«Реализация этнокультурного компонента во внеклассной работе МОУ Барановской средней школы»
статья по истории на тему

Гаврилова Людмила Николаевна

Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем огромный фундамент основ становления личности уже заложен много веков назад нашими предыдущими поколениями.

Все ответы на злободневные вопросы в деле воспитания можно найти в жизни наших предков, если хорошо знать историю своей Родины, своего рода, и своей семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация этнокультурного компонента во внеклассной работе МОУ Барановской средней школы»

 

«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.

Память формирует духовную крепость человека».

                    В. Белов

 

Актуальность и перспективность

 

Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем огромный фундамент основ становления личности уже заложен много веков назад нашими предыдущими поколениями.

Все ответы на злободневные вопросы в деле воспитания можно найти в жизни наших предков, если хорошо знать историю своей Родины, своего рода, и своей семьи.

Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с  уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности…

Все родители хотят видеть своих детей добрыми, честными, послушными. Желают, чтобы они уважали старших и  не обижали младших и слабых. Чтобы росли трудолюбивыми, чтобы избежали разрушительного для здоровья и жизни зависимостей – алкоголя и наркотиков.

Для исполнения этого желания родитель вооружён собственной нравственностью, чувствами и поведением. Он опирается на традиции, нравы, обычаи, общественную мораль и православное учение о добродетелях.

Весь этот опыт накапливается веками в каждой семье, шлифуется и впитывается подрастающими поколениями. Именно таким образом формируется менталитет народа и его духовные ценности.

Это огромные богатства, которые на первый взгляд не ощутимы, но без этого нет будущего у народа. Ведь только народ умеет различать добро и зло и имеет стремление к святости.

 Основной целью обучения в школе является овладение учащимися коммуникативных навыков во всех видах учебной деятельности и развитие личностных качеств школьников. Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание  у школьников положительных отношений к родному языку, к культурам народов, проживающих в нашей стране, уважительное отношение к национальным традициям и обычаям.

Соприкосновение  с культурными традициями разных народов формирует у ребят представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие качества, как открытость и толерантность.

 

Подходы к решению проблемы этнокультурного образования в педагогической культуре России имеют несколько встречных путей: этнофилологический – через развитие этноязыка и в целом через совершенствование языковой компетенции; этнохудожественный – через углубление внимания к народной культуре в процессе образования; этнопедагогический – через учебный процесс; регионоведческий – через краеведение, культурологический – через познание этнокультуры как части цивилизованной культуры. Во взаимодействии этих встречных потоков и должно развиваться этнокультурное образование.

Познание нашей Родины всегда начинается с близкого каждому из нас с познания родного края – города или села, своего района, области или республики.

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь,- писал известный учёный А. С. Барков – Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его ещё более глубоко»

  Много веков назад завершился длительный процесс добровольного вхождения мордовского народа в состав Российского государства, и мордва навеки связала свою судьбу с русским народом.

В своей работе как учителя истории я  уделяю время  изучению природы, хозяйства, культуры мордовского народа. За многолетний педагогический труд был собран большой материал, который использую на уроке, во внеклассных и внешкольных мероприятиях.  Викторины: Экскурсии в школьный музей. Сочинения о своём селе.

  Необходимость воспитания этнокультуры с детских лет обуславливается по мнению народа тем, что «Что птенец получает в гнезде., с тем и вылетает из него». К средствам формирования этнотолерантности можно отнести пословицы, загадки, сказки,

легенды, мифы, национальные подвижные игры, песенное, танцевальное и декоративно – прикладное народное творчество, традиции строительства жилища, особенности национальных костюмов, головных уборов, обуви, украшений, особенности образования имен и фамилий. Очень интересны и познавательны мифы наших предков. Сопоставление мифологии разных народов приводит к твердому убеждению, что некогда мы были едины, представляли один народ. На какие вопросы можно получить ответ, если внимательно изучить мифологию? Почему надо беречь природу?

Почему в качестве символа домашнего благополучия многие народы дарят фигурки уточек, лебедей? Почему крест стал символом христианства и вошел в символику разных религий ? Почему необходимо бережно относиться к хлебу, почему хлеб – всему голова? Большую роль в формировании этнотолерантности играют сказки. Они показывают детям, что все народы ценят одинаковые нравственные качества личности. Работа по приобщению детей к истокам национальной культуры интересна детям, родителям и педагогам. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов, когда наша планета будет процветать. На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств воспитания и формирования этнокультурной толерантности является музыкальное образование. Музыкальное наследие является отражением духовной сущности создавших его народов, поэтому, изучая особенности их музыкальной культуры, можно понять специфику национальной души, национальных эмоций, которые, отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям. Так, понимая и принимая культуру другого народа, мы становимся более толерантными по отношению к этому народу. В общем музыкальном образовании этнокультурный компонент всегда входил в содержание уроков музыки в виде фрагментарного обращения к народным песням. Дети постигают музыку народов разных стран, расширяя границы изучения от родной культуры к охвату всех континентов земного шара. Данный подход соответствует развитию дружбы народов, взаимосвязи национального и интернационального, и он достаточно эффективно воспитывает чувство этнотолерантности. Детям нужно открывать светлое и отрадное. Им нужны честность и мужество, чтобы укрепилась вера в человека, чтобы радовалось сердце на его величие. Воспитывать ребёнка в таком духе помогают традиции и обычаи его народа.

