Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Пономарева Светлана Сергеевна
Рабочая программа по истории 5-9 класс составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов, рабочей программы «История. 5-9 классы общеобразовательных учреждений /авторы: Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлёва, А.Н.Майков. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (ФГОС. Алгоритм успеха), а также основной образовательной программы образовательного учреждения и базисного учебного плана образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochkaya_programma_po_istorii_5klass_fgos.docx114.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА

ГИМНАЗИЯ №2

Утверждено:

Решением педагогического совета

Протокол № 93  от 30.08.2014г.

Приказ №191 от 30.08.2014г.

Директор__________ М.Н. Скворцова

 

Рабочая учебная программа

по истории

5-9 класс  (374часа)

Программа разработана на основе

Примерной учебной программы по истории

ФГОС

Составитель рабочей программы:

Пономарева С.С. учитель  истории

гимназии №2

Программа рассмотрена на заседании МО

учителей  истории и обществознания

МБОУ гимназии №2

Протокол №1 от 29.08.2014г.

Руководитель МО:

___________________(С.С. Пономарева)

Согласовано:

30.08.2014г.

Зам. директора по УВР МБОУ гимназии №2

_______________________(Л.С.Терехова)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«История»

в рамках ФГОС   5–9 КЛАССЫ

Пояснительная записка:

Рабочая программа по истории 5-9 класс составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по истории в соответствии с ФГОС основного общего образования для 5-9 классов,  рабочей   программы  «История.  5-9  классы общеобразовательных учреждений  /авторы: Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлёва, А.Н.Майков. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (ФГОС. Алгоритм успеха), а также  основной образовательной программы образовательного учреждения и базисного учебного плана образовательного учреждения гимназии №2.  

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
    овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Характеристика содержания основного общего образования по истории

Отбор учебного материала для содержания примерной программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного    образования, возрастных потребностей и познавательных  возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала. Примерная программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5—9 классах истории России и всеобщей   истории с древности до наших дней. Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Приведенные положения составляют основу примерной программы по учебному предмету «История» на ступени основного общего образования. Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее  значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что      в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности       в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Примерная программа по истории на ступени основного общего образования является базовой по отбору и изложению исторического материала и в связи с этим характеризуется следующими особенностями.

1. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной    и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и все- общей истории. Большее время отводится на изучение ис-  тории России. Наряду с прочими основаниями при этом  учитывается то обстоятельство, что именно по курсу отечественной истории проводятся выпускные школьные экзамены и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. В соответствии с задачами изучения предмета на ступени   основного общего образования в курсе отечественной истории расширен материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому страны и ее народов.

2. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине. Предполагается, что в школьных курсах может эффективно использоваться познавательный потенциал принятых в современной исторической науке антропологического, цивилизационного, культурологического подходов. В программе не используются принадлежащие к отдельным концепциям или идеологически окрашенные оценки, эпитеты. Минимален и перечень упоминаемых исторических личностей. В то же время предполагается, что в соответствии с содержательной линией «человек  в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.
3. Отбор содержания курсов «История России» и «Всеобщая история» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной и всеобщей истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.
4. Содержание разделов и тем излагается в базовой про- грамме относительно кратко, в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д. в авторские программы и учебники.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты :

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  1. Работа с историческими источниками:
  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
  1. Описание (реконструкция):
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
  1. Анализ, объяснение:
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  1. Работа с версиями, оценками:
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Место предмета в учебном плане

История в основной школе изучается с  5 по 9 класс. Из них на 5,6,7 и 8 классы приходится по 68 часов (2 часа в неделю), а в 9 классе – 102 ч. (3 часа в неделю).

Учебное время между курсами «Всеобщая история» и «История России» распределяется следующим образом:

- в 5 классе 14% учебного времени отводится на «Введение в историю», 86% часов – на курс «Всеобщая история».

            -в 6,7,8 и 9 классах на курс «Всеобщая история» приходится 30% учебного времени, а на курс «История России» - 70 % часов.

Требования   к   уровню   освоения содержания   образования.

История Древнего мира

Выпускник научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл
    основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,
    материальных памятниках Древнего мира;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты форм государственного
    устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древности;
  • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней
    истории.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков

Выпускник научится:

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных
    исторических памятниках Средневековья;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения в
    средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и
    социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах;
    б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных
    воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и
    всеобщей истории Средних веков;
  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья,
    показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая
    раздробленность», «централизованное государство» и др.);
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

История Нового времени

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
  • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе, по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: экономического и
    социального развития России и других стран в Новое время; эволюции
    политического строя, включая понятия «монархия», «самодержавие»,
    «абсолютизм» и др.; развитие общественного движения («консерватизм»,
    «либерализм», «социализм»); представлений о мире и общественных ценностях; художественной культуры Нового времени;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов
    отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
    реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
  • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
    историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
  • применять знания по истории России и своего края в Новое время при
    составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Новейшая история

Выпускник научится:

  • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события
    новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в Новейшее время, местах крупнейших событий и др.;
  • анализировать информацию из исторических источников — текстов,
    материальных и художественных памятников Новейшего времени;
  • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры Новейшего времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и
    социального развития России и других стран, политических режимов,
    международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий
    Новейшего времени в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
  • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие
    отдельных стран в Новейшее время (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.

Выпускник получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;
  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с
    историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • осуществлять поиск исторической информации в учебной и
    дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.;
  • проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края вХХ — началеXXIв.

Содержание учебного предмета

Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:

  • Учебник: «История Древнего мира». 5 класс. Авторы: Т.П.Андреевская, Э.В. Ванина, М. В. Белкин, Москва: «Вентана - Граф» 2012г.;
  • История Древнего мира: проектирование учебного курса, 5 класс: методические рекомендации. Т.П. Андреевская, Э.В.Ванина, Москва: Вентана - Граф, 2009 год;
  • История Древнего мира: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений,  Э.В.Ванина, А.К. Данилова, Москва: Вентана - Граф, 2011 год;

        


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА

«ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ» (10) часов

  №

 п/п

Тема

Тип урока

Элементы

      содержания

Планируемые результаты

Домашнее

задание

предметные

метапредметные (УУД)

личностные

1

Что изучает история? Источники знаний о прошлом

Урок изучения нового материала

История - наука о прошлом. Как работают историки. Как гибнут памятники старины. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки

Научатся: объяснять, что история - наука о прошлом человечества; давать определения понятиям: история, археологические раскопки, древнейшие люди, исторический факт.

Получат возможность научиться: классифицировать исторические события по признаку хронологии; высказывать суждения о ценности исторических источников

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

§ 1-2, с. 4- 34. Составить короткий рассказ об историческом событии, свидетелем которого были старшие члены вашей семьи

2

Измерение

времени

Комбинированный

урок

Хронология. Измеритель времени - год. Что называют датой? Точка отсчета времени. Измерение

Научатся: рассказывать о счете лет в истории; давать определения понятиям: лента времени, столетие, век, тысячелетие, история н. э., до н. э.

Получат возможность научиться: определять век и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на ленте времени по векам и тысячелетиям. Историческая хронология

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, времени, отмечать на ней события и даты; выявлять особенности летоисчисления до нашей эры и в нашу эру

Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу успешности/неуспешности учебной деятельности

§ 3, с. 35- 42.

Решать

хронологические задачи. Задания в рабочей тетради, с. 9-12

3

Знать своих предков - знать историю

Урок изучения нового материала

Что значит родословие. Из истории имени. Отчество - составная часть родового имени. История в фамилиях

Научатся: объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий; давать определения понятиям «родословная» и «генеалогия».

Получат возможность научиться: соотносить исторические факты и генеалогию происхождения фамилий

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения

Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

§ 7, с75- 83. Взять интервью у родителей для составления родословной семьи. Задания в рабочей тетради, с. 35-37

4

О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг

сопровождают историю. Из истории гимнов

 

комбинированный

урок

Отличительный знак.

Герб как государственный символ. Гербы городов. Герб нашей страны.

Из истории знамен. Флаг - символ независимости. Флаг России.

