Рабочая программа по истории на уровень 5-9 классы
рабочая программа по истории на тему

Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

     Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена на основании:

-авторской программы «История Древнего мира, 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ.ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой.- М.: Вентатна-Граф, 2007»;

-примерной программы основного общего образования по истории (курс «Средние века»);

-авторской программы  «История России, 6-9 классы» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы  «Новая история, 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкин (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века, 9 класс» А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5-9.doc800.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по истории

(5-9 класс)

2014 год

I. Пояснительная записка.

     Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.

     Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена на основании:

-авторской программы «История Древнего мира, 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5-11 классы / Под общ.ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой.- М.: Вентатна-Граф, 2007»;

-примерной программы основного общего образования по истории (курс «Средние века»);

-авторской программы  «История России, 6-9 классы» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы  «Новая история, 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкин (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006);

-авторской программы «Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI века, 9 класс» А.О.Сороко-Цюпа, О.Ю.Стрелова (Сборник: Программы общеобразовательных  учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы. Просвещение, М. – 2006).

Рабочая программа ориентирована на следующие учебники:

- История древнего мира, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Просвещение, 2004.

- Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для уч-ся общеобраз.учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2006

-История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2007.

- История России конец 16-18 века, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2006.

- Новая История, 1500-1800, 7 класс, Юдовская А.Я., Баранов П.А., Л.М.Ванюшкина Л.М., Просвещение, 2006.

- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.

- Новая История, 1800-1913, 8 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2006.

- История России 20 век, 9 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Просвещение, 2009.

- Новейшая история 1918-1999, 9 класс, О.С.Сорока-Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа,  Просвещение, 2009-2010.

Цели и задачи курса:  изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории в школах Белгородской области остается прежним: в соответствии с требованиями Федерального компонента ГОС (2004 г.), примерными программами и методическим письмом Министерства образования и науки РФ 2005 г. «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». Содержательно сохраняется преподавание двух курсов истории – всеобщей истории и истории России и рекомендации прошлых учебных лет об использовании синхронно-параллельного изучения с пропорцией часов на историю России и всеобщую историю 1,3 и 0,7 соответственно:  

Класс

Общее кол-во часов

ИСТОРИЯ

(название предмета)

История России

Всеобщая история

5

68

В соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по истории в рабочую программу внесен раздел «Введение в изучение истории» (10 ч.)

---

История древнего мира –58 ч.

6

68

История России (с древнейших времен до конца XV в.)

История средних веков –

не менее 30ч.

7

68

История России (XVI -XVIII вв.)

Новая история (XVII-XVIII вв.) –

не менее 24ч.

8

68

История России (XIX в.)

Новая история (XIX в.) –

не менее 24ч.

9

68

История России (XX - начало XXI вв.)

Новейшая история (XX в.) -

не менее 24ч.

        Изменения, внесенные в примерную и авторскую учебную программу и их обоснование.  

5 класс. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по истории для 5-го класса предусматривает обучение в объеме 68 часов в год, 2 часа в неделю. В соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по истории в рабочую программу внесен раздел «Введение в изучение истории» (10 ч.), что привело к изменениям в реализации авторской программы по истории древнего мира:

1)в календарно-тематическом планировании отсутствует тема «Введение» (2ч.), т.к. в курсе «Введение в изучение истории» рассматриваются аналогичные вопросы;

2)раздел 2 «Древний Восток» изучается 16ч. (по программе 18ч.) за счет уплотнения изучения следующих тем:

- «Древний Египет» (6ч. вместо 7ч.);

- «Западная Азия в древности» (6ч. вместо 7ч.);

- «Индия и Китай в древности» (3ч. вместо 4ч.);

3)раздел 3 «Древняя Греция» изучается 17ч. (по программе 20ч.) за счет уплотнения изучения следующих тем:

     - «Древняя Греция» (3ч. вместо 5ч.);

     - «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» (6ч. вместо 7ч.);

     - «Возвышение Афин в 5 в.» (4ч. вместо 5ч.).

6 класс.  Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 ч.  Внесенные изменения.  КУРС «ВСЕОБЩАЯ  ИСТОРИЯ». Календарно-тематическое планирование данного курса осуществляется в соответствии с примерной программой основного общего образования по истории из-за отсутствия авторской. С целью  повышения эффективности использования учебного пособия (История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение), все вопросы содержания примерной программы рассматриваются  в последовательности, определенной учебным пособием для учащихся (в соответствии с нумерацией параграфов).

КУРС «ИСТОРИЯ  РОССИИ»: для повышения качества  изучения вопросов содержательной линии «Культура» были добавлены 2 часа из резерва на изучение следующих тем:

- Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.);

- Московское государство в 16 в (5 ч.+1=6ч.).

        Т.о., на изучение курса «Всеобщая история» отводится 30 часов в соответствии с Примерной программой, на изучение курса «История России» отводится 36 часов. Т.к. продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели, то резерв учебного времени  - 2 часа (68 – 30 – 36 = 2).

7 класс. Рабочая программа для 7 класса составлена на 68  часов. Корректировка произведена за счет следующих тем:

      Тема

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Тема 2. Россия в XVII в.

10

10

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг.

10

11

Новая история. Введение.

