Путешествие в Александрию Египетскую. Урок по истории Древнего мира в 5 классе.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Мышев Юрий Владимирович

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История Древнего Мира 5 класс В АЛЕКСАНДРИИ ЕГИПЕТСКОЙ МБОУ СОШ № 1 Тетюши

Слайд 2

План урока Распад державы Александра Македонского В александрийском порту На улицах и площадях В александрийском музее

Слайд 3

Цели урока: Образовательная: научиться выявлять особенности распада державы Александра Македонского, узнать главные достопримечательности Александрии, понять, что из себя представляли александрийский порт, музей Развивающая: развить умение работать с картой, иллюстрациями, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать, сравнивать

Слайд 4

Основные понятия урока Восточное Средиземноморье Остров Фарос Фаросский маяк Чудеса света Музей Александрийская библиотека

Слайд 5

1. Распад державы Александра Македонского

Слайд 6

Вспомните, что вам известно об Александре Македонском?

Слайд 7

После смерти Александра македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданную им державу. Александр Македонский

Слайд 8

На месте державы Александра возникло сразу несколько государств. Главные из них: ЕГИПЕТСКОЕ МАКЕДОНСКОЕ СИРИЙСКОЕ

Слайд 9

В этих государствах военачальники провозглашали себя царями: Основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков-переселенцев Строили театры, гимнасии, портики

Слайд 10

Гимнасий (гр . gymnasion) – учебно-воспитательное учреждение для знатных юношей, которые обучались политике, философии и литературе, одновременно занимаясь гимнастикой. Портик (лат. porticus) – архитектурное перекрытие, поддерживаемое колоннадой или аркадой, образующее выступающую часть здания, часто оформляет главный вход.

Слайд 11

Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия Александрия. Современное фото

Слайд 12

Вывод: Таким образом, после смерти Александра Македонского, на месте его державы возникали множество самостоятельных государств со своими царями. Самым крупным считалась столица Египетского царства Александрия.

Слайд 13

2. В александрийском порту

Слайд 14

Торговые корабли, прибывающие в Александрию

Слайд 15

Знаете ли вы, что такое Фаросский маяк?

Слайд 16

Недалеко от Большой пристани, у правого ее входа, располагался остров со стоящим на нем Фаросским маяком . Фаросский маяк

Слайд 17

Моряки уже издали видели этот огромный маяк, даже не взирая на непогоду и тьму!

Слайд 18

Снабженный всеми техническими достижениями того времени, Фаросский маяк возвышался на высоте 150 метров! На верхней платформе маяка, под куполом, горел огонь, сияние которого усиливалось зеркалами из полированного гранита так, что его видели на расстоянии 90 километров Иногда моряки признавали его даже за новую звезду.

Слайд 19

Александрия Египетская

Слайд 20

С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом. Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище. В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома. В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой.

Слайд 21

ТОРГОВЛЯ ИМПОРТ ЭКСПОРТ древесина серебро шерсть, выкрашенная пурпуром дорогие вина зерно папирус слоновую кость тончайшие льнные ткани изделия из стекла

Слайд 22

Подумайте, что обуславливало подобную торговлю?

Слайд 23

Рядом с гаванью расположен царский дворец Царский дворец в Александрии

Слайд 24

Вывод: Таким образом, Александрия была одним из самых крупных торговых центров Восточного Средиземноморья. А ее главное достопримечательностью по праву считается Фаросский маяк.

Слайд 25

3. На улицах и площадях

Слайд 26

Александрия была выстроена по единому плану, ее улицы пересекались под прямыми углами План Александрии

Слайд 27

Город с востока на запад пересекала центральная улица шириной 30 метров, которая под прямым углом перекрещивалась с другой улицей, идущей с севера на юг. Посередине ее были высажены деревья, которые разделяли дорогу как бы на две части. Улицы в Александрии имели названия, в основном они носили культовые или царские имена, например, «улица Арсинои II» (жены Птолемея)

Слайд 28

Вывод: Таким образом, Александрия - типично эллинистический город, который имел около 5 километров в длину и чуть больше одного километра в ширину.

Слайд 29

4. В Александрийском музее

Слайд 30

Крупнейшим центром науки был Музей (Мусейон). Музей – это слово означало «место, где обитают музы» .

Слайд 31

Как вы думаете, в каких областях науки велись исследования в Александрийском музее?

Слайд 32

В музее вели исследования в различных областях науки: филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии, медицины

Слайд 33

Писали свои труды: основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит ; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии.

Слайд 34

О каких из этих ученых вам что-либо известно?

Слайд 35

Александрийский музей

Слайд 36

При музее находилась Александрийская библиотека, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского , в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов.

Слайд 37

Библиотека в Александрии

Слайд 38

Первоначальная структура библиотеки была разработана Деметрием Фалерским, хорошо знакомым с устройством библиотеки в Афинах. И музей, и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских царей. Библиотека в основном была греческой, но, по сообщениям античных авторов, включала также греческие переводы с других языков.

Слайд 39

Vincenzo Camuccini (1771-1844). Птолемей II изучает свиток папируса. Александрийская библиотека.

Слайд 40

Издательская программа библиотеки предусматривала переписывание, подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции, которые мы сейчас называем «книгами» (возможно, для обеспечения стандартной длины свитков), и последовательное введение систем пунктуации и акцентуации.

Слайд 41

Вывод: Таким образом, крупнейшим центром науки в Александрии был Музей, который занимал целый район и при нем находилась знаменитая Александрийская библиотека.

Слайд 42

Закрепление пройденного материала Что повлекло за собой распад державы Александра Македонского? Какие государства образовывались на месте державы Александра? Что из себя представлял Александрийский порт? По какому принципу располагались улицы и площади в Александрии Египетской? Каковы особенности александрийского музея и библиотеки?

Слайд 43

Домашнее задание § 43, вопрос 3 письменно. Повторить раздел «Древняя Греция»

Слайд 44

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/62/Bust_Alexander_BM_1857.jpg/280px-Bust_Alexander_BM_1857.jpg Интернет-ресурсы: http://www.travel-4.ru/wp-content/uploads/2010/07/alexandria.jpg http://travels.co.ua/images/egipet/aleksandriya.jpg http://moikompas.ru/img/compas/2008-03-01/aleksandriiskiimayak/64344229.jpg http://www.raskraska.com/catalog0001/3066.gif http://www.koryazhma.ru/usefull/know/pic/40.jpg http://www.liveinternet.ru/tags/%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%E8%FF/page3.html http://ais.by/story/999 http://s3-eu-west-1.amazonaws.com/youroute-media/system/photos/images/000/030/989/ff55ddc4fd2926c537d849a60b253432a7a28143_show.jpg http://turometr.ru/place/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_194 http://bubligum9000.livejournal.com/36420.html



Предварительный просмотр:

Мышев Юрий Владимирович

МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»

Авторская программа

ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И РОДНОГО КРАЯ В ЛИЦАХ

(Программа рассчитана на 30 часов)

Пояснительная записка

Данная программа соответствует программам по истории Татарстана для 8 и 10 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан и может быть использована как дополнение к урокам по истории Татарстана. Курс «История Татарстана и родного края в лицах» может вестись на элективных курсах, а также на занятиях кружка при изучении истории родного края.

Программа будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации к изучению истории, углублению знаний по истории.

При проведении занятий могут быть использованы различные методы и приемы: исторические портреты, презентации, написание исследовательских и творческих работ. Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности учащихся.

Актуальность данного курса заключается в том, что многие имена, связанные с историей Татарстана 19 века были в свое время забыты. В последние годы было опубликовано немало материалов по данной теме, поэтому учащиеся имеют возможность самостоятельно готовить сообщения о деятелях культуры 19 века. Возможно проведение на занятиях дискуссий, дебатов, семинаров, сопоставления различных точек зрения при оценке деятельности людей, внесших вклад в развитие культуры края.

Программа может быть дополнена темами, исходя из особенностей местной истории.  

Раздел 1. Общественное движение (4 часа)

  1. «Во глубине сибирских руд…»  

Ивашев Василий Петрович (1794-1839).

А) Судьбы декабристов. Д.Ф.Завалишин, Ф.М.Башмаков, Е.С.Мусин-Пушкин, Ф.Вишневский, А.Берстель, В.Дивов.

Б) «Один из энергичных заговорщиков».

А.И.Герцен о В.Ивашеве. 1825 год.

