Рабочая программа по истории в 6 классе, 68 часов
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Мутракшова Надежда Леонидовна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по истории в 6 классе В.А. Ведюшкин, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_istorii_v_6_klasse.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНА

на педагогическом совете

МКОУ «Пихтовская оош»

Протокол от 28.08.2014 № 1.

   

 

       УТВЕРЖДЕНА

       приказом  МКОУ «Пихтовская оош»

       от 29.08.2014 №111

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

6 КЛАСС

Составитель:

Мутракшова Надежда Леонидовна,

учитель истории и обществознания

(включая экономику и право)

Пихтовка 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по учебному предмету «История» для  6  класса составлена на основе   следующих документов:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного  приказом Минобразования РФ от 05.03.2004  № 1089;
  • федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • учебного плана МКОУ «Пихтовская оош», утверждённого  приказом МКОУ  «Пихтовская оош» от 29.08.2014  № 111.
  • положения о порядке разработки и  утверждения рабочих  программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош», утверждённого  приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014  № 108.

     Изучение истории  на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

     - формирование у учащихся целостного представления об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.

     Задачи изучения учебного предмета:

- сформировать представление об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

 - охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;

 - показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     В соответствии с учебным планом МКОУ «Пихтовская оош» на изучение учебного предмета «История» из Федерального компонента в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. 

     Предмет «История» изучается в двух модулях «Всеобщая история» и «История России».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен

 знать/понимать:

• основные этапы и ключевые события истории России и мира в Cредние века;

выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории этого периода;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Основными формами  проверки знаний и умений учащихся по учебному предмету «История» являются контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, практикумы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.  

«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (34 ч.)

Введение (1 ч)

      Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. Раннее Средневековье (10 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 ч)

      Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
      Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование
христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования.
      Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа.
Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
      Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
      Франция и Германия в IX—XI вв.
Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

      Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
      Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская
иконопись.
      
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)

      Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
      Возникновение
Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Раздел II. Расцвет Средневековья (13 ч)
Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

      Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
      Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории.
Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5.  Средневековый город. (2 ч)

Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. (3 ч)

      Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X–XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.
      Причины и начало
Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Тема 7. Разные судьбы государств (3 ч)

      Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.
      Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского
парламента.
      Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в.

Тема 8. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (2 ч)

      Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.
      Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья.
Романский и готический стили, их отличительные черты.

Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч)
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч)

      Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
      Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.
      Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции.
Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
      Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение
книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. (2 ч)

      Польша в XIV–XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
      Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Раздел IV. Вдали от Европы (3 ч)
Тема 11. Культуры и государства Азии, Африки и Америки (2 ч)

      Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.
      Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.

Тема 12. Культуры и государства  Африки и Америки (1 ч)
      Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.
      Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение (1 ч)

ЗНАЧЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ.

ИСТОРИЯ РОССИИ (34 ч.)

Введение (1 ч)

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Тема 1.  «Восточные славяне». (2 часа)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Тема 2. « Русь в IX – первой половине   XII века (6 часов).

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы.

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

 Тема 3.  «Русь во второй половине  XII -  XIII в.»(9 часов).

Начало раздробленности  Древнерусского государства. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко- Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

   Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения.  Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Родной край в древности.

Основные понятия темы.

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Тема 4. «Образование единого русского государства» (8 часов).

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—-середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

Тема 5. «Московское государство в XVI  веке» (6 часов).

     Начало правления Ивана IV Реформы Избранной рады.  Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV— XVI в . Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV— начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.

Итоговое повторение и обобщение (2 ч.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практические работы

Всеобщая история.             История Средних веков

1

Введение

1

2

Раннее Средневековье

10

3

Расцвет Средневековья

13

4

«Осень» Средневековья

6

5

Вдали от Европы

3

6

Итоговое повторение

1

Итого:

34

История России

7

Введение

1

8

Восточные славяне

2

9

 Русь в IX – первой половине XII в.

6

10

Русь во второй половине XII-XIII в.

9

11

Образование единого русского государства

8

12

Московское государство в XVI в.

6

13

Итоговое повторение  и обобщение

2

Итого:

34

Итого:

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Примечание

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

1.

Введение. Что изучает история. Происхождение  понятия «Средние века»

1

Раздел 1. Раннее средневековье                        

10

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

5

2.

Великое переселение народов и образование германских королевств

1

3.

Изменения в положении церкви в 4 веке.

1

4

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад.

1

5

Франция и Германия в 9-11веках.

1

6.

Истоки средневековой культуры.

1

Тема 2. Византия и славянский мир                          

3

7.

Константинополь – столица Византии и воплощение ее могущества.

1

8.

Культура Византии.

1

9.

Образование славянских государств.

1

Тема 3. Арабский мир в VI-XI веках

2

10.

Условия жизни и занятия арабов.

1

11.

Возникновение Халифата. Расцвет науки, литературы и искусства.

1

Раздел 2. Расцвет Средневековья

13

Тема 4. Феодальное общество

3

12.

Феодализм. Феодальная иерархия.

1

13.

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей

1

14.

Крестьяне и сеньоры. Натуральное хозяйство.

1

Тема 5. Средневековый город

2

15.

Возникновение и расцвет средневековых городов.

1

16.

Средневековое ремесло.

1

Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв.

3

17.

Разделение церквей. Различие между католицизмом и православием.

1

18.

Крестовые походы.

1

19.

Инквизиция.

1

Тема 7. Разные судьбы государств

3

20.

Начало объединения Франции. Сословная монархия.

1

21.

Англия: от Норманнского завоевания до парламента.

1

22.

Колонизация земель западных славян.

1

Тема 8. Культура Западной Европы в XI – XIII вв.

2

23.

Возникновение университетов. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

1

24.

Архитектура и изобразительное искусство. Время соборов.

1

Раздел 3. «Осень Средневековья»

6

Тема 9. Западная Европа в XIV-XV вв.                    

4

25.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIVвеке.

1

26.

Столетняя война.

1

27.

Война Алой и Белой розы.

1

28.

Культура Западной Европы в XIV-XV вв: новые горизонты.

1

Тема 10.  Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв.

2

29.

Польша и Чехия: время расцвета.

1

30.

Страны Балканского полуострова в XIV-XV веках.

1

Раздел 4. Вдали от Европы

3

Тема 11.Культуры и государства Азии                  

2

31.

 Природные условия Индии, ее богатства. Китай в период Средневековья.

1

32.

Объединение  монголов и создание державы Чингисхана и Тимура.

1

33.

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки

1

34.

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.

1

ИСТОРИЯ РОССИИ

Введение

1

35

Что изучает история Отечества

1

Восточные славяне

2

36

Восточные славяне.

1

37

Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

1

Русь в IX – первой половине XII века                    

4

38

Формирование Древнерусского государства.

1

39

Первые русские князья.

1

40

Князь Владимир. Крещение Руси.

1

41

Расцвет Древнерусского государства при Я.Мудром. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Я.Мудрого.

1

42

Культура Древней Руси.

1

43

Быт и нравы Древней Руси.

1

Русь во второй половине XII-XIII в.

9

44

Раздробление Древнерусского  государства.

1

45

Владимиро-Суздальское княжество.

1

46

Великий Новгород. Галицко-Волынская земля.

1

47

Монгольское нашествие на Русь.

1

48

Борьба русских земель с западными завоевателями.

1

49

Русь и Орда.

1

50

Русь и Литва.

1

51

Культура русских земель.

1

52

Повторение «Древняя Русь».

1

Образование единого Русского государства  

8

53

Усиление Московского княжества.

1

54

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

55

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.

1

56

Создание единого Русского государства.

1

57

Изменения в политическом строе и управлении.

1

58

Церковь и государство.

1

59

Основные социальные слои Российского государства в XIV-начале XVI в.

