Раздробление Древнерусского государства. Владимир МОНОМАХ
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Стародубец Яна Александровна

Раздробление Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdrobl.monomakh.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Начало раздробления Древнерусского государства.

Цели: 

  1. Объяснить учащимся причины раздробленности Древнерусского государства в период распада союза Ярославичей.

  1. На примере мудрой политики Владимира Мономаха в борьбе против половецкой угрозы привнести в сознание учащихся чувство любви и переживание за судьбу своей Родины.

  1. Продолжить развитие умения решать проблемные вопросы, делать выводы, работать с документом, находить ответы в учебнике, работать с картой и отвечать на тестовые вопросы.

Оборудование:

  • учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, с.80-84
  • карта «Русь в 12- начале 13 вв.» в учебнике с.82,
  • портрет Мономаха,
  • документ в учебнике стр.83-84,
  • познавательная задача,
  • тесты.

План занятия:

  1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей
  2. Правление Владимира Мономаха.
  3. Причины раздробленности государства.

Задача - Почему в народе спустя много лет остались многочисленные воспоминания о Владимире Мономахе?

Ход урока.

Орг. Момент. Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь.

Актуализация.

Пожалуй, не об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столь ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нём многочисленные  былины. Почему в народе спустя много лет, остались многочисленные воспоминания об этом человеке? С какими трудностями столкнулся князь в период своего правления, мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке. И тема нашего занятия «Начало раздробления Древнерусского государства»

1. Рассмотрим обстановку в государстве, сложившуюся после правления Ярослава Мудрого.

Послушайте внимательно текст «из повести временных лет».

 Познавательная задача.  

В лето 1054 г. ушёл из жизни великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни дал он наказ сыновьям своим, сказав им: «Вот я отхожу из мира сего, сыны мои; живите в любви. И если будете жить в любви между собой, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будет мир с вами. Если будете жить в распрях и междоусобицах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих. И поручаю вместо себя стол мой в Киеве старшему сыну своему Изяславу, слушайтесь его как слушали меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». и так разделил он между ними города, наказав не переступать пределов братных и не сгонять. И сказал Изяславу: «Если кто будет обижать брата своего, ты помогай обиженному». И так наказал он сыновьям своим жить в любви.

  • О чём говорится в этом тексте?
  • как вы думаете, почему Ярослав Мудрый разделил русские земли между своими сыновьями?
  • От чего Ярослав предостерегал своих сыновей?

Первое время сыновья Ярослава правили согласно наставлениям своего отца. Они создали новый свод законов – Правду Ярославичей. Давайте с вами вспомним, кто создал первый свод законов и как он назывался? О чём говорится в этом сборнике?

В новом своде законов предусматривались наказания за покушения на княжескую собственность и на жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством.

Тем временем на южных границах Руси резко обострилась ситуация. Из глубины Азии вторглись воинственные половцы. Кто были эти люди? Половцы – это русское название кипчаков, народа, который пришел из Средней Азии. Название это произошло предположительно от русского слова «полова» - т.е. солома, так как волосы у этих кочевников были соломенного цвета. Половцы поклонялись животным, в первую очередь волку. Он был своего рода тотемом. Они часто выли по-волчьи, призывая победу или по другим поводам. Важную роль в жизни половцев играли грабительские войны. Они уводили с собой многочисленных пленников, которых потом продавали.

В государстве продолжались княжеские усобицы. Пока князья враждовали между собой, половцы совершали набеги на Русскую землю. Как вы думаете, что нужно было сделать князьям, чтобы прекратить набеги на Русскую землю? Правильно, объединить свои усилия.

По настоянию Владимира Мономаха, в 1097 году внуки и правнуки Ярослава Мудрого  собрались на съезд в городе Любече.  

Откройте в учебнике с.83. Давайте вместе с вами прочтём этот документ.

Чтение текста учащимися и ответы на вопросы после документа.

Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. Вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой стал Владимир Мономах. Собрав русское войско, он нанёс сокрушительный удар половцам.

2. Сейчас предлагаю вам поиграть. И наша игра называется «интервью с историческим героем» и этой личностью будет Владимир Мономах.

