рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Саттарова Земфия Ясавиевна

рабочая программа по истории для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx73.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир», 2004.

Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование:

– учебника «История древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;

  • дополнительных пособий для учителя:

– Смирнов, Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. – М.: Просвещение, 1998;

– Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. – М., 1999;

– Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. – М., 1998;

– Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. – М., 1998;

– Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. – М., 1987;

  • для учащихся:

– Вигасин, А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006;

– Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. – М.: Просвещение, 2006.

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция».

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать/понимать: 

  • даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
  • результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
  • представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Должны уметь: 

  • сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
  • показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

Владеть компетенциями: 

– информационно-поисковой;

– учебно-познавательной;

– коммуникативной;

– рефлексивной;

– смыслопоисковой.

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИЯ – 5 КЛАСС


урока

Тема уроков

Содержание темы

Педагогические
средства

Вид деятельности
учащихся

Планируемый результат

Информационно-
методическое
обеспечение

1

2

3

4

5

6

7

Раздел I. Что изучает история (10 ч)

1

Что изучает

история?

Основные понятия:

исторические периоды, дописьменная история, письменная история.

Основные факты:

история Древнего мира – первый период в истории человечества

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа

Уметь:

объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

Презентация

2

Периодизация мировой

истории

Основные понятия:

лента времени, летоисчисление.

Основные факты:

историческое время

Изучение и первичное закре-
пление новых
знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории;

– определять век и вести подсчет исторического времени


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

3

Что такое исторические источники

Основные понятия:

исторические источники, факты, историческая память.

Основные факты:

свидетельства Древней истории на территории нашей страны

Изучение и первичное закре-
пление новых
знаний

Индивидуальная, групповая работа с источниками

Уметь:

– объяснять значение понятий: раскопки, Древний мир;

– определять значение
исторических источников

Презентация

4

Письменные
исторические
источники

Основные понятия:

письменные источники, разнообразие письменности.

Основные факты:

история письменности, рождение алфавита

Комплексное
применение
ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

– объяснять значение понятий: иероглифы, клинопись, папирус, палеография, пергамент, берестяные грамоты;

– определять различия
и сходства между разными видами письменности

Репродукции,
презентация

5

Вещественные
исторические
источники

Основные понятия:

трапеза, керамика, сундук, гардероб, туника, кафтан.

Основные факты:

история вещей и одежды в разные времена

Комплексное
применение
ЗУН

Групповая форма
работы

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– описывать и объяснять назначение вещественных источников

Репродукции,
презентация


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

6–7

История
на карте

Основные понятия:

историческая карта, стороны света, условные знаки.

Исторические факты: историческая карта и ее значение при изучении истории, географические значения – свидетели прошлого

Комплексное
применение
ЗУН

Фронтальная,
групповая работа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– ориентироваться по исторической карте, показывать необходимые объекты на карте;

– объяснять карту, используя условные знаки;

– анализировать значение географических названий;

– находить сходства и различия исторической и географической карт

Историческая карта,
географическая карта

8

Происхождение имен и фамилий

Основные понятия:

родословная, генеалогическое древо, род,
поколения, семья,
предки, прозвище,
отчество.

Исторические факты: родословная – история семьи

Комплексное
применение
ЗУН

Групповая работа, составление
генеалогического древа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– составлять родословную семьи;

– объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

9

Гербы, флаги,
гимны государств

Основные понятия:

герб, флаг, гимн, штандарт.

Исторические факты: Российская государственная символика

Комплексное
применение
ЗУН

Групповая работа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– определять значение
государственной символики.

Знать составляющие элементы государственных символов

Презентация,
репродукция

10

Что изучает
история (повторение и обобщение изученного материала)

Изученные по теме
понятия и факты

Контроль, коррекция и оценка знаний

Групповая форма

Уметь:

– определять значение
исторического прошлого для современности;

– называть и описывать
основные виды исторических источников;

– определять ход времени истории и способы его измерения

Раздел II. Первобытный мир (5 ч)

11

Введение

Основные понятия:

исторические источники (письменные и вещественные), летосчисление (счет лет «до н. э.» и «н. э.»).

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная
работа

Уметь:

– определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории Древнего мира;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: что изучает история Древнего мира; свидетельства древней истории на территории нашей страны, родного края

– объяснять особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет), значение понятий: год, век, столетие, тысячелетие

12

Первобытные
собиратели
и охотники

Основные понятия: 
орудия труда, «человек разумный», родовые общины.

Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

– описывать условия
существования древнейших людей;

– излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

13

Первобытные
земледельцы
и скотоводы

Основные понятия: 
присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать.

Изучение
и первичное
закрепление
нового знания

Групповые формы работы

Уметь:

– давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему
хозяйству. Развитие
ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати

– анализировать причины появления неравенства;

– сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

14

Культура
первобытного
человека

Основные понятия: 
религия, тотем, наскальная живопись, магия.

Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

– высказывать суждение
по вопросу о причинах
появления религии
и искусства;

– называть характерные
черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

15

Первобытный мир (повторение и обобщение изученного
материала)

Понятия и факты
по теме

Контроль, кор-
рекция и оценка знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

– описывать условия перехода от первобытности


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

Раздел III. Древний Восток (16 ч)

16

Древний Египет (5 ч). Открытие Древнего Египта

Основные понятия: государство, папирус, дельта, фараон.

Исторические факты: местоположение и природные условия, объединение Египта

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

– характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

– объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

Историческая карта «Древний Египет».

Атлас древних цивилизаций.

Загадки истории. Античность.

17

Как жили вельможи, земледельцы и ремесленники в Египте

Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы.

Исторические факты: труд, жилище,
быт земледельцев
и ремесленников;
чиновники, жрецы

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– давать определение понятий: вельможи, писцы,
налоги;

– характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

Атлас древних цивилизаций.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

18

Военные походы фараонов

Основные понятия: 
колесницы, дротики,
египетское войско, рабы, завоевательные походы.

Исторические факты: цели, причины, напра-
вления, итоги военных походов египетских фараонов

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– раскрывать причины
и последствия военных
походов фараонов Древнего Египта;

– показывать на исторической карте пути и направления военных походов;

– участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

Карта «Древний Египет».

19

Религия древних египтян.
В царстве
Осириса

Основные понятия: 
мифы, верования, религия, «олимпийские боги».

Исторические факты: боги и жрецы; мифы,
отражающие природные явления; священное животное; загробное царство

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

– называть характерные
признаки и особенности
верований древних египтян;

– извлекать необходимые сведения из


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

20

Культура Древнего Египта

Основные понятия: 
храмы, пирамиды,
сфинкс, иероглифы,
папирус.

Исторические факты: 
научные познания древних египтян. Письменность. Древнеегипетская школа. Литература и искусство

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– объяснять значение понятий: иероглиф, папирус;

– составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры;

– характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для
мировой культуры;

– анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу;

– определять значение
появления письменности для возникновения научных знаний

Атлас древних цивилизаций.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

21

Древние государства Передней Азии (6 ч).

Древнее Двуречье. Шумер
и Аккад

Основные понятия:

Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички.

Исторические факты: 
местоположение, природа, климат, население, его занятия

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья;

– сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

– высказывать суждение
о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье

Загадки истории. Античность.

22

Вавилонский  царь Хаммурапи  и его законы

Основное понятие – 
законы.

Исторические факты: 
возвышение Вавилона,
законы Хаммурапи

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

– высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

23

Ассирия –

военная держава

Основные понятия:

бронза, конница.

Исторические факты:
Ассирийское войско.

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– определять причины
возникновения и гибели Ассирии;

Карта «Вавилонское
царство в XVIII в. до н. э. Ассирийская держава в VIII–VII вв.

до н. э.».


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Завоевательные походы.
Путешествие в столицу Ниневию

– характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

– сравнивать культуру
Древнего Египта и Ассирийской державы

Атлас древних цивилизаций мира

24

Финикия.

Финикийские мореплаватели

Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит.

Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– показывать на карте
расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

– характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

Атлас древних цивилизаций мира.

Хрестоматия по истории Древнего Востока.

25

Библейские

сказания.

Царство Давида  и Соломона

Основные понятия: 
Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет

Исторические факты:

происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государства

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– объяснять значение
понятий:
миф, предание,
единобожие, монотеистическая религия;

высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

26

Персидская
держава
«Царя царей»

Основные понятия: 
Держава «Царь царей».

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– показывать на карте
расположение

Карта «Персидское царство. VI в. до н. э.».

Атлас древних


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Камбиза, Дария I. Управление Персидской державой

Персидской державы;

– раскрывать особенности государственно-административного устройства Персидской державы;

– сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

цивилизаций мира.

Всемирная история
в лицах.

27–28

Древние Индия

и Китай (5 ч).

Древняя Индия.

Индийские касты.

Культура Древней Индии

Основные понятия: 
джунгли, касты, Брахма, жрецы, Будда.

Исторические факты: природные условия,
занятия населения,
религиозные верования, легенды и сказания, касты

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

– анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

Карта «Индия и Китай
в древности».

29–30

Древний Китай.

Китайский мудрец единого Китая

Основные понятия: 
империя, «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена», конфуцианство, компас.

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– определять особенности географических и природных условий Китая;

– сравнивать учения Будды и Конфуция;

Карта «Индия и Китай
в древности».

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: природные условия, империя Цинь, император и подданные, философское учение Конфуция, научные знания и открытия

– высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая

31

Древний Восток (повторение и обобщение изученного
материала)

Повторение основных понятий и фактов по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

– описывать исторические объекты и культурные памятники;

– выявлять сходства и различия в культуре стран
Древнего Востока

Раздел IV. Древняя Греция (17 ч)

32

Древнейшая

Греция

Основные понятия:
ахейцы, дорийцы.

Исторические факты: природные условия, население и его

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

– характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян;

Энциклопедия. История. Древний мир.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

занятия, древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война

– сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей Древнего Египта;

– характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

6

33

Поэмы Гомера
«Илиада»,
«Одиссея»

Основные понятия: 
эллины, «Илиада», миф.

Исторические факты: Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея»

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная работа.

Групповые формы работы

Уметь:

– рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

– характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

– высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

34

Религия древних греков

Основные понятия:

религия, мифология.

Исторические факты: 
сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков,

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

природные явления в религии древних греков

– называть имена мифических богов;

– объяснять, какие силы
природы отражали боги, покровителями каких
занятий считались

35

Зарождение
демократии
в Афинах

Основные понятия: 
демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты.

Исторические факты:
развитие земледелия
и ремесла, демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

– раскрывать причины
и значение проведения
реформ Солона;

– называть характерные черты политического
управления полисом,
положения основных
групп населения полиса;

– анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

36

Основание
греческих
колоний

Основные понятия: 
колонии, скифы, эллины, Эллада.

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– показывать на исторической карте основные направления греческой

Историческая карта «Древняя Греция».

Древняя Греция. Книга для чтения.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:
местоположение колоний; Массилия, Сиракузы, Пантикапей, Херсонес, скифы-кочевники

колонизации и расположения первых греческих колоний;

– раскрывать основные причины основания древними греками колоний;

– извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков-колонистов с их соотечественниками в метрополии

37

Древняя Спарта

Основные понятия: 
спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга.

Исторические факты: воспитание спартанцев, Спарта – военный лагерь, лаконичная речь

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

– описывать образ жизни спартанцев и илотов;

– высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

38–39

Греко-
персидские
войны

Основные понятия: 
Мильтиад, Фемистокол, Ксеркс, стратег, триера, фаланга, марафон.

Исторические факты: марафонная битва, битва у Фермопильского ущелья, Саламинское сражение

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная работа.

Групповые формы работы

Уметь:

– объяснять значение
понятий:
стратег, фаланга, марафон, триера;

– раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

– рассказать о наиболее
крупных сражениях

Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства».

Картина В. Тамби
«Саламинский бой»

40

Возвышение
Афин в V веке
до н. э.

Основные понятия: 
афинские граждане,
метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз.

Исторические факты: продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная работа.

Групповая форма работы

Уметь:

– раскрывать роль Афин
в истории Древней Греции;

– описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

– составлять описание
и объяснять значение памятников Афин: Парфенон, храм богини Ники и др.

Древняя Греция: книга для чтения

41

Афинская
демократия
при Перикле

Основные понятия: 
демократия, народное собрание, оратор.

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

– объяснять значение понятий: народное

.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты: Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование

собрание, демократия;

– называть характерные черты политического устройства Афин;

– анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл);

– составлять характеристику Перикла

42–43

Македонские
завоевания
в IV веке

до н. э.

Основные понятия: 
междоусобные войны, македоняне, осадные
башни.

Исторические факты: 
Македонское царство, потеря Грецией независимости, походы Александра Македонского, держава Александра Македонского и ее распад

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная работа.

Групповая форма работы

Уметь:

– раскрывать причины
подчинения Эллады
Македонии;

– показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

– высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

Всемирная история
в лицах. – М., 1999

44–45

Культура
Древней Греции

Основные понятия: 
музей, обсерватория,
Фаросский маяк,

Комплексное
применение ЗУН

Групповые формы работы.

Уметь:

– излагать свои суждения о вкладе древнегре-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Александрийская
библиотека.

Исторические факты: культурное наследие Древней Греции

Индивидуальная работа

ческих ученых в мировую культуру;

– раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

46

Олимпийские

игры

Основные понятия: 
Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром.

Исторические факты: олимпийские игры – общегреческое празднество, Милон, Феаген

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

– объяснять значение
понятий:
атлет, Милон, пятиборье, ипподром,
Полидам, Феаген;

– раскрывать причины
возникновения Олимпийских игр;

– описывать ход проведения Олимпийских игр;

– излагать свое мнение
по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

47

В театре
Диониса

Основные понятия: 
театр, трагедия,
комедия.

Исторические факты: зарождение

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

– раскрывать значение
возникновения театра
и его роль в жизни древних греков;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

театра в Греции, Аристофан, Софокл

– рассказывать основное содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

48

Древняя Греция (повторение и обобщение изученного
материала)

Изученные понятия
и факты по теме

Обобщение
и систематизация ЗУН

Групповая форма работы

Уметь:

– определять значение
культурного наследия
Древней Греции;

– описывать исторические объекты и культурные памятники;

– характеризовать исторические личности Древней Греции

Древняя Греция: книга для чтения.

Всемирная история
в лицах.

Энциклопедия «История Древнего мира»

Раздел V. Древняя Италия (20 ч)

49

Древняя Италия

Основные понятия: 
латины, ликторы,
сенат, патриции, плебеи, народное собрание.

Исторические факты: природа и население Древней Италии, занятие и положение населения

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная, фронтальная формы работы

Уметь:

– показывать на карте
местоположение Древней Италии;

– объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

– описывать условия жизни древних латинян;

– называть дату освоения Рима;

Карта «Древний Рим».

Энциклопедия. История. Древний мир


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– излагать легенду об освоении Рима, соотносить содержания легенды с реальными научными знаниями об основании Рима

50

Завоевание
Римом Италии

Основные понятия: 
консулы, галлы.

Исторические факты:
Римская республика, господство Рима
над Италией

Комплексное
применение ЗУН

Фронтальная,
индивидуальная
формы работы

Уметь:

– определять даты основных событий;

– объяснять значение
основных понятий и терминов, причины войн
Рима с народами Италии;

– характеризовать войско римлян и галльских племен

Карта «Древний Рим»

51

Устройство
Римской
республики

Основные понятия: 
республика, народные
трибуны, консулы,
форум, легион.

Исторические факты:
управление Римской
республикой, римское
войско

Комплексное
применение ЗУН

Групповая работа

Уметь:

– объяснять основные
понятия и термины;

– сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

– характеризовать войско римлян


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

52

Пунические
войны. Вторая
война Рима
с Карфагеном

Основные понятия: 
пунические войны.

Исторические факты:
войны Рима с Карфагеном, создание военного флота

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная
работа

Уметь:

– характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

– объяснять значение
основных понятий;

– давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

Карта «Рост Римского
государства в III в.
до н. э. – II в. н. э.».

53

Установление
господства Рима во всем Средиземноморье

Основные понятия: 
триумф, император.

Исторические факты: установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная, групповая работа

Уметь:

– рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

– объяснять значение
основных понятий;

– раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

Карта «Римская республика в III–I вв. до н. э.»

54

Рабство в Риме

Основные понятия: 
раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы.

Исторические факты: рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповая работа

Уметь:

– объяснять основные
понятия;

– описывать положение
рабов в Древнем Риме;

– рассказывать о гладиаторских боях


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

55

Земельные
реформы братьев Гракхов

Основные понятия: 
гражданская война,
закон.

Исторические факты: гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповая работа

Уметь:

– объяснить основные
понятия;

– раскрывать причины
и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

– анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

56

Восстание

Спартака

Основное понятие: 
восстание.

Исторические факты: восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная, групповая работа

Уметь:

– описывать восстание
рабов в Риме;

– раскрывать причины,
ход, результат восстания;

– давать характеристику Спартака;

– высказывать свое мнение о значении восстания Спартака

Карта «Римская республика в III–I вв. до н. э.».

Картина «Бой Спартака с римским отрядом».

57

Диктатура
Цезаря

Основные понятия: 
единовластие, ветераны.

Исторические факты: кризис управления Цезаря

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять основные
понятия, суть диктатуры
Цезаря;

– раскрывать причины
возвышения Цезаря;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

– извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

– работать с историческим источником

58

Гибель
республики
и создание
империи

Основные понятия: 
преторианцы, империя, император.

Исторические факты: борьба Антония
и Октавиана, создание империи

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

– рассказывать о борьбе
Антония и Октавиана;

– характеризовать римского императора Октавиана

59

Императорский
Рим. Соседи
Римской империи в первые
века до н. э.

Исторические факты: территория Римской империи, управление империей

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная
работа

Уметь:

– показывать на исторической карте территорию Римской империи;

– описывать жизнь соседей Римской империи;

– анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

60

В Риме при императоре Нероне

Исторические факты: обожествление императоров, Нерон,

восстание в армии,
гибель Нерона

Комплексное
применение ЗУН

Индивидуальная
работа

Уметь:

– показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

– раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме

Энциклопедия. Все обо всем. – Т. 4., с. 277–282

61

Первые
христиане
и их учение

Основные понятия: 
Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие».

Исторические факты: зарождение и распространение христианства

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– рассказывать о жизни
и деятельности христиан;

– объяснять суть христианского учения;

– сравнивать учение христианства с другими религиями

Библия для детей

62

Жизнь в Римской империи

Основные понятия: 
Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Исторические факты: 
Рим – столица империи.
Повседневная жизнь
римлян

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Групповая работа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– описывать повседневную жизнь римлян;

– составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.»

Картина К. И. Брюллова «Последний день
Помпеи».

Я познаю мир. История, с. 85, 102


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

63

Римская империя  при Константине

Основные понятия: 
варвары, епископ, священник, Новый Завет.

Исторические факты: правление Константина, признание христианства, основание Константинополя

Комплексное
применение
знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять основные
понятия;

– характеризовать деятельность Константина;

– рассказывать о переменах в положении христиан;

– раскрывать причины
переноса столицы Рима
на Восток

Карта «Римская империя в I–III вв. до н. э.»

64

Взятие Рима

готами

Основные понятия: 
готы, вандалы.

Исторические факты: распад Римской империи, вторжение готов
в Италию, падение Римской империи

Комплексное
применение
знаний

Индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– рассказывать о борьбе
римлян с варварами;

– объяснять причины распада Римской империи

Карта «Римская империя в IV–V вв. до н. э.
Падение Западной Римской империи».

65

Восточная
Римская империя при Юстиниане

Основные понятия: 
кодификация, право,
вердикт.

Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний

Фронтальная,
индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Исторические факты:
кодификация римского права и его историческое значение

– характеризовать деятельность императора Юстиниана;

– раскрывать значение
римского права

Карта «Римская империя в IV–V вв.

до н. э.»

66

Расцвет Римской империи

Основные понятия: 
колоны, бетон, оратор.

Исторические факты: возникновение и развитие колоната

Комплексное
применение
знаний

Фронтальная,
индивидуальная
работа

Уметь:

– объяснять значение
основных понятий;

– анализировать деятельность императора Трояна;

– сравнивать положение колона и раба;

– рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств;

– раскрывать историческое значение развития науки и литературы

БСЭ. История искусства. Презентация. – М., 1998

67

Культурное,
политическое
наследие Древнего Рима»
(повторение
и обобщение)

Изученные понятия
и факты по теме

Обобщение
и систематизация ЗУН

Фронтальная,
групповая работа

Уметь:

– анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

– описывать основные
памятники культуры;

– сравнивать цивилизации Греции и Рима


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

68–69-70

Наследие
Древнего мира – фундамент
современной
цивилизации
(повторение
и обобщение)

Изученные понятия
и факты

Обобщение
и систематизация ЗУН

Фронтальная,
групповая работа

Уметь:

– сравнивать древние
мировые цивилизации;

– определять общее и различное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...