Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
    Обобщающий урок по истории 5 класс "Путешествие по Древней Греции"

    Цели урока:

    - контроль знания и умения по разделу «Древняя Греция»;

    - формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного  содержания и способностей к учебной деятельности через применение сетевых технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_5_klass.docx31.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Елунинская основная общеобразовательная школа»

    Путешествие по Древней Греции

    Обобщающий урок

     5 класс

    Автор разработки: Кремнева Е.Ю.,

    учитель истории МБОУ «Елунинская ООШ»

    с.Елунино


    Обобщающий урок по разделу «Древняя Греция» 5 класс, рассчитан на класс малокомплектной школы (10 человек). Предварительно класс делится на 2 группы.

    Цели урока:

    - контроль знания и умения по разделу «Древняя Греция»;

    - формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного  содержания и способностей к учебной деятельности через применение сетевых технологий.

    Планируемые результаты:

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    1. Определять цель и задачи  учебной деятельности.

    2. Систематизировать информацию.

    3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

    4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

    Познавательные УУД:

    1. Анализировать (выделять главное).

    2. Обобщать, делать выводы.

    Коммуникативные УУД:

    1. Умение работать в группе.

    2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

    Личностные результаты:

    1. Развивать сотрудничество.

    2. Развивать  интерес к истории  как науке.

    3. Развивать умение самооценки и взаимооценки.

    Предметные результаты:

    1. Понимать  факты и  процессы,  характеризующие   системность и   целостность исторического процесса;

    2. Уметь работать с историческими понятиями.

    УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

    • Карта «Древняя Греция» (до середины V в. До н. э.) ;
    • Презентация;
    • Шкатулка с предметами (яблоко, черная ткань, коробка сок нектар, клубок ниток);
    • Карточки с заданиями: «Восстанови текст», «Отгадай город», «Даты», «Мозаика» (кувшины),  «Виды керамики».

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

    • Класс заранее разделен на 2 группы.

    ХОД УРОКА

    I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

    Цель:

    Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

    Учитель. Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. И урок наш пройдет не совсем обычным способом, а в форме экспедиции. Мы  отправимся с вами в прошлое и посетим государство «Древняя Греция» в роли исследователей.

    II.  Проведение игры

    Цель: Организовать обобщение по теме, активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

    Учитель. Для  того, чтобы верно выбрать курс нашего следования, нам нужно определить географическое положение Греции.

    • На каком полуострове расположена Древняя Греция?
    • Какими морями омываются берега Древней Греции?
    • Что можно сказать о рельефе полуострова?
    • Назовите самый большой остров , бывший частью Греции?

    (презентация, слайд 1)

    Определив географическое местоположение Древней Греции, постарайтесь попробовать свои силы в роли археологов-исследователей. Для этого представьте, что вы участники раскопок на месте  Древней Греции. Каждая команда – экспедиция. Каждая экспедиция исследует по 2 города.

    Выполнив задание, назовите город и отметьте его на контурной карте.

    1.Храбрый юноша по имени Тесей вступил в схватку с чудовищем в виде полубыка-получеловека и убил его. Ему никогда не удалось бы найти выход из лабиринта, если бы Ариадна, дочь царя этого города , не дала ему клубок ниток.

    В каком городе произошли эти события? Отметьте его на карте флажком. Свой ответ начните словами: «Эти события произошли в городе…….., который находится……..»

    Вспомните, что еще вы знаете про этот город?

    2. У стен этого города сражались легендарные герои Древней Греции Ахиллес, Патрокл, Гектор. В ходе войны враги десять лет осаждали этот город. Но гибель жителей этого города принесли не вражеские стрелы, Опасность таилась внутри деревянного коня.

    В каком городе произошли эти события? Отметьте его на карте флажком. Свой ответ начните словами: «Эти события произошли в городе…….., который находится……..»

    Вспомните, что еще вы знаете про этот город?

    3. Крепостных стен город не имел. Его жители утверждали , что единственной защитой города являются ни камни, а храбрые мужи. Здесь ничего не продавали, и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Город напоминал военный лагерь.

    В каком городе произошли эти события? Отметьте его на карте флажком. Свой ответ начните словами: «Эти события произошли в городе…….., который находится……..»

    Вспомните, что еще вы знаете про этот город?

    4. Сначала в этом городе вся власть принадлежала знати. Совет знати ежегодно выбирал 9 правителей, которые правили не по правде, а как выгодно им самим. Всевластие знати привело к восстанию демоса. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Знать и демос сообща избрали архонтом Солона.

    В каком городе произошли эти события? Отметьте его на карте флажком. Свой ответ начните словами: «Эти события произошли в городе…….., который находится……..»

    Вспомните, что еще вы знаете про этот город?