(объяснение правил игры «Интервью с историческим героем». 3 человека – корреспонденты и 1 человек – исторический герой. Корреспонденты задают вопросы по направлениям – детство, юность, образование, приглашение на престол, княжение в Киеве, борьба с половцами и т.д.)

3. Усобицы между князьями привели к тому, что в середине 12 века государство распалось на несколько самостоятельных частей. Но за княжескими усобицами скрывались более глубокие причины, которые привели к раздробленности государства.

Причины раздробленности были политическими и экономическими.

Политические:

  • Одной из причин стал сложившийся порядок управления в государстве.

В каждой земле-волости собиралось своё народное собрание, была своя выборная власть, народное ополчение. Области пытались отделится от Киева и перестали платить дань Киеву.

  • В государстве не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола.

Возникал неразрешимый вопрос: кто имел преимущество старшинства – младший по возрасту брат или старший по годам княжеский сын.

  • Княжеские раздоры подорвали обороноспособность государства. Возобновились половецкие набеги.
  • Из-за половецких набегов опустела Киевская земля. Киев потерял своё значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов.

Экономические:

  • Произошли изменение в хозяйственной жизни страны.

Княжеская дружина оседала на землю. Основой богатства бояр становилась эксплуатация зависимого сельского населения. Откройте с.80 и найдите в тексте понятие эксплуатация.

  • Князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счёт заморской торговли. Это связано с упадком торгового пути «из варяг в греки».

Откройте учебник на странице 82 таблицу и следите по моему рассказу.

В середине 12 века Русь раскололась на 15 самостоятельных земель княжеств. Наиболее крупными были: Киевское княжество с центром в Киеве, Черниговское с центром в Чернигове, Северское с ц. в Новгороде-Северском, Новгородская земля с ц. в Новгороде Великом, Галицко-Волынское с ц. в Галиче и Владимире Волынском, Владимиро-Суздальское с ц. во Владимире-на-Клязьме, Полоцкое с ц. в Полоцке, Смоленское с ц. в Смоленске.

В каждом княжестве была своя княжеская династия, имелось собственное войско, свои деньги, меры длинны и веса, осуществлялась собственная внешняя политика. Наиболее могущественные князья именовались Великими князьями. В пределах крупных княжеств выделялись уделы.

Найдите на странице 81 понятие уделы выделенное жирным шрифтом.

Прочтите на с.81 последний абзац снизу. И ответьте на вопрос:

  • Какие обстоятельства сплачивали все русские княжества и земли?

Закрепление. Тесты

В 11-12 веках опасную роль представляли:

  1. хазары
  2. печенеги
  3. половцы

 

Сокрушительный удар половцам нанёс:

  1. Ярослав Мудрый
  2. Владимир Мономах
  3. Святослав

Любечский съезд князей состоялся:

  1. 1111
  2. 988
  3. 1097

Вывод делают учащиеся -

Владимир Всеволодович Мономах, князь черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), вошел в историю и как выдающийся ратоборец, защитник рубежей Отечества, и как яркий государственный деятель, стремившийся к объединению и сплочению Руси перед внешней угрозой. И недаром историк XIX века Н. И. Костомаров сказал о Мономахе: «За ним в истории останется то великое значение, что, живя в обществе, едва выходившем из самого варварского состояния, вращаясь в такой среде, где всякий гонялся за узкими своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, один Мономах держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы Русской земли».

Но увы Владимир Мономах не смог объединить земли в прочное государство, так как не имел социальной опоры,  а князья и бояре стремились к самостоятельному управлению в своих землях.

Д/З. Историческая справка «Вл.Мономах» Слова §9 вопросы  1,2,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок посвящён началу  раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....

Методическая разработка урока на тему: Раздробленность Древнерусского государства.

Пояснительная записка. Работа предоставлена по гуманитарному направлению (история).Тема урока: Раздробленность Древнерусского государства.Класс 6.  Обучающиеся социально адаптированы, психол...

" Начало раздробления Древнерусского государства"

Урок изучения нового материла по истории России в 6 классе  на основе технологии проблемного обучения....

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....

Технологическая карта урока "Раздробление Древнерусского государства" и презентация к уроку.

Технологическая карта содержит все структурные элементы урока....