1

60

Культурный взлёт Руси после Куликовской битвы.

1

Московское государство в XVI в.

6

61

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

1

62

Внешняя политика Ивана IV.

1

63

Сибирское ханство. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

1

64

Опричнина.

1

65

Социально-экономические  последствия опричнины и Ливонской войны.

1

66

Культура и быт в XVI веке.

1

Итоговое повторение и обобщение

2

67

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Западной Европы.

1

68

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Западной Европы

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. В.А. Ведюшкин. Программа «История Средних веков». М.: Просвещение, 2008  
  2. А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Программа «История России 6-9 кл.»                        М.: Просвещение, 2008  
  3. В.А. Ведюшкин.  Учебник «История Средних веков». М.: Просвещение, 2012
  4. А.А. Данилов Л.Г.Косулина. Учебник «История России». М.: Просвещение, 2012  
  5. А.А. Данилов, Л,Г, Косулина. «История России с древнейших времен до конца XVI века». Рабочая тетрадь  по истории России. 6 класс. М.: Просвещение, 2012
  6. О.В Арасланова. Соловьев К.А. История средних веков. 6 класс: поурочные разработки к учебникам Е.В. Агибаловой, В.А. Ведюшкина. ВАКО, 2007
  7. С.Н. Степанько. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания. Волгоград: Учитель, 2009
  8. Е.А. Крючкова. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2009
  9. Н.Ю.  Колесниченко. История России. Конец XVI-XVIII вв. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды). Волгоград: Учитель, 2005
  10. А.Т.Степанищев, Д.И.Олейников. История в таблицах. 5-11 кл.: справочное пособие. М.: Дрофа, 2002
  11. Б.Н.Серов. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс.                ВАКО, 2001
  12.  С.В. Агафонов. История России в таблицах. 6-11 классы. Астрель, 2010
  13. О.В. Арасланов. Поурочные разработки по истории 6 класс. ВАКО, 2005
  14.  В. Кадневский. Тесты по истории России с Древнейших времен до конца XVIII века. Айрес, 2001
  15. Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений. Центр Ком, 1997.

Учебные карты, таблицы и демонстрационные пособия

  1. Древнерусское государство с центром в Киеве.
  2. Новгородская республика.
  3. Основные этапы истории Древнерусского государства.
  4. Русские земли в период раздробленности.
  5. Москва-центр объединения Русских земель
  6. Процесс образования Централизованного государства.
  7. Этапы становления Российского Государства
  8. Киевская Русь
  9. Феодальная раздробленность.
  10. Образование Русского централизованного государства.
  11. Возвышение Москвы.
  12. Русская земля в XV в.
  13. Создание органов Центральной власти.
  14. Этапы объединения русских земель в единое государство.
  15. Комплект карт по истории России
  16. Комплект карт по истории Средних веков

Электронные ресурсы

  1. Тесты по истории России СаяпинаВ.В., Ростов – на - Дону: «Легион» 2009.
  2. CD- ROM Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX – XX век.
  3. CD- ROM Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история.

Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Интерактивная доска
  4. Колонки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 8 класс, 70 часов в год

Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на ос...

Рабочая программа по истории 11 класс (2 часа)

Рабочая программа по истории для 11 класса (2 часа) по учебнику Левандовского и Загладина...

Рабочая программа по истории 5 класс на 35 часов по учебнику Михайловского

Прграмма разработана в соответствии с образовательными стандартами  второго поколения для средней школы базовый уровень....

Рабочая программа по истории 6 класс на 68 часов

Предлагаемая программа ориентирована на:учебник Е.В.Агибаловой,Г.М.Донского «История Средних веков» (2012 г.), выпущенный издательством «Просвещение».учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, «История Росс...

Рабочая программа по истории 10 класс (4 часа, ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического...

рабочая программа по истории 10 класс 3 часа Волобуев

Программа по истории для 10 класса по учебнику Волобуева, рассчитана на 3 часа в неделю...