В) «Свет он мне в могильной тьме…»

Василий Ивашев и Камилла ле Дантю. Жизнь, судьба, любовь.

Г) «Следы ведут в Тетюшский уезд».

Декабрист Н.Ф.Назимов.

Д) Слышу голос твой…»

Память о декабристах. Герои или бунтовщики?

2.» За волю вольную».

.Антон Петров (1830-1861)

А) «Дом на Кутырках».

Семья Сидоровых в селе Бездна Спасского уезда.

Б) «Освободить от крепостного состояния».

Реформа 1861 года и представления о ней Антона Петрова.

В) «Прибыли две роты солдат из Тетюш…»

Восстание в селе Бездна и его подавление.

Г) «Набат «Колокола».

Последствия восстания в селе Бездна.

Заочная экскурсия в село Антоновка Спасского района.

  1. «Ужасная женщина»?

Вера Николаевна Фигнер (1852-1942).

А) Казань – Цюрих.

Поиск своего места в жизни.

Б) Путь в «Народную волю». 1 марта 1881 года.

В) «Когда часы жизни остановились». Шлиссельбургская крепость. 1883-1904 гг.

Г) «Запечатленный труд». Стихи. Воспоминания.

Д) В.Н.Фигнер и Тетюшский край.

Е) В.Н.Фигнер и Е.В.Молоствова: две судьбы в истории.

  1. «Мы пойдём другим путем».

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924).

А) Марксистский кружок Н.Е.Федосеева.

Б) Симбирск – Казань. Поиск пути.

В) Студенческая сходка. Первый шаг в революцию.

Г) В Кокушкино. «Я никогда столько не читал…»

Д) Путь в революцию.

 

II. Экономическое развитие края (3 часа)

  1. «Предводитель дворянства». Владимир Германович Молоствов (1859-1918).
  2. «Патриарх казанского купечества». Л.Ф.Крупненников ( 1754-1833).
  3.  Предприниматели края. Алафузов И.И. (1837-1891). «Товарищество Казанского кожевенного завода на паях». (1858 г.)

 4. Крестовниковы. Мыловаренный завод, 1855 г., кожевенный завод, 1859 г.

 5. Азимов М.М. (1819-1887). «Купец и предприниматель. Азимовская мечеть 1887-1890).

 6. Утямишев М.И. (1830-1853). Бязекрасильная фабрика и мыловаренное производство. Купец из Арска.

 7. Юнусовы. Кожевенное и мыловаренное дело.

 8. Н.К.фон Мекк и Москвоско-Казанская железная дорога. 1891-1893.

А) Покровители и исполнители.

Б)Первый трамвай.

В) Проект Тетюши-Буинск.

III. Выдающиеся просветители края. (6 часов)

1.Ибрагим Хальфин (1778-1829). Преподаватель татарского языка в университете.

А) Семья просветителя.

Б) Адьюнкт восточной словесности Казанского университета.

В) «Азбука татарского языка».

2. Мухамметгали Махмудов (1824-1891).

«Знаток арабского языка».

3.Каюм Насыри. (1825-1905). «Просветитель татарского народа».

4. Хусаин Фаизханов. (1821-1866). Педагог, историк, языковед. Расшифровка булгарских эпиграфических надписей.

5. Багаветдин Ваисов. (1804-1893). Поэт и философ. «За царство справедливости, подобное древнему Булгару».

6. Муса Бишев (1875-1949). Богослов. Общественный деятель, публицист, имам в Москве и Петрограде. Эмигрант с 1930 г. (Каир, Египет).

7. Шигабутдин Марджани (1818-1889). Имам первой мечети. Ученый, историк, мыслитель.

8. Исмаил Гаспринский (1851-1914). «Мысли и заметки мусульманина».

9. Рашид Ибрагимов. (1857-1944). «Моя биография». Религиозный деятель, публицист.

10. Яковлев И.Я. (1848-1930). «Я болел о вас душой». Великий чувашский просветитель.

А) «Живописное местечко Кошки-Новотимбаево».

Б) «Я приезжал в Тетюши продавать огурцы и картофель».

В) Годы учения.

Г) И.Я.Яковлев и И.Н.Ульянов.

Д) Великий чувашский просветитель.

Е) «Учителю чувашского народа».

Ж) «Я болел о вас душой».

