История в школе
статья по истории на тему

Афанасьева Наталья Борисовна

В данной работе затронута небольшая часть элементов учебной деятельности учителя и ученика, от которых зависит эффективность уроков истории, поддержание и сохранение интереса к истории, желания узнать больше, желание к самостоятельной работе, к поиску и творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл история в школе19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Н.Б.

МБОУ СОШ № 11

с углубленным изучением

отдельных предметов

г. Иркутск

Сообщение по теме самообразования на заседании МО истории и обществознания

   

История _ это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственных изменениях, в жизни и деятельности народов и отдельных личностей.

В древности историю называли «наставницей жизни». Именно история осуществляла связь времен, определяет движение вперед, помогает человеку ощутить глубокую связь своим Отечеством, с надеждами на будущее. История неразрывно связана с современностью, помогает глубже и лучше понять настоящее, которое в свою очередь, побуждает обращаться к истории.

История в школе - важнейший мировоззренческий и образовательный предмет, её содержание, материал – составная часть интеллектуального потенциала и культуры нашего общества.

Значение истории – важнейший источник формирования политической культуры человека, оно помогает определить жизненную, общественную позицию.

На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, в сферах политики, экономики, идеологии, культуры, демографии, социологии. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс.

Одна из главных задач на уроках истории – воспитать историческую память, которая содействует накопления положительного опыта народа.

Важно, каждому из нас ощутить себя частицей живущего во времени человечества, знать кто «я» и как мое «я» связано с окружающем миром.

Но, наверное, самое главное и самое трудное, учувствовать в  развитии общества с учетом опыта прошлого и настоящего. Поэтому,  вторая главная задача учителя истории и обществознания – воспитать в учениках граждан своей Родины, достойных людей.

Актуальность изучения истории очевидна. