Главные вкладки

    "Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка".

    1.      Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назначения. Учить создавать композицию из элементов растительного орнамента народной росписи, гармоничному цветосочетанию, технике работы с кистью и красками.

       2. Познакомить учащихся с народным творчеством, дать сведения о Городецкой росписи.

    3.  Развивать чувство цвета, формы, творчество, навыки работы с ножницами, кистью и красками.

    4.   Воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, трудолюбие, умение доводить дело до конца.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_uroka.docx_pryalka-pryalka_.doc258 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка», 5 класс.

    Учитель изобразительного искусства высшей  квалификационной категории

    Гуфранова Надежда Вениаминовна

    Цель: Создать форму прялки и расписать ее элементами народного орнамента – Городецкой росписью.

    Задачи:

    1. Обучающие. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назначения. Учить создавать композицию из элементов растительного орнамента народной росписи, гармоничному цветосочетанию, технике работы с кистью и красками.
    2. Познавательные. Познакомить учащихся с народным творчеством, дать сведения о Городецкой росписи.
    3. Развивающие. Развивать чувство цвета, формы, творчество, навыки работы с ножницами, кистью и красками.
    4. Воспитывающие. Воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, трудолюбие, умение доводить дело до конца.

    Оборудование.

    1. Для учителя: Наглядные пособия (прялка);  нитки;  изделия, вытканные из ниток; детские работы; модель прялки, классическая музыка, презентация росписей.
    2. Для учащихся:  бумага, баночка для воды, ножницы, краски, кисти

    План доски:        

    Вещи (ткачество, вязание)

    Число

    Тема

    Цель

    Эскизы работ

    Иллюстрации прялок

    или презентация

    Элементы росписи

    Вид урока: проблемно-обучающий

    Содержание: Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции прялки, подчеркивание формы и конструкции узором. Внимательное отношение народных мастеров к особенностям материала (дерево). Символика цвета и образов народной росписи.

    Задание: Беседа с показом наглядных пособий, опорных таблиц, презентации, макета прялки, самостоятельная индивидуальная работа над формой, эскизом росписи прялки с Городецкой росписью; способы симметричного вырезания; вещи, изготовленные из ниток (ткачество, вязание), детские работы.

    Литературный ряд: С.К.Жегалова «Русская народная живопись; А.Рогов «Кладовая радости; Н.В.Тарановская «Маленькие чудеса», рассказ учителя.

    Музыкальный ряд: Народные мелодии (как сопроводждение). Бородин, Скрябин – медленная классическая музыка (как фон при самостоятельной работе)

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Приветствие класса, анализ наличия инструментов и принадлежностей. Объявление темы занятия.

    1. Драматургическая завязка.

    Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окошка. Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено…

    Среди многих работ, которые выполнили крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать нужно было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.

    Мы сейчас и представить не можем, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин льняного холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти (показываю изделия). Работы начинались ранней весной и заканчивались поздно осенью. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.

    Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. И каждый стремился сделать подарок на радость и удивление. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

    1. Украшение прялки.

              Детская работа

    Около метра высотой, прялка сделана вся из одного куска дерева. Для изготовления подобных прялок на Севере нередко срубали целое дерево: из ствола вырубалась ножка с лопаской, а из горизонтального ответвления – сиденье – донце. Верх лопаски украшают округлые выступы – головки, повторяющие контуры крыш северных деревянных церквей, а фигурная ножка и округлые свесы внизу лопатки напоминают нарядные столбики крылец, балясинки и сережки фасада избы.

    Расписные украшения прялки хорошо сочетаются с ее формой. Некоторые народные умельцы на лопаске рисовали корабль. Он, рассекая волны, мчится. Надулись от ветра пар\уса, накренились толстые мачты. А над кораблем цветущий сад. Художник «тяжелую» часть росписи поместил внизу лопаски. Так расписывали в Пермогорье. В разных местах расписывали по-разному, в соответствии своему географическому положению.

    Роспись прялок рассказывает нам о жизни своего края. Тут поведано о счастливой семейной жизни, о пирах и застольях, тут и езда на ярмарку, покупка скота, изображения праздничных катаний молодцов, лихо играющих на гармонике, и сценки, явно повествующие о том, как женихи едут в дом невесты свататься. И вот что интересно_ любимейшим сюжетом росписей оказывается катание в санях. Езда в телегах тоже встречается, но редко.

    По пороше, по пороше,

    По зиме, по холоду

    Бегут сани из Казани,

    Из Казани в Вологду.

    Сами алыми коврами

    Разукрашенные,

    Дуги алыми цветами

    Разрисованные,

    У коней вороных

    Гривы кольцами,

    Кони мчатся, бренчат

    Колокольцами.

    Кто же гонит эти сани

    По снегу, по холоду?

    Это наши из Казани

    Едут к вашим в Вологду!

    1. Педагогический рисунок.

    Вырезаю прялку. У меня получилась вот такая форма прялки. У вас у всех будет разной формы.

    Прежде чем рисовать художник думает о композиции, то есть о том, как расположить элементы узора на прялке, чтобы было красиво.

    Я сейчас покажу вам приемы кистевой росписи на примере цветка купавки и птицы. Беру на кисть краску, пробую на палитре, нахожу нужный цвет и начинаю рисовать. Птиц обычно изображают, синим или черным цветом. Купавка – желтая, синяя, красная. Листья зеленые, с добавлением желтого цвета. Не обязательно точно копировать Городецкую роспись, можно придумать свои элементы.

    5. Физкульминутка

    6. Практическая работа.

    Возьмите в руки бумагу, вырежьте прялку, подберите цвет на палитре и начинайте роспись прялки элементами Городецкой росписи.

    В ходе самостоятельной работы учащихся обращаю внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.

    7. Анализ работ.

    Во время индивидуальной работы важно акцентировать внимание ребят на удачных находках и решениях, комментируя и поясняя, почему и как это получается. Неудачные работы показывать акцентуацией внимания тоже необходимо, но здесь надо аккуратно подсказывать пути исправления недостатков, подключая к диалогу самих детей.

    8. Обобщение темы, рефлексия.

    1) Практическая работа закончена.  Учитель подводит общий итог, учитывая уровень самооценки, и закрепляет три основных понятия:

    -урок мне понравился, потому…

    -я на уроке научился (лась)…

    -городецкая роспись – это…

    - вырезать прялку - …

    - делать своими руками – это…

    что, чему и как учились ребята на этом занятии. «Тот, кто в жизни красиво сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет».

    2) Задание на дом.

    В качестве домашней работы учащимся предлагается поисковая деятельность (открытки, журналы, Интернет, семейные фотографии) по теме «Интерьер жилища крестьян».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конструкция и декор предметов народного быта и труда «Русские прялки»

    урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского по теме Конструкция и декор предметов народного быта и труда "Русская прялка"....

    Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему"Конструкция и декор предметов народного быта"

    План урока ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".                                 ...

    Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

    Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

    Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс

    Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....

    Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка»

    Конструктор урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская прялка». В материале представлены основные этапы урока, деятельност...

    Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."

    Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается  раздаточный материал к урок...