Разработка урока по теме: "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Ташлыкова Мария Сергеевна

Разработка урока по теме" Отечественная война 1812 года" содержит материалы для проведения урока истории по данной теме.  Приводится конспект урока, презентация, которая является неотъемлемой частью урока, также имеются краткие биографии участников событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otechest._voyna_1812.zip1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории "Отечественная война 1812 года".

Подготовила: преподаватель истории Ташлыкова Мария Сергеевна

Цели урока:

Образовательные:

  • Создать представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года.  
  • Раскрыть сущность и значение стратегических решений, принимаемых   командованием русской армией.
  • Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из  важнейших вех отечественной истории.

Развивающие:

  • Подвести обучающихся к пониманию того, почему эта война стала для русского народа «Отечественной»
  • Развить логического мышления, умение  анализировать, сопоставлять на основе работы с текстом учебника, историческими источниками.
  • Развить речь, эмоции.

Воспитательные: 

  • Воспитать чувство патриотизма, сопричастности и сопереживания к судьбам русского народа.
  • Воспитать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, настенная карта «Отечественная война 1812 года».

Литература:

Буганов В.И. История России конец XVII – XIX век: учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2005.

История России XIX – начало XX века: Учебник/ Отв. Ред. В.А. Федоров. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.

Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. – М.: Гиз, 1941.

Основные понятия: Отечественная война, партизанское движение, флеши, ополчение, стратегия.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание, мотивация (вступительное слово преподавателя, раздача анкет).
  3. Актуализация ранее изученного материала (проверка опережающего задания – анализ отрывка из военно-исторического очерка Тарле Е.В.).
  4. Усвоение нового материала (объяснение преподавателя, проверка сообщений обучающихся, работа с учебником, настенной картой «Отечественная война 1812 г.»).
  5. Осознание и осмысление (фронтальная беседа по уроку, работа с картой).
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучащихся

І. Организационный момент

Преподаватель определяет готовность учащихся к уроку, создает положительный настрой на урок.

Проверяют оформление рабочего места.

Концентрируют внимание.

ІІ. Целеполагание, мотивация

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о них. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому, что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня с вами будем говорить.

Эпиграф:  «Настал 1812 год, памятный каждому русскому, тяжкий потерями, знаменитый славою в роды родов». А.П. Ермолов(слайд 1, 2)

Итак, тема нашего урока «Отечественная война 1812 года».

На уроке мы определим цели воюющих сторон, характер войны, познакомимся с основными событиями и главными действующими лицами. Помогут нам в этом исторические источники: военно-исторические очерки, высказывания очевидцев событий.

Учащиеся слушают учителя, записывают тему урока в тетради.

ІІІ. Актуализация ранее изученного материала

1.Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопрос: Какие внешнеполитические события предшествовали вторжению Наполеона в Россию?

В истории войны 1812 года еще много дискуссионных и неясных вопросов, требующих своего глубокого осмысления. Говоря о причинах Отечественной войны, необходимо подчеркнуть, что она явилась следствием серьезных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, речь не шла о завоевании России – эта задача была трудноосуществимой. Главным же противников Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что Наполеон стремился нанести военной поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе на Индию. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.

Уже в 1810 году и Франция, и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигла 678 тысяч человек (включая резервы). Перешли границу 448 тысяч воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 года. Ядром французской армии являлась старая (10 тысяч человек) гвардия. В армию “двунадесяти языков” входили контингенты Французской империи, Итальянского королевства, королевства Неаполя и обеих Сицилий, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевства Баварии, Саксонии и др.

Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 тысяч человек, но против Наполеона можно было выставить немногим более 200 тысяч. Она была разделена на 3 части, стоящие далеко друг от друга, под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона, А.П. Тормасова. Александр I находился при штабе армии Барклая. “Я не положу оружия, - заявил он, - доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем”. Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия, Швеция.

Французов в великой армии было менее половины. Большинство французских полков имело значительное число новобранцев. Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большей скоростью. Командовали армией опытные маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и другие.

В отличие от французской армии, русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью.

Вывод: В Европе Россия не смогла противостоять наполеоновской Франции, но и не понесла сокрушительного поражения, сохранив силы и моральный дух для будущих сражений.

2. Проверка опережающего задания (изучение фрагмента военно-исторического очерка Е.В. Тарле «Нашествие Наполеона на Россию 1812 г.»)

Вопросы(слайд №3):

1) Назовите причины войны.

2)  Какие цели преследовали в этой войне Франция и Россия?

3) Определите характер войны для  двух стран.

4) Выскажите своё мнение о  вторжении.

Учащиеся отвечают на вопрос, дополняют друг друга.

 

Учащиеся зачитывают подготовленные ответы.

Сообщения обучающихся:

1)Наполеон I Бонапарт (слайд №4)

2) Александр I (слайд №5)

ІV. Усвоение нового материала.

V. Закрепление изученного материала.

VI.Домашнее задание.

VII. Подведение итогов урока.

 Изложение нового материала.

Использование настенной карты

Итак, 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в пределы России. «Великая армия», так называли 600-тысячную военную армаду Наполеона, начала движение по просторам Российской империи. Из трех возможных направлений, которые рассматривал Наполеон, он выбрал Московское. «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце». Русское командование не имело точных сведений о направлении его основного удара, поэтому войска были раздроблены. Общая численность русских войск, размещенных на западной границе, составляла 240 тысяч человек.

Русская армия была разделена на три находившиеся далеко друг от друга  группы под командованием генералов Барклая-де-Толли, Багратиона и Тормасова. Наполеон рассчитывал разбить их в сражениях поодиночке. Учитывая превосходство противника, русские отступали, избегая сражения. Единого командования не было.

В конце июля 1812 года русским удалось соединиться под Смоленском.

Взятие Смоленска стоило Наполеону 20 тысяч французских солдат. К этому времени в России было создано народное ополчение, началась партизанская война.

Сражение за Смоленск не выявило победителя. Тем не менее, Барклай-де-Толли, осуществляющий общее командование соединившимися русскими армиями, 6 августа дал приказ отступать.

Постоянное отступление  русской армии снижало ее боевой дух.

Общество требовало назначения командующим М.И. Кутузова. И царь был вынужден уступить: «Общество желало его назначения, и я его назначил, - сказал Александр I, - сам же я умываю руки».

Бородинское сражение (слайд №10).

К концу августа 1812 года силы сторон почти уравнялись. Наполеон стремился к генеральному сражению (это его стихия), он рассчитывал в этом сражении разбить русскую армию и добиться капитуляции России.

Кутузов планировал нанести врагу наибольший урон, сохранив при этом боеспособность своей армии. Поэтому, не желая рисковать, Кутузов придерживался оборонительной тактики.

Прелюдией сражения стал бой за Шевардинский редут 24 августа 1812 года.

Использование настенной карты.

26 августа – генеральное сражение – Багратионовы флеши, в этом бою погиб П.И.Багратион. Батареи Раевского. В ход пошел резерв- кавалерия М.И. Платонова и Ф.П. Уварова. Этот маневр произвел замешательство в войсках Наполеона. Сражение длилось 15 часов.

План Наполеона провалился, хотя Бородинское сражение не выявило победителя. Потери французов составили 58 тысяч, потери русских- 45 тысяч.

После Бородинского сражения русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября 1812 года в деревне Фили в избе крестьянина Фролова А. состоялся военный совет русского командования. Перед командованием стоял вопрос дать ли французам генеральное сражение и возможно потерять армию или оставить Москву, но сохранить боеспособную армию для дальнейшего ведения войны.

Вопросы для обсуждения классу:

  1. Какая из предложенных позиций представляется Вам более аргументированной? Какую отстаивали бы Вы?
  2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на Ваш взгляд, принимал во внимание М.И. Кутузов, считая, что, несмотря на отступление, и Москва, и вся Россия могут быть спасены?
  3. Какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?

После обсуждения учитель может сделать вывод: проблема выбора в жизни всегда касается не только собственных интересов, но и затрагивает интересы других людей, поэтому необходимо рассмотреть и осмыслить вопрос со всех сторон, и лишь затем принимать решение. Выбор предполагает личную ответственность за принятое решение.

Далее следует рассказ преподавателя.

Использование настенной карты.

На следующий день, 2 сентября, русские войска оставили Москву. “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (М.И. Кутузов). Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине. А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Но как здесь не вспомнить известные строки А.С. Пушкина:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Московская депутация с ключами от города не пришла. Город был практически пуст. В различных частях города вспыхнули пожары. Пожары бушевали целую неделю, со 2 по 9 сентября. Три четверти построек в огне. Из 9151 дома сгорело 6496. 5 сентября пожар принимает чудовищные масштабы.

Демонстрация видеофрагмента из кинофильма «Война и мир».

Император Франции перебрался из Кремля в роскошный Петровский дворец, расположенный в предместье Москвы. С каждым днем пребывания в Москве терялась боеспособность наполеоновской армии, падала дисциплина, развивалось мародерство. На улицах гибли от рук захватчиков безвинные люди, в госпиталях заживо сжигались русские солдаты. Через три недели в городе начался страшный голод. На посланных за продовольствием французских солдат нападали крестьяне окрестных деревень. Армия, по существу не ведя военных действий, таяла. Находясь в Москве, Наполеон предпринял три попытки вступить в мирные переговоры с Александром I. Наполеон говорил послу: “Я прошу вас при этом написании передать Александру, которого я уважаю по-прежнему, что я хочу мира”. Через три дня, 21 сентября, Наполеон отправил личное письмо Александру I с отставным капитаном гвардии И.А.Яковлевым, который обратился к Наполеону за разрешением выехать в Петербург. Однако Александр I отправил нераспечатанным письмо Наполеона Кутузову, а Яковлев был посажен в Петропавловскую крепость. 4 октября Наполеон направил в лагерь Кутузова в село Тарутино своего генерал-адъютанта Жака Лористона за пропуском для проезда в Петербург, напутствуя его приказом: “Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь”. Царь не ответил ни на одно из предложений, ибо не забыл оскорбительного ответа Наполеона на свое единственное предложение о мире, переданное через генерала Балашова. Попытки Наполеона начать мирные переговоры высмеивал известный баснописец И.А. Крылов в басне “Волк на псарне”, которую в русской армии все читали наизусть. Ответ ловчего Волку приводил всех в восторг:

… Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкурку с них долой.

На рассвете 8 октября 1812 года наполеоновская армия начинает отступление из Москвы. Исчезла последняя надежда продиктовать свою волю Александру I и добиться мира. Маршалу Мортье было приказано взорвать Кремль, уцелевшие здания, погреба, склады. Приняв рапорт об уходе французов из Москвы, Кутузов произнес: “С сей минуты Россия спасена!”. Оставив Москву, русская армия расположилась у Тарутина и заняла оборону.

Отступление.

В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирное предложение, он в октябре покинул Москву. Пройти по Калужской дороге не удалось. В двух упорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем (слайд №13) Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разоренной Смоленской дороге. Русская армия перешла в наступление.

Практически полностью французская армия была уничтожена при переправе через реку Березину (слайд №14). Наполеон, едва не попав в плен, бросил остатки своей некогда несокрушимой армии и бежал в Париж.

Итак, французская армия переправившись через Неман, покинула пределы России (слайд №15). 31 декабря 1812 года Александр І подписал Манифест об окончании войны. 1 января 1813 года Россия праздновала победу над сильнейшим тогда противником (слайд №16).

1.Вопрос к обучащимсяСкажите, почему эта война вошла в историю как Отечественная?

Вывод:

- Русский народ отстоял независимость Родины;

- народы Европы спасены от порабощения.

 2.Фронтальная беседа по всему уроку:

- причины войны 1812 года.

-основные противоречия, которые привели к войне.

- характер войны.

-подготовка к войне, соотношение сил перед войной.

- планы сторон.

- ход войны (основные этапы, главные сражения, окончание и итоги войны).

- значение Отечественной войны1812 года (социальные, политические и другие последствия).

3.Работа с картой.

Заключительное слово преподавателя.

Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою.
                                                                              Император Александр I.(слайд №17)

1812 г. был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа. Участники событий 1812г. – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество отдавали служению Отечества.

К сожалению, в настоящее время стало популярным переписывать историю, поэтому я предлагаю вам заполнить анкету и выразить ваше отношение к Отечественной войне 1812г. (Приложение №2)

Конспект в тетради, параграф 57 – 58 учебника.

Выставление оценок, вопросы и замечания по уроку.

Заключительное слово преподавателя.

Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою (слайд №17).

Война закончилась. 1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания.

 

 

Обучающиеся записывают в тетрадь дату начала войны, соотношение численности войск.

Сообщения обучащихся:

1) М. Барклай-де-Толли (слайд №6 )

2)П.Багратион (слайд №7)

3)А. Тормасов (слайд №8)

Сообщение обучающегося: М. И. Кутузов (слайд №9)

По ходу рассказа преподавателя обучающиеся записывают основные этапы войны, даты сражений.

Запись в тетради итогов войны и выводов по уроку.