Урок новейшей истории в 9 классе "Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков".
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Урок составлен  в соответствии с требованиям ФГОС. Ученики, работая в группах, сами определяют тенденции мировой экономики: постиндустриализация, перегруппировка стран по экономическим показателям, глобализация.интеграция. Отмечают положительные и отрицательные последствия этих процессов для человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx22.26 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

                                               План-конспект урока.

 

Предмет, класс

 

 

Всеобщая история. Базовый уровень.

9 класс.

Тема урока

 

 

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

«Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков».

Цель и задачи урока

 

 

 

 

Цель:  Создать условия для осознания учащимися  основных процессов в современной мировой экономике.

Задачи:                                    

*Образовательные:  способствовать овладению учащимися знаниями об интеграции, глобализации, постиндустриализации и других процессах в мировой экономике, а так же тех проблем, которые возникли в связи с этим, формированию мировоззренческой оценки этих тенденций. Продолжить работу по усвоению учащимися понятий.  

* Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными видами источников, делать выводы; выполнять задания в формате ОГЭ и ЕГЭ. Развивать умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыков  устной и письменной речи.

* Воспитательные: способствовать воспитанию чувства своей причастности к событиям современности. Создать условия для формирования навыков коллективного труда, уважения, толерантности.

 

 

Формируемые УУД:

*Личностные (оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения)

*Регулятивные  (контроль, коррекция, саморегуляция)

*Познавательные  (поиск и выделение необходимой информации)

*Коммуникативные  (планирование учебного сотрудничества,  владение монологической и диалогической формами речи)

Оборудование

 

 

 

    *Раздаточный материал

     *проектор, компьютер.

Средства обучения

     *Тексты с материалом, имеющим фактическое содержание,

     *учебная презентация            

Этапы урока

 

Деятельность учителя и учащихся

Этап 1.

 Мотивационно-целевой момент 

1.Организационный момент.

2.Актуализация полученных знаний.

2 слайд.

 Учитель: «Что иллюстрируют эти картинки?» (Этапы общественного развития)

«Назовите эти этапы. По каким признакам вы это определили? К какой сфере жизни общества относятся эти признаки?»

3. Определение темы и целей урока.

 3 слайд.

Учитель: « Как связаны этапы развития общества с историей XX века?»

«Определите тему сегодняшнего урока» ( Ребята затрудняются сформулировать тему полностью. Они называют только одну тенденцию мирового развития – Переход к постиндустриальному обществу. Поэтому необходимо задать дополнительные вопросы -  В какой общественной сфере прежде всего происходит этот процесс ?  Может ли этот процесс сопровождаться  другими изменениями в экономике?)

 4 слайд.

 

Этап 2.

 

Изучение нового материала.

  1.    Слайд 5.

Группы получают раздаточный материал с  заданием №1.

(Приложение №1)

  1. После выступления 1 группы все выполняют задание №2 (приложение  №2).   Слайды 6 и 7.
  2. Слайд 8. Выступление 2 группы.  Слайд 9.
  3. Слайд 10.   Физкультминутка.
  4. Слайд 11. Выступление 3 группы. Слайд 12.
  5. Слайд 13. Выступление 4 Группы.  Слайд 14.

Этап 3.

Закрепление изученного материала.

Слайд 15.

Учитель:

« Какие процессы в современной экономике иллюстрируют эти рисунки?»

 «Как вы это определили?».

 «Почему нет рисунка, изображающего перегруппировку стран мира?»

(Ребята, обычно, говорят: «Вы его не нашли» )

Тогда учитель предлагает ребятам изобразить эту тенденцию мировой экономики в виде коллажа или рисунка.

Учитель: «Но все ли так спокойно и безоблачно в современном мире? Нет ли проблем связанных с этими процессами?»

Слайд 16. Приложение №3.    Слайд 17

Этап 4.

 Рефлексия.

 Слайд 18.

 

Этап 5.

 Домашнее задание.

 Изобразить перегруппировку стран мира в виде коллажа или рисунка.


 

              

 

 

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок всеобщей истории в 9 классе по теме Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков.

Слайд 2

Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество

Слайд 3

Как могут быть связаны эти этапы развития общества с историей XX века? Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 4

Тема урока Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков. Тенденция ( от лат. Tendo - направляю, стремлюсь ) – возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.

Слайд 5

Задания для групп 1 гр.- Сформулируйте тенденцию мировой экономики. Определите ее основные черты. 2 гр. – Проанализируте текст и сделайте вывод о тен - денции в развитии мировой экономики. 3 гр. – Проанализируйте данные факты, определите и сформулируйте тенденцию в мировой экономике. 4 гр. – Ознакомьтесь с фактами. О каком процессе в мировой экономике они свидетельствуют?

Слайд 6

Информатизация ( постиндустриализация ) экономики развитых стран мира. 1 группа

Слайд 8

Проанализируйте текст и сделайте вывод о тенденции в развитии мировой экономики. В современном мире сохраняется (и будет сохраняться ) разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами мира, но состав отстающих и лидирующих по уровню развития стран меняется . Причем во второй половине ХХ в., когда были достигнуты рекордные в истории человечества темпы экономического развития, этот процесс ускорился . Если в предшествующие столетия в мире росла экономическая мощь стран Запада , а затем России и Японии , то в последние десятилетия идет обратный процесс – в мировом производстве растет доля развивающихся стран и Китая. В результате вслед за Японией в число развитых стран вошли Южная Корея, Сингапур и Тайвань . Э кономическим ядром мира может стать Восточная и Юго-Восточная Азия, превращающаяся в центр огромного Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона. 2 группа

Слайд 9

2 . Перегруппировка стран мира и изменение соотношения сил.

Слайд 11

Проанализируйте данные факты , определите и сформулируйте тенденцию в мировой экономике 1957 г.- Создание Европейского Союза, который установил зону свободной торговли, таможенный союз, единый (или общий) рынок, экономический и валютный союз ; создал пространство « четырех свобод» –движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, ликвидировал национальные внешнеторговые барьеры. 1989 г. - подписание соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли. В 1991 г. к этому соглашению присоединилась Мексика. 1989 г.- возникла Организация стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которую вошли Япония, Австралия , Китай , Новая Зеландия, Филиппины, Канада и другие страны. Сейчас в организации состоит более 20 государств. Главные цели- создание зоны свободной торговли. 3 группа

Слайд 12

3.Интеграция в мировом хозяйстве. Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс объединения экономики стран, при котором происходит постепенная отмена торговых ограничений, создается единая торговая зона.

Слайд 13

О каком процессе в мировой экономике свидетельствуют эти факты? Интернет начинает самым широким образом использоваться в бизнесе. Это и Интернет-маркетинг, и Интернет-реклама , и Интернет-магазин, и рынок акций, и on-line банковское обслуживание, и взаимодействие с клиентами и фирмами в строительстве домов и т.д. и т.п . Такие фирмы как Coca-Cola , Sony , McDonald’s , Levi Strauss , известны во всех странах. Весь мир смотрит одни и те же фильмы , слушает музыку одних исполнителей, ездит на автомобилях нескольких крупных фирм. Коммерческий аэролайнер компании Боинг-777 содержит 132500 основных составляющих его частей, производимых по всему миру 545-ю различными поставщиками. 4 группа

Слайд 14

Глобализация сети производства и сбыта продукции. Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону , где свободно перемещаются информация, товары и услуги , капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители .

Слайд 15

? Перегруппировка стран мира и изменение соотношения сил.

Слайд 16

Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков и прочтите текст полностью. Проблемы мирового (1 ) порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и (2 ) развития производственных сил. Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела необходимость совместного освоения (3) , запасов мирового океана. Общей заботой являются проблема истощения природных ресурсов. В этом ряду стоят проблемы голода, (4), борьба с эпидемиями, со страшными (5 ) века. Большие проблемы существуют и на рынке (6) : проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран. а) нищета д ) земля и) экономика б) проблема е ) товар к) труд в) рынок ж ) космос л ) хозяйство г) болезни з) характер

Слайд 17

Проблемы мирового хозяйства (1) порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером (2 ) развития производственных сил. Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды , назрела необходимость совместного освоения космоса (3) , запасов мирового океана. Общей заботой являются проблема истощения природных ресурсов. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты (4 ), борьба с эпидемиями, со страшными болезнями (5) века . Большие проблемы существуют и на рынке труда (6) : проблемы занятости , рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран. а) нищета д) земля и) экономика б) проблема е) товар к) труд в) рынок ж) космос л) хозяйство г) болезни з) характер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"

Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"  представляет собой набор заданий по истории и англ...

Урок по истории: "СССР накануне Второй мировой войны"

Тип урока: лабораторно-практическое занятие...

план-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"

План-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"....

Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков.

Основные тенденции    мировой экономики на рубеже...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...

Разработка урока по истории в 9 классе "Восстановление экономики СССР в послевоенный период"

В нашей стране действуют несколько мультимедийных исторических парков «Россия – моя история», которые позволяют расширить возможности учителя истории в изучении программного материал...