Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории по теме

 Алымова Ольга Николаевна

Рабочая программа по истории с древнейших времен до конца XX века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya.doc613 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

Орловской области среднего профессионального образования «Орловский технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

г. Орел, 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:

23.02.03.  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

15.02.05.  Техническая эксплуатация оборудования в торговле и  общественном питании

19.02.10.  Технология продукции общественного питания

09.02.04.  Информационные системы

22.02.06.  Сварочное производство

Организация – разработчик : БОУ ОО СПО «Орловский технологический техникум»

Разработчик: Алымова О. Н. – преподаватель социально-экономических дисциплин

Рекомендована Научно-методическим советом  БОУ ОО СПО

 «Орловский технологический техникум»,

протокол №__ от ____________ 20___ г.

Рассмотрена предметной (цикловой) комиссией

_______________________________________________________

_______________________________________________________

протокол №___ от _______ 20____ г.

председатель ПЦК ______________

Утверждена заместителем директора по научно-методической работе

 ___________________Мельникова И.В.

Содержание

    стр

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

            4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

            7

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

            48

         

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

            52

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины  История

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины  общеобразовательного цикла история разработана на основе примерной программы дисциплины, рекомендованной ФИРО – 2008 г. и в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, составленной в соответствии с ФГОС СПО по подготовке специалистов среднего звена по специальностям:

23.02.03.  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

15.02.05.  Техническая эксплуатация оборудования в торговле и  общественном питании

19.02.10.  Технология продукции общественного питания

09.02.04.  Информационные системы

22.02.06.  Сварочное производство

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательные базовые дисциплины

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цели курса:

-воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории ;

-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими установками;

- овладения умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения проблемных задач истории .

Требования к уровню подготовки:

 В результате изучения курса «История» обучающийся должен

уметь:

-понимать     историческую     обусловленность     явлений     и     процессов современного   мира,   критически   анализировать   полученную   историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению

к   окружающей   реальности,   соотносить   её   с   исторически   возникшими мировоззренческими системами;

  • рассматривать  события   и  явления  с  точки  зрения   их  исторической обусловленности;
  • выявлять  историческую  обусловленность различных  версий  и  оценок событий прошлого и современности.

знать:

  -основные даты и ключевые события России и мира с древнейших времён дс современного времени;

-        содержание основных исторических понятий, явлений, терминов ;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся
в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников.

Итоговый контроль - дифференцированный зачёт.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Рекомендуемое количество учебных часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка-175 часов;

обязательная  аудиторная учебная нагрузка-117 часов; внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося-58 часов ;

Для  проведения занятий  используются лекции,  семинары,  беседы, практикумы и другие формы учебной деятельности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     Контрольная работа

1

     Тестовые задания

     Практическая работа

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

50

Индивидуальное проектное задание

8

Дифференцированный зачет.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Тема 1.

  Для чего мы изучаем историю

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический,               экономический, культурно-политический и др. История  России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

Учащийся должен

Уметь: 

-устанавливать историческую связь между периодами всемирной истории и истории России.

Знать: 

-факторы исторического развития, особенности истории как науки, закономерности истории России и мира.

Самостоятельных работ нет.

1

1

Раздел 1.  Древнейшая стадия истории человечества

2

Тема 2.

У истоков рода человеческого

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. 

Учащийся должен

Уметь:

- называть факторы способствовавшие выделению человека из мира природы.

- выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенностей в первобытном обществе.

- характеризовать хозяйственную деятельность человека.

Знать: 

- гипотезы происхождения человека.

- религиозные представления первобытного человека.

- факторы зарождения имущественного неравенства.

1

1

Тема 3.

Неолитическая революция

Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда.

1

2

Самостоятельная работа:

- выписать тезисы : что изучает наука история; составить кроссворд « У истоков рода человеческого».

1

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

4

Тема 4.

Ранние цивилизации, их отличительные черты

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай..Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

1

2

Практическая работа

Работа с документом «Из законов царя Хаммурапи». Работа с вопросами документа.

Тема 5.

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

1

2

Тема 6.

