Рабочая программа по истории 5 класс на 35 часов по учебнику Михайловского
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Шарипова Елена Петровна

Прграмма разработана в соответствии с образовательными стандартами  второго поколения для средней школы базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_5_kl.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

    РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МО  ПРОТОКОЛ   № …..          ОТ ___________2014Г

СОГЛАСОВАНО

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР ……..                              КЛОСТЕР М.А. ________ 2014 Г.                                    

                             

   УТВЕРЖДАЮ И.О.

ДИРЕКТОРА  ШКОЛЫ…………….                                                                        

     КЛОСТЕР М.А.                                                              

                                         

 

Рабочая программа

учебного курса

основного общего образования

по истории

5 класс

Учитель высшей категории:

Шарипова  Елена Петровна

                                                               п. Кировск

2014-2015  учебный год

Структура рабочей программы

Программа по истории  для 5 класса  содержит следующие разделы:

  1. раздел: пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения истории в 5 классе, раскрываются особенности содержания курса истории Древнего мира, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане;
  2. раздел:  содержание курса истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием числа часов на его изучение;
  3. раздел: тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5 класса и указанием числа часов на изучение соответствующего материала.

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию  разработана на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных    документов. Информационно- методические материалы по использованию УМК «История»  издательства «Русское Слово» М: 2005г.
  • Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года       (Приказ     Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003г. № 2783)
  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию Сборник. –М.: Дрофа, 2007.
  • Приказа Минобрнауки  РФ от 23.12.2009 №822» Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию  в образовательном процессе в  образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего  образования и имеющих государственную  аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
  • Учебного плана МАОУ «Кировская СОШ»

Актуальность

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании.

Главная цель изучения истории в 5 классе  — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.

         Задачи изучения истории в 5 классе:

  •  формирование у пятиклассников ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
  •  формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса истории

в 5 классе

Изучение истории в 5 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в5 классе:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса  включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания
  • умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Для развития у учащихся общеучебных компетенций в процессе обучения будут применяться разнообразные методы: интеллектуальные игры, подготовка и защита проектов, уроки с применением интерактивных форм обучения.  Для того чтобы научить учащихся организовывать и регулировать свою деятельность в программе уделяется значительное количество времени для практических, самостоятельных работ учащихся с учебником, историческими  документами. Также в 5 классе дети будут учиться работать в команде, готовить, презентовать коллективные проекты. Для овладения учащимися коммуникативных навыков будет проведено две дискуссии, что позволит формировать у учащихся умения доказывать и отстаивать точку зрения, при этом уважая мнение другого.

Оснащенность учебного процесса по истории Древнего мира для 5 класса

Во многом результаты учебной деятельности зависят от применения учителем на уроках различных средств обучения. Для учащихся 5 класса это первый систематический курс истории, и чем разнообразнее будет деятельность учащихся на уроке, тем выше в дальнейшем будет их  мотивация к познавательной деятельности. Начиная с  5 класса у  учащихся необходимо формировать умения пользоваться справочной, хрестоматийной,  художественной  литературой по предмету, пользоваться мультимедийными пособиями и интерактивными задачниками. Поэтому  оснащённость учебного процесса по истории  в 5 классе должно быть разнообразным.

Комплект  учебных материалов для ученика

Учебники:

1. Ф.А. Михайловский «История Древнего мира» (М.: Русское слово, 2013).

1. Электронное пособие  «История Древнего мира» 5 класс

Наглядный материал:

1. Альбом по истории Древнего мира для 5 класса. Ф.П. Коровкин, Д.Н.Никифоров.

2. Раздаточный материал по истории Древнего мира.

3. Исторические карты «Древний мир», «Древняя Греция», «Завоевания Александра Македонского», «Древний Рим», «Рост Римского государства», «Древние Индия и Китай»

Книги для учащихся

Справочная литература:

1. Энциклопедия «Мифы народов мира» (Олимп 2000г.)

2. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия «Всемирная история» (М. Весь мир, 1999г)

3. Школьная энциклопедия «История Древнего мира» (М. Олма-пресс,2003г)

4. Нейл Филипп «Мифология» (М. Росмэн, 2005г)

ИКТ:

Ко всем разделам

Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч.

Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.

