рабочая программа по истории 10 класс 3 часа Волобуев
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Хартимеева Мария Дмитриевна

Программа по истории для 10 класса по учебнику Волобуева, рассчитана на 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_10_klass_102_chasa.docx60.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга

Обсуждена и согласована

на Методическом объединении

Протокол № 1 от 29.08.2017

Принята на

Педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2017

УТВЕРЖДАЮ

_______________

директор

Цындря Н.М.

Приказ №37/1 от 31.08.2017

Рабочая программа

по

истории

(предмет, курс)

10Б класс

Разработчик:

   Хартимеева М.Д.,  

1 кв. категория

 (ФИО, кв. категория)

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена для 10Б класса в соответствии со  следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 01 февраля 2012 года);
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VIII-XI (XII) классов) (в редакции от 19 октября 2009 № 427);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
  • распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2017/2018 учебный год»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ№ 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»;
  • Письмом Министерства образования РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
  • Образовательной программой Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70, утвержденной директором ГБОУ гимназии №70 приказом №25 от 03.06.2015 года;
  • Календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 70, утвержденного приказом директора от 12.04.2017 № 21/1, принятым протоколом педагогического совета от 11.04.2017 № 4;
  • Протоколом педагогического совета ГБОУ гимназии № 70 № 4 от 11.04.2017 «Об утверждении Учебного плана ГБОУ гимназии № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год»;
  • Положением о рабочих программах ГБОУ гимназии № 70
  • Примерной программой среднего общего образования по истории на базовом уровне и авторских программ: «История. Россия и мир.10-11кл» О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев.

УМК

1. Учебник «История. Россия и мир» (авторы О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина), М.: Дрофа, 2014.

2. Методическое пособие к учебнику Волобуева В.А. автора Игнатова А.В. М.: «Новый учебник», 2012

Список литературы для учащихся:

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Борисов Н.С. (2009, 256с.) 
  2. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень.  Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.) 
  3. История России. 10 класс. В 2 ч. Данилов А.А., Брандт М.Ю., Горинов М.М. и др. (2013; 320с., 223с.) 
  4. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) 
  5. История России. 10 класс. Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. Под ред. Ганелина Р.Ш. (2013, 368с.) 
  6. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Загладин Н.В., Симония Н.А. (2008, 400с.) 
  7. История России XVIII-XIX веков. 10 класс.  Левандовский А.А. (2012, 256с.) 
  8. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. (2012, 336с.) 
  9. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Профильный уровень. Павленко Н.И., Андреев И.Л. (2008, 384с.) 
  10. История России. XVIII - XIX века. 10 класс. Профильный уровень. Павленко Н.И., Лященко Л.М., Твардовская В.А. (2008, 464с.) 
  11. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс. Сахаров А.Н. (2003, 320с.) 
  12. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Ч.1. Сахаров А.Н. (2012, 336с.) 
  13. История России. XVII - XIX века. 10 класс. Ч.2.  Сахаров А.Н., Боханов А.Н. (2006, 480с.) 
  14. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Профильный уровень. Сахаров А.Н., Буганов В.И. (2012, 336с.) 
  15. История России, конец XVII - XIX век. 10 класс. Профильный уровень. Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н. (2012, 336с.) 

Список литературы для учителя:

  1. Загладин Н.В. Всемирная история России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс
  2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. 10 класс
  3. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 10 класс
  4. Сахаров А.Н. История России XVII - XIX века. 10 класс.
  5. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. 10 класс. Профильный уровень. – М: Дрофа, 2007.
  6. Павленко Н.И. История России 18-19 века.10 класс. Профильный уровень.  М: Дрофа, 2007.
  7. Хрестоматия по истории России: ХХ век /Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, любое издание.

Место учебного предмета в учебном плане

Особенности курса истории, изучаемого на ступени среднего общего образования на базовом уровне. Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков.

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю в 10 и 11 классах (102 часа в год в каждом классе, итого: 204 часа).

Цели курса на базовом уровне среднего общего образования:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

Задачи курса

воспитательная:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развивающая:

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

образовательные:

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование у обучающихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  • способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира.

Межпредметные связи

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. Учет межпредметных связей в преподавании истории России позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. При изучении вопросов культуры России привлекаются знания из литературы. Важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационнокоммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессии профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

При освоении содержания курса отечественной истории старшеклассники должны научиться следующим видам деятельности и умениям: хронологические знания и умения:

  • называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;
  • составлять хронологические и синхронистические таблицы; знание фактов:
  • называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; описание (реконструкция):
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; анализ, объяснение:
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
  • классифицировать исторические события и явления: а) по указанному признаку, б) определяя основания самостоятельно;
  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • излагать суждение о причинно-следственных связях исторических событий;
  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;

версии, оценки:

  • излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе,
  • сравнивать налагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;
  • высказывать суждение о подходах и критериях, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, их оценке в литературе;

работа с источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • использовать данные исторической карты для характеристики России и регионов;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или не скольких источниках;
  • высказывать суждение о назначении, ценности источника;
  • характеризовать позиции, взгляды автора источника;
  • сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия

Формы и методы контроля планируемых результатов

Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма.

На уроке и используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.

Вид диагностики:

Самостоятельные работы 4 - 5 (в зависимости от уровня класса)

Проверочная работа объектовая 4

Проверочные работы 5

Конспекты 3-4 (в зависимости от уровня класса)

Устные сообщения по плану 3-4 (в зависимости от уровня класса)

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный аргументированный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; ведение дискуссии);
  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, написание эссе, подготовка реферата, тестирование в формате ЕГЭ).

Содержание учебного курса

Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века (102 часа)

Введение (2 часа)

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

ТЕМА  1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья (8 часов)

Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм:

государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Вели кое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.

Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальней шее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности раз вития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия — крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия — родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.

ТЕМА  2. Древняя Русь (14 часов)

Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян.

Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние при родной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Пер вые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Прав да.

Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов.

Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским на шествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.

ТЕМА  3. Западная Европа в XI—XV веках (5 часов)

Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

ТЕМА 4. Российское государство в XIV—XVII веках (15 часов)

Москва во главе объединения русских земель.

Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская   битва   и   ее   значение.   Василий I. Василий II. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва— третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.

Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура. Общая характеристика раз вития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.

ТЕМА 5. Запад в Новое время (9 часов)

Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV—XVI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в раз личных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».

ТЕМА  6. Российская империя в XVIII веке (9 часов)

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины П. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение западных границ России во второй половине XVIII в. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Даль него Востока.

Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Со здание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобрази тельное искусство.

ТЕМА  7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации (10 часов)

Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Про возглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Поход Наполеона в Россию и гибель «Великой армии». Заграничные походы русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного пере ворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848—1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй поло вине XIX в.

ТЕМА  8. Россия на пути модернизации (10 часов)

Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость    внутренней    политики.    Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Ре формы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней поли тике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Россия — многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

ТЕМА  9. Культура XIX века (10 часов)

Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные на правления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.

Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)


«Россия и мир. История с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс

№ урока

Название тем и уроков

Планируемые результаты обучения

Практика

Контроль

1-2

Вводный урок. История как наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

Тема №1 Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья (8 часов)

3-4

Древний Восток и античный мир

Сформировать у школьников представления о процессе развития общества, об основных проблемах его социально-экономической, политической и духовной революции; проследить особенности различных цивилизационных общностей, составлять сравнительную таблицу по странам Европы и Востока

5-6

Рождение европейской средневековой цивилизации

7

Страны Западной Европы в раннее Средневековье

8

Византийская империя и восточно- христианский мир

Работа с документом

9

Исламский мир

10

Повторительно-обобщающий урок по теме

Контрольная работа

Тема №2 Древняя Русь (14 часов)

11

Народы Восточной Европы

Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства.

Называть особенности культуры Древней Руси, ее международных связей

Работа с картой

12

Восточные славяне в древности

Работа с картой

13-14

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси

15-16

Государство и общество

Сравнительная таблица

17

Церковь и культура

18-19

Раздробленность Руси

Работа с картой

20-21

Русь между Востоком и Западом

Работа с картой

22

Повторительно-обобщающий урок по теме

Контрольная работа

23-24

Семинарское занятие «Мировые и религии и мировая культура»

Выступление на семинаре

Тема №3 Западная Европа в XI-XV веках (5 часов)

25-26

Экономическое и политическое развитие

Сформировать у учащихся представление об особенностях средневековой европейской цивилизации, показать процесс ее взаимодействия с восточно- христианским миром и исламскими странами