    В ходе раскопок часто находят только фрагменты древних вещей. Ваша задача собрать их в единое целое (раздаются пакетики с  кувшинами, разрезанными на части – мозаика).

    Что у вас получилось? В древней Греции существовало много видов керамической посуды. Каждый из них имеет свое значение и название. Определите, к какому виду древнегреческой керамики относится ваш сосуд и для чего он использовался. (презентация, слайд 2)

    1. Какие виды росписи ваз мы с вами знаем?
    2. Какие сюжеты чаще всего изображались на вазах?
    3. Что такое миф?
    4. Какие мифы вы знаете?
    5. Кто из греческих богов был самым великим?
    6. С какими еще божествами Древней Греции мы знакомы?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    В ходе раскопок каждая группа экспедиции кроме сосуда, нашла отрывок древнего текста. От времени некоторые слова стерлись. Ваша задача – восстановить  текст.

    1. В греческих школах могли ________ только мальчики. Для девочек школ не было. Мать передавала ________ те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное ________ . В отличие от Спарты в Афинах не было общественных школ. Каждый афинянин ________ учил своих детей, исходя из своих средств. Обучение, тем не менее, было ________. Для рабов образование было не доступно.

    Вставь пропущенные слова: обязательным, домоводству, учиться, воспитывал, дочерям.

    1.  До семи лет мальчик из зажиточной семьи гонял мяч или обруч, строил домики из ________ , лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его ________ педагогу. В переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка". Педагог ежедневно водил ________ в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его ________ манерам: ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, ________ не смеяться, при появлении старших вставать.

    Вставь пропущенные слова: глины, передавали, мальчика, хорошим, громко.

    1.  Дети с семи лет ходили к преподавателям начальной школы, которые за плату обучали их чтению, письму и счету. Образование бедняков на этом заканчивалось. В школе дети ________ игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Афиняне утверждали, что без любви к ________ нельзя стать настоящим человеком. Младшие ________ учились писать на дощечках, натертых воском - церах. Буквы выдавливались острым концом костяной ________ . Называется она - стиль. Другим, плоским концом стиля, ________ написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.

    Вставь пропущенные слова: овладевали, музыке, школьники, палочки, затирают.

    1.  С двенадцати лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались ________, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестрой, от греческого слова "пале" - борьба. В хорошую погоду ________ под открытым небом, в обширном, прямоугольной формы дворе, а в ненастье - под навесом, окружавшем этот двор. В палестрах стояли ________ атлетов работы великих греческих мастеров. Они показывали, каким должен быть каждый ________: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу ________ своего полиса.

    Вставь пропущенные слова: гимнастикой, тренировались, статуи, юноша, гражданином.

    1.  Взрослые афиняне, желавшие продолжить ________ гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трех афинских гимнасиев. В гимнасиях перед многочисленными слушателями ________ известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового ________, управлять которым должны ________ люди. В гимнасиях обучали риторике или красноречию - умению отстаивать свое ________ при выступлении в Народном собрании и судах.

    Вставь пропущенные слова: занятия, выступали, государства, высокообразованные, мнение.

    ( команды зачитывают текст)

    На  отдельных обломках были обнаружены некоторые даты. Задача каждой из команд –  определить, какому событию соответствуют даты и вкратце рассказать об этом событии.

    (презентация, слайд 3)

    776 г. н. э.

    594 г. до н. э.

    490 г. до н. э.

    480 г. до н. э.

    После длительных раскопок была найдена шкатулка, в которой находятся такие предметы:

    • Черная ткань (паруса Тесея)
    • Клубок ниток (нить Ариадны)
    • Сок Нектар (напиток богов)
    • Яблоко (яблоко раздора )

    Как эти предметы связаны с историей Древней Греции? (презентация, слайд 4)

    III. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Цель:

    Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    Задачи:

    - организуется рефлексия и самооценка и взаимооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

    -учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

    - Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

    - Мы выполнили ее?

    - Как именно мы ее выполнили?

    - Что вам понравилось на уроке больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

    Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

    Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.

    В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...

    Тест по истории 5 класс. Тема "Древняя Греция"

    Контроьный тест по истории для 5 класса в виде презентации по теме "Древняя Греция".Тест используется после изучения темы "Древняя Греция". в тесте 18 впросов , оветы для проверки....

    Учебная презентация к уроку по истории 5 класс "Искусство Древнего Египта"

    В презентации содержится иллюстративный материал и задания по теме "Искусство Древнего Египта" для 5 класса....

    Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс

    Открытый урок по истории в 5 классе по теме "Древняя Греция"...

    Технологическая карта урока по истории 5 класс "Искусство Древнего Египта"

    Содержит разработку темы урока "Искусство Древнего Египта"...

    Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")

    laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...