1

-

Тема 6. Европа и мир в начале нового времени

17

15

Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований

8

7

8 класс. На изучение курса всеобщей истории в 8 классе предполагается 24 учебных часа: 68-44 (история России)=24 (Всеобщая история). По сравнению с авторской программой внесены следующие изменения:

-«Тема 1. Становление индустриального общества» (4ч. вместо 6ч.)

-«Тема 5. Художественная культура 19 столетия» (2ч. вместо 3ч.)

- Часть 2. Мир во второй половине  XIX века (13ч. вместо 15 ч.)

-добавлен 1 урок повторения

9 класс. Рабочая программа предполагает интегрированное изучение курсов истории России и всеобщей истории при их синхронно-параллельном прохождении. Рассчитана на 68 часов, так как согласно базисному учебному плану продолжительность учебного года в 9 классе составляет 34 недели.

        Так как программы А.А. Данилова Л.Г. Косулиной и А.О. Сороко-Цюпы, О.Ю. Стреловой рассчитаны на изучение курсов из расчета 3 ч. в неделю (т.е. не менее 102 ч), а в Базисном учебном плане на историю выделяется 2 часа в неделю (68 ч.) произведено пропорциональное сокращение уроков, выделенных на изучение тем.  В рабочей программе предусматривается  следующая система распределения учебного материала:

класс

Объем учебного материала

История России

Всеобщая история

Резерв  учебного времени

9 класс

68  часов

44 часа

24 часа

-

Тема

Часы по авторской программе

Часы по рабочей программе

ИР

Россия в начале 20 в. 1900-1916

13

8

ВИ

Страны Европы и США в 1900-1918гг. Первая мировая война

6

4

ИР

Россия в 1917-1927

14

7

ВИ

Версальско-Вашингтонская система в действии

10

4

ИР

СССР в 1928-1938 гг.

7

6

ВИ

Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в.

3

1

ИР

Великая Отечественная война

6

4

ВИ

Мир во второй половине 20 в.: основные тенденции развития

5

2

ВИ

Страны и регионы во второй половине 20в.

4

5

ИР

СССР в сер. 60х-сер.80х

4

3

ИР

Перестройка в СССР 1985-1991

4

3

ИР

Новая история 1991-2003

6

5

В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода на освоение программы основного общего образования по истории (5 – 9 классы) выделяется 340 часов учебного времени

Изучение истории на уровне основного общего образования складывается следующим образом:

5 класс – 68 часов федерального компонента;

6 класс – 68 часов федерального компонента;

7 класс – 68 часов федерального компонента;

8 класс – 68 часов федерального компонента;

9 класс – 68 часов федерального компонента.

II.  Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся 5 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории мира; выдающихся деятелей всеобщей истории;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

Учащиеся 6 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Учащиеся 7 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Учащиеся 8 класса должны знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Требования к уровню подготовки  выпускников основной школы по истории: в результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

III. Тематический план.

5 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Введение в изучение  истории (10 ч.)

1.

Историческая память народа.

1

2.

Источники знаний о прошлом.

1

3

Как в географических названиях отражается история.

1

4

Историческая карта. Легенда карты.

1

5

Способы измерения времени в разные исторические эпохи.

1

6

Летоисчисление в истории.

1

7

Человек в истории. Моя родословная.

1

8

Государственные символы.

1

9

Государственные символы.

1

10

Как работать  с учебным материалом по истории.

1

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

11

Понятие «первобытные люди».

1

12

Родовые общины охотников и собирателей.

1

13

Возникновение искусства и религии.

1

14

Представление о зарождении производящего хозяйства.

1

15

Родовые общины земледельцев и скотоводов.

1

16

Урок повторения: «Жизнь первобытных людей».

1

Раздел 2. Древний Восток (16 ч.)

17

Древний Египет. Местоположение и природные условия.

1

18

Возникновение единого государства в Египте.

1

19

Неограниченная власть фараонов. Жизнь и служба вельмож.

1

20

Религия древних египтян.

1

21

Искусство древних египтян.

1

22

Особенности древнеегипетского письма. Научные знания.

1

23

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия

1

24

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.

1

25

Города Финикии.

1

26

Древние евреи. Древнееврейское царство и его правители.

1

27

Ассирийская держава.

1

28

Образование Персидской державы.

1

29

Местоположение и природа Древней Индии.

1

30

Представление о кастах.

1

31

Местоположение и природа Древнего Китая.

1

32

Урок повторения: «Древний Восток».

1

Раздел 3. Древняя Греция (17 ч.)

33

Древняя Греция. Местоположение и природные условия.

1

34

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

35

Религиозные верования греков.

1

36

Возникновение самостоятельных государств. Местоположение и природные условия Аттики.

1

37

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона.

1

38

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис.

1

39

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

40

Олимпийские игры – общечеловеческие празднества.

1

41

Греко-персидские войны.

1

42

Афинский морской союз. Гавани Пирея.

1

43

Город Афины.

1

44

Образование афинян. Возникновение театра.

1

45

Афинская демократия в 5 в. до н.э.

1

46

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии.

1

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

48

Распад державы Александра после его смерти.

1

49

Урок повторения: «Древняя Греция»

1

Раздел 4. Древний Рим (18 ч.)

50

Местоположение и природные условия Италии.

1

51

Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией.

1

52

Устройство Римской республики.

1

53

Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье.

1

54

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.

1

55

Рабство в Древнем Риме.

1

56

Разорение земледельцев Италии и его причины.

1

57

Крупнейшее в древности восстание рабов.

1

58

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря.

1

59

Установление империи.

1

60

Территория империи. Соседи Римской империи.

1

61

Обожествление императоров.

1

62

Возникновение христианства.

1

63

Расцвет Римской империи.

1

64

Рим – столица империи.

1

65

Вторжение варваров.

1

66

Разделение Римской империи на два государства. Ликвидация власти императора на Западе.

1

67

Урок повторения: «Древний Рим».

1

68

Итоговое повторение: «Вклад народов древности в мировую культуру».

1

6 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

ИСТОРИЯ   СРЕДНИХ   ВЕКОВ  (30 часов)

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья

1

2

Великое перенаселение народов

1

3

Роль христианства в раннем средневековье. Создание и распад империи Карла Великого

1

4

Политическая раздробленность. Норманнские завоевания

1

5

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос

1

6

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Культурное наследие Византии

1

7

Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий

1

8

Арабские племена: расселение, занятие. Возникновение ислама

1

9

Сословное общество средневековой Европы. Феодализм. Европейское рыцарство

1

10

Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян

1

11

Средневековый город. Цех и гильдии

1

12

Жизнь и быт горожан

1

13

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Ереси и борьба церкви против их распространения

1

14

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества

1

15

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции

1

16

Особенности сословно-представительной монархии в Англии

1

17

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги

1

18

Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера

1

19

Война Алой и Белой Розы

1

20

Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове

1

21

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Папы и императоры

1

22

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус

1

23

Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя

1

24

Появление университетов. Схоластика

1

25

Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили

1

26

Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе

1

27

Культурное наследие Средневековья

1

28

Страны Азии в эпоху средневековья (V-XV вв.). Особенности средневековой культуры народов Востока

1

29

Доколумбовые цивилизации Америки

1

30

Обобщающее занятие по всеобщей истории.

1

ИСТОРИЯ   РОССИИ  (36 часов)

31

Введение. Что изучает история Отечества

1

32

Восточные славяне и их соседи

1

33

Восточные славяне и их соседи. Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

Русь в IX-первой половине 12 в (6 ч.)

34

Формирование Древнерусского государства

1

35

Первые русские князья

1

36

Князь Владимир. Крещение Руси

1

37

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

38

Культура Древней Руси

1

39

Быт и нравы Древней Руси

1

Русь во второй половине XII-XIII в (8 ч)

40

Раздробленность Древнерусского государства.

1

41

Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля

1

42

Великий Новгород

1

43

Монгольское нашествие на Русь

1

44

Борьба русских земель с западными завоевателями

1

45

Русь и Орда

1

46

Русь и Литва

1

47

Культура русских  земель.

1

48

Родной край в древности

1

Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.)

49

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

50

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1

51

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.

1

52

Создание единого Русского государства

1

53

Создание единого Русского государства

1

54

Церковь и государство

1

55-56

Культура и быт в XIV-начале XVI в.

2

57

Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

1

Московское государство в XVI в (5 ч.+1=6ч.)

58

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

1

59

Внешняя политика Ивана IV

1

60-61

Опричнина

2

62-63

Культура и быт в XVI веке

2

64

Родной край в XIV-XVI вв.

1

Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)

65

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

2

66

Резерв учебного времени  (2 ч.)

67-68

Уроки повторения учебного материала за курс 6 класса

2

7 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

История России

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)

1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1

2

Смута. Причины и суть Смутного времени.

1

3

Освободительная борьба против польских и шведских интервентов.

1

4

Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

1

Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов)

5

Политический строй

1

6

Экономическое и социальное развитие

1

7

Экономическое и социальное развитие

1

8

Народные движения

Власть и церковь

1

9

10

Внешняя политика

1

11

Внешняя политика

1

12

Образование и культура

1

13

Сословный быт. Обычаи и нравы

1

14

Повторение и обобщение

1

Тема 3. Россия в 1 четв. XVIII в. (12 часов)

15

Предпосылки петровских преобразований

1

16

Преобразования Петра I. Реорганизация армии.

1

17

Преобразования Петра I. Реформа управления. Церковная реформа.

1

18

Преобразования Петра I. Реформы в экономике.

1

19

Цена и последствия реформ Петра I.

1

20

Внешняя политика Петра I. Северная война.

1

21

Внешняя политика Петра I. Восточное направление.

1

22

Итоги внешней политики Петра I.

1

23

Народные движения.

1

24

Изменения в культуре

1

25

Изменения в быту.

1

26

Повторение и обобщение

1

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)

27

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.

1

28

Внутренняя политика.

1

29

Экономическая политика.

1

30

Внешняя политика.

1

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (10 часов) + 1

31

Внутренняя политика Екатерины II.

1

32

Внутренняя политика Екатерины II.

1

33

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

1

34

Экономическое развитие.

1

35

Внешняя политика.

1

36

Внешняя политика.

1

37

Внутренняя политика Павла 1

1

38

Внешняя политика Павла 1

1

39

Культура и быт во второй половине 18 в.

1

40

Культура и быт во второй половине 18 в.

1

41

Повторение и обобщение.

Итоговое повторение.

1

Новая история

Тема 6. Европа и мир в начале нового времени (15 часов)

42

Эпоха Великих географических открытий Новые изобретения и усовершенствования.

1

43

Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий.

1

44

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизма».

1

45

Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

46

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты

1

47

Европейское население и основные черты повседневной жизни

1

48

От Средневековья к Возрождению.

1

49

Развитие новой науки в XVI – XVII вв.

1

50

Реформация – борьба за переустройство церкви.

1

51

Учение и церковь Жана Кальвина.

1

52

Королевская власть и Реформация в Англии.

1

53

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.

1

54

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии.

1

55

Революция в Англии

1

56

Международные отношения.

1

Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов)

57

Западноевропейская культура 18 в.

1

58

Западноевропейская культура 18 в.

1

59

Промышленный переворот в Англии.

1

60

Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

1

61

Образование Соединенных Штатов Америки.

1

62

Великая французская революция 18 в.

1

63

Великая французская революция 18 в.

1

Тема 8. Традиционные общества в раннее новое время (3 часа)

64

Колониальный период в Латинской Америке.

1

65

Традиционные общества Востока.

1

66

Начало европейской колонизации.

1

Резерв (2 часа)

67

Итоговое повторение по истории России

1

68

Итоговое повторение Новой истории

1

8 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

Россия в первой четверти XIX  века (8 ч.)

1

Россия на рубеже веков

1

2

Внутренняя политика в 1801-1806гг.

1

3

Внешняя политика в 1801-1812гг.

1

4

Отечественная война 1812г.

1

5

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг.

1

6

Внутренняя политика в 1814-1825гг.

1

7

Социально-экономическое развитие

1

8

Общественные движения

1

Россия во второй четверти XIX  века (9 ч.+1ч.)

9

Династический кризис 1825 г.

1

10

Внутренняя политика

Николая I

1

11

Социально-экономическое развитие

1

12

Внешняя политика в 1826-1849гг.

1

13

Народы России (национальная политика самодержавия, польский вопрос, кавказская война)

1

14

Общественное движение

30-50х гг.

1

15

Общественное движение

30-50х гг.

1

16

Крымская война 1853-1856гг.

1

17

Крымская война 1853-1856гг.

1

18

Культура и быт в первой половине XIX века (4 ч.)

Развитие образования, научные открытия

1

19

Русские первооткрыватели и путешественники

1

20

Особенности и основные стили в художественной культуре

1

21

Культура народов Российской империи

1

22

Обобщение. Россия на пороге перемен

1

Россия во второй половине XIX  века (20ч.+2ч.)

23

Отмена крепостного права

1

24

Отмена крепостного права

1

25

Либеральные реформы  

60-70х гг.

1

26

Либеральные реформы  

60-70х гг.

1

27

Национальный вопрос в царствование Александра II

1

28

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права

1

29

Общественное движение

1

30

Причины роста революционного движения в пореформенный период

1

31

Народнические организации второй половины 1860-начала 1870х гг.

1

32

Внешняя политика

Александра II

1

33

Внешняя политика

Александра II

1

34

Внутренняя политика Александра III

1

35

Экономическое развитие страны в 80-90е гг.

1

36

Положение основных слоев общества

1

37

Общественное движение в 80-90х гг.

1

38

Внешняя политика

Александра III

1

39

Развитие культуры во второй половине XIX в.

1

40

Развитие культуры во второй половине XIX в.

1

41

Развитие культуры во второй половине XIX в.

1

42

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

43

Родной край во второй половине XIX века

1

44

Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX века

1

Новая история XIX  век.

Часть 1. Становление индустриального общества в XIX  веке (10  ч.)

45

От традиционного общества к обществу индустриальному. Время технического прогресса

1

46

Рост городов. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества

1

47

Развитие науки в XIX веке

1

48

Идейные течения в обществознании

1

49

Франция в период консульства и империи

1

50

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов

1

51

Англия в первой половине XIX века

1

52

Борьба за объединение Германии

1

53

Борьба за независимость и национальное объединение Италии

1

54

Франко-прусская война и Парижская коммуна

1

Часть 2. Мир во второй половине  XIX века (13ч. + 1ч.)

55

Германская империя

1

56

Создание Британской империи

1

57

Третья республика во Франции

1

58

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

59

Австро-Венгрия

1

60

США в XIX веке

1

61

США в период монополистического капитализма

1

62

Латинская Америка

1

63

Художественная культура XIX столетия

1

64

Художественная культура XIX столетия

1

65

Япония

1

66

Китай. Индия

1

67

Международные отношения в последней трети XIX века

1

68

Урок повторения

1

9 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Россия в начале 20 в. (8 ч.)

Страны Европы и США в 1900-1918 гг. Первая мировая война(4 ч.)

1

ВИ

Введение. Мир в начале XX в.

1

2

ВИ

Мир в начале XX в.

1

3

ИР

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире

1

4

ИР

Политическое и экономическое развитие России в начале XX в.