IV. Знаменитые люди российской культуры в нашем крае.(6 часов)

  1. «Кавалерист – девица». Дурова Н.А. (1783-1866).

А) Начало жизненного пути. «Я решилась отделиться от пола».

Б) «Священный долг к Отечеству». 1812 год.

В) А.С.Пушкин и Н.А.Дурова. История отношений. «Записки кавалерист-девицы».

  1. «По пугачевским местам». А.С.Пушкин (1799-1837).

А) А.С.Пушкин в Казани. (1833 г.).

Б) Побывал ли А.С.Пушкин в  Тетюшах?

В) А.С.Пушкин и Габдулла Тукай.

  1. «Я всей душой хотел быть хорошим». Л.Н.Толстой. (1828-1910).

А) Л.Н.Толстой в Казани. 1841-1847 гг.

Б) Л.Н.Толстой и Молоствовы.

  1. «Первые университеты». М.Горький. (1868-1936).

А) Юность Горького.

Б) М.Горький и наш край.

  1. «Казань – прекраснейший для меня город мира». Ф.И.Шаляпин. (1873-1938).

А) Ф.И.Шаляпин и Казань.

Б) Бывал ли Шаляпин  в нашем крае?

  1. «Сколько интересного около Казани». Успенский Г.И. (1843-1902).
  2. «Первые успехи на сцене». В.И.Качалов (1875-1948).
  3. «У мольберта с кистью в руке». И.И.Шишкин. (1832-1898).

А) «Усовершенствование в искусстве живописи». (1852-1865).

Б) В кругу передвижников.

В) «Против города Тетюши – великолепный лес…»

Г) Тема Родины в произведениях художника.

9. «Казань напоминает уголок Москвы…» Т.Г.Шевченко. (1814-1861)

По пути в ссылку в Оренбург, 1847 г.

  1.  «Из Казани нам пишут…» А.И.Герцен. (1812-1870).

По пути в ссылку в Пермь, 1835 г.

11. Державин Г.Р. «Отечества нам дым и сладок и приятен».

12. Хирурги А.В. и А.А.Вишневские.

V. Татарская литература. Театр. Искусство. (8 часов).

  1. «О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья». Габдулла Тукай. (1886-1913).

А) Деревня Кушлавыч: трудное детство.

Б) «Стоит деревня наша на горке некрутой…» Ранние произведения Г.Тукая.

В) Нанизаны мы на единую нить…» О дружественных отношениях между народами.

Г) «Прекрасный мир литературы». Жизнь и творчество великого татарского поэта.

  1. Габделжаббар Кандалый. (1797-1867). «Ни за какие драгоценности не вернуть прошлое».
  2. Габдрахим Утыз Имени. (1754-1834). Поэт, мысдлитель, филолог.
  3. Ибатулла Салихов. (1794-1867). Поэт, религиозный деятель. «Подарок потомкам».
  4. Абульманих Каргылай. (1782-1833). Поэт, религиозный деятель, дипломат.
  5. Шамсетдин /Заки. (1825-1865). Поэт, знаток Корана.
  6. Гаяз Исхаки. (1878-1954). «Образование – первый шаг на пути к свободе».
  7. Гали Чокрый. (1826-1886). «Медхе Казан». («Восхваление Казани».
  8. Дэрдменд Мухамет-Закир Рамеев. (1859-1921). Поэт, золотопромышленник, переводчик. («Веют ветры».)
  9.  Габдрахман Ильяси (1856-1895). Автор первой татарской пьесы «Несчастная девушка».
  10.  Фатих Халиди. (1850-1923). Писатель – просветитель, переводчик, драматург.
  11.  Закир Бигиев. (1870-1902). Писатель, просветитель, публицист.
  12.  Галиаскар Камал. (1879-1933). «Первый теарт». Основоположник татарской драматургии.
  13. Юсуф Акчура. (1876-1935). Политический деятель. «Иттифак аль-муслимин».
  14.  Садри Максуди (1878-1957). Историк, один из лидеров «Иттифак аль муслимин».
  15.  Ибрагимов Н.М. (1778-1818). «Во поле березонька стояла».
  16.  Фатих Амирхан. (1886-1926). «На перпутье». Писатель.
  17.  Акьегетзаде Мусса (1864-1923). Писатель, просветитель. «Просвещение и свобода».
  18. Сагит Рамеев. (1880-1926). Друг, соратник Г.Тукая.
  19.  Мазит Гафури. (1880-1934). Писатель, классик татарской литературы. «Любовь к нации».
  20.  Галимжан Ибрагимов.(1887-1934). Писатель, ученый, государственный деятель, филолог. «Красные цветы».
  21.  Шариф Камал. (1884-1942). Писатель.
  22.  Мирхайдар Файзи. (1891-1928. Драматург.
  23.  Гафур Кулахметов. (1881-1918). Писатель, революционный деятель.
  24.  Габдулла Кариев. (1886-1920). Один из основоположников татарского театра. Группа «Сайяр». 1908-1914).
  25.  Сахинджамал Гиззатулина – Волжская. (1885-1974). Актриса, режиссер.
  26.  Гульсум Болгарская. (1891-1968). Актриса.
  27.  Загидулла Яруллин (1888-1964). Пианист, ассамблист, композитор.
  28.  Баки Урманче. (1897-1990). Живописец, скульптор, график.
  29.  Хусаин Ямашев. (1882-1913). Революционный деятель.
  30. Махмуд Дулат-Али. (1889-1920). Политический деятель.. Участник движения «Аль-Ислах».
  31. Коринфский М.П.

А) Казанский анатомический: история реанимации.

Б) Особенности архитектуры 19 века.

VI. “Священные стены Университета». Ученые Казанского университета.

  1. Лобачевский Н.И. (1792-1856). «Коперник в геометрии».

А) «Мудрость приобретается учением». Нижний Новгород – Казань. Детство и юность.

Б) Ректор университета. 1827-1846.

В) «Неевклидова геомтерия». 1826 г.

Г) «Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря не препятствия». Судьба ученого.

2.Фукс К.Ф. (1776-1846). «Наш Фукс».

А) Герборн (Германия) – Казань.

Б) Профессор, врач, ректор. 1823-1827.

В) «Краткая история г.Казани». 1817 г. Первый труд по историографии Казани. Загадочная судьба книги.

Г) «Светоч Заволжья». К Фукс и «Заволжский муравей». 1832 г.

Д) Роль К.Ф. Фукса в духовной и общественной жизни Казани.

 

  1. Аксаков С.Т. (1791-1859). Первый студент Казанского университета.
  2. Зинин Н.Н. (1812-1880). «Открыватель анилина». Основатель научной школы химиков.
  3. Симонов И.М. (1794-1855). Астроном и путешественник. Основатель университетской обсерватории.
  4. Бутлеров А.М. (1828-1886). «Великий химик». Теория химического строения органических веществ.
  5. Лесгафт П.Ф. (1837-1909). Педагог, анатом, врач.
  6. Бехтерев В.М. (1857-1927). Невролог, психиатр, психолог.
  7. Мельников-Печерский. (1818-1927). «Студент университета».
  8. Рыбушкин М.С.(1792-1849). Первый казанский журналист и краевед. Краеведческий журнал «Заволжский муравей».

А) Из Симбирска в Казань 1799-1812.

Б) Преподаватель словесности, истории, географии.

В) Газета «Прибавления к «Казанскому вестнику». 1828.

Г) Частный краеведческий журнал «Заволжский муравей». 1832-1834.

Д) «Краткая история города Казани». 1834.

  1. Шпилевский С.М. (1833-1907). Преподаватель русского права. «Древние города Казанской губернии».
  2. Лажечников И.И. (1792-1869) «Писатель исторического романа».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айдаров С.С., Халиков А.Х., Юсупов Н.З. Память поколений. Казань, 1980.
  2. Банников Н. Женская поэзия России. (Антология). Журнал «Работница», 1994, №3
  3. В Кокушкино. Казань, 1973.
  4. В человеке главное – доброта. (Об И.Я.Яковлеве). Чебоксары, 1998.
  5. Вульфсон Г.Н. Жажадли воли. Казань, 1986.
  6. Гарзавина А. Декабристы и Казань. Казань, 1990.
  7. «Гасырлар авазы» («Эхо веков»). Казань, 1995-2014)
  8. Гаяз Исхаки. Идель-Урал. Казань, 1991.
  9. Гаспринский Г. Журнал «Татарстан», 1990, №5.
  10. Декабристы. (Биографический справочник).М., 1985.
  11. Декабристы в Сибири. М., 1985.
  12. Дурова Надежда. Записки кавалерист-девицы. Казань, 1979.
  13. Евтушенко Е.  Об авторе песни «Во поле березонька стояла». Журнал «Татарстан», 1990, №5.
  14. Елизарова М.Н. Они были в Казани. Казань, 1983.
  15. Знаменитые люди о Казанском крае. Казань, 1990
  16. Казань в художественной литературе. (Составители В.В.Аристов, А.Г.Каримуллин, В.А.Климентовский). Казань, 1977.
  17. Ибрагимов Н.М. (К истории написания песни «Во поле березонька стояла». Журнал «Татарстан», 1990, №5.
  18. История и культура родного края. (Составитель Б.М.Мифтахов). Казань, 1994.
  19. Йосифова Б. Декабристы. М., 1983.
  20. Кожевникова Н. Очарование и таинство Долгой Поляны. «Республика Татарстан», 15 июля, 1999.
  21. Лозовой А.С. Адрес открытия Казань. Казань, 1984.
  22. Мустафин Р. Озеро Кабан. Казань, 1989.
  23. Нафигов Р.И. Неизвестные страницы истории. Казань, 1989.
  24. Н.К.фон Мекк и Московско-Казанская железная дорога. «Советская Татария», 21 августа 1991, № 167
  25. О строительстве железной дороги. «Республика Татарстан». 2 марта 1996.
  26. О Фигнерах. «Авангард», 26 ноября, 1996.
  27. Открытие памятника Ф.Шаляпину в Казани. «Республика Татарстан», 30 августа 1999.
  28. Патриарх казанского купечества. «Республика Татарстан», 5 августа 1999
  29. Первый трамвай. «Республика Татарстан», 2 декабря 1999.
  30. Первый шаг в революцию. (В.И.Ульянов в Казанском университете). М., 1970.
  31. «Писал в Казань декабрист». «Республика Татарстан», 1985.
  32. «По Сибирскому тракту». «Республика Татарстан», 1985.
  33. Прапорщик Фигнер в «Истории Пугачева». «Авангард», 13 июня 1989.
  34. Пушкин и Дурова: история отношений. «Республика Татарстан». Статья Н.Крапоткина. 20 марта 1999.
  35. Рассказы о казанских ученых. Казань, 1983.
  36. Сабиров Р.М. По городам Татарии. Казань, 1976.
  37. Славянский Ю.А. Поездка А.С.Пушкина в Поволжье и на Урал. Казань, 1980.
  38. Султанбеков Б.Ф. История в лицах. Поэт в думе. Казань, 1997.
  39. Татарский энциклопедический словарь. (Главный редактор М.Х.Хасанов). Казань, 1999
  40. Тукай Г. Стихи. Казань, 1973 и другие издания.
  41. Туманов Д. Должную дань памяти. «Комсомолец Татарстана». 23 сентября 1987.
  42. Фигнер В.Н. Запечатленный труд. М., 1964.
  43. Хафизов М. Тубен Новгордта Гаяз Исхакый эзлере. Журнал «Татарстан», 1990, №12
  44. Хасанов М. Габдулла Тукай. Журнал «Татарстан», 2000, №1
  45. Шишкин И.И. Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1978.

 



Предварительный просмотр:

Урок к 150-летию со дня рождения П.А.Столыпина

 11 класс. Учитель:  Мышев Ю.В.

Тема урока:

"Петр Аркадьевич Столыпин: палач или спаситель России?"

                

Цели урока:

- обобщение и углубление полученных знаний по теме, раскрытие ключевых вопросов истории России ХХ века на основе жизни и деятельности Столыпина П.А.;

- развитие умений давать оценку событиям и деятельности роли личности в истории, высказывать аргументированные суждения на основе анализа и сопоставления фактов, анализировать различные точки зрения, мнения;

- формирование умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия, формирование у школьников навыков работы с дополнительной литературой и историческими источниками.

- воспитание гражданской позиции, патриотизма и ответственности за судьбу своего Отечества.

Оборудование урока

- мультимедиапроектор.

- презентация фотодокументов «Реформатор и патриот».

- выставка книг о Столыпине.

Тип урока:  обобщающий.

Форма урока:  урок- дискуссия.

Организация

Проводится работа - в группах. Класс делится на две группы - сторонников и противников деятельности Столыпина. Каждая группа готовит к уроку факты за и против в оценке деятельности Столыпина. Урок проводится с демонстрацией слайдов презентации: «Реформы Столыпина».

Ход урока.

Эпиграф

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» (П.А.Столыпин)

«План урока.

  1. Личность Столыпина (биография, оценка)
  2. Столыпин и реакция.
  3. Столыпин и аграрный вопрос.
  4. Столыпин и Россия (образование, армия и флот, парламент.)
  5. Заключение.

Вступление учителя.

                   В истории России начала ХХ века одна из самых заметных фигур - Петр Аркадьевич Столыпин. Его имя всегда вызывает споры, противоречивые и взаимоисключающие оценки. Ни один из политических деятелей империи того времени не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, другие черносотенцем, палачом. Кто же он Петр Аркадьевич Столыпин?

                  Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные оценки личности и деятельности П.А Столыпина, постараемся определить его роль в истории России и поразмышляем о драме Петра Аркадьевича.

                 Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности личности.

Вопрос учащимся.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать государственный деятель, чтобы стать исторической личностью?

Учитель подводит итог выступлениям учащихся и предлагает высказывание

В.О. Ключевского:

«Историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения. стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий. отрешенность от национальной замкнутости и исключительности. совестливость во всех делах. стремление сообщать преобразовательным порывам вид таких простых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить.»

Проблемный вопрос:

Можем ли мы назвать Петра Аркадьевича Столыпина исторической личностью? Кто он П.А.Столыпин палач или спаситель России?

Ребятам предлагаются рабочие листы с качествами личности, где они по ходу урока отмечают те, которые соответствовали П.А. Столыпину, чтобы ответить на вопрос урока.

Качества исторической личности

Отметить те, которые соответствовали П.А. Столыпину.

1. Стремление служить общему благу государства и народа.
2.Беззаветное мужество.
3. Стремление и умение вникнуть в условия русской жизни.
4. Совестливость во всех делах.
5.Интеллект, образованность.
6. Организаторские способности.
7.Воля,смелость.
8. Способность влиять на других.
9.Умение понимать людей.
10.Нравственная зрелость.
11.Гибкость.
12.Целеустремленность.
13. Понимание необходимости решения экономических и социальных проблем.

Оценка Столыпина его современниками.

Положительная

Отрицательная

«Он всегда шел прямо к цели…, никогда не тратил слов понапрасну. Если он что-нибудь обещал, то всегда исполнял»

Ф.А. Головин.

«Человек с ясной головой», «с ясным и сильным», «светлым умом» один «из безупречнейших, умнейших людей России» графиня Клейнмихель.

«Все решающим элементом в его жизни были только его убеждения, его совесть»

«Правдивый везде и всегда…он давал слово, и оно было непоколебимой святыней его совести. Вся натура его была прямолинейная и героическая».

Н.П. Шубинской.

Человек «необыкновенно чистый и прямой, никогда не преследующий какие бы то ни было личные интересы»

Д.Н. Любимов.

«Это был русский человек, деятель русским понятный и человек, безусловно, правдивый и честный» А.Н. Шварц.

«Благодаря его умелой политике страна… ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» П.А. Столыпин встал «на защиту Руси» В.В. Розанов.

На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях»

«Рижский вестник.»

«Выдающийся государственный деятель», «незаурядная сила воли и спокойное хладнокровие», «безупречная личная репутация» В.И. Гурко.

«Столыпин был злой и мстительный» А.А. Рейнбот.

«Я не могу считать его большим государственным деятелем: для этого у него мало знаний и мало природных дарований» А.Н. Шварц.

«П.А. Столыпин был человек с очень ограниченным политическим кругозором…и был неспособен отрешиться от узких интересов своего класса…» Д.Н. Шипов.

«Для меня он всегда был и всегда останется временщиком, то есть карьеристом. Как государственный деятель он обладал… серьезными недостатками: отсутствием критического ума, узостью политического кругозора…» И.И. Толстой.

«Власть ударила ему в голову» он «возомнил о себе как о выдающейся исторической личности», «цеплялся за власть и готов был многим поступиться ради ее сохранения» В.И. Гурко.

