Технологическая карта изучения темы:Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка .
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялка".В карте отражены все этапы урока, их цели,деятельность учащихся и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izo_pryalka.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы.
Прохорихина Галина Алексеевна
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | Комбинированный |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема | Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка. |
Цель Задачи: | дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в её украшении. Образовательные формирование знаний о декоративно -прикладном искусстве; формирование навыков и умений в создании эскиза прялки; Развивающие: развитие творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы; Воспитательные: Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков. - |
Основные термины и понятия | Прялка, эскиз, композиция |
Зрительный ряд | учебник изобразительного искусства 5 класс. детские работы, силуэт прялки. |
Материалы и принадлежности к уроку | бумага, простой карандаш, ножницы, учебник. |
Технология изучения.
Этапы урока | Формируемые умения | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | |
1.Организационный (этап мотивации). | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: умение брать на себя ответственность и инициативу Познавательные УУД: - действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | 1.Здравствуйте! Сегодня мы снова отправляемся в удивительный мир декоративно-прикладного искусства. И снова заглянем во внутренний мир русской избы( на доске рисунок внутреннее убранство избы) | Проверка готовности рабочего места учащиеся рассматривают рисунок | |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание | Активизация мыслительных операций (и познавательных процессов (внимание, память). | Давайте вспомним:
-Какую роль играла русская печь? -Самое почетное место в русской избе? Разместите те предметы какие были в русской избе. Можно разместить в интерьер русской избы пылесос и телевизор? Простая русская изба , а сколько мудрости и смысла в себя вобрала. В низенькой светёлке огонёк горит. Молодая пряха у окна сидит. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса Посмотрите внимательно на доску – изображение какого предмета появилось ?(прялка) Вот они - русские прялки! (Демонстрация образца деревянной прялки.) | Ответы учащихся. учащиеся встают и наклеивают на рисунок предметы ( чугунок ухват, помело, ведро В красный угол- стол и икону) ( несколько человек) Учащиеся отвечают учащиеся рассматривают | |
3.Постановка учебной проблемы. | Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации - Метапредметные УУД регулятивные: - умение самостоятельно извлекать нужную информацию познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; предметные: - правильно владеть художественными терминами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов. | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися | Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. Значит нам предстоит узнать что такое прялка, ее назначении и устройстве, выполнить эскиз –композицию прялки включая полюбившиеся тебе образы и мотивы | Высказывание мнений Формулировка цели совместно с учителем | |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке . Личностные УУД -осознание необходимости самосовершенствования | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Где мы возьмем нужную информацию? | Выделение проблемы урока | |
5.Открытие нового знания | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания); -смысловое чтение; -определение основной и второстепенной информации коммуникативные: инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации регулятивные: - умение сохранять заданную цель -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя Предметные: - умение владеть художественными терминами Личностные УУД: - осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | В решении наших проблем поможет наш друг – учебник. Стр. 40-42 и дополнительный материал Учащиеся рассказывают по группам об усвоенном материале. 2 группа работает с силуэтом прялки, который расположен на доске ( учащиеся поочередно приклеивают элементы прялки ) | Работа с учебником Обмен мнениями с соседом по парте Работа в группах: 1 ряд –Что такое прялка ее назначение. 2 ряд –Устройство прялки 3 ряд украшение прялки (символы) (приложение) рассматривают образец и запоминают основные элементы | |
6. Первичная проверка понимания | регулятивные: - четко определять цель своего ответа на данном этапе урока коммуникативные: - умение слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД: - способность решения проблем | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы. Организация проверки выполнения задания | Устные ответы учащихся, их анализ | |
7.Применение новых знаний. | регулятивные: - умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы; -умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; -умение грамотно вносить необходимые изменения предметные: - владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение, объясняя его критерии; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера коммуникативные: -умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками Личностные УУД: -профессиональное самоопределение -творческое самовыражение | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет. Задание творческой работы на уроке: выполнить эскиз лопасти прялки , контур которой вырезаем ножницами, соблюдая правила безопасной работы. | Соблюдение определённого плана своих действий, работа над рисунком, коррекция практическая работа | |
8. Домашнее задание | Личностные УУД: -умение осознавать и объяснять мудрость устройства русской избы; -умение эмоционально настроится на выполнение задания; -умение осмысленно увязать учебные задачи с реальными жизненными целями | Завершить работу по выполнению эскиза лопасти прялки | Осознание смысла выполнения домашнего задания | ||
9.Рефлексия учебной деятельности | Личностные УУД -способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); - установление связи между целью деятельности и её результатом коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли; - умение вести диалог | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Выявление качества и уровня овладения знаниями – проверочный тест . приложение) Учащиеся смайликами показывают отношение к проведенному уроку | . выполнение теста |
Приложение №1
Прялка - предмет народного быта, орудие труда ,на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки.
Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считали в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Без прялки невозможно представить быт русского человека, она была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.
Приложение №2
Ручная прялка ,состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель, горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.
Основные элементы прялки: РАЗБОР НА ДОСКЕ -УЧЕБНИК
Городки
Лопасть
Серьги
Ножка
Донце
Существует множество пословиц и поговорок о прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не Бог, а рубаху дает.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Приложение №3
Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной - расцветает, летом - плодоносит, осенью - увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила - Солнца. Солнце считали самой - самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное. Лето хлеборобное». Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего круг. Кружок, разделённый крестом на четыре части , это тоже знак Солнца. В году четыре времени года. Солнце изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.
В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса.
Изображали в виде извилистых линий.
В распаханную землю сеятели бросали семена. Изображали в виде точек.. Семена - точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы - значит, будет урожай.
Знаки солнца, воды, семян, ростков, земли - это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
Практическая часть .Вырезание контура прялки и нанесение узора- Древние образы
Приложение №4
Тест Фамилия Имя --------------------------------- 5 класс
1. Русский срубной жилой дом .
2. Самое почетное место в избе.
3.Предмет народного быта, орудие труда , на котором пряли нитки.
4. Горизонтальная часть прялки.
5. Основным элементом прялки не является. ---------------------------- ( серьга, донце, причелина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...
Технологическая карта урока ИЗО "Конструкция и декор предметов народного творчества"
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского 5 класс Тема "Конструкция и декор предметов народного быта"...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока на тему: "Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки." 5 класс
Учащиеся знакомятся с отдельными предметами крестьянского быта, сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. Учатся сравнивать и находить общее и особенное в конструкции. Ра...
Урок в 5 классе по программе Б.М.Неменского :"Конструкция и декор предметов народного быта.Прялки."
Представляю план конспект урока ИЗО в 5 классе :"Конструкция и декор предметов народного быта",где имеется крассворд составленный мною,загадки и прилагается раздаточный материал к урок...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Конструкция и декор предметов народного быта (прялка)
Произведения народного искусства жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников.Узорные росписи, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелан...