ведь взрослым можно делать все, что хочется, полная свобода!

Упражнение 1

  Представьте себе, что объявили праздник «День непослушания». Что бы вы стали делать?

 Пофантазируйте и выскажите свое мнение. Каким человеком вы бы себя почувствовали?  (Свободным!)

Упражнение 2

     Есть разные мнения, что такое свобода. Я при веду лишь некоторые из них.

Свобода — это возможность делать все, что хочешь.

Свобода — это независимость от кого-то.

Свобода - это отсутствие стеснений, ограничений.

Свобода — это не вседозволенность.

Свобода — это возможность выбора.

Какое мнение вы поддерживаете?

Упражнение № 3 (работа в группах)

  •    Попробуйте дать свое определение слову «свобода».

( Обмен мнениями учащихся. Фиксируются высказывания детей на доске)

  • Приобретая жизненный опыт, вы будете все больше и больше убеждаться в том, что полной, абсолютной свободы не бывает. Что касается поведения людей, наших действий и поступков, то всегда имеются пределы.

    Что же ограничивает нашу свободу? Известен такой остроумный ответ: «Моя свобода размахивать руками заканчивается на кончике твоего носа».

Человек свободен только в тех границах, которые позволяют сохранить такую же свободу другому человеку.

  В истории человечества есть очень важный документ «Декларация прав человека и гражданина». Этот документ был принят во Франции в 1789 г. Он формулирует понятие «свобода» следующим образом: «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому». Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Принципы эти могут быть определены только законом.

Юристы, правоведы так говорят: «Разрешено все, что не запрещено законом». Как вы это понимаете? (Ответы учащихся)

   В обществе существуют моральные нормы, правила этикета и поведения, здорового образа жизни. А любое правило, общественная норма — это ограничение.

  Как вы думаете, для чего люди в течение длительной истории человечества придумали эти ограничения? (Ответы учащихся)

Вывод:

  • Нормы и правила создаются во благо каждого человека, они удерживают нас от поступков, наносящих кому-то другому вред, чтобы свобода стала реальностью всех членов общества.

Упражнение № 4 (работа в группах)

 Раздаются  карточки с заданиями. Уравновесьте права и ограничения (чью свободу запреты ограничивают, чьи права защищают).

Карточки

 1. Запрет курить в общественных местах.

 2. Запрет пропускать школу без уважительной причины.

 3. Запрет купаться в неположенном месте.

       4.Ограничение скорости движения автомобиля.

       5. Запрет играть на проезжей части.

  • Придумайте по одному своему примеру. (Ответы учащихся)

Право на свободу охватывает различные сферы жизни.

В главном законе нашей страны - Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина.

 ( Раздаются каждой группе воздушный шарик, к ниточке которого привязан листочек с названием свобод).

Это шарики свободы.

Право на свободу и личную неприкосновенность  (статья 22)

Свобода передвижения, выбора

места пребывания и жительства  (статья 27)

Свобода совести, вероисповедания (статья 28)

Свобода участвовать в управлении делами государства (статья 32)

Свобода   мысли и   слова (статья 29)

Свобода участвовать в культурной жизни общества, пользоваться достижениями культуры (статья 44)

Свобода мирных собраний, митингов, демонстраций (статья 31)

Труд свободен. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию  (статья 37)

  • Свобода важна для каждого человека и для страны в целом. Но свобода, как и шарик, нуждается в бережном отношении. (Лопается шарик у учителя)

Возможные выводы классного часа:

  1. Право на свободу - одно из важнейших прав человека, оно является великим достижением цивилизации.
  2. Необходимо с детства учиться пользоваться свободой, помня, что моя свобода не должна нарушать свободу другого человека, приносить ему вред.