Античная цивилизация

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим - этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Самостоятельная работа:

- составить кроссворд: «Мифология древней Греции»;

1

1

2

Тема 7.

Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Учащийся должен

Уметь:

-  выявлять предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

- давать характеристику восточным цивилизациям и культурному наследию Древнего Востока.

- характеризовать античную цивилизацию.

Знать:

- особенности религии древнего мира.

- возникновения мировых религий.

- особенности культуры восточных цивилизаций и античной цивилизации.

Практическое задание

 Работа с вопросами и заданиями в конце учебника

1

2

Самостоятельная работа

- доклады: «Культурное наследие древних цивилизаций (Египет, Индия, Китай, Греция, Рим)».

1

Раздел  3. Цивилизации Запада  и Востока в Средние века.

8

Тема 8

Особенности развития цивилизаций Востока  в Средние века

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

1

2

Тема 9

Китайско-конфуцианская цивилизация

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

1

2

Тема 10

Буддизм на Востоке в Средние века

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

1

2

Самостоятельная работа

 - сообщения: «Основные заповеди конфуцианства и буддизма»

1

Тема 11

Арабо-мусульманская цивилизация

Возникновение ислама. Мухаммад. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в.

1

2

Тема 12

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья.

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

Самостоятельная работа

-доклад  «Великое переселение народов»,

1

1

2

Тема 13

Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии

1

2

Тема 14

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы».

Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

1

2

Самостоятельная работа

- доклад «Культура древних цивилизаций;  

            -заполнить таблицу « Формирование феодальной лестницы. Вассальные связи».

1

Практическая работа

Работа с вопросами и заданиями в конце учебника

Тема 15

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития  и контактов

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Учащийся должен

Уметь: 

- отличать особенности средневекового периода западноевропейской  цивилизации.

- определять характерные черты восточнохристианской цивилизации.

           Знать: 

- особенности развития цивилизаций Востока и Запада в средние века.

-периодизацию средневековой истории Китая, Индии.

- сущность буддизма и ислама.

- исторические итоги средневекового периода.

1

2

Раздел  4. История России с древнейших времен до конца XVII в.

25

Тема 16.

Восточная Европа: природная среда и человек

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность.

1

2

Самостоятельная работа - выписать из источников сведения о восточных славянах;

1

Тема 17.

Племена и народы Восточной Европы в древности

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины.

Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян.

1

2

Практическая работа

Работа с картой, таблицей и схемой «Племена ВЕ».

Тема 18.

Восточные славяне в VII-VIII вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

1

2

Практическая работа 

-«Повесть Временных лет» (работа с источником) –расселение славян, показать на контурной карте.

         

         

Тема 19.

Формирование основ государственности восточных славян

Предпосылки образования государства у восточных славян. Формирование союзов племен. Вече. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

1

2

Тема 20.

Рождение Киевской Руси

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины.«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси.Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

1

2

Самостоятельная работа

- составить кроссворд  «Образование Древнерусского государства»;

1

Тема 21.

Первые русские князья и их деятельностью

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины.«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси.Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

1

2

Тема 22.

Крещение Руси

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

1

2

Самостоятельная работа

-составить кроссворд  «Религия восточных славян».

1

Тема 23.

Русь и ее соседи в XI-начале

XII в.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

Практическая работа

Работа с документом «Похвалы Ярославу Мудрому в «ПВЛ». Работа с вопросами к документу.

             1

2

Тема 24.

Причины политической раздробленности Руси.

Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Самостоятельная работа

- составить сравнительную таблицу – причины раздробленности  на Руси и в Европе.

1

1

2

Тема 25.

Древняя Русь  в эпоху политической раздробленности

Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

1

2

Тема 26.

Монголо-татарское нашествие на Русь

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

   

        Практическая работа

Работа с картой, составление таблицы «Монголо-татарское нашествие».

1

2

Самостоятельная работа

-доклад «Империя Чингисхана».

1

Тема 27.

Борьба с иноземными завоевателями на северо-западе Руси в XIII в.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму

     

1

2

    Практическая работа

Работа с картой, составление таблицы «Монголо-татарское нашествие».

Тема 28.

Русь на пути к возрождению.

Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе.

1

2

Самостоятельная работа

-доклад «Дмитрий Донской»

1

Тема 29.

От  Руси к России.

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти.

1

2

Практическая работа

Работа с документом «Из судебника 1497 г». Работа с вопросами  документа.

Тема 30.

Начало правления Ивана IV

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

1

2

Самостоятельная работа

-кроссворд «Начало правления Ивана IV».

1

Тема 31.

Опричнина и причины введения.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины.

1

2

Практическая работа

Работа с таблицей и схемой «Опричнина Ивана Грозного».

Тема 32.

Внешняя политика Ивана Грозного

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.

Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Практическая работа

Работа с картой, составление таблицы «Внешняя политика Ивана Грозного»

Самостоятельная работа

-составить таблицу: Внешняя политика Ивана Грозного.

1

1

2

Тема 33.

Смутное время  в России.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве.  

1

2

Тема 34.

Спасители Отечества

Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

1

2

Самостоятельная работа

-составить тест:  Смутное время в России.

1

Тема 35.

Социально-экономическое развитие России после Смуты

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

     

1

2

Тема 36.

Первые Романовы.

Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.

1

2

Самостоятельная работа

-доклад «Первые Романовы».

1

Тема 37.

XVII, «бунташный» век

Городские восстания середины XVII столетия.  Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

1

2

Тема 38.

Внешняя политика России во второй половине XVII в.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1

2

Самостоятельная работа

-сообщение «Великие русские полководцы и флотоводцы».

1

Тема 39.

Культура Руси в XIII-XV вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы.

1

2

Тема 40.

Культура России в XVI-XVII вв.

«Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. 

Учащийся должен

Уметь:

- высказывать свою точку зрения по поводу разных теорий образования древнерусского государства.

- анализировать деятельность первых русских князей, выделять особенности правления.

 анализировать исторические факты, работать с исторической картой и историческими источниками.

- определять причины и характер смуты.

Знать:

- выделение славян из индоевропейской языковой общности.

-предпосылки образование государства у восточных славян.

-причины распада Древнерусского государства и усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

-сущность и особенности нового централизованного государства.

-особенности правления Ивана Грозного.

- социальные движения XVII века.

1

2

Самостоятельная работа

-презентация «Русская культура в XIII-XVII вв».

1

Раздел  5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв.

11

Тема 41.

Модернизация как процесс перехода  от традиционного к индустриальному обществу

Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. 

1

2

Тема 42.

Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности.

1

2

Тема 43

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия. Карта мира.

2

2

Тема 44.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы

         

1

2

Самостоятельная работа

-Доклад «Великие географические открытия», (показать на контурной карте).

1

Тема 45.

Английская революция XVII в. и ее значение для Европы

Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

1

2

Самостоятельная работа

-Доклад «Эпоха Возрождения».

           1

Тема 46.

Эволюция системы международных отношений в раннее новое время

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

1

2

Самостоятельная работа

-Доклад «Великие географические открытия», (показать на контурной карте).

-Составить таблицу: английская революция XVII в.

1

Тема 47.

Европа XVII в.: социально-экономическое развитие

XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

1

2

Тема 48.

Век  Просвещения

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

1

2

Самостоятельная работа

-Философские взгляды деятелей эпохи Просвещения.

1

Тема 49.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

       

1

2

       

      Практическая работа

Работа с документом»Лавка древностей». Работа с вопросами документа.

Тема 50.

Война за независимость  североамериканских колоний. Образование США

Война за независимость североамериканских колоний.  попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

             

         Практическая работа

Работа с документом « Декларация независимости». Работа с вопросами документа.

Работа с  таблицей «Война за независимость».

1

2

Самостоятельная работа

-Подготовить презентацию «Образование США».

1

Тема 51.

Французская революция XVIII в.

 Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора.

Учащийся должен

Уметь:

- выделять причины и предпосылки великих географических открытий.

-характеризовать причины перехода европейских стран к абсолютизму.

-называть предпосылки и особенности абсолютизма в Англии, России, Франции.

- называть социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота.

-характеризовать причины, особенности и значения первых буржуазных революций.

Знать:

- предпосылки возникновения феномена модернизации и его содержательную сторону.

- филосовско – мировоззренческие основы идеологии просвещения.

1

2

         Практическая работа

Работа с документом «Восстание 10 августа 1792г». Работа с вопросами документа. Работа с таблицей «Французская революция».

Раздел  6.  Россия в XVIII в.

10

Тема 52.

Предпосылки реформ   Петра I.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Культурный переворот петровского времени.

1

2

      Самостоятельная работа

-Составить таблицу: Реформы Петра I.

  1

Тема 53.

Особенности модернизационного процесса в России.

Особенности модернизационного процесса в России.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

       

Практическая работа

Работа с документом «Из Берг-привилегии, 1719 г». Работа свопросами документа.

1

2

Тема 54.

Северная война и ее итоги.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Культурный переворот петровского времени.

1

2

Самостоятельная работа

-Работа с контурной картой по теме «Северная война».

       

1

         Практическая работа

Работа с картой, составление таблицы «События и итоги Северной войны».

Тема 55.

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1740 гг.)

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

1

2

Тема 56.

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1740-1762 гг.)

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

1

2

Самостоятельная работа

-Составить таблицу: направление внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.).

1

Тема 57.

Россия в период правления Екатерины II

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Характер и направленность реформ Екатерины II.

        Практическая работа

Составление таблицы «Правление Екатерины II». Работа со схемой.

1

2

Тема 58.

 Восстание под руководством Емельяна Пугачева.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.

1

2

Самостоятельная работа

-Составить схему восстания под руководством Емельяна Пугачева.

1

Тема 59.

Павел  I.

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.  

1

Тема 60.

 Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

1

2

Самостоятельная работа

-Составить таблицу направления внешней политики России во II-ой половине XVIII века.

1

Тема 61.

 Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Учащийся должен

Уметь:

- Давать характеристику преобразованиям Петра Великого.

-Анализировать внутреннюю политику Екатерины II.

- Определять направления внешней политики России XVIII века.

-Показывать противоречивый характер политики Павла I.

Знать:

- особенности модернизационного процесса в Росси в начале XVIII в.

-Причины дворцовых переворотов.

-Характер и направленность реформ Екатерины II.

1

2

Раздел  7. Становление индустриальной цивилизации

6

Тема 62.

Европейские революции середины XIX в.

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность.

1

2

Самостоятельная работа

-Доклад «Европейские революции середины XIX в».

1

Тема 63.

Объединительные процессы в Европе

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии: причины, особенности, итоги.

1

2

Тема 64. 

Гражданская война в США.

Гражданская война в США: предпосылки, причины, основные события, итоги.  Славянское Возрождение и Россия.

1

2

Самостоятельная работа

-Составить схему: основные события гражданской войны в США.

1

Тема 65. 

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры  индустриального общества в XIX в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

1

2

Тема 66.

Мировоззрение человека  индустриального общества

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира.

1

2

Самостоятельная работа

-Составить тест: особенности духовной жизни нового времени.

1

Тема 67.

Научные открытия

Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.

Учащийся должен

Уметь:

- излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества.

Знать: 

-различные Европейские модели перехода от традиционного общества к индустриальному.

-Особенности духовной жизни нового времени.

1

      2

Раздел  8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

2

Тема 68.

Создание колониальных империй, формы их организации .Судьба Индии в «короне» Британской  империи.

Создание колониальных империй, формы их организации. Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации .Судьба Индии в «короне» Британской  империи.

1

2

Самостоятельная работа

-составить кроссворд: «Индия в 19 веке».

1

Практическая работа

Работа с документом «Из декларации венского конгресса». Работа с вопросами документа.

Тема 69.

Попытки модернизации в странах востока

Попытки модернизации в странах Востока«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Учащийся должен

Уметь:

- характеризовать хозяйственную деятельность традиционных обществ Востока.

-Выделять основные этапы британского завоевания Индии.

Знать: 

-модели модернизации традиционных обществ Японии и Китая.

1

2

Самостоятельная работа 

-составить таблицу: направления модернизации в Японии и Китае.

             1

Раздел  9. Россия в XIX в.

14

Тема 70. 

Россия в первой половине XIX столетия.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

1

2

Тема 71.

Внутренняя политика Александра I.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин.

Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

1

2

Самостоятельная работа 

             -доклад Политический портрет  Александра I.

     

1

   Практическая работа

Работа с таблицей, документом «Из письма декабриста». Работа с вопросами документа.

Тема 72.

Внутренняя политика Николая I.

Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

       

1

2

 Практическая работа

Работа с документом и таблицей «Политика Николая I».

Тема 73.

Геополитическое положение России  в начале  XIX в.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики.

               

1

2

         Самостоятельная работа

-составление презентации, сообщений, докладов: Геополитическое положение России  в начале  XIX в.(начало Отечественной войны 1812 года).

1

Тема 74.

Отечественная война 1812 г.

Причины войны, повод войны. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

     

  Практическая работа

Работа с картой, составление таблицы «Отечественная война 1812г».

1

2

Тема 75.

Крымская война

Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

     

1

2

  Практическая работа

Работа с картой «Крымская война».

Самостоятельная работа

          -кроссворд Отечественная война 1812 г.

       

1

Тема 76.

Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России первой половины XIX в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX вОткрытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

1

2

Тема 77.

 Отмена крепостного права и либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Практическая работа

Составление схемы, таблицы. Работа с вопросами и заданиями в конце учебника.

1

2

Самостоятельная работа 

        - составить таблицу направления  либеральных реформ  

1

Тема 78.

Народнический террор в России

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

1

2

       

 Практическая работа

Работа с документом. Работа с вопросами к документу.

Тема 79.

Консервативный курс  Александра III.  

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.

1

2

Самостоятельная работа

        - составить таблицу основные направления внутренней и внешней политики Александра III.  Сравнить с политикой Александра II.  

1

Тема 80.

Общественно-экономическое развитие России в пореформенный период.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции.

1

2

Тема 81.

Геополитические интересы России  второй половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос.

1

2

Самостоятельная работа    

       - охарактеризовать ситуацию в Европе второй половины XIX века и складывание франко-русского союза.

1

Тема 82.

Русско-турецкая война 1877-1878 года и ее результаты.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

1

2

        Практическая работа

Работа с картой, составление таблицы «События и итоги войны».

Тема 83.

Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. Повседневная жизнь населения России  в XIX в.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.

Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Тема 9.9    Повседневная жизнь населения России в XIX в. – 1 час

Крестьянство. Крестьянская община. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Повседневная жизнь русского города. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство.

Учащийся должен

Уметь:

-выделять основные направления внешней политики России в начале XIX века.

- называть характерные черты внутренней политики России начала XIX века.

- называть существенные черты идеологии общественных движений.

-называть выдающихся представителей и достижения Российской культуры XIX века.

Знать:

-причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер.

- знать динамику развития пореформенной экономики страны.

-утверждения капиталистической модели экономического развития.

-промышленный переворот и его значения.

-геополитические интересы Российской империи второй половины XIX века.

- особенности интеллектуальной и художественной жизни России.

-российские сословия.

Самостоятельная работа

      - составить развернутый  план по теме: интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

1

1

2

Раздел 10. От Новой истории  к Новейшей.

11

Тема 84.

Международные отношения в начале ХХ в.

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира.  Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

1

2

Самостоятельная работа

-противоречия в мире в начале ХХ в. Написать геополитические теории начала  ХХ века. 

1

Тема 85.

Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX в.

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания.

1

2

            Самостоятельная работа

-охарактеризовать направления научно-технического прогресс на рубеже XIX-XX в,привести примеры достижения науки.

1

Тема 86.

Россия в начале ХХ в.: социально-экономическое  развитие .

Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы.

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет.  

1

2

Тема 87.

Русско-японская война 1904-1905 года

Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

1

2

       Самостоятельная работа

-отражение   русско-японской войны 1904-1905 года в искусстве.

       

1

 Практическая работа

Работа с картой, составление таблицы и схемы «Русско-японская война».

Тема  88.

Революция 1905-1907 ггода

Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

        Практическая работа

Работа со схемой.

1

2

Тема 89.

Экономические реформы С.Ю Витте П.А Столыпина

Экономические реформы  П.А. Столыпина. Степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам.

1

2

         Самостоятельная работа

-реферат «политический портрет С.Ю. Витте и  П.А Столыпина».

1

       

            Практическая работа

Работа с таблицей и схемой Реформы Витте, Столыпина». Работа с документом «Из беседы с председателем Совета министров».

Тема  90.

Первая мировая война

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система..Россия в Первой мировой войне

1

2

        Практическая работа

Работа с картой,  с документом.

Тема 91.

Россия в  Первой мировой войне.

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

1

2

           Самостоятельная работа

-составиь таблицу: « Россия в   Первой мировой войне».

1

Тема 92.

Февральская революция в России

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

1

2

       

Практическая работа

Составление схемы и таблицы

Тема 93.

Октябрьский вооруженный переворот

Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти.

Формирование однопартийной системы. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

1

2

       Самостоятельная работа

-мнения историографии на события октября 1917 года.

1

        Практическая работа

Составление схемы и таблицы

Тема 94.

Гражданская война в России

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Учащийся должен

Уметь:

- характеризовать изменения в системе международных отношений в начале XX века.

-характеризовать особенности развития Российской империи в начале XX века.

- определять предпосылки и причины Февральской революции 1917 года.

-определять характер первых преобразований большевиков.

- выделять причины Гражданской войны и интервенции.

Знать: 

-место России в системе международных отношений в начале XX века.

-складывание двух военно-политических блоков Тройственного Союза и Антанты.

-особенности внешней политики России накануне  Первой Мировой войны. Участие России в  Первой Мировой войне.

       

               Практическая работа

Составление схемы и таблицы, работа с документом «Приказ А.И. Деникина»

1

2

Раздел  11. Между мировыми войнами

5

Тема  95.

Страны Европы в 20-е – 30  годы ХХ в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов.

1

2

Самостоятельная работа

-на примере одной из стран Европы охарактеризуйте модель модернизационного развития.

-заполнить таблицу : последствия колонизма.

1

Тема 96.

Международные отношения в 20-30-е гг. ХХ в.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.

1

2

Тема 97.

НЭП. Образование СССР

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.

1

2

Самостоятельная работа        

             -заполнить таблицу: сравнительные черты НЕПа и военного коммунизма.

1

Тема 98.

Тоталитарный режим И.Сталина

Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

1

2

Тема 99.

Сталинская модернизация(Экономическое развитие СССР в конце 20-х – 30-х гг, «Культурная революция» в СССР)

Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

 «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

             Практическая работа

Составление схемы и таблицы

1

2

Самостоятельная работа

-Сообщение голод на Кубани 1932-1933 года.

Учащийся должен

Уметь: 

-выделять особенности послевоенного развития стран Запада.

-характеризовать особенности Восточных традиционных обществ.

-исторические особенности Латинской Америки и борьбу народов Латинской Америки за преобразования.

- выссказывать свою точку зрения о путях и методах построения социализма в СССР.

-Давать оценочные суждения на методы проведения политики индустриализации и коллективизации, культ личности Сталина и массовые репрессии.

Знать: 

-особенности международных отношений в 20 – 30-е годы XX века.

-переходе к НЭПу. 

1

Раздел  12. Вторая мировая война

5

Тема 100.

Вторая мировая война: причины, ход, значение

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

1

2

Самостоятельная работа

        -заполнить таблицу Агрессия Японии, Италии и Германии 1931-1939 годах.

Практическая работа

Составление схемы и таблицы, работа с картой «Великая отечественная война». Работа с документом.

1

Тема 101.

Великая Отечественная война: начало, боевые действия 1941-1942 гг.

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий.

1

2

 

 Практическая работа

Составление схемы и таблицы, работа с картой «Великая Отечественная война».Работа с документом.

Тема 102.

Тыл во время войны.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

1

2

Самостоятельная работа

 

        -сообщение  «подвиг тыла».

1

Тема 103.

Коренной перелом в войне

Основные события, ход событий, итоги. Сталинградская битва, Курская битва, освобождение Левобережной Украины и сражение за Днепр.

1

2

Практическая работа

Составление схемы и таблицы, работа с картой «Великая Отечественная война».

Тема 104.

Заключительный этап Великой Отечественной войны. Цена и значение Победы

                

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Итоги. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Учащийся должен

         Уметь:

 -характеризовать изменения в системе международных отношений перед началом Второй Мировой войны.

- работать с историческими источниками, справочной литературой и документами.

-делать анализ первоисточников.

Знать: 

-причины начала и ход Второй Мировой войны.

- основные этапы военных действий Великой Отечественной войны.

1

2

Самостоятельная работа

-исследовательская работа « война в судьбе моей семьи»

                

1

Раздел 13. Мир во второй половине ХХ века

3

Тема 105.

Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира .От разрядки к завершению   «холодной войны»

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.           

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

1

1

Самостоятельная работа

-составить кроссворд или тест по теме»  Холодная война».

1

Тема 106.

Научно-технический прогресс

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства.

1

2

Тема 107.

Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Латинская Америка – социализм в западном полушарии.

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм.  Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Учащийся должен

Уметь: 

-называть достижения научно-технического прогресса второй половины XX века.

Знать:

- о складывании двухполюсного мира и борьбе сверхдержав США и СССР за гегемонию.

-  развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки в системе биполярного мира.

Самостоятельная работа

          -раскройте основные проблемы  стран Азии и Африки и Латинской Америки их положение в современном мире (При ответе используйте материалы СМИ и интернета)

          -итеграционные процесы в Латинской Америке-сообщение.

1

1

2

Раздел 14. СССР в 1945-1991 гг.

6

Тема 108.

Советский Союз в послевоенный период

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

         Практическая работа

Составление схемы, работа с документом.

1

2

Тема 109.

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

1

2

Самостоятельная работа

          - составить тест : Советский Союз в период частичной либерализации режима.

Практическая работа

Работа с документом «Американский корреспондент об СССР в 70-е гг. XX в».

1

Тема 110.

Политическое и социально-экономическое развитие СССР  в конце 1960-х начале 1980-х годов.

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного

1

2

 решения кризисных проблем.

Самостоятельная работа

          - составить кроссворд: Политическое и социально-экономическое развитие СССР  в конце 1960-х начале 1980-х годов.

1

Тема 111.

Международное положение СССР  в конце 60-х – начале 80-х гг.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

1

2

Тема 112.

Новое политическое мышление. Окончание «холодной войны»

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации.  Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

1

2

Тема 113.

Кризис и распад  советского общества.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Учащийся должен

Уметь:

-называть особенности послевоенного развития СССР.

- выделять направления внешней политики СССР в 50-е – 80-е годы.

-давать оценочные суждения политики перестройки.

Знать:

- о частичной либерализации режима в период руководства Хрущевым

- общественно-политическое развитие СССР в период руководства Брежнева Л.И.

-причины реформ Горбачева М.С. и переход к политике перестройки.

Самостоятельная работа

          - сообщение: Распад СССР и его освещение историографии ( по материалам СМИ и интернета).

1

1

2

Раздел  15. Россия и мир  на рубеже ХХ-XXI веков.

4

Тема 114.

Становление новой российской государственной системы..

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

1

2

Самостоятельная работа

   -Доклад политический портрет В.В Путина

1

Тема 115.

Российская экономика в мировой экономической системе

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

         Практическая работа

Составление схемы и таблицы «Российская экономика».

1

2

Тема 116.

Тема Мир в XXI в

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Место России в международных отношениях.

           Учащийся должен

Уметь: 

-называть основные этапы становления новой российской государственности.

Знать:

 -этапы становления Президентской республики. Первые президентские выборы.

- участие России в мировых интеграционных процессах.

- участие российской экономики в мировой экономической системе.

- уроки мировых войн и мировых конфликтов.

-основные достижения научно-технического прогресса.

1

2

Тема 117.

Дифференцированный зачет по дисциплине  «История».