«При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования» С.Ю. Витте.

«Столыпин был баловнем судьбы. Все, что другие достигали бесконечным трудом, досталось ему само собою, падало с неба» С.Е. Крыжановский.

1. Биография Столыпина.

В 1906 г. новым министром внутренних и дел, а затем Председателем Совета министров стал П.А.Столыпин. Назначение было встречено положительно. «Рижский вестник» писал: «На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр –человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях».

Выступление учащегося с биографией Столыпина.

2. Столыпин и реакция.

Одним из главных обвинений против Столыпина –установление реакции: жесткое подавление революции, репрессии, казни.

Выражения "столыпинская реакция"; "столыпинские галстуки" (виселицы)продолжают жить в русском языке. Прославился этим выпадом против Столыпина депутат Госдумы,кадет Родичев. С его легкой руки это выражение пошло гулять по стране, появились даже язвительные куплеты:

У нашего премьера
Ужасная манера
На шею людям галстуки цеплять.

Позиция Столыпина на посту Председателя была выражена предельно ясно: «Правительство не колеблясь, противопоставит насилию силу.»

Согласны ли вы с этими обвинениями и с позицией Столыпина? Учащиеся характеризуют политику реакции с позиций сторонников и противников.

3. Столыпин и реформы.

Вопрос о результативности реформ П.А. Столыпина также остается дискуссионным. Сторонники первой точки зрения считают, что реформы были осуществлены под давлением революции и в итоге потерпели крах.

Вторая точка зрения представлена взглядами тех, кто идеализирует сами реформы и их результаты.

Попробуем разобраться, кто же прав и попытаемся дать объективную оценку.

Столыпин инициировал крупнейшую земельную реформу, в этом, по мнению Тхоржевского его главная историческая заслуга.

Ребята выступают с характеристикой аграрной реформы и ее результатов.

4. Столыпин и Россия.

«Благодаря его умелой политике страна…ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» В.В. Розанов. Учащиеся обсуждают результаты деятельности Столыпина, используя таблицу, дают оценку его политике и личности,отвечают на проблемные вопросы урока.

5. Столыпинские реформы и Казанская губерния.

Сообщения учащихся.

Подавляющее большинство населения Казанской губернии было связано с сельским хозяйством. (90%) На путь капиталистического развития вставали немногие крупные помещичьи хозяйства.

В крестьянской среде прослойка зажиточных крестьян составляла 1, 3%. Возрастал удельный вес обедневших и бедных крестьян.(96,1%).

Увеличивали производство товарной продукции за счет роста урожайности лишь зажиточные хозяйства. За 1906-1915 гг. из общинв вышли более 33 тыс. крестьянских дворов, или 8,8 % их общего количества.

Сделайте выводы из приведенных фактов.

Заключительное слово учителя.

Восемь десятилетий показали, насколько он был прав, отстаивая идею Великой России и отвергая«великие потрясения». Через неделю после его смерти начали говорить о его забвении и вот уже почти сто лет никак не успокоятся. Это и есть главное признание его исторической личности.

Есть национальная русская литература, олицетворяемая именами Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского, есть русское национальное военное искусство Суворова, Кутузова и Ушакова, и мы должны признать, что существует национальное русское государственное мышление, связанное с именем Столыпина, остающегося и сегодня идеалом русского политического деятеля.

Дополнительная литература

  1. А.Аврех. Столыпин и третьеиюньская система.
  2. П.Н. Зырянов. Петр Столыпин: политический портрет.
  3. В. Снитковский. Столыпин без маски.
  4. Б. Федоров. Петр Столыпин: я верю в Россию.
  5. А. Герт. Столыпинская утопия в контексте истории.
  6. В. Казарезов. Петр Столыпин. Нельзя считать опасным безвластие.
  7. Ю. Беличенко. Нам нужна великая Россия.
  8. Л.И. Новикова. П.А. Столыпин как государственный деятель.
  9. В. Дякин. Самодержавие: буржуазия и дворянство.
  10. С.Д. Домников. Столыпинская программа аграрной модернизации России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Урок по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс на тему "Древняя Спарта"...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

В Александрии Египетской. Урок по истории ДРевнего мира. 5 класс.

Игровой урок, комбинированный, работа в парах - командах. Живой. Нестандартный....