Песнь во славу Отечества Из истории гимна нашей страны

Научатся: рассказывать о государственной символике и о составляющих элементах государственных символов; давать определения государственным символам (флаг, гимн, герб).

Получат возможность научиться: соотносить основные события истории государства с созданием государственных символов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют

заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности /неуспешности учебной деятельности

§9-11, * с. 90-111.

Задание на создание герба своей

семьи, класса. Задания в рабочей тетради, с. 44Л6

5

Географические названия - свидетели прошлого

комбинированный

урок

Все имеет свое название. Как возникают названия. Названия стран мира

Научатся: рассказывать о географическом названии как историческом источнике, о происхождении названий отдельных государств, городов; давать определение «историческая география». Получат возможность научиться: объяснять происхождение некоторых географических ,названий, их смысл; объяснять важность изучения географических названий для познания исторического прошлого

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

6

Историческая карта. Легенда исторической карты

урок изучения нового материала

Прошлое на карте. История на плане. Контурные карты

Научатся: давать определения понятиям: историческая карта, стороны света, легенда карты (условные знаки), тан местности или города. Получат возможность научиться: показывать необходимые объекты на карте, объяснять значение условных знаков, «читать» простую историческую карту с опорой на легенду; составлять простейший план города или объекта и читать его

Познавательные: выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

§ 4, с. 43- 51. Придумать условные обозначения различных исторических событий для исторической карты (битва, восстание, и др.). Задания в рабочей тетради, с. 16-18

7

Археология - помощница историков. Наука о народах и наука о прошлом

урок изучения нового материала

Что изучает археология. Как работают археологи. Что изучает этнография. «Преданья старины глубокой». История в песне

Научатся: давать определение, что такое исторические источники, архитектурный памятник, археология.

Получат возможность научиться: характеризовать различные виды исторических источников (вещественные, устные, письменные); выделять главное в характеристике источников

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

§5-6, с. 52-74. Составить рассказ «Археология - главная помощница истории». Задания в рабочей тетради, с. 5-8

8

Как работать с учебными материалами по истории

урок изучения нового материала в форме собеседования

Порядок изучения истории. Как работать с учебником истории.

Как работать с иллюстрациями

Научатся: объяснять смысл понятия «всеобщая история». Получат возможность научиться: соотносить понятия «всеобщая история» и «история России»

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг цруга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют

заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

§ 12,

с. 112-122. Подготовить сообщение о наиболее выдающихся личностях в истории России. Задания в рабочей тетради, с. 25-26

9

Символика РФ. Россия - многонациональное государство (

урок изучения нового

материала

Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство

Научатся: объяснять назначение герба, флага, гимна государства; показывать на карте территорию Российской Федерации; называть символы государственной власти РФ; показывать на карте некоторые субъекты РФ; давать определение понятию «многонациональное государство». Получат возможность научиться: характеризовать национальный состав населения; высказывать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Осознают свою идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности

Выучить текст гимна РФ.

Задания в рабочей тетради, с. 7-9

10

ПОУ

«Введение в историю». Проверка и коррекция знаний и умений

Обобщение и повторение курса

(контрольная работа )

Причинно-следственные вязи между событиями. Историческая память. Ход времени и способы го измерения. Летоисчисление (счёт лет до н. э. и н. э.). Происхождение имен и фамилий.

Генеалогия.

Геральдика. Гербы, флаги,

гимны государств. Источники знаний о прошлом. Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Россия - многонациональное государство

Научатся: оперировать основными понятиями: история, исторические источники, историческая карта и план, герб, гимн, флаг, родословная, исторический период, всеобщая история, история России, многонациональная страна

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером.

удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса

Опережающее задание: найти материал о различных версиях происхождения человека

Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. История Древнего мира. 5 КЛАСС(62 часа)

Дата проведения

Педагогические средства

Тема урока

Основные вопросы

Кол-во часов

Планируемые результаты по разделу

Домашнее

задание

1

4 уч. неделя

Вводная лекция с элементами беседы

Урок 1. Возникновение человека

1.Древнейшие предки человека.

2.Орудия труда. З.Занятия и жилища. 4.Овладение огнем

1

Предметные

  • Объяснять, что изучает наука история.
  • Объяснять, как историки узнают о том, что было в прошлом, используя терминологию, как воссоздаётся научная картина исторического прошлого.
  • Уметь ориентироваться на ленте времени.
  • Уметь выявлять причины исторических событий.
  • Уметь делать выводы об особенностях первобытной культуры.

Личностные

  • Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся.
  • Уметь объяснять разнообразие реалий Первобытного мира.

Метапредментные

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • уметь работать с картой

Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для

§ 1.

2

4 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 2. Появление современного человека

1.Неандертальцы.2.Сов ременный человек.

  1. Изобретение        лука и стрел.
  2. Род        и племя

1

§ 2 осн.уч.

3

5 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 3. Зарождение искусства и религиозных верований охотников.

Знания первобытных людей.

2.Представления об окружающем мире. З.Зарождение примитивных религиозных верований

1

§ 3

4

5 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 4. Человечество на пути к новому обществу.

  1. Первые земледельцы и скотоводы.
  2. Изобретение ткацкого станка и керамики.
  3. Соседская        община.
  4. Наступление века металлов.
  5. Появление нового общества

1

§ 3 пар.4-5

5

Комплексное применение УУД

ПОУ    

- решения учебных задач;

  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;
  • - устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.
  • Регулятивные УУД:
  • - пределять цель, проблему в учебной деятельности;
  • - выдвигать версии;
  • - планировать учебную деятельность;
  • - работать по плану, сверяясь с целью;
  • - находить и исправлять ошибки;
  • - оценивать степень достижения цели.

Коммуникативные УУД:

излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Раздел II Древний Восток (15часов) Тема 2. Древний Египет. (6 часа)

6

6 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 5. Образование государства в долине Нила.

  1. Природа        Древнего Египта.
  2. Хозяйственная деятельность древних египтян. 3. Образование государства Древний Египет.

1

Предметные

  • Обобщать и делать выводы о наличии государства в истории стран Древнего Востока.
  • Уметь объяснять, как природные условия и развитие хозяйства повлияли на становление цивилизации.
  • Уметь делать выводы об особенностях древней восточной культуры.

Личностные УУД:

  • Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
  • Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Метапредметные

  • Уметь работать с картой Выделять признаки государства.

Познавательные УУД:

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,

- доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

  • классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным

или самостоятельно выбранным основаниям;

  • находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
  • устанавливать причинно - следственные связи
  • на простом и сложном уровне;
  • представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,

схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

  • излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
  • организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;
  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

§ 4

7

7 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 6. Религиозные верования в Древнем Египте.

  1. Боги        Древнего Египта
  2. Миф        об Осирисе.
  3. Представления        о загробном мире.
  4. Почитание        животных

1

§ 5 ф.1-3

8

7 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 7. Правитель Древнего Египта

  1. Фараон— правитель Древнего Египта.
  2. Пирамиды        Древнего Египта

1

§ 7 ф.1-3

9

8 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 8. Подданные фараона

1.Вельможи и чиновники.

2. Жрецы.

3.Воины.

4.Земледельцы и ремесленники.

5.Самые бесправные люди в Древнем Египте

1

§ 8

10

8 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 9. Повседневная жизнь древних египтян

  1. Жилище. Одежда. Еда.
  2. Семья. 3.Праздники и развлечения древних египтян

1

§ 9

11

9 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 10. Культура Древнего Египта

1 .Письменность.2. Научные знания.

  1. Образование.
  2. Искусство Древнего Египта

1

§ 10

12

9 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Обобщающее повторительный урок

1

Тема 3. Древняя Азия (9 часов)

13

10 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 11. Шумер и Аккад

  1. Природные        условия и занятия населения.
  2. Шумеры.
  3. Шумерская культура.
  4. Аккад.        
  5. 5.«Поэма о Гильгамеше»

1

Предметные

  •  формирование умения определять место исторических событий во времени
  •  объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов

Личностные

  • воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам  

Метапредтметные

  • формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей.
  •  объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
  •  формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  •  формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные: УУД

- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-формулируют ответы на вопросы учителя.

-устанавливают причинно- следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные УУД

- принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные УУД

- планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

§ 11 в.1,2(п.)

14

10 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 12. Древний Вавилон

  1. Вавилонское царство при царе Хаммурапи.
  2. Религиозные верования вавилонян.
  3. 3.Чудеса Вавилона

1

§ 12в.5,3 контурная карта

15

11 уч.

неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 13. Ассирийская держана

1. Местоположение и природные условия.

  1. Ассирийское войско.
  2. Отношение Ассирии к населению покоренных областей и стран.
  3. Падение Ассирии

1

§ 13в.4(п.)

16

11 уч.

неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 14. Финикия

  1. Природные условия и хозяйственная деятельность.
  2. Первые мореплаватели. 3. Открытия и изобретения финикийцев.

4. Финикийский алфавит

1

§ 14,

работа с контурными картами

17

12 уч. неделя

Изучение и

первичное

закрепление новых знаний

Урок 15. Древняя Палестина

  1. Природные условия.
  2. Ветхий Завет.
  3. Борьба с филистимлянами

4.Древ нееврейское царство

1

§ 15

18

12 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 16. Древняя Персия

1. Создание Персидской державы. 2.Персидская держава при Дарий I.

  1. Персидская        армия.
  2. Религиозные верования персов

1

§ 16, контурные карты

19

13 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 17. Древняя Индия

  1. Местоположение        и природа.
  2. Древнейший        период в истории Индии.
  3. Арии.

Возникновение Варн. 4.Знаменитые поэмы Древней Индии

1

Предметные

  • раскрывать характерные, существенные черты:
  • приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

Личностные

  • уважение к другим народам России и мира и принятие их.
  • формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу;
  • проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Метапредтметные

  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  •  формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-- применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные УУД:

- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- формулируют ответы на вопросы учителя.

- самостоятельно выделяют  и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные УУД

- планируют решение учебной задачи, выстраивают     алгоритм действий.

- принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий

Коммуникативные УУД

- принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

§ 17

20

13 уч. неделя

Изучение и

первичное

закрепление

новых знаний

Урок лекция с

элементами

беседы

Урок 18. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии

1.Индуизм. 2.Учение Будды. 3.

Повседневная жизнь в древней Индии

1

§ 18, вопросы к §, работа с контурными картами

21

14 уч. неделя

Изучение и

первичное

закрепление

новых знаний

Урок лекция с

элементами

беседы

Урок 19. Древний Китай

1.Местоположение и природные условия. 2.Образование единого Китайского царства.

  1. Правление        династии Цинь.
  2. Конфуций        — самый знаменитый мудрец Древнего Китая. 5.Открытия и изобретения древних китайцев

1

Предметные

  • приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов
  • овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах
  • объяснять,в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства

Личностные:

  • Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному мате риалу; выражают положительное отношение к процессу познания
  • оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Метапредтметные

  • формирование умения давать определения понятиям;
  • формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование умения обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,

Познавательные УУД: 

-выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

-выявляют особенности и признаки появления древнейших государств.

РегулятивныеУУД

- удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

-прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные УУД:

-взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

 -оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

§ 19 вопросы параграфа

22

14 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Обобщающее- повторительный урок

1

Раздел II Древняя Греция. ( 19 часов)

Тема 4 Древнейшая Греция (4 часа)

23

15 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление

новых

знаний. Урок лекция с элементами беседы

Урок 20. Природа Греции и занятия древних греков

1.Балканский полуостров, его

природа.

2.Занятия древних греков.

3 Древние греки и море

1

Предметные

  • Уметь выделять признаки цивилизации.
  • Уметь сравнивать. Анализ источников.
  •  Уметь делать выводы об особенностях античной греческой культуры

Личностные

  • Уметь выявлять гуманистические ценности древних греков.
  • Извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других;
  • Сознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Метапредметные

  • Уметь выделять признаки цивилизации.
  • Уметь сравнивать. Анализ источников.
  • Уметь работать с картой

Познавательные УУД:

- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

- устанавливать причинно - следственные связи

на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные

рассуждения - на простом и сложном уровне.

Коммуникативные УУД:

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения -

с помощью и самостоятельно;

- понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности

учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях,

- самостоятельно исправлять ошибки.

§ 20 контурные карты, вопросы

24

15 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых

знаний. Урок лекция с элементами беседы

Урок 21. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены

  1. Критское государство древнейшее государство в Европе.
  2. Греческие        мифы как исторический источник о жизни людей на Крите и в Микенах.
  3. Древние        Микены

1

25

16 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых

знаний. Урок лекция с элементами беседы

Урок 22. Верования древних греков

  1. Греческие        боги.
  2. Религиозные церемонии.

3 .Боги и люди

1

26

16 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых

знаний. Урок лекция с элементами беседы

Урок 23. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел

1. Древние певцы и сказатели. Гомер.

2.Основное содержание поэм «Илиада и «Одиссея». З.Г енрих Шлиман и его открытия

1

Тема 5. Государства-полисы Древней Греции (3 часа)

27

17 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых

знаний. Урок лекция с элементами беседы

Урок 24. Греческий полис — город- государство.

Великая греческая колонизация

  1. Полис и его жители.

2.Развитие ремесла и земледелия.

3.Колонизация и ее значение

1

Предметные

  • раскрывать характерные, существенные черты:
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;
  •  рассказывать о событиях древней истории;

Личностные

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

Метапредтметные

  • формирование умения давать определения понятиям;
  • формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование умения обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию.

ПознавательныеУУД

- сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы.

- выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные УУД 

- оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

- прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные УУД

- сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. 

- взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

§ 24 вопросы после параграфа.

28

17 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых

знаний. Урок лекция с элементами беседы

Урок 25. Установление демократического строя в Афинах

  1. Первый законодатель Афин — Драконт.
  2. Реформы Солона. Значение реформ для жизни Афинского полиса.
  3. Тирания в Афинах

1

§ 25 вопросы после параграфа.

29

18 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых

знаний. Урок лекция с элементами беседы

Урок 26. Спарта

  1. Спарта и ее жители.
  2. Ликург и его законы.
  3. Воспитание спартанцев

1

§ 26 работа с контурными картами

Тема 6. Греко-персидские войны (2 часа)

30

31

18-19

Уч.

неделя

Комплексное

применение

УУД

Уроки 27, 28. Греко-перидские войны.

  1. Причины        войны и ее начало.
  2. Сражение        при Марафоне.
  1. Строительство греческого флота.
  2. Вторжение        армии Ксеркса.
  3. Фермопильская битва.
  4. Саламинское сражение.

2

Предметные

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий
  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Личностные

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

Метапредтметные

действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

 Познавательные УУД

-выявляют особенности и признаки побед древних греков в марафонской битве.

Регулятивные УУД

- удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Коммуникативные УУД

- оформляют диалоические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

§ 27-28в.5(п.)

Тема 7 Расцвет Греции и величие Афин ( 7 часов)

32

19 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 29. Греческий полис и его жители

  1. Права        граждан.
  2. Воспитание гражданина.
  3. Рабство

1

Предметные

  • раскрывать характерные, существенные черты:
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Личностные

  • воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам  

Метапредтметные

  • формирование умения давать определения понятиям;
  • формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование умения обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,

ПознавательныеУУД

-  дополняют и расширяют знания и представления о хозяйственном развитии Греции.

- выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Регулятивные:УУД

-принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

- прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

КоммуникативныеУУД

-  вступают в коллективное сотрудничество, участвуют в совместном обсуждении вопросов;

-обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером.

§ 29в.4(п.)

33

20 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 30. Развитие демократии при Перикле

  1. Хозяйственная        жизнь Афин после греко-персидских войн.
  2. Управление        в Афинах.
  3. Деятельность Перикла

1

§ 30 в.2,4

34

20 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 31. Олимпийские игры

  1. Место Олимпийских игр в жизни греков.
  2. Основные состязания.
  3. Награждение победителей

1

§ 31в.5(п.)

35

21 уч. неделя

Изучение и

первичное

закрепление

новых

знаний

Урок 32. Повседневная жизнь древних греков

  1. Одежда.
  2. Жилище.
  3. Еда.
  4. Семья

1

§ 32

36

21 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 33. Греческая наука

  1. Любовь к мудрости по-гречески «философия».
  2. История.
  3. Медицина в Древней Греции

1

§ 33работа по контурным картам

37

22 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 34. Архитектура и скульптура Греции.

1.Особенности

греческой

архитектуры.

  1. Афинский        акрополь.
  2. Греческая скульптура

1

§ 34 работа по контурным картам

38

22 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 35.

Рождение театра. Театральные представления.

Происхождение театра и его устройство.

  1. Как происходили театральные представления?
  2. Великие        поэты Греции

1

§ 35

Темы 8,9. Упадок Греции и возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и их последствия ( 3 часа)

39

23 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 36. Греция и Македония в IV в. до н.

э.

  1. Пелопоннесская        война и ослабление греческих полисов.
  2. Укрепление Македонии при царе Филиппе.
  3. Македонская армия.
  4. Подчинение        Греции Македонии

1

Предметные

  • раскрывать характерные, существенные черты
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Личностные

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

Метапредтметные

  • формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Познавательные УУД

-структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

- самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные УУД

- оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

- осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Коммуникативные УУД

- вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

- вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия.

§ 36

40

23 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 37. Завоевания Александра Македонского и их последствия

  1. Начало        правления Александра Македонского.
  2. Начало        Восточного похода.
  3. Поход        в глубь Азии

1

§ 37

41

24 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 38. Основание Александрии

  1. Александрия Египетская.
  2. Фаросский        маяк.
  3. Великие        ученые Александрии

1

§ 38

42

24 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Повторительно-обобщающий урок  по теме Древняя Греция

1

Раздел IV. Древний Рим.

Тема 10. Ранний  Рим. (4 часа)

43

25 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 39. Древняя Италия и начало города Рима

  1. Местоположение природа Апеннинского полуострова.

2.Италики.

3.Основание Рима. Легенда о Ромуле и Реме.

  1. Ромул        — первый римский царь.

5.По        хищение сабинянок

1

Предметные

  • Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией уметь делать вывод о схожести или различии этих цивилизаций.
  • Уметь выявлять главное в основных этапах истории Рима.
  • Уметь делать выводы об особенностях античной римской культуры.

Личностные

  • Выявлять демократические ценности в Древнем Риме.
  • Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • Анализировать с точки зрения гуманизма древние цивилизации.
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
  •  Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

Метапредметные

  • Уметь работать с картой

Познавательные УУД:

  • устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные

рассуждения - на простом и сложном уровне;

  • пользоваться смысловым чтением

- самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;

  • находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

  • преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
  • организовывать работу в паре, группе

(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Регулятивные УУД:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно - практической (в т.ч. в своих проектах);
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
  • планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;
  • работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях.

§ 39в.6(п.)

44

25 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 40. Рим в эпоху царей

1.Цари Рима.

2.Этруски. Рим и этруски.

З.Сервий Туллий

1

40 5(П)

45

26 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 41. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев

1. Падение царской власти и образование республики.

2 .Происхождение патрициев и плебеев. Причины их борьбы.

  1. Ход борьбы.
  2. Успехи плебеев. Итоги

борьбы

1

41 6(П)

46

26 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 42. Завоевание Римом Италии

1.Война с галлами. 2«Разделяй и властвуй». 3.Война с Пирром и ее итоги.

1

42 5(п)

44

25 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 40. Рим в эпоху царей

1.Цари Рима.

2.Этруски. Рим и этруски.

З.Сервий Туллий

1

Тема 11. Расцвет Римской Республики (7 часов)

47

27 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 43.

 Армия Древнего Рима

  1. Вооружение        римского легионера.
  2. Боевое        построение легиона.
  3. Устройство        римского лагеря.

