план-конспект урока "Спартанская система воспитания и образования"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сторожев Евгений Евгеньевич

 Тема "Спартанская система воспитания и образования" разработана в рамках реализации программы факультатива "История кадетского образования" для 5-9 кл.  Данная работа рекомендуется для ознакомления учащихся с моделями воспитания и подготовки воинов, практиковавшихся в мировой истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории в 6 классе

Тема урока: «Система воспитания и обучения в Древней Спарте»

Цель урока:

 - усвоение первоначальных   знаний о спартанской системе  воспитания и образования,

Задачи:

- обучающие:  сформировать у учащихся общего представления о  методах  и приемах, целях и задачах спартанской педагогической системы ;

 -  развивающие: продолжить работу по развитию способности учащихся организовывать и регулировать свою учебную деятельность,  формированию навыков работы с историческими литературными источниками, умению  анализировать и обобщать факты, делать выводы , готовности к сотрудничеству с соучениками в процессе учебной деятельности;

 - воспитательные:  уметь осмысливать культурное многообразие  мира, воспринимать  опыт предшествующих поколений, извлекая из него позитивные уроки,

Тип урока: изучение  нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуально-групповые, фронтальная.  

Структура и ход урока

I/ Организационный этап.

Рапорт дежурного по взводу. Приветствие.

II. Изучение нового материала.

План изучения новой темы

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Причины формирования в Древней Спарте уникальной системы военного воспитания

3. Спартанская система воспитания и образования. Этапы.

4. Закрепление изученного материала.

1. Обращение учителя к классу: Сегодня вы узнаете о системе воспитания и образования Древней Спарты,  государства – в эпоху пика своего развития обладавшего самой лучшей сухопутной армией в Древней Греции, ознакомитесь с методами и приемами применявшимися спартанцами для подготовки воинов, мы выясним положительные и отрицательные моменты спартанской  системы воспитания и образования.

Учитель задает вопрос  классу с целью выяснения мнения учащихся о характеристике воина в эпоху Древнего мира:

 - какими физическими и морально волевыми качествами должен был обладать воин;

 - какими профессиональными  воинскими навыками он должен владеть;

 - каким образом можно  было достичь физических, морально-волевых и профессиональных качеств,  необходимых для   воина.

Предполагаемый вариант ответа: воин должен быть физически сильным, выносливым, мужественным,  смелым,   для обретения воинских навыков необходимы постоянные тренировки.        знать за что и почему он сражается (патриотизм, деньги, слава),

2.

Рассказ учителя о создании спартанского государства.

«Возникновение Спартанского государства  стало результатом  передвижений племен дорийцев-греков на Балканском полуострове в конце XIII в. - XI в. до н. э.»(2) Продвигаясь с севера на юг Пелопонесского полуострова, доряне постепенно захватывали области  Лаконику - и  Мессению.  Одновременно с захватом территории шел процесс превращения коренного населения в илотов – рабов.  Захватчиков было меньше, чем порабощенных и чтобы сохранить свое господствующее положение спартиаты – создали уникальную общину «равных» и соответствующую организацию государства.

Учитель объясняет  основы организации спартанского общества.

Материальное равенство (Семьи спартиатов имели одинаковых продуктовый набор, доставляемый государственными рабами – илотами, ремесленные изделия поставляли – зависимые периэки, дома и домашняя утварь, одежда были одинаковыми, спартанцам запрещалась заниматься иными видами деятельности кроме как военной службы, подчеркнуть, что спартиаты считали воинскую службу единственно достойную  для свободного спартиата). Объяснить, что в обществе действовала четкая система взаимоконтроля, когда малейшее отклонение от существующих жизненных норм каралось.

В завершении обзора подчеркнуть, что данная система организации жизнедеятельности общества была возможна только при  соблюдении традиций и обычаев и на особой системе воспитания и обучения, которая была нацелена на  воспитание и подготовку воина.

3.

Рассказ учителя.    Объяснить, что спартанская система воспитания и образования имели четкую возрастную периодизацию. Воспитание в семье от рождения до 7 лет; государственное воспитание и образование: от 7 до 30 лет; 1 этап: 7-15 лет; 2 этап: 16- 21 год; 3 этап: 21 – 30 лет.  

Учитель зачитывает отрывок из сочинения Плутарха.

