Формирование универсальных учебных действий учащихся в курсе истории Средних веков
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

 

Формирование универсальных учебных действий учащихся в курсе истории Средних веков                                                   (на примере изучения истории христианской церкви)

Проблеме формирования знаний, познавательной и умственной самостоятельности учащихся посвящена значительная психолого-педагогическая и методическая литература. Однако в связи с изменениями структуры и содержания школьного исторического образования возникло много вопросов, касающихся формирования универсальных учебных действий учащихся. Знания некоторых важнейших вопросов курса «История Средних веков» (6 класс) оказываются недостаточно глубокими. В частности вопросы истории христианской церкви. Анализ программы, проект ФГОС второго поколения показал, что в них заложены возможности для изучения истории христианской церкви, формирования универсальных учебных действий  и  основ системных знаний о христианской цивилизации. Требования к знаниям учащихся составлены с учетом преемственности и постепенного усложнения с изучением каждого периода Средневековья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3677_material_dlya_publikatsii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ

1) Плясунова Татьяна Валентиновна, учитель истории и обществознания, Муниципально общеобразовательное учреждение Морд.Канадейская основная общеобразовательная школа МО «Николаевский район» Ульяновской области; контактный ; адрес электронной почты: mkancho1@mail.ru

 Материал соответствует Программе (Годер Г.И., Шевченко Н.И., Юдовская А.Я. и др.) Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2012 г. и Программы общеобразовательных учреждений. История. 5 – 9 классы (Агибалова Е.В., Донской Г.М.)                                       Месяц проведения урока - ноябрь

Формирование универсальных учебных действий учащихся в курсе истории Средних веков                                                   (на примере изучения истории христианской церкви)

Проблеме формирования знаний, познавательной и умственной самостоятельности учащихся посвящена значительная психолого-педагогическая и методическая литература. Однако в связи с изменениями структуры и содержания школьного исторического образования возникло много вопросов, касающихся формирования универсальных учебных действий учащихся. Знания некоторых важнейших вопросов курса «История Средних веков» (6 класс) оказываются недостаточно глубокими. В частности вопросы истории христианской церкви. Анализ программы, проект ФГОС второго поколения показал, что в них заложены возможности для изучения истории христианской церкви, формирования универсальных учебных действий  и  основ системных знаний о христианской цивилизации. Требования к знаниям учащихся составлены с учетом преемственности и постепенного усложнения с изучением каждого периода Средневековья.

Урок обобщения и систематизации знаний

по теме: «Католическая церковь в XI-XIII в.в.

                                                Крестовые походы»                                                                                        Цель:

            -  повторить и обобщить имеющиеся у учащихся знания и выстроить                  их в систему;

 -  формирование универсальных учебных действий (раскрывать значение понятий, характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе, высказывать оценочные суждения);

           -   использовать знания для нравственного и гражданского воспитания

Оборудование: карта «Западная Европа в XI-XIIIв.в. Крестовые походы», атласы, документы для анализа, иллюстрации «Выступление папы Урбана II в Клермоне», «Штурм Иерусалима крестоносцами».

Структура урока:

I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

Цель урока: повторить и обобщить имеющиеся знания по теме для дальнейшего изучения тем «Реформации  в странах Европы» и Религиозные войны в курсе история Средних веков, а также в курсе «обществознание».

В целях систематизации знаний и умений обобщение построено по плану изучения темы.

II. Воспроизведение и коррекция знаний.

  1. Когда и где возникла христианская религия?

Христианство возникло в I в. до н.э. в восточной части Римской империи – в Палестине.

  1. Раскройте содержание понятия «христианство»

Христианство - самая распространенная в мире религия, основанная на вере в Божественную сущность Иисуса Христа.

  1. Какая книга является Священной у христиан?

Библия. Она разделяется на два отдела: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет состоит из 39 книг, написанных в дохристианские времена. Новый Завет состоит из 27 книг, написанных апостолами Христианской церкви.

  1. Раскройте содержание понятия «духовенство».

Духовенство - служители церкви, имеющие духовный сан.

  1. Как была организована христианская церковь в Западной Европе?

                                         Духовенство

Приходские     духовенство          Архиереи                                    Монахи                                            

(дьяконы, священники)         (епископы, архиепископы,        

                                                 кардиналы, патриархи, папы)

  1. Какие два значения имеет слово «церковь»?

Церковь – 1) сообщество единоверцев, верующих во Христа, который и является главой церкви.

                     2) храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений.

III. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.                           Тема 1: Церковный раскол и взаимные проклятия папы и патриарха.

Учитель: К XI в. и на Западе, и на Востоке церковь продолжала оставаться христианской, признавались основные положения христианского вероучения, решения вселенских соборов. Но в XI в. произошло важнейшее событие в европейской и мировой истории.

  1. Определите, какое событие произошло в XI в.?

1054 г. – разделение христианской церкви на западную католическую и восточную православную.

  1. Объясните, почему произошло разделение христианской церкви?
  1. Римский папа претендовал на верховную власть в христианском мире;
  2. Со временем на Западе и на Востоке, накопилось много различий в порядке богослужения и в представлениях о высшем мире;
  3. Устройство церкви отличалось на Западе и на Востоке.
  1. Докажите, что на Западе и на Востоке накопилось много различий в церковных обрядах и вероучении.

Запад

Восток

1) языком богослужения являлась латынь, объединявшая разрозненные племена и народы Европы;

2) издавна почитали скульптурные изображения Христа, Богоматери и святых;

3) папа Римский считался верховным главой церкви и стремился стать над светскими властителями.

  1. Византия была единым государством, здесь не запрещалось богослужение на родном языке различных народов империи.
  2. Чтили иконы.

3) каждый патриарх был абсолютно независим от других, а церковь находилась под сильным влиянием государства.

4) Догмат о Троице. Единый Бог существует в трех лицах. Все лица существуют вечно, но Святой дух исходит от Бога-отца, а католики полагают от Отца и Сына.

  1. Что с православной точки зрения, явилось главной причиной разделения христианской церкви?

С православной точки зрения, разделение произошло из-за властолюбия и неумеренной гордости Пап, а также ряда изменений, привнесенных в западное христианство.

  1. Определите, в чем сходство между православием и католицизмом?

И православие, и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения  западных и восточных христиан является Библия.

IV. Обобщение и систематизация понятий и выполнение практических заданий:

        -работа с документами: документы для анализа № 1 и №  2

        1) ознакомьтесь с документами № 1 и № 2;

Документ для анализа (№ 1) «…Властию святой и нераздельной троицы и апостольской кафедры всех святых отцов, бывших на семи вселенских соборах, произносим анафему на Михаила и его сообщников… Михаилу и сообщникам его, пребывающим в заблуждениях и продерзостях, - анафема … Аминь, аминь, аминь». (Папская булла (послание))

Документ № 2 «Нечестивые люди пришли из тьмы запада в царство благочестия … как гром, или буря, или град, или, лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину». (Из решения Собора в Константинополе)

        2) определите, кому принадлежит первое высказывание?

        3) определите, кому принадлежит второе высказывание?

        4) определите, что подтверждают эти два высказывания? (папа Римский Лев IX и константинопольский патриарх Михаил предали друг друга анафеме).

  1. Раскройте содержание понятия «анафема».

Анафема (проклятие) – церковное проклятие, отлучение от церкви.

V. Усвоение ведущих идей и основных теорий на базе широкой систематизации знаний.

Подведем 1 итог: различия в церковной организации, обрядах, вероучении, а также борьба церкви за первенство, привели в 1054 г. К расколу христианства: папа Римский Лев IX и константинопольский патриарх Михаил предали друг друга анафеме.

Тема 2: Могущество католической Церкви.

- Характеристика Григория VII;

        1) Определите содержание клюнийской реформы?

        Клюнийская реформа – преобразования церкви, осуществленные папством по предложению монастыря Клюни в X-XI в.в.

        Требования клюнийцев: 1) освободить Церковь от власти любых светских государей; 2) установить в Церкви жестокую дисциплину, чтобы все правила и уставы соблюдались целиком и со всей строгостью.

Учитель: Некоторые из клюнийских монахов стали епископами и архиепископами. Наконец один из бывших клюнийцев стал папой под именем Григория VII, который запретил всему духовенству жениться.

2)Зачем Григорий VII запретил жениться приходскому духовенству?

-священники лучше будут относиться к своим обязанностям, а не думать о семье.

- собственность умершего не передается по наследству, а переходит в распоряжение Церкви.

3) Что явилось причиной борьбы Григория VII и Генриха IV?

4) Чем закончилось противостояние Григория VII  и Генриха IV?

(покаяние императора в Каноссе)

  1. Практическое задание:

- работа с документом №3 «И вот король явился, как было приказан, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день. Наконец, на четвертый он был к нему допущен, и после долгих переговоров с него было снято церковное отлучение…» (Ламберт Герсфельдский о встрече императора Генриха IV и папы Григория VII в замке Каносса в 1077 г.)

Какой вывод можно сделать, опираясь на содержание документа?

Католическая церковь оказалась настолько могущественной, что ее глава смог потребовать (и добился) покорности даже от самого императора.