1

5

ИР

Внешняя политика Николая II

1

6

ИР

Общественно-политическое движение в начале 20 в. Первая русская революция

1

7

ИР

Реформы П.А.Столыпина

1

8

ВИ

Повод и причины Первой мировой войны

1

9

ИР

Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации

1

10

ВИ

Оформление Версальско-Вашингтонской системы

1

11

ИР

Серебряный век русской культуры

1

12

ИР

Урок обобщения.

1

Россия в 1917-1927 гг. (7 ч)

Версальско-Вашингтонская система (2 ч.)

13

ИР

От Февраля к Октябрю

1

14

ИР

Становление Советской власти. Эволюция экономической политики советской власти

1

15

ИР

Гражданская война

1

16

ВИ

Социальные последствия Первой мировой войны

1

17

ВИ

Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни

1

18

ИР

Новая экономическая политика

1

19

ИР

Развитие политического процесса в 20е годы. Образование СССР

1

20

ИР

Внешняя политика в 20е годы

1

21

ИР

Духовная жизнь

1

СССР в 1928-1938 гг. (6 ч.)

Версальско-Вашингтонская система (2 ч.). Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. (1 ч.)

22

ВИ

Причины экономического кризиса 1929-1933. Великая депрессия

1

23

ВИ

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов

1

24

ВИ

Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в.

1

25

ИР

Экономическое развитие. Индустриализация

1

26

ИР

Экономическое развитие. Коллективизация

1

27

ИР

Политическая система 1928-1938гг.

1

28

ИР

Социальная система

1

29

ИР

Внешняя политика

1

30

ИР

Духовная жизнь. Родной край в 30-е годы

1

Вторая мировая война (3 ч.).

Великая Отечественная война (4 ч.).

31

ВИ

Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны

1

32

ИР

СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной войны

1

33

ВИ

Создание антигитлеровской коалиции

1

34

ИР

Тыл

1

35

ИР

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

36

ИР

Завершающий период Великой Отечественной войны

1

37

ВИ

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945гг.)

1

СССР в 1945-1952 гг. (4 ч.)

Мир во второй половине 20 века: основные тенденции развития (2 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.).

38

ВИ

Причины и главные черты «холодной войны»

1

39

ВИ

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы

1

40

ИР

Послевоенное восстановление хозяйства

1

41

ИР

Политическое развитие страны

1

42

ИР

Идеология и культура

1

43

ИР

Внешняя политика СССР

1

44

ВИ

Страны и регионы мира во второй половине 20 в.

1

45

ВИ

Восточноевропейские страны

1

СССР в 1953-сер.60х гг. (4 ч)

Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.)

46

ИР

Изменения политической системы

1

47

ИР

Экономическое и социальное развитие

48

ИР

Развитие науки и образования. Духовная жизнь

1

49

ИР

Внешняя политика

1

50

ВИ

Революции 1989-1990гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма

1

51

ВИ

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация

1

СССР в сер. 60х-сер.80х (3 ч.)

52

ИР

Политическое развитие России

1

53

ИР

Экономика «развитого социализма»

1

54

ИР

Внешняя политика

1

Перестройка в СССР 1985-1991гг. (3 ч.)

Страны и регионы во второй половине 20 в. (1 ч.)

55

ИР

Реформа политической системы

1

56

ИР

Экономические реформы 1985-1991гг.

1

57

ИР

Общественная жизнь и внешняя политика

1

58

ВИ

Международные отношения

1

Новая Россия (5 ч.) 20 век и культура (2 ч.). Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1ч)

59

ИР

Российская экономика на пути к рынку

1

60

ИР

Политическая жизнь. Духовная жизнь

1

61

ИР

Национальная политика и межнациональные отношения

1

62

ИР

Геополитическое положение и внешняя политика России.

1

63

ИР

Россия на пороге 21 века

1

64

ВИ

Культура в первой половине 20 в.

1

65

ВИ

Культура во второй половине 20 в.

1

66

ВИ

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира

1

67-68

ВИ

Обобщающее занятие

2

IV. Содержание программы.

5 класс

Введение в изучение  истории (10 ч.)

     Историческая память народа (что изучает наука история; исторические факты и события; причины и следствия). Источники знаний о прошлом (источники устные, письменные, вещественные; о чем говорят пословицы, песни, сказания; архивы, библиотеки, музеи; деятельность археологов, этнографов). Как в географических названиях отражается история (история в названиях городов, улиц). Историческая карта. Легенда карты. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летоисчисление в истории (время; тысячелетие, столетие-век, год; историческое развитие; деление истории на периоды). Человек в истории. Моя родословная (происхождение фамилий; мое имя). Государственные символы (история становления гербов; история Российского герба; герб СССР; знамена; национальные цвета; гимны).

Тема 1. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

     Понятие «первобытные люди». Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религии. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесло. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесло. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Повторение по теме «Жизнь первобытных людей».

Тема 2. Древний Восток (16 ч.)

     Древний Египет. Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Возникновение единого государства в Египте. Неограниченная власть фараонов. Жизнь и служба вельможи. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. Двуречье в древности. Местоположение и природные условия. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. Города Финикии. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Древнееврейское царство и его правители. Ассирийская держава. Образование Персидской державы. Местоположение и природа Древней Индии. Представление о кастах. Местоположение и природа Древнего Китая. Повторение по теме «Древний Восток».

Тема 3. Древняя Греция (17 ч.)