«16. Отец был не в праве сам распорядиться воспитанием ребенка — он относил новорожденного на место, …. где сидели старейшие сородичи ... Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, ….. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе…….., детей не пеленали, ….. растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимся темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач.», Плутарх. «Сравнительные жизнеописания». Ликург,  онлайн – библиотека «ancientrome.ru». – Режим доступа: http://www.e-ng.ru/pedagogika/voennoe_vospitanie_v_sparte.html,

По завершению чтения исторического источника учащимся предлагаются к размышлению следующие вопросы:

- сформулируйте задачи домашнего воспитания;

 - охарактеризовать методы и приемы воспитания.

Предполагаемые ответы: воспитание здорового, неизбалованного вниманием родителей  ребенка; методы и приемы – крайне жестокие, безжалостные).

Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетради периодизацию:

 1 этап – 7-15 лет,», 2 этап – 16-21 год, 3 этап – 21 – 30 лет.

Учитель поясняет, что каждому этапу соответствовала определенная  методика воспитания и образования, решались определенные задачи и преследовались конкретные цели.

Самостоятельная работа учащихся: кадетам предлагается к изучению отрывок из исторического источника: Плутарха. «Сравнительные жизнеописания. Ликург»

«Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и разбивал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели, приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества — отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. …. все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались все жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота. ……

17. …..., …. из числа достойнейших мужей назначается еще и педоном — надзирающий за детьми, а во главе каждого отряда сами подростки ставили одного из так называемых иренов — всегда наиболее рассудительного и храброго. Ирен…. командует своими подчиненными в драках и распоряжается ими, когда приходит пора позаботиться об обеде. Большим он дает наказ принести дров, малышам — овощей. Все добывается кражей……. Если мальчишка попадался, его жестоко избивали плетью за нерадивое и неловкое воровство. Крали они…. учась ловко нападать на спящих или зазевавшихся караульных. ….детей кормили весьма скудно, чтобы, перенося лишения, они сами, волей-неволей, понаторели в дерзости и хитрости. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания». Ликург,  онлайн – библиотека «ancientrome.ru». – Режим доступа: http://www.e-ng.ru/pedagogika/voennoe_vospitanie_v_sparte.html,

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

 - как был организована жизнедеятельность детей в период от 7 до 15 лет;

- к каким средствам прибегали  воспитатели  для формирования качеств, необходимых для  будущего воина;

 - сформулируйте свое отношение к организации жизнедеятельности детей, средства и приемы воспитательной деятельности наставников

 (вопросы фиксируются в письменной форме на листах, содержащих текст исторического источника). Ответы на  заявленные вопросы происходит в форме публичного обсуждения. Задача учителя перевести  обсуждение в форму  дискуссии.  Примерные вопросы:

 - можно ли воспитать  без применения жестоких методов  такие необходимые для воина качества как хитрость, храбрость, умение переносить боль;

 - можно ли сформировать дисциплинированность и послушание  не прибегая к жестким наказаниям ;

Завершение первого этапа воспитания и обучения. Экзамен, учебная «практика».

Учитель рассказывает о своеобразных экзаменах, завершающих первый этап спартанского воспитания: первый экзамен -  сражение, где юные спартиаты дрались с друг другом без применения оружия, где отсутствовали какие-нибудь правила, второй экзамен – публичная порка спартиатов на алтаре богини Артемиды.  Описывая второй экзамен, учитель зачитывает отрывок из сочинения Лукиана.

«Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.», Лукиан Самосатский. Сочинения. «АНАХАРСИС, ИЛИ ОБ УПРАЖНЕНИИ ТЕЛА»,  онлайн – библиотека «LibreBook.ru». – Режим доступа:  http://librebook.ru/lukian_samosatskii__sochineniia/vol23/1

 По завершению чтения учитель задает кадетам вопросы:

 - каковы на ваш взгляд причины проведения данного сражения – драки и публичной порки;

 - с какой целью данные экзамены  проводились в публичной форме;

(предполагаемый  ответы: для проверки боевых качеств спартиатов: физической силы, выносливости, храбрости, проверки на силу воли, умения контролировать себя  и т. д.;  для стимулирования демонстрации  поведения подростков, присущего настоящим воинам,  для придания уровня государственной значения  данным  мероприятиям).