4.Осада крепости римским войском. 5.Триумф

1

Предметные

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий
  •  давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Личностные

  • Для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
  • создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

Метапредтметные

  • формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию

Познавательные УУД

- выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Регулятивные УУД

-  прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.

-: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Коммуникативные УУД

- взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

§ 43в.5(п.)

48

27 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 44.

Рим и Карфаген.

  1. Первая Пуническая война (264-241 гг. до н. э.)

2.Начало Ганнибаловой войны.

3.Битва при  Каннах. 4.Завершение Ганнибаловой войны. 5.Третья Пуническая война (149-146 гг до н.э.)

1

§ 44 задания по контурным картам

49

28 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 45. Завоевания Рима на Востоке

  1. Рим        и Македония. «Свобода Греции».
  2. Антиох III. Римляне в Азии.
  3. Покорение Греции.
  4. Римские        провинции

1

§ 45 вопросы к параграфу

50

28 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 46.

Государственное устройство Римской республики

  1. Народное собрание.
  2. Магистраты.
  3. Сенат

1

§ 46

51

29 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 47. Римское общество: его нравы и обычаи

  1. Нобилитет.
  2. Плебеи.
  3. Римская        семья.
  4. Идеал        гражданина

§ 47

52

29 уч. неделя

Комплексное

применение

УУД

Урок 48. Повседневная жизнь римского общества

1.Римский дом. 2.Одежда.

  1. Развлечения        римлян.
  2. Верования        римлян

1

§ 48 вопросы к параграфу

53

30 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 49. Рабство в Риме

  1. Положение        рабов.
  2. Восстание        Спартака: причины восстания, основные события, причины поражения восставших

1

§ 49 ф.1-3

Тема 12. Кризис и падение Римской республики. Римская империя (8ч.)

54

30 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 50.

 Начало гражданских войн в Риме

1.Причины гражданских войн.

2.Законы братьев Гракхов.

  1. Марий        и Сулла.
  2. Диктатура        Суллы

1

Предметные

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий
  •  давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Личностные

  • развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Метапредтметные

  • формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

Познавательные УУД

- выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

- структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

Регулятивные: УУД

- принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; -  --составляют план действий.

- оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Коммуникативные УУД

-  участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

- вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

§ 50 вопросы к параграфу

55

31 уч. неделя

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок 51.

 Гай Юлий Цезарь

1.Первый триумвират.

2.Завоевание Галлии.

  1. «Жребий        брошен».
  2. Диктатура Цезаря.

1

§ 51

56

31 уч. неделя

Комплексное

применение

ЗУН

Урок 52. Октавиан Август и рождение Римской империи

  1. Второй триумвират.
  2. Октавиан и Антоний.

3 .Рождение Римской империи

1

§52

57

32 уч. неделя

Комплексное

применение

ЗУН

Урок 53. Императоры Рима I—II вв.

1 .Расцвет империи.

  1. Нерон — император-актер.
  2. Веспасиан        — император-шутник.
  3. Траян        — «лучший принцепс».
  4. Марк Аврелий — император-философ.

1

§53

58

32 уч. неделя

Комплексное

применение

ЗУН

Урок 54. «Вечный город»

1 .На улицах Рима.

  1. На        Форуме.
  2. В        Колизее.
  3. В        Пантеоне.
  4. В        термах

1

§54

59

33 уч. неделя

Комплексное

применение

ЗУН

Урок 55. Культура Римской империи

  1. Римляне-строители.
  2. Закон — единственный «царь» в государстве.

3 .Римская поэзия

1

§55

60

33 уч. неделя

Комплексное

применение

ЗУН

Урок 56.

Возникновение

христианства

  1. Предпосылки возникновения христианства.
  2. Иисус Христос.

3 .Христианская церковь. Гонения на христиан. 4.Император Константин и победа

1

§56

61

34 уч. неделя

Комплексное

применение

ЗУН

Урок 57. Римская империя в III-V веках

  1. Кризис

рабовладельческих

отношений.

  1. Императорская власть.
  2. Великое переселение народов..
  3. Падение западной Римской империи

1

62

34 уч. неделя

Комплексное

применение

ЗУН

Повторительно-обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...