"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка".

1.      Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назначения. Учить создавать композицию из элементов растительного орнамента народной росписи, гармоничному цветосочетанию, технике работы с кистью и красками.

   2. Познакомить учащихся с народным творчеством, дать сведения о Городецкой росписи.

3.  Развивать чувство цвета, формы, творчество, навыки работы с ножницами, кистью и красками.

4.   Воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, трудолюбие, умение доводить дело до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.docx_pryalka-pryalka_.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка», 5 класс.

Учитель изобразительного искусства высшей  квалификационной категории

Гуфранова Надежда Вениаминовна

Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Городецкой росписью.

Задачи:

  1. Обучающие. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назначения. Учить создавать композицию из элементов растительного орнамента народной росписи, гармоничному цветосочетанию, технике работы с кистью и красками.
  2. Познавательные. Познакомить учащихся с народным творчеством, дать сведения о Городецкой росписи.
  3. Развивающие. Развивать чувство цвета, формы, творчество, навыки работы с ножницами, кистью и красками.
  4. Воспитывающие. Воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, трудолюбие, умение доводить дело до конца.

Оборудование.

  1. Для учителя: Наглядные пособия (прялка);  нитки;  изделия, вытканные из ниток; детские работы; модель прялки, классическая музыка, презентация росписей.
  2. Для учащихся:  бумага, баночка для воды, ножницы, краски, кисти

План доски:        

Вещи (ткачество, вязание)

Число

Тема

Цель

Эскизы работ

Иллюстрации прялок

или презентация

Элементы росписи

Вид урока: проблемно-обучающий

Содержание: Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции прялки, подчеркивание формы и конструкции узором. Внимательное отношение народных мастеров к особенностям материала (дерево). Символика цвета и образов народной росписи.

Задание: Беседа с показом наглядных пособий, опорных таблиц, презентации, макета прялки, самостоятельная индивидуальная работа над формой, эскизом росписи прялки с Городецкой росписью; способы симметричного вырезания; вещи, изготовленные из ниток (ткачество, вязание), детские работы.

Литературный ряд: С.К.Жегалова «Русская народная живопись; А.Рогов «Кладовая радости; Н.В.Тарановская «Маленькие чудеса», рассказ учителя.

Музыкальный ряд: Народные мелодии (как сопроводждение). Бородин, Скрябин – медленная классическая музыка (как фон при самостоятельной работе)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие класса, анализ наличия инструментов и принадлежностей. Объявление темы занятия.

  1. Драматургическая завязка.

Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окошка. Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено…

Среди многих работ, которые выполнили крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать нужно было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.

Мы сейчас и представить не можем, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин льняного холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти (показываю изделия). Работы начинались ранней весной и заканчивались поздно осенью. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. И каждый стремился сделать подарок на радость и удивление. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

  1. Украшение прялки.

          Детская работа

Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

Расписные украшения прялки хорошо сочетаются с ее формой. Некоторые народные умельцы на лопаске рисовали корабль. Он, рассекая волны, мчится. Надулись от ветра пар\уса, накренились толстые мачты. А над кораблем цветущий сад. Художник «тяжелую» часть росписи поместил внизу лопаски. Так расписывали в Пермогорье. В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.

Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края. Тут поведано о счастливой семейной жизни, о пирах и застольях, тут и езда на ярмарку, покупка скота, изображения праздничных катаний молодцов, лихо играющих на гармонике, и сценки, явно повествующие о том, как женихи едут в дом невесты свататься. И вот что интересно_ любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях. Езда в телегах тоже встречается, но редко.

По пороше, по пороше,

По зиме, по холоду

Бегут сани из Казани,

Из Казани в Вологду.

Сами алыми коврами

Разукрашенные,

Дуги алыми цветами

Разрисованные,

У коней вороных

Гривы кольцами,

Кони мчатся, бренчат

Колокольцами.

Кто же гонит эти сани

По снегу, по холоду?

Это наши из Казани

Едут к вашим в Вологду!

  1. Педагогический рисунок.

Вырезаю прялку. У меня получилась вот такая форма прялки. У вас у всех будет разной формы.

Прежде чем рисовать художник думает о композиции, то есть о том, как расположить элементы узора на прялке, чтобы было красиво.

Я сейчас покажу вам приемы кистевой росписи на примере цветка купавки и птицы. Беру на кисть краску, пробую на палитре, нахожу нужный цвет и начинаю рисовать. Птиц обычно изображают, синим или черным цветом. Купавка – желтая, синяя, красная. Листья зеленые, с добавлением желтого цвета. Не обязательно точно копировать Городецкую роспись, можно придумать свои элементы.

5. Физкульминутка

6. Практическая работа.

Возьмите в руки бумагу, вырежьте прялку, подберите цвет на палитре и начинайте роспись прялки элементами Городецкой росписи.

В ходе самостоятельной работы учащихся обращаю внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.

7. Анализ работ.

Во время индивидуальной работы важно акцентировать внимание ребят на удачных находках и решениях, комментируя и поясняя, почему и как это получается. Неудачные работы показывать акцентуацией внимания тоже необходимо, но здесь надо аккуратно подсказывать пути исправления недостатков, подключая к диалогу самих детей.

8. Обобщение темы, рефлексия.

1) Практическая работа закончена.  Учитель подводит общий итог, учитывая уровень самооценки, и закрепляет три основных понятия:

-урок мне понравился, потому…

-я на уроке научился (лась)…

-городецкая роспись – это…

- вырезать прялку - …

- делать своими руками – это…

что, чему и как учились ребята на этом занятии. «Тот, кто в жизни красиво сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет».

2) Задание на дом.

В качестве домашней работы учащимся предлагается поисковая деятельность (открытки, журналы, Интернет, семейные фотографии) по теме «Интерьер жилища крестьян».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельност...

Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."

Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается  раздаточный материал к урок...

Технологическая карта изучения темы:Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка .

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялка".В карте отражены все этапы урока, их цели,деятельность учащихся и учителя....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Конструкция и декор предметов народного быта (прялка)

Произведения народного искусства жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.Узорные росписи, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелан...