План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Данная разработка предназначена для 5 класса и содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevneyshie_lyudi_5_klass.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

 имени Героя Советского Союза  А.В. Гусько

станица Новоминская Каневской район

Конспект урока  по истории Древнего мира

в 5 классе   на тему

«Древнейшие люди».

                                                                                            подготовила

учитель истории

Сергиенко Марина Владимировна

станица Новоминская Каневской район

План-конспект урока истории в 5 классе

Тема урока:    Древнейшие люди

Цель урока: 

  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность  трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
  2. Продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
  3. Продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.

Тип урока: комбинированный.

Понятия и даты: собирательство, стадо, орудия труда, первобытные люди,2 млн. лет назад – появление первого человека.

Оборудование: карта и иллюстрации учебника, рабочие тетради, гипсовая копия головы древнего человека.

План урока:

1.Облик далеких предков

2.Первые орудия труда

3.Охота и овладение огнем

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Проверка д/З.

Что такое история?

Кого называют археологами?

Как работают археологи?

Как находят археологические памятники?

Что называют историческим источником?

О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

Какие виды исторических источников вы знаете?

Что такое периодизация?

3. Изучение нового материала.

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать)

Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян кости которых находят в земле.

Работа с картой где жили древнейшие люди

где следы их жизни не обнаружены

почему  (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным миром)

Работа с иллюстрациями учебника

Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей.   чем древние люди отличались от людей нашего времени?

(покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека. 

чем древнейшие люди отличались от обезьян?

(умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило) записать

что называют орудием труда?    Орудие труда- это то , чем человек работает – записать

что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

(расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)

Как древнейший человек добывал себе пищу?      Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь

Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны.

Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.- записать

В стаде было несколько десятков человек.      Родства не знали

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших         к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.


Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся  происходило страшное.

Подумайте, как люди научились добывать огонь?   (путем трения друг о друга сухих кусочков дерева)

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Когда на земле жили древнейшие люди?

На каком материке найдены следы древнейшего человека?

В чем главное отличие человека  от животных?

какие орудия труда древнейшего человека вам известны?

почему первобытные люди жили группами

как назывались эти коллективы

что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его.  

  1. Д/З: параграф 1.

Список использованной литературы:

1.А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая  История Древнего мира. М, Просвещение, 2012 г.

2.О. В. Арасланова, К. А. Соловьев  Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. М., ВАКО, 2009 г.

3.Г. И. Годер   История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1. М., Просвещение, 2014 г.

4.Г.И. Годер  Задания и задачи по истории Древнего мира.  М., Просвещение, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...