Для определения уровня усвоения  учащимися 5 класса содержания предмета будут проводиться проверочные тесты по пройденным темам. В конце полугодия и конце года будут проведены итоговые контрольные работы по пройденным разделам. Критериями для определения уровня усвоения  учащимися 5 класса содержания предмета будут:

1.  Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.  Знание исторических фактов, работа с фактами:

  •   характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3.   Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

4. Описание (реконструкция):

  •  рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  •  характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в древности
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • называть характерные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

7.  Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  •  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и хранению памятников истории и культуры).

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном

(образовательном) плане 

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме — 70 часов,  по 2 часа в неделю.

Раздел II. Содержание курса история Древнего мира(70 ч)

История Древнего мира» для 5 класса — первый систематический курс истории. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний. Курс знакомит учащихся с формированием человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация» в значении «стадия общественного развития», противопоставленное первобытности. Более полное толкование термина «цивилизация» как совокупности хозяйственных, политических, идеологических особенностей определенного общества (или обществ) дается на примере античной (полисной) цивилизации. В учебнике и тематическом планировании представлено системное освещение истории древних цивилизаций в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории с древнейших времен. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие древних обществ и цивилизаций, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей. Содержание курса соответствует требованиям  государственного

Раздел I. Первобытное общество

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Раздел II. Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.  Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Раздел III. Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Раздел IV. Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура.

 


 Учебный план курса Всеобщая история. История Древнего мира.    5 КЛАСС

                                       УЧЕБНИК: Ф.А. Михайловский «История Древнего мира» М.: Русское слово, 2013г.

Практическая работа – 5;

Защита проектов – 4;

Проверочный тест –8;

Контрольная работа – 1;

Тема урока

Тип урока

Кол-во ч.

Базовый уровень

Компетенции

Коррекционные задачи

Домашнее

задание

Дата

по плану

Дата

по факту

Введение (1 час)

1

Что изучает история.

Урок  изучения нового материала

1

Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, нашего родного края.

Уметь:

- составлять описание предметов, вещественных источников.

- объяснить смысл основных понятий.

-развитие представлений

о времени;

- развитие внимания

С. 6, записи в тетради.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 часов).

2

Древнейшие люди.

комбинированный

1

Современные представления о месте и времени появления древнейшего человека, облик, отсутствие речи, изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: охота и

собирательство. Человеческое стадо. Овладение огнём.

Уметь:

-описывать, применяя опорные сигналы условия существования, образ жизни людей в древности.

-объяснять основные понятия.

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Учебник $1,

с 11, термины.

3

Первобытные собиратели и охотники.

комбинированный

1

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретения одежды из шкур, жилищ, копья, гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей.

Уметь:

-описать портрет древнейшего человека,

- объяснить, чем занимается;

 

Учебник $ 2,

термины.

4

Возникновение искусства и религии.

практический урок

1

Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Уметь:

- Объяснить причину появления верований.

-Рассказать о возникновении первобытного искусства.

Учебник $ 3,

Термины.

5

Первобытные земледельцы и скотоводы.

комбинированный

1

«Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие, скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобре-тение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Уметь:

- описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов;

-устанавливать последовательность орудий труда и занятий древнего человека.

Учебник $ 4,

Термины.

6

Возникновение неравенства и знати.

комбинированный

1

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства и знати

Уметь:

-сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени.

Учебник $5

Подготовка к тестированию.

7

Счёт лет в истории.

практический урок

1

Представление о счёте времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры. Летоисчисление.

Уметь:

-Объяснить, как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет исторического времени.

-Устанавливать последовательность счета на ленте времени.

- Объяснять основные понятия.

Работа с лентой времен

С.28 – 30,                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

8

Обобщение знаний по теме «Жизнь первобытных людей».

проверка знаний

1

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации.

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных.

-Объяснить исторические термины.

- Решать кроссворды.

Составить кроссворд по теме: Жизнь первобытных людей».

Раздел 2. Древний Восток (20 часов).

Тема 1. Древний Египет (7 часов).

9

Государство на берегах Нила

изучения нового материала

1

Древний Египет: географическое

местоположение и природные условия,

население. Возникновение и управление

 государством в Древнем Египте

Уметь:

-Показывать на карте, положение Древнего Египта.

-Характеризовать природные условия (по памятке).

- развитие зрительной памяти и внимания

Работа с картой

Учебник с 32, $6

10

Жизнь земледельцев и ремесленников в Древнем Египте

комбинированный

1

Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения. Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Уметь:

-Объяснить назначение предметов быта и труда.

- Описать условия жизни и основные занятия  древних египтян.

Учебник $7

Термины.

11

Жизнь египетского вельможи

комбинированный

1

Образ жизни и служба вельмож в Египте. Города Мемфис, Фифы.

Уметь:

-Характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп (по вопросам).

Учебник $8

Термины.

12

Военные походы фараонов.

комбинированный

1

Правитель Египта – фараон. Неограниченная власть фараона, войско: пехота, колесницы. Завоевательные походы. Держава Тутмоса 111.

Уметь:

-раскрывать причины и последствия военных походов фараонов;

-показывать на исторической карте направления военных походов.

Учебник $9

 термины.

13

Религия древних египтян.

комбинированный

1

Священные животные, боги. Мифы. Обожествление фараона.

Уметь:

-называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;

-извлекать необходимые сведения из материала учебника о жизни древних египтян.

Учебник $10

Подготовка к тестированию.

14

Искусство древнего Египта.

проектная деятельность

1

Строительство пирамид. Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний мир. Находки в гробнице фараона Тутанхамона

Особенности изображения человека в скульптуре и росписях.

Уметь:

-объяснить назначение гробниц, статуй, храмов, пирамид;

- выделять главное.

Учебник $11

Подготовка к тестированию

15

Письменность древних египтян.

комбинированный

1

Особенности древне египетского письма

Материалы для письма. Школа: подготовка  писцов и жрецов. Научные знания, календарь. Водяные часы. Произведения литературы.

Уметь:

-объяснять основные понятия;

- отвечать на вопросы к тексту.

Учебник $12

Термины.

16

Обобщение знаний по теме: «Древний Египет».

проверка ЗУН

1

Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздании.

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных ответов.

-Объяснить исторические термины.

Нарисовать рисунок.

                                                                                     Тема 2. Западная Азия в древности (7 часов).

17

Древнее Двуречье.

комбинированный

1

Двуречье (Междуречье): географическое

местоположение и природные условия,

население. Использование глины. Земледелие, основанное на искусствен-ном орошении. Основные города. Религииозные верования. Научные знания. Клинопись.

Уметь:

- Показывать на исторической карте, положение Двуречья.

-Сравнивать природные условия в Египте и Междуречье.

- развитие навыков соотносительного анализа;

- развитие словесно – логического мышления.

Работа с картой

Учебник $8

Пересказ мифа

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

комбинированный

1

Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве людей перед законом.

Уметь:

-Анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи» по памятке;

-Высказывать своё суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян.

- развитие навыков соотносительного анализа;

- развитие словесно – логического мышления.

Учебник $14

Ответить на вопросы

19

Финикия. Финикийские мореплаватели.

комбинированный

1

Города Финикии. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний. Древнейший алфавит.

Уметь:

-Показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

-характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры.

- развитие навыков соотносительного анализа;

Работа с картой

Учебник $15

Пересказ.

20

Библейские сказания.

проектная деятельность

1

Представление о Библии и Ветхом завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей.

Уметь:

-Объяснять значение понятий;

-Высказывать своё суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний.

- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

Учебник $16

термины.

21

Древнееврейское царство.

комбинированный

1

Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Уметь:

-Определить на карте и описать местоположение Древнееврейского царства при царе Соломоне;

-определять вымысел и быль в библейских преданиях.

Работа с картой

Учебник $17

Ответить на вопросы

22

Ассирия – военная держава.

комбинированный

1

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Ограбление побеждённых стран массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица Ниневия. Искус-ство библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Уметь:

- определять причины возникновения и гибели Ассирии.

-Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев (по вопросам)

Учебник $18

23

Персидская держава «Царя царей».

комбинированный

1

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий 1. «Царская дорога», её использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорённых областей). Город Персеполь.

Уметь:

-Показывать на карте расположение Персидской державы;

- выделять главное.

- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

Учебник $19

                                                                                          Тема 3. Индия и Китай в древности (4 часа).

24

Природа и люди Древней Индии.

комбинированный

1

Местоположение и

Природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство.

Уметь:

- Характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

- анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст.

Работа с картой

Учебник $20

25

Индийские касты.

проверочная работа

1

Религиозные верования. Представление о кастах. Периоды жизни брахманов.

«Неприкасаемые». Возникновение буддизма. Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры, шахматы.

Учебник $21

 термины.

26

Китайский мудрец Конфуций.

комбинированный

1

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы.

Уметь:

- Определять особенности географических и природных условий Китая;

Учебник $10, 20

пересказ

27

Первый властелин единого Китая.

комбинированный

1

Объединение Китая. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас

Уметь:

- Устанавливать связь река- страна, город- страна, правитель – страна.

 

- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

Учебник $23

 термины.

28

Обобщение знаний по теме:

« Древний Восток».

Самостоятельная работа

1

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

 

Работа с тестами различного уровня сложности

Составить вопросы к теме

                                                                            Раздел 3. Древняя Греция (21час).

                                                                          Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов).

29

Греки и критяне.

комбинированный

1

Местоположение и природные условия.  

Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства.  Мифы критского

царства.

Уметь:

- Характеризовать природно-географические условия,

основные занятия, древних греков и критян (по памятке);

- сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян

 (по вопросам).

- развитие слухового внимания и памяти.

Учебник $22

30

Микены и Троя.

проектная деятельность

1

Микенское царство. Каменное строите- льство. Древнейшее греческое письмо. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинст-венных племён. Упадок хозяйства и культуры.

Уметь:

- Характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

- развитие наглядно – образного мышления

Учебник $22

31

Поэма Гомера «Илиада».

комбинированный

1

Поэмы Гомера

«Илиада» и «Одиссея». Содержание и основные события, главные герои поэм.

Уметь:

- Рассказывать основное содержание поэм Гомера;

- характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки; (по вопросам)

- развитие наглядно – образного мышления

Учебник $23

32

Поэма Гомера «Одиссея».

комбинированный

1

Учебник $23

рисунок

33

Религия древних греков.

практическая работа

1

Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.

Уметь:

-показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

- называть имена мифических богов;

-объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались.

Учебник $24

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов).

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

комбинированный

1

Начало обработки железа в Греции. Создание алфавита. Возникновение самостоятельных государств.  Местоположение и природные условия Аттики. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Бедственное положение  земледельцев. Долговое рабство.  

Уметь:

- Объяснять значение понятий;

- объяснять как образовались греческие полисы;

- объяснить причины деления полисов по роду занятий (по вопросам).

- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

Учебник $29

термины.

35

Зарождение демократии в Афинах.

комбинированный

1

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда.

Уметь:

-  Объяснять значение понятий;

- Раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

- называть характерные черты политического управления полисом.

- развитие наглядно – образного мышления

Учебник $30

Термины.

36

Древняя Спарта.

проверочная работа

1

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта –военный лагерь. Регламентация повседневной жизни. Управление. Спартанское воспитание.

Уметь:

- описывать образ жизни спартанцев и илотов;

- высказывать своё мнение по вопросу о воспитании спартанцев.

- развитие наглядно – образного мышления

Учебник $31

Термины.

37

Основание греческих колоний.

комбинированный

1

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.

Уметь:

- показывать на исторической карте основные направления греческой колонизации и расположение первых греческих колоний;

Работа с картой

Учебник $32

Термины.

38

Олимпийские игры в древности.

проектная деятельность

1

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям.

Уметь:

-раскрывать причины возникновения олимпийских игр;

-описывать ход проведения олимпийских игр (по инструкции учителя).

Учебник $33

Термины.

39

Марафонская битва.

комбинированный

1

Победа афинян в Марафонской битве

Стратег Мильтиад. Нашествие персов на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев. Саламинское морское сражение. Битва при Платеях. Причины победы греков.

Уметь:

-объяснить значение понятий;

- раскрыть причины победы греков в марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

- рассказать о наиболее крупных сражениях.

Учебник $34

Термины.

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

комбинированный

1

Работа с тестами различного уровня сложности

Учебник $35

Термины.

                                                                         Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов).

41

Афинский порт Пирей.

комбинированный

1

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Уметь:

- Описывать условия существования и образ жизни жителей Афин;

-  находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов.

- развитие умения планировать деятельность.

Учебник $36

42

Путешествие в город богини Афины.