5)Чьими преемниками называли себя Римские папы?

Григорий VII апостол Петра; Иннокентий III – Иисуса Христа.

- Источники богатств католической церкви и папы Римского.

6) Что обеспечивало экономическое могущество католической церкви?

                1) церковная десятина,

                2) плата за обряды,

                3) продажа индульгенций,

                4) плата за прикосновение к «святым мощам»,

                5) продажа церковных должностей.

7) Раскройте содержание понятия «церковная десятина».

8) Раскройте содержание понятия «индульгенция».

9) Дайте нравственную оценку практике продажи индульгенций.

                Безнравственная: христианские заповеди «Не убий», «Не укради», «Чти отца и матерь твою» и другие – стали предметом рыночной торговли.

Подведем 2 итог: В XI в. Римская церковь настолько усилилась, что стала претендовать на верховную власть в Западной Европе, требовать от светских монархов подчинения Папскому престолу. С этого времени и до конца XIII в. Рим – одна из самых могущественных сил в Европе.

Тема 3: Католическая церковь и еретики

- христианская мораль.

1) Что предписывала и требовала христианская мораль?

2) Кто считался образцом поведения и почему?

3) Как, по мнению Церкви, можно было спасти свою душу и заслужить место в раю?

Учитель: христианство учило, что перед Богом все равны.

4)Почему равенство перед Богом не сделало людей равными на Земле? (деление людей на сословия).

        5)Раскройте содержание понятия «сословия».

        6)Какие сословия Вам известны? (духовенство, дворянство и др.)      Учитель: христианская мораль была господствующей в обществе, каждый человек старался придерживаться её предписаний. Но как, ни сильна была Церковь, появлялись люди, которые выступали против её учения и её действий.

        7) Кто эти люди?

        8) Раскройте содержание понятия «еретик».

  9) Раскройте содержание понятия «ересь».

        10) Как католическая церковь относилась к ересям и еретикам?

        11) Каковы были способы борьбы католической церкви с еретиками?

        - отлучение от церкви (анафема);

  - инквизиция.

        12) Раскройте содержание понятия «инквизиция».

        13)Что в действиях инквизиторов вызывает у Вас возмущение и осуждение?

Учитель: несмотря на все усилия Церкви искоренить ереси, полностью ей так никогда и не удалось.

Подведем 3 итог: Католическая церковь в XIII в. превратилась в могущественную политическую и экономическую силу, контролирующую все сферы жизни средневекового общества.

Тема 4: Крестовые походы

Учитель: в ходе борьбы католическая Церковь поднимается к вершине своего могущества и ярким свидетельством этого становятся начатые по её призыву крестовые походы.

        1) Что такое Крестовые походы?

        2) Определите основную религиозную задачу Крестовых походов.

        3) Кто явился организатором походов? Аргументируйте.

       4) Каковы причины Крестовых походов на Восток и цели их участников?

Учитель: а сейчас Вам предлагается послушать рассказ участника одного из Крестовых походов. Затем Вы ответите на вопросы.

  1. О каком Крестовом походе шла речь?
  2. Определите его хронологические рамки.
  3. Определите характер похода.
  4. В каком походе особенно ярко проявились захватнические цели крестоносцев?

Учитель:

  1. Определите последствия Крестовых походов, отметив их отрицательную сторону.
  2. Определите последствия Крестовых походов, отметив их положительную сторону.

Подведем 4 итог: Крестовые походы (особенно четвертый) с особой убедительностью доказывают, что крестоносцы преследовали не столько религиозные, сколько захватнические цели.

Заключительное слово учителя:

Каждая из Церквей – западная и восточная считает себя всемирной и единственно правильной. Однако со временем название католическая (всемирная) закрепилось за западной церковью, православная  (правоверная) – за церковью восточной. В наши дни католический мир – это Западная и Центральная  Европа (Италия, Франция, Испания, Австрия, Чехия, Венгрия, Хорватия, Литва).

Православный мир охватил Восточную Европу и Ближний Восток – владения Византии, Болгарию, Сербию, Грузию, а с 988 г. и Русь.

VI. Подведение итогов урока.

Список использованной литературы

1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 . – (Стандарты второго поколения)

2. Годер Г.И., Шевченко Н.И., Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011

3. Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

4. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков: учебник для 6 класса / Под ред. А.А.Сванидзе. – М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...

Организация работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.

В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознанияя в соответствии с требованиями ФГОС...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Публикация  посвящена вопросу  формирования универсальных учебных действий  у учащихся. Автор рассматривает проектную деятельность, как один из возможных приемов для формирования УУД. В...