Тестовые задания

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

 


3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Кабинет социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – наглядных пособий «История»

Технические средства обучения:

 - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для обучающихся:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М. «Академия», 2011 г.

Для преподавателей:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М. «Академия», 2011 г.
  2. Сахаров А.Н., Буганов В.И. « История России с древнейших времен до конца века» - 1-2 часть, академический учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. « Просвещение» 2010.
  3. Сахаров А.Н. « История России с древнейших времен до конца ХVI века» - 1 часть, учебник для 10 класса. М « Русское слово» 2010
  4. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. « История России XVII – XIX века» 2 часть учебник для 10 класса М. « Русское слово» 2010.
  5. Загладин Н.В. « Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века» - учебник для 10 класса М. «Русское слово»  2011.
  6. Загладин Н.В., Симония Н.А. «История России и мира» учебник для 10 класса М « Русское слово»  2011.
  7. Загладин Н.В. «Всеобщая история» - учебник для 11 класса М « Русское слово» 2011.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Хачатурян В.М. « История мировых цивилизаций» пособие для общеобразовательных учреждений 10 – 11 классы М. «Дрофа» 2011
  2. Озерский В. « Правители России от Рюрика до Путина» - справочник. Краснодар, 2012од.
  3. А. Литвинов « История становится ближе» 2010
  4. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в    вопросах и ответах.
  5. Волков К.В.

 Сборник основных дат и событий школьного курса отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до начала XXI века

6) История Отечества. Справочник школьника.

7) Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории.

Дополнительная литература для преподавателя:

  1. «Преподавание истории и обществознания в школе»  - научно-методическое издание.
  2. Журнал «Преподавание истории в школе» - издание для учителей истории и обществознания.
  3. «Русская история» - научно-популярный журнал.
  4. Журнал «Родина».
  5. «Вопросы истории» - старейший исторический журнал, основанный в 1926 году.
  6. «Новая и новейшая история» - ведущий российский академический журнал в области новой и новейшей истории.
  7. Газета «История» - научно-методическое издание для учителей истории и обществоведения, выходит 2 раза в месяц.

8) История. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах.  СПб.: Тригон, 20011- 90 с

9) Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века

10)  История России с древнейших времен до конца XX века. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г.

Интернет ресурсы: свободный доступ

Ресурсы WWW по истории России

 http://www.history.ru/histr.htm

Ресурсы истории России XX века

 http://www.history.ru/histr20.htm

Ресурсы по Всемирной истории

 http://www.history.ru/histwh.htm

Обучающие и познавательные программы по истории

 http://www.history.ru/proghis.htm

Обучающие программы по истории

 http://www.history.ru/proghis.htm

Культура и искусство Древнего Египта

 http://www.kemet.ru/

Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>!

 http://www.tellur.ru/~historia/

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

 http://www.history.machaon.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, сообщений, презентаций.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                                1

                                       2

Умения:

- понимать     историческую     обусловленность     явлений     и     процессов современного   мира;  

внеаудиторная самостоятельная работа   с учебной литературой.

критически   анализировать   полученную   историко-социальную информацию;

Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа  по индивидуальным заданиям.

определять собственную позицию по отношению

к   окружающей   реальности;  

внеаудиторная самостоятельная работа по индивидуальным заданиям.

соотносить   её   с   исторически   возникшими мировоззренческими системами;

внеаудиторная самостоятельная работа   с учебной литературой.

  • рассматривать  события   и  явления  с  точки  зрения   их  исторической обусловленности;

внеаудиторная самостоятельная работа  по индивидуальным заданиям.

  • выявлять  историческую  обусловленность различных  версий  и  оценок событий прошлого и современности.

внеаудиторная самостоятельная работа   с учебной литературой.

Знания:

-основные даты и ключевые события России и мира с древнейших времён до современного времени;


Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа с дополнительной литературой.

- содержание основных исторических понятий, явлений, терминов ;

Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа над рефератом, сообщением.

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся
в ходе исторического развития;

Тестирование,внеаудиторная самостоятельная работа  по индивидуальным заданиям

изученные виды исторических источников.

Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа с учебной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...