комбинированный

1

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы, особенности архитектуры. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Уметь:

- Раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

-описывать город Афины по плану.

- развитие наглядно – образного мышления

Учебник $37

Термины

43

Афинские школы и гимнасии

комбинированный

1

В афинских школах и гимнасиях. Образование афинян: начальная школа; палестра, гимнасии; взгляды греческих учёных на природу человека. Сократ.

Уметь:

-Находить общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев

Учебник $38

Термины

44

Театр Диониса.

комбинированный

1

Возникновение театра: трагедия и комедия. Трагедия Софокла «Антигона», комедия Аристофана «Птицы». Здание театра. Воспитательная роль театра.

Уметь:

- Рассказать о театре, отличие комедии и трагедии в Древней Греции,

- раскрывать значение возникновения театра и его роль в жизни древних греков.

- развитие наглядно – образного мышления

Учебник $39

Пересказ по плану.

45

Афинская демократия при Перикле.

комбинированный

1

Афинская демократия в Vв. до н. э. Народное собрание. Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Друзья и соратники Перикла.

Уметь:

- объяснять значение понятий;

- называть характерные черты политического устройства Афин;

-составлять характеристику Перикла по памятке.

Учебник $40

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.(3 часа).

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

комбинированный

1

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Аристотель. Македонское войско. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Уметь:

-Объяснить причины

возникновения  Македонского царства.

-Характеризовать

внутреннюю жизнь Македонии.

-Описывать состояние

македонской армии.

- развитие наглядно – образного мышления

Учебник $41

Термины.

47

Поход Александра Македонского на Восток.

комбинированный

1

Победа на берегу реки Граник. Разгром войска Дария 3 у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Уметь:

-Рассказывать о македонских царях Филиппе и Александре.

-Рассказывать о войне

Александра Македонского против персов.

-Описывать войско персов.

- Уметь показать на карте направление походов Александра Македонского.

 - развитие зрительного восприятия и узнавания.

Учебник $42,

Подготовка к тестированию по теме: Древняя Греция.

48

В Александрии

Египетской.

комбинированный

1

Распад державы Александра Македонского после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека.

Уметь:

-Рассказывать об Александрии Египетской.  

- Объяснить причины распада  державы Александра Македонского.

 - Составлять описания памятников архитектуры Древней Греции

.

Учебник $43,

Подготовка к тестированию по теме: Древняя Греция.

49

Обобщение знаний по теме:

 « Древняя Греция».

проверочная работа

1

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных.

-Объяснить исторические термины.

-Решать кроссворды.

Работа с тестами различного уровня сложности

рисунок

Раздел 4. Древний Рим (17 часов).

Тема 1. Рим: от его возникновения до господства над Италией (3 часа).

50

Древнейший Рим.

комбинированный

1

Местоположение и природные особенности Италии. Река Тибр. Население. Легенда об основании Рима – города на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти

Умет:

-Описывать условия жизни древних латинян.

-Излагать легенду об основании Рима,

-Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим.

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Учебник $44,

Термины.

51

Завоевание Римом Италии.

комбинированный

1

Возникновение республики.

Управление Римской республикой.

Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Римское войско. Война Рима

с Карфагеном. Установление

господства Рима над Италией.

Уметь:

- Определять даты основных событий;

- объяснять значения основных понятий;

Учебник $45,

Термины.

52

Устройство Римской республики.

комбинированный

1

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Функции сената. Организация войска.

Уметь:

- Объяснять основные понятия;

- сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике;

- характеризовать войско римлян.

Учебник $46,

Термины.

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа).

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

комбинированный

1

Карфаген. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Битва при Каннах, при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Уметь:

- Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

- объяснять значение основных понятий;

- развитие навыков группировки и классификации.

Учебник $47.

54

Установление господства Рима во всём Средиземно-

морье.

комбинированный

1

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Уметь:

- рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

- Раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья.

- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Учебник $48,

Р.т. № 66.

Термины.

55

Рабство в Риме.

комбинированный

1

Завоевание – главный источник рабства. Использование рабов в сельском  хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры.

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- описывать положение рабов в Древнем Риме;

-рассказывать о гладиаторских боях.

Учебник $49,

Пересказ.

Термины.

56

Обобщение знаний по теме: «Рим: от его возникновения»

проверочная работа

1

Закрепить материал по истории возникновения Древнего Рима. Особенности взаимодействия с соедями

Уметь:

-определить необходимый ответ из ряда предложенных.

-Объяснить исторические термины.

-Решать тесты

- развитие навыков группировки и классификации.

рисунки

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4часа).

57

Земельные реформы братьев Гракхов.

комбинированный

1

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Уметь:

-раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона Гракхов;

-анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов.

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Учебник $50,

Термины.

58

Восстание Спартака.

комбинированный

1

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Уметь:

- описывать восстание рабов в Риме;

- раскрывать причины, ход, результат восстания;

- давать характеристику Спартака;

- высказывать своё мнение о восстании Спартака.

Учебник $51,

Термины

59

Диктатура Цезаря.

комбинированный

1

Превращение римской армии в наёмную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в Сенате.

Уметь:

- объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря;

- раскрывать причины возвышения Цезаря;

- извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

Учебник $52,

Термины

60

Установление империи в Риме.

комбинированный

1

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн Характер власти Октавиана Августа

Уметь:

- раскрывать причины падения диктатуры цезаря;

- рассказывать о борьбе Антония и Октавиана;

- Характеризовать римского императора Октавиана (по памятке).

Учебник $53,

Термины

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов).

61

Соседи Римской Империи в первые века до нашей эры.

комбинированный

1

Территория империи. Соседние государства. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племён. Предки славянских народов.

Уметь:

- показывать на исторической карте территорию Римской империи;

- описывать жизнь соседей Римской империи;

- развитие зрительного восприятия и узнавания.

Учебник $54.

62

В Риме при императоре Нероне.

комбинированный

1

Обожествление императоров. Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Уметь:

- показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

- раскрывать террористические методы правления Нерона.

Учебник $55.

63

Первые Христиане и их учение.

комбинированный

1

Возникновение Христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед богом. Отношение римских властей к христианам.

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о жизни и деятельности христиан;

- объяснять суть христианского учения;

Учебник $56,

Термины

64

Расцвет империи во 2 веке.

практическая работа

1

Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Отказ от террористи-ческих методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях.

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- анализировать деятельность императора Трояна;

-рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств.

Учебник $57,

Термины

65

Жизнь в Римской империи

проверочная работа

1

Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение Колизея и Большого цирка. Требование «Хлеба и зрелищ». Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.

Уметь:

- описывать повседневную жизнь римлян;

- составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

- определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

- развитие зрительного восприятия и узнавания.

Учебник $58,

Термины

Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 часа).

66

Римская империя при Константине.

комбинированный

1

Вторжение варваров. Использование императорами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание Христианства Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле.

Уметь:

- объяснять основные понятия;

- характеризовать деятельность Константина (По памятке).

- рассказывать о переменах в положении христиан.

- развитие комбинаторных способностей.

Учебник $59,

Термины

67

Взятие Рима готами.

комбинированный

1

Разделение Римской империи на два государства – Восточную и Западную Римскую империю. Восстания в про-винциях.Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стили-хона. Взятие Рима готами. Опустошение Рима варварами.

Уметь:

- объяснять значение основных понятий;

- рассказывать о борьбе римлян с варварами;

- объяснять причины распада Римской империи.

- развитие комбинаторных способностей.

Учебник $60,

Готовиться к тестированию

68

Обобщение знаний по теме:

 « Древний Рим».

проверочная работа

1

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств  Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Уметь:

- анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима;

- описывать основные памятники культуры;

- сравнивать цивилизации Греции и Рима (по вопросам).

Умение обобщать материал , контроль остаточных знаний

Готовиться к тестированию

69

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

1

Умение обобщать материал , контроль остаточных знаний

70

Анализ работы за год

комбинированный

1

Работа над ошибками в контрольной работе

Умение обобщать материал , контроль остаточных знаний



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа "Литература. 6 класс" 68 часов

Создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной....

рабочая программа по истории на 34 часа для детей с ОВЗ

Рабочая прграмма разработана по истории на 34 часа (1 ча ) в неделю. Предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф.

Рабочая программа литература 11 класс 3 часа в неделю к учебнику Курдюмовой Т.Ф....

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа по истории на 3 часа.

Календарно тематическое планирование по истории 9 класса....