     Древняя Греция. Местоположение и природные условия. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Возникновение самостоятельных государств. Местоположение и природные условия Аттики. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.  Олимпийские игры – общечеловеческие празднества. Греко-персидские войны. Афинский морской союз. Гавани Пирея. Город Афины. Образование афинян. Возникновение театра. Афинская демократия в 5 в. до н.э.  Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  Распад державы Александра после его смерти. Александрия Египетская. Повторение по теме «Древняя Греция»

Тема 4. Древний Рим (18 ч.)

     Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Возникновение республики. Установление господства Рима над Италией. Устройство Римской республики. Карфаген – крупное государство в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Разорение земледельцев Италии и его причины. Крупнейшее в древности восстание рабов. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря. Установление империи. Территория империи. Соседи Римской империи. Обожествление императоров. Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Рим – столица империи. Вторжение варваров. Разделение Римской империи на два государства. Ликвидация власти императора на Западе. Итоговое повторение. Особенности цивилизации Греции и Рима. Итоговое повторение. Вклад народов древности в мировую культуру.

6 класс

ИСТОРИЯ   СРЕДНИХ   ВЕКОВ  (30 часов).

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Великое перенаселение народов.  Роль христианства в раннем средневековье. Создание и распад империи Карла Великого. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Культурное наследие Византии.  Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Арабские племена: расселение, занятие. Возникновение ислама. Сословное общество средневековой Европы. Феодализм. Европейское рыцарство. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Цех и гильдии. Жизнь и быт горожан. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Война Алой и Белой Розы. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Появление университетов. Схоластика. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили. Развитие науки и техники. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Средневековья. Страны Азии в эпоху средневековья (V-XV вв.). Особенности средневековой культуры народов Востока. Доколумбовые цивилизации Америки. Обобщающее занятие по всеобщей истории.

ИСТОРИЯ   РОССИИ  (36 часов)

Введение. Что изучает история Отечества.

Восточные славяне (2 ч.). Восточные славяне и их соседи. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Русь в IX-первой половине 12 в (6 ч.).

Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси.

Русь во второй половине XII-XIII в (8 ч)

Раздробленность Древнерусского государства.  Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынская земля. Великий Новгород. Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских  земель. Родной край в древности.

Образование единого русского государства (8 ч.+1=9ч.)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в. Создание единого Русского государства. Церковь и государство. Культура и быт в XIV-начале XVI в. Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

Московское государство в XVI в (5 ч.+1=6ч.)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Внешняя политика Ивана IV. Опричнина. Культура и быт в XVI веке. Родной край в XIV-XVI вв.

Итоговое повторение и обобщение (2 ч.)

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Европы

Резерв учебного времени (2 ч.)

Уроки повторения учебного материала за курс 6 класса

7 класс

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)

     Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смута. Причины и суть Смутного времени. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов)

     Политический строй. Экономическое и социальное развитие. Народные движения. Власть и церковь. Внешняя политика. Образование и культура. Сословный быт. Обычаи и нравы. Повторение и обобщение.

Тема 3. Россия в 1 четв. XVIII в. (12 часов)

Предпосылки петровских преобразований. Преобразования Петра I. Реорганизация армии. Реформа управления. Церковная реформа. Реформы в экономике. Цена и последствия реформ Петра I. Внешняя политика Петра I. Северная война. Восточное направление. Итоги внешней политики Петра I. Народные движения. Изменения в культуре. Изменения в быту. Повторение и обобщение.

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 часа)

     Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя политика. Экономическая политика. Внешняя политика.

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (11 часов)

     Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. Экономическое развитие. Внешняя политика. Внутренняя политика Павла 1. Внешняя политика Павла 1 Культура и быт во второй половине 18 в. Повторение и обобщение. Итоговое повторение.

Тема 6. Европа и мир в начале нового времени (15 часов)

     Эпоха Великих географических открытий Новые изобретения и усовершенствования. Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизма». Дух предпринимательства преобразует экономику. Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Европейское население и основные черты повседневной жизни. От Средневековья к Возрождению. Развитие новой науки в XVI – XVII вв. Реформация – борьба за переустройство церкви. Учение и церковь Жана Кальвина. Королевская власть и Реформация в Англии. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Революция в Англии. Международные отношения.

Тема 7. Эпоха Просвещения. Время преобразований (7 часов)

     Западноевропейская культура 18 в. Промышленный переворот в Англии. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Великая французская революция 18 в.

Тема 8. Традиционные общества в раннее новое время (3 часа)

     Колониальный период в Латинской Америке. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени».

Резерв (2 часа)

8 класс

Россия в первой четверти XIX  века (8 ч.).

Россия на рубеже веков. Внутренняя политика в 1801-1806гг. Внешняя политика в 1801-1812гг.   Отечественная война 1812г.  Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг. Внутренняя политика в 1814-1825гг.  Социально-экономическое развитие. Общественные движения.

Россия во второй четверти XIX  века (9 ч.+1ч.)

Династический кризис 1825 г. Внутренняя политика  Николая I. Социально-экономическое развитие. Внешняя политика в 1826-1849гг.  Народы России (национальная политика самодержавия, польский вопрос, кавказская война). Общественное движение 30-50х гг. Крымская война 1853-1856гг.  Культура и быт в первой половине XIX века (4 ч.) Развитие образования, научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Культура народов Российской империи. Обобщение. Россия на пороге перемен.