Сравнительная таблица

27

Взаимодействие средневековых цивилизаций

28

Культура средневекового Запада

29

Повторительно-обобщающий урок по теме

ТТ

Тема №4 Российское государство в XIV-XVII веках (15 часво)

30-31

Москва во главе объединения русских земель

Показать процесс формирования централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость. Сформировать преставления о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве

Работа с картой

32-33

Россия: третье православное царство

34-35

Кризис государства и общества. Смутное время

Работа с источником

36-37

Становление самодержавия Романовых

38-39

Начало формирования многонационального государства

40-41

Русская культура

42

Повторительно-обобщающий урок

Контрольное тестирование

43-44

Семинарское занятие «Особенности политического строя и духовной жизни России»

Урок-семинар

Тема №5 Запад и Новое время (9 часов)

45-46

Европа в начале Нового времени

Показать закономерность экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических инструментов, роль католической ментальности в формировании общественных отношений нового типа на Западе

47

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

Работа с картой

48

Эпоха Просвещения

Самостоятельная работа

49-50

Революция XVIII столетия

Урок-дискуссия

51-52

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII вв.

53

Повторительно-обобщающий урок по теме

Контрольная работа

Тема №6 Российская империя в XVIII веке (9 часов)

54-55

Власть и общество

Показать учащимся многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины II

56-57

Социально-экономическое развитие страны

58-59

Расширение территории государства

Работа с картой

60-61

Образование, наука и культура

Сообщения по теме

62

Повторительно-обобщающий урок по теме

Тестирование

Тема №7 Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации (10 часов)

63

Эпоха наполеоновских войн

Сформировать у учащихся представления о складывании гражданского общества и правового государства как результата социально-экономической и духовной эволюции западного общества, показать процесс взаимодействия крупнейших государств Европы, России и стран Востока

64-65

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

Терминологический диктант

66-67

Революции и реформы

68-69

Идейные течения и политические партии

70

Колониальные империи

Работа с картой

71

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в.

72

Повторительно-обобщающий урок по теме

Тест

Тема №8 Россия на пути модернизации (15 часов)

73-74

Российское государство в первой половине XIX в.

Показать кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни в стране, динамику развития пореформенной экономики

75-76

Общественная жизнь в первой половине XIX в.

Работа с источниками

77-78

Реформы 1860-1870-х гг.

79-80

Общественное движение в России во второй половине XIX в.

Сравнительная таблица

81-82

Семинарское занятие «Проблемы капиталистической индустриализации и политического развития»

Семинар

83-84

Россия- многонациональная империя

Работа с картой

85-86

Семинарское занятие «Народы и религии Российской империи»

Семинар

87

Повторительно-обобщающий урок по теме

Контрольная работа

Тема №9 Культура XIXвека (10 часов)

88-89

Научно-технический прогресс и общество

Показать связь между интенсивным развитием науки и изменениями в жизни людей, бурный процесс возникновения новых стилей и направлений в мировой художественной культуре, дать представление о всемирном значении русской науки и культуры XIX в.

90-91

Мировая литература и художественная культура

92-93

Культура России в XIX в.

94-95

Урок-экскурсия «Мои любимые русские художники и архитекторы»

Виртуальная экскурсия

96-97

Семинарское занятие «Вклад России в мировую культуру»

Семинар

98-102

Итоговые уроки по курсу (5 часов)

Контрольная работа,

Итоговое тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 10-11 классах ( автор - О.В. Волобуев)

            Программа по истории в 10-11 классах  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базов...

Рабочая программа дисциплины "История" 48 часов

Рабочая программа разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Право и организация социального обеспечения",обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов....

Рабочая программа дисциплины "История"195 часов

Максимальная учебная нагрузка- 292 часа,обязательная аудиторная- 195 часов,из них самостоятельная работа студентов- 97 часов....

Рабочая программа по истории для 11 класса ( учебник "Всемирная история. Россия и мир"» базовый уровень,Волобуев О.В., Клоков ,В.А., Понамарев М.В.. )

Данная программа для учителей , работающих в 10-11 классах по учебнику О.В.Волобуева, ОВ.Клокова, М.В.Понамарева "Всемирная история.Россия и мир".Программа отвечает основным требованиям предъявляемых ...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....

Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.

Работа по учебно-методическому  Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова  История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...