Бабушкина прялка
материал (6 класс) по теме

Варлакова Лариса Геннадьевна

Реликвия - вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранит светлую память о них. В каждой семье есть своя реликвия и в каждой реликвии можно найти отдельную неповторимую историю, будь это фотография или милая вещичка.В нашей семье реликвией является ручная прялка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon творческая работа37.5 КБ

Предварительный просмотр:

На конкурс исследовательских работ

«Моя семья в истории страны»

Номинация «Семейная реликвия»

«Бабушкина прялка»

                                                                         

                                                                  Головина Алена Евгеньевна

                                                                  ученица 6 класс

                                                                  МКОУ Мамонтовская ООШ

                                                  Руководитель: учитель истории

                                                   Варлакова Лариса Геннадьевна

                                                                  Консультант: бабушка

                                                                  Авдонина Людмила Николаевна

   

 

2014г.

Реликвия - вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранит светлую память о них. В каждой семье есть своя реликвия и в каждой реликвии можно найти отдельную неповторимую историю, будь это фотография или милая вещичка.
       Наверное, сложно было бы жить, окружая себя вещами, которые не имеют отношения к близким, и вообще  не имеют истории. Человек вкладывает в вещи часть себя, и получает взамен приятные воспоминания. К сожалению,  люди не могут жить вечно, рано или поздно мы теряем своих близких. А вещи, подаренные ими, хранят о них память и в трудный  период жизни дают веру в себя. В нашей семье реликвией является ручная прялка, доставшаяся моей бабушке, Авдониной Людмиле Николаевне от ее мамы, моей прабабушки, Головиной Серафимы Андреевны
.

Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель, и горизонтальной части (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной).

   Прялку сделал своими руками для своей жены Серафимы Андреевны мой прапрадедушка, Николай Андреевич. Он в разное время смастерил две прялки разных размеров, к сожалению, сохранилась только одна, на которой почти всю свою жизнь пряла пряжу Серафима Андреевна. Изготовление прялки начиналось с самого первого этапа заготовки дерева. Считалось, что далеко не каждое дерево пригодно для ее изготовления. Неправильно выбранное дерево могло принести несчастье для ее владелицы, поэтому для его выбора приглашались «знающие» люди. Дерево, предназначенное для изготовления прялки, должно быть обязательно «живым». Непригодными считались деревья, у которых на коре имелась выпуклость, сучья которых растут вдоль ствола, также деревья с двумя вилокообразными вершинами (существовало поверье, что у них «два сердца»). После выбора дерева, наступало время его заготовки. Обычно это делалось зимой, в морозный день, когда дерево спит, чтобы не навредить «душе», затем приступали к изготовлению и украшению прялки. Из чего изготавливали прялку?

Из ствола осины или липы вырубали лопасть, а из корня - донце.

Прялка, которая хранится в нашей семье и которая принадлежала Серафиме Андреевне, от времени поблёкла и местами потёрлась. Она сделана из цельного дерева, на наш взгляд, из ели. В высоту составляет 63 см. Ширина вертикальной части – 24 см. Несмотря на свой солидный возраст (почти сто лет) и изношенность, она привлекает красотой своей внешней формы и  уже плохо  различимыми узорами, украшающими прялку.

Жизнь этой  русской  женщины была нелёгкой. В первый же год Великой Отечественной войны её муж ушёл добровольцем на фронт и в 1941 году пропал без вести. Серафима Андреевна ждала мужа всю жизнь, верила, что он жив, а значит, непременно вернётся домой, к жене и двум маленьким детям. В годы войны тяжело было всем, в этот же период Серафима Андреевна теряет своего единственного сына, который умер от  болезни. Так моя прабабушка осталась одна с  дочерью на руках. Как вспоминает моя бабушка (Людмила Николаевна), Серафима Андреевна  очень любила свою прялку, часто коротала за работой вечера. Моя бабушка, Людмила Николаевна, вспоминала рассказы своей бабушки о нелегкой жизни крестьян. Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть, и наткать надо было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.

 В нашей семье прялка является традиционным предметом. Так моя бабушка, Авдонина Людмила Николаевна, всегда  занимается прядением и делает это по сегодняшний день.  Она прядет шерсть не только для своей семьи, но и по просьбе односельчан.  Этому её научила её бабушка Золотова Нина  Алексеевна (1893-1963). Первый раз моя бабушка, Людмила Николаевна, села за прялку, когда ей было 10 лет. Конечно, не всё получалось сразу, много раз приходилось начинать работу с начала, т.к. нитка то обрывалась, то выходила с узелками, то была слишком толстой. Выходит, что  все женщины умели прясть, и прялки им делали их мужья.

  Я надеюсь, что тоненькая ниточка, тянущаяся от нашей старенькой прялки, накрепко свяжет наши поколения и никогда не оборвётся! А мы будем хранить, и беречь не только прялку, но и приятные воспоминания о нашей любимой, старенькой,  прабабушке Серафиме.

Литература

  1. Берштам Т.А. Прялка в символическом  контексте культуры // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1999. Вып. 45. С.15.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.629
  3. Сорокин П. Этнографические этюды. Сыктывкар, 1999. С.11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. «Русские прялки».

план  - конспект урока по изо. по программе Б.М.Неменского 5 класс....

"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс

Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1.      Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...

урок ИЗО в 5 классе по теме "Мы рисуем русскую прялку"

Техники украшения русских прялок (работа в цвете)...

Северные прялки

Урок об особенностях  росписи северных пермогорских прялок...

Открытый урок по изо для 5 класса по теме «Прялка»

Тема  урока  посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет....

Разработка урока ИЗО по теме "Прялка"

Презентация и разработка урока ИЗО в 5 классе по программе Б. Неменского....