Учитель рассказывает о «криптиях» - массовых узаконенных убийствах илотов. которые совершали юные спартиаты по завершению первого этапа обучения. Формулирует цель убийств – насаждение атмосферы страха среди илотов и для получения практического опыта  применения полученных знаний,  ведь главная задача настоящего воина - убийство  противника.

Учитель информирует учащихся об особенностях 2 и 3 этапов обучения:

В возрасте от 16 до 30 лет, происходит  закрепление  и шлифовка обретенных  знаний и навыков, в условиях непосредственного приобщения к образу жизнедеятельности, типичному для взрослого спартиата:  молодой спартанец принимает участие в боевых действиях, становится членом мужского взрослого коллектива, принимая  участие в мужских собраниях, участвует  в воспитании подрастающего поколения в качестве помощника воспитателя.

Далее учитель объясняет учащимся, что традиционные школьные предметы спартанцы постигали в крайне сжатом виде, арифметика, чтение, письмо в минимальном варианте, объясняя это господствующим общественным мнением, что воину  не нужны и не пригодятся  подобные знаний.

4.

Учитель предлагает кадетам сформулировать в устной форме с последующей фиксацией на учебной доске и в тетрадях  достоинств  и недостатков  спартанской системы воспитания путем составления общей характеристики спартиата – результата реализации воспитательно-образовательной концепции спартанской педагогической системы , пример:

+: патриотизм, сила, смелость, храбрость, жестокость, дисциплинированность  и т.д.

-: малограмотность, жестокость, мало восприимчивость к новому,  высокомерие по отношению к иностранцам, общий низкий уровень развития культуры.

IV. Подведение итогов урока.

В завершении учитель рассказывает о наличии прямой связи между спартанской системой воспитания и образования и  падением .  

Спартанцы одержали победу над Афинами в Пелопонесской войне(431 — 404гг. до н.э.) и стали самым могущественным полисом в Греции. Но в силу низкого культурного уровня развития спартанцам не удалось сформировать систему управления,  способную обеспечить господствующее положение Спарты в Греции. Более того, в условиях активизации взаимоотношений спартанцев с внешним миром, дала трещину и разрушилась традиционная спартанская система ценностей, основывающаяся на основе равенства спартиатов, аскетичного образа жизни,  отрицания материальных благ.  Учитель зачитывает отрывок из исторического источника:

«Государство по необходимости должно было  и отправлять граждан в качестве гармостов (военачальников) в подчиненные заграничные города, где даже бескорыстным людям нужна была бы особенная сила воли, чтобы удержаться от искушений, а тогдашние спартиаты прямо смотрели на эти должности как на средство к обогащению»….  «спартанские богачи устраивали теперь роскошные пиры, … А рядом с ними в городе гнездилась чернь, лишенная средств к существованию и доступа к должностям, лениво и неохотно защищавшая его от внешних врагов и подстерегавшая удобную минуту для переворота и восстания». Плутарх. «Сравнительные жизнеописания. АГИД И КЛЕОМЕН», онлайн – библиотека «ancientrome.ru». - Режим доступа: http://www.e-ng.ru/pedagogika/voennoe_vospitanie_v_sparte.html,

Вражда между спартанцами в конечном итоге привела к краху устоявшихся порядков  в Спарте, система воспитания и образования была разрушена, слава спартанцев как непобедимых воинов ушла в прошлое.

V.  Домашнее задание.

Подготовить ответы на следующие вопросы:

- цели и задачи спартанской системы воспитания и образования;

 - причины формирования спартанской системы воспитания и образования;

 - этапы системы образования и воспитания;

 - результат реализации целей и задач спартанской системы воспитания и образования;

 - характеристика положительных и отрицательных черт системы образования и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия для 1возрастной группы дополнительного образования игры "Зарница"

Смотр строя и песни - самый красивый вид финальных игр "Зарница". Эти соревнования требуют от участников дисциплинированности, взаимопонимания, личной ответственности, чувства ритма и координаци...

План-конспект занятия по физическому воспитанию

Урок проводился в рамках методического дня в плане аттестации. Первые занятие по освоению техники передач.Материал подготовлен мной лично, отснят и смонтирован, кое- какие интересные моменты взяты с и...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....

План-конспект воспитательного мероприятия Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека?».

воспитательное мероприятие в форме "круглого стола" с с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами...

План – конспект на тему: «Система обеспечения национальной безопасности России»

План – конспект на  тему: «Система обеспечения национальной безопасности России»...