Конспект урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века".
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Красильникова Елизавета Викторовна

Методическая разработка урока в 9 классе "Духовная культура Серебряного века" содержит четко поставленные  цель урока и задачи )образовательные, развивающие и воспитательные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по истории России в 9 классе.

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века».

Задачи урока.

Образовательная:

  1. познакомить с культурой Серебряного века;
  2. на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;
  3. способствовать запоминанию основной терминологии;
  4. раскрыть мировое значение достижения русской культуры.

Развивающая:

  1. создать условия для развития общеучебных умений — работа с текстом учебника, с репродукциями картин;
  2. применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.
  3. заполнять таблицы;
  4. способствовать формированию навыков работы с информацией (отбор);
  5. содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия).

Воспитательная:

воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация  к уроку, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал.

Понятия: импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План урока:

  1. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.
  2. Просвещение.
  3. Наука.
  4. Литература.
  5. Живопись.
  6. Скульптура. Архитектура.
  7. Музыка, балет, театр, кинематограф.
  8. Закрепление. Проверка  проблемного задания.

Ход урока:

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса. Слайд 2. Проблемный вопрос: Начало 20 века называют Серебряным веком русской культуры. Почему?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.

     

2. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт "Просвещение" ( стр. 55-56) и отвечают  на вопросы:

  1. Какие изменения произошли в области образования и просвещения?
  2. Чем они были обусловлены?
  3. Проверяем. Слайд №3.

3. Наука. Слайды 4-6.

Рассказ учителя, показ слайдов и заполнение учащимися таблицы: «Достижения русской науки в нач. XX века».

   

Фамилия ученого

 Над какой проблемой работал ?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

П.Н. Лебедев

В.И. Вернадский

И.П. Павлов

И.И. Мечников

Н.Е. Жуковский

К.Э. Циолковский

В.О.Ключевский

Физика волн

Учение о биосфере и ноосфере

Физиология

Иммунология

Аэродинамика, самолетостроение

Ракетостроение

История России

Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Проверяем выполнение задания.

4. Литература. Слайды 7-9. 

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм. В традициях реализма писали свои произведения Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

С какими произведениями этих авторов Вы знакомы?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы из писателей реалистов этого периода Вы знаете? Если не знают, предложить посмотреть в учебнике на странице 56-57 - И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков.

В это время все громче стали звучать голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. Они придерживаются различных взглядов и принадлежат к разным направлениям - символизму, акмеизму и футуризму.

Работа с терминами. Внимание на экран, перед вами новые слова. Слайд 10.

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

Слайд 11. Символизм в русской поэзии начала XX века представляли - К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый.

Слайд 12. Акмеизм в русской поэзии представляли - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Слайд 13. Футуризм представляли - В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин.

5. Живопись.

Слайд 14. Направления в живописи начала XX века.

реализм

модерн

символизм

авангардизм

Работа с понятиями слайд 15.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - ( от фр.- передовой)- название ряда художественных течений   XX века,  стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Работа с презентацией слайды 16-22. Заполняем таблицу « Направления в русской живописи начала XX века». Раздаточный материал  - таблица.

Представители реализма

Представители модерна

Представители символизма

Представители авангардизма

Проверяем задание  слайд 23.

6. Скульптура. Архитектура. Слайды 24-26.

Скульптура была связана с импрессионизмом. Работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Памятник Александру III.

Архитектура этого периода связана с модерном.

Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).

7. Музыка, балет, театр, кинематограф. Слайды 27-30.

 В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы. Звучит их музыка.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина). Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование общественного мнения, на духовную жизнь людей.

Слайд 30.  В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Закрепление. Слайд 31. Проверяем проблемное задание.

Почему  период развития русской  культуры начала XX века назван Серебряным веком?

Период русской  культуры начала XX в.  вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале  XX века.

Домашнее задание: § 8, подготовить сообщения о деятелях русской  культуры начала XX в. ( по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века

Предмет рассотрения - социокультурные доминанты 19 века в Европе, романтизм, реализм в искусстве...

Конспект урока по культуре Серебряного века

Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...

Конспект урока "Культура Серебряного века"

Достижения культуры Серебряного века...

конспект урока и презентация Культура серебряного века 11 класса

конспект урока и презентация Культура серебряного века 11 класса...

Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс

Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями  в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» ....

Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...