Россия во второй половине XIX  века (20ч.+2ч.)

Отмена крепостного права. Либеральные реформы  60-70х гг. Национальный вопрос в царствование Александра II. (Польское восстание 1863, рост национального самосознания на Украине  и в Белоруссии, усиление русификаторской политики, расширение автономии Финляндии, еврейский вопрос, «культурническая русификация» народов Поволжья).  Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.  Общественное движение. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Народнические организации второй половины 1860-начала 1870х гг. Внешняя политика  Александра II. Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80-90е гг.  Положение основных слоев общества. Общественное движение в 80-90х гг. Внешняя политика  Александра III. Развитие культуры во второй половине XIX в. Быт: новые черты в жизни города и деревни.  Родной край во второй половине XIX века. Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX века. Новая история XIX  век.

Часть 1. Становление индустриального общества в XIX  веке (10  ч.)

От традиционного общества к обществу индустриальному. Время технического прогресса. Рост городов. Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Развитие науки в XIX веке. Идейные течения в обществознании. Франция в период консульства и империи. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Англия в первой половине XIX века. Борьба за объединение Германии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии.  Франко-прусская война и Парижская коммуна.

Часть 2. Мир во второй половине  XIX века (13ч. + 1ч.)

Германская империя. Создание Британской империи. Третья республика во Франции. Италия: время реформ и колониальных захватов. Австро-Венгрия. США в XIX веке. США в период монополистического капитализма. Латинская Америка. Художественная культура XIX столетия.  Япония. Китай. Индия. Международные отношения в последней трети XIX века. Уроки повторения.

9 класс

Россия в начале 20в. (8ч). Страны Европы и США в 1900-1918гг. Первая мировая война (4ч.)

Введение. Мир в начале XX в. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Политическое и экономическое развитие России в начале XX в. Внешняя политика Николая II. Общественно-политическое движение в начале 20 в. Первая русская революция. Реформы П.А.Столыпина. Повод и причины Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Оформление Версальско-Вашингтонской системы. Серебряный век русской культуры. Урок обобщения.

Россия в 1917-1927 гг. (7 ч.) Версальско-Вашингтонская система (2ч.)

От Февраля к Октябрю. Становление Советской власти. Эволюция экономической политики советской власти. Гражданская война. Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни. Новая экономическая политика. Развитие политического процесса в 20е годы. Образование СССР. Внешняя политика в 20е годы. Духовная жизнь.

СССР в 1928-1938 гг. (6 ч.) Версальско-Вашингтонская система. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. (1 ч.)

Причины экономического кризиса 1929-1933. Великая депрессия. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине 20 в. Экономическое развитие. Индустриализация. Коллективизация. Политическая система 1928-1938гг. Социальная система. Внешняя политика. Духовная жизнь. Родной край в 30-е годы.

Вторая мировая война (3ч.).Великая Отечественная война (4ч.)

Причины и характер Второй мировой войны. Начало войны. СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной войны. Создание антигитлеровской коалиции. Тыл. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Завершающий период Великой Отечественной войны. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945гг.).

СССР в 1945-1952 гг. (4ч.). Мир во второй половине 20 века: основные тенденции развития (2 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2ч.)

Причины и главные черты «холодной войны». Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Идеология и культура. Внешняя политика СССР. Страны и регионы мира во второй половине 20 в. Восточноевропейские страны.

СССР в 1953-сер.60х гг. (4 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (2 ч.)

Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Внешняя политика. Революции 1989-1990гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация.

СССР в сер. 60х-сер.80х. (3 ч.)

Политическое развитие России. Экономика «развитого социализма». Внешняя политика.

Перестройка в СССР 1985-1991гг. (3 ч.). Страны и регионы во второй половине 20 в. (1 ч.)

Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991гг. Общественная жизнь и внешняя политика. Международные отношения.

Новая Россия. 20 век и культура (5 ч.) Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1 ч.)

Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь. Духовная жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения. Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге 21 века. Культура в первой половине 20 в. Культура во второй половине 20 века. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. Обобщающее занятие.

V. Формы и средства контроля

     Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:

- устные и письменные развернутые ответы;

- тестирование: Контрольно-измерительные материалы. История: 5-9 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. 2010-2012;

- работа с терминами (письменно и устно);

- выполнение творческих заданий.

VI.Учебно-методические и материально-технические  средства обучения

Основная литература

- История древнего мира, 5 класс, А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Просвещение, 2004.

- Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: Учебник для уч-ся общеобраз.учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2006

-История Средних веков: учебник 6 кл.общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2007.

- История России конец 16-18 века, 7 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2006.

- Новая История, 1500-1800, 7 класс, Юдовская А.Я., Баранов П.А., Л.М.Ванюшкина Л.М., Просвещение, 2006.

- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.

- Новая История, 1800-1913, 8 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2006.

- История России 20 век, 9 класс, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Просвещение, 2009.

- Новейшая история 1918-1999, 9 класс, О.С.Сорока-Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа,  Просвещение, 2009-2010.

Дополнительная литература

- Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М. 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

- Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

- Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

-Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2011.

- Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО, 2012.

- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО, 2007

Карты:

  • Древний Восток.
  • Индия и Китай.
  • Государства древности
  • Древняя Греция
  • Рост Римского государства в 3 в. до н.э. – 2 в.
  • Римская империя 1-3 в.
  • Падение Римской империи
  • Египет и Азия в древности
  • Завоевания Александра Македонского
  • Европа в 14-15 вв.
  • Византийская империя и славяне 6-11 вв.
  • Европа 16-17 вв.
  • Западная Европа. Крестовые походы
  • Европа в 10-11 вв.
  • Индия и Китай в средние века
  • Европа в 14-15 вв.
  • Франки 5-9 вв.
  • Российская империя в 16 в.
  • Первобытнообщинный строй
  • Русское государство в 16 веке
  • Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 в.
  • Расширение Русского государства в 16 веке
  • Древнерусское государство Киевская Русь в 9-12 вв.
  • Русские княжества и Золотая Орда в 13 в.
  • Русь в 13 веке.
  • Российское государство в 17 веке
  • Российская империя в 18 веке (Северная война)
  • Великие географические открытия и колониальные захваты 15-17 вв.
  • Франция с 1794 по 1799 гг.
  • Европа в начале нового времени
  • Война за независимость и образование США
  • Россия после реформы 1861г. (развитие капитализма 1861-1900гг.)
  • Отечественная война 1812 года
  • Российская империя с начала 19 века по 1861 г. Крымская война.
  • Наполеоновские войны.
  • Образование независимых государств в Латинской Америке (19 век)
  • Европа в 50-60е годы 19 века.
  • Европа с 1815 по 1849 гг.
  • Гражданская война в США.
  • Европа 1870-1914 гг.
  • «Россия XIX – начала XX вв.»
  • «Россия в начале XX столетия»
  • «Русско-японская войны»
  • «Россия 1905-1907. Первая русская революция»
  • «Россия 1907-1914»
  • «Первая мировая война»
  • «Великая Октябрьская социалистическая революция»
  • «Военная интервенция»
  • «Индустриальное развитие СССР в годы довоенных пятилеток»
  • «Великая Отечественная война»
  • «Великая битва под Москвой»
  • «Сталинградская битва»
  • «Народное хозяйство СССР 1945-1965»
  • «Российская Федерация»
  • «Территориально-политический раздел мира 1871-1914»
  • «Первая мировая война»
  • Западная Европа 1918-1923»
  • «Западная Европа 1924-1939»
  • «Вторая мировая война»
  • «Политическая карта мира»

Цифровые образовательные ресурсы (электронные издания):

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории до 19 века» и «Уроки Всемирной истории. Новая история»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории до 19 века» и «Уроки Всемирной истории. Средние века»
  • д/ф «История государства Российского» (500 серий)
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
  • д/ф «Великая Китайская стена»
  • д/ф «История Олимпийских игр»
  • д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
  • АНИМИРОВАННАЯ карта «Отечественная война 1812 года»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Новейшая история
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 вв.
  • «Битва за Москву», 2006 г.

СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНАЩЕНИИ

ИСТОРИЯ, 5-9 КЛАСС

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

 ИМЕЕТСЯ

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по истории

Д

100%

100%

100%

50%

100%

1.4

Примерная программа основного общего образования по истории

Д

1.7

Авторские рабочие программы по курсам истории

Д

Д

Д

1.9

Учебник «Введение в изучение истории»  

(5 класс)

Ф

1.13

Учебники по предмету  «История»  (5-9 классы)

К

1.30

Дидактические материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

100%

1.31

Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

Ф

Ф

Ф

100%

1.33

Хрестоматия по истории

К

20%

20%

1.35

Хрестоматия по истории России

К

1.44

Книги для чтения по истории России и Всеобщей истории

П

20%

30%

1.45

Научная, научно-популярная, художественная историческая  литература.

П

1.46

Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов,  Мифологический словарь, «История России в лицах» и т.п.)

П

П

П

100%

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

(синхронистические, хронологические,  сравнительные, обобщающие).

Д /Ф

Д/Ф

Д/ Ф

100%

100%

50%

2.2

Схемы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).

Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф

2.10

Атлас по истории России (

К

2.16

Карты, картографические схемы, анимационные карто-схемы по истории России и всеобщей истории

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

100%

3.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

3.1

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории

Д/П

Д/П

Д/П

100%

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

4.1

Видеофильмы по всеобщей истории и истории России

Д

Д

Д

ок.300

100%

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

5.4

Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

100%

5.10

Диапроектор

Д

Д

Д

100%

5.11

Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

5.12

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

100%

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

7.1

Компьютерный стол 

100%

ИТОГО –  92%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории (профильный уровень) для 10 класса

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «История России» под редакцией А.Н. Сахарова, С.И. Козленко и «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.» под редакцией В....

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 5-х классов

Рабочая программа по истории древнего мира с календарно-тематическим планированием и пояснительной запиской....

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 5 класс Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая.

Согласно учебному плану школы на 2019-2020 учебном году на изучение предмета «История» в 5 классе отводится    2 часа в неделю, всего    68...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ (базовый уровень) 7 «С» класс

Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета история для 7 «С» класса.       Рабочая программа  и тематическое планирование учебного ...