 

     Учитель музыки  МОУ Барановской сош Иванкина Г.М. на уроках и во внеурочное время знакомит учащихся с фольклорными традициями и обрядами мордовского народа, а также вовлекает  детей   в организацию праздников и мероприятий. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности нацелены такие формы как концерт и праздничный «огонек».  Ни один сельский праздник не обходится без творчества  фольклорной группы под руководством  Галины Матвеевны.: Масленица, Рождество, Пасха,   - вот неполный перечень праздников, в которых  участвует коллектив.

Детский возраст - это тот возраст, когда возможно естественное, полноценное «погружение» в истоки национальной музыкальной культуры. Именно в этот период фольклор близок детям, их

мировоззрению и мироощущению из-за способности целостно воспринимать мир и видеть окружающие предметы живыми и одушевленными. Слушая и исполняя мордовские песни, написанные в разное время, ребенок получает представление о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, мордовское народное музыкальное искусство воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы.   Мордовский музыкальный фольклор способствует нравственному очищению благодаря стройной вековой системе жизненных правил, передает от поколения к поколению понятия о добре и зле, справедливости и чести, совести, любви; выступает как образец гармонии, красоты человеческих взаимоотношений. Знакомство с фольклором своего народа помогает ребятам соприкоснуться с миром прошлого, в котором отражено веками сформированное представление человека о мироздании, природе, круговороте жизни. С другой стороны, мордовский музыкальный фольклор несёт в себе особый национально- своеобразный музыкальный язык, особую эмоционально-образовательную сферу, присущую только конкретному народу и способствующую сохранению его самобытности.  Песни, которые мы разучиваем и поем с большим удовольствием, тоже способствуют воспитанию толерантности. Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача.  Так и передаётся красота – из рук в

руки, так хранится народное богатство, в этом сила мордовской земли, кладезь народной мудрости, забывая о которых, мы разрываем связь времён и поколений. Учителя нашей школы развивают и воспитывают граждан своего. Отечества, способных сохранять и приумножать этнокультурный опыт своих предков,  они формируют у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость. Возрождают и воссоздают духовности в школе, предоставляют возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни. Культура народов мордовского края – как большое дерево, у которого разветвленная корневая система и могучая лиственная крона.

 Центральным звеном краеведческой работы в школе является этнографический музей. В музее учащимися и педагогами школы реконструировано внутреннее убранство дома   крестьянина конца XIX – начало XX века, здесь собраны предметы быта, одежда, украшения. Музей является и образовательной средой и местом встреч учащихся с живыми носителями культуры – со старожилами села.

 

Этнокультурное образование неразрывно связано с декоративно-прикладным творчеством и учит ценить традиции и историю родных мест, уважать быт, культуру и труд людей. Эти занятия формируют у ребёнка эстетическое восприятие мира, передаёт им представления данного народа о красоте, добре, зле.

С давних времён декоративно-прикладное творчество создавалось в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, вышивали. За эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его из поколения к поколению. Интерес к отдельным ремёслам то ослабевал, то вновь возрастал. Немало появилось новых ремёсел, а некоторые забылись навсегда.

Последние годы увлечение различными видами декоративно-прикладного искусства переживает второе рождение, так как созданные своими руками вещи приносят в дом не только красоту, но и приятную атмосферу. На занятиях кружка «Умелые руки» дети изготавливают украшения из бисера, куклы- оберёги.

Учитель начальных Ольга Ивановна Казакова  начиная, с 1 класса знакомит своих учеников   с устно-поэтическим творчеством мордовского народа: загадками, сказками, былинами и преданиями ,   с историей возникновения мордовского народа и его многовековыми связями с другими этническими группами, существовавшими на территории современной европейской части России. Также они готовили выступления об истории своего рода на тему «Человек в истории 20 века», участвовали в выставке рисунков и фоторабот  «Мы дружбою сильны» на тему «Образ моего народа».

Одним из эффективных методов этой области является проектная деятельность. Тема проектов: «Герои Советского Союза, прославившие мордовский народ». Где учащиеся изучали биографии знаменитых людей мордовской национальности. Они узнали, что 360 героев Советского Союза имеют мордовские корни. Мордва по числу героев в процентном отношении от количества населения находится на первом месте среди остальных национальностей.

 

 

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но всё    же есть то истинное и вечное, что было и будет всегда.

 

Мы с вами живём в удивительное время. В России были прерваны все духовные традиции. Семьдесят лет общество стремилось создать человека «новой морали», не учитывая его корней, этнических особенностей, менталитета, религиозных привязанностей. Все эти старания привели к развалу страны и духовному опустошению человека.  И только в наше время в русском народе, а вместе с ним в малых народах России начинается процесс духовного пробуждения. Общество начинает  ценить и оберегать самое дорогое, чем богата была всегда Россия. Это лучшие черты народного характера духовная вера, духовное нравственное чувство, безграничная любовь к нашей Родине. А мы участники и свидетели этого процесса

В завершении хотелось бы отметить, что  проблема этнокультурного воспитания всегда актуальна. Нельзя терять те «хрупкие» нити, которые связывают нас с нашими корнями, с национальными культурными традициями наших предков, важно их укреплять и развивать, поддерживая друг друга, чтобы увереннее чувствовать себя в современном, быстроизменяющемся мире, предъявляющему новому поколению более высокие требования.

 Учитель истории и обществознания

Гаврилова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ

В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...

Презентация "Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе " (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

ЛедяйкинаЛюдмила Анатольевна,учитель эрзянского языкаТема:«Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия» П...

Задачи с краеведческим материалом как средство реализации этнокультурного компонента в обучении математике

Изучение математики в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание ...

Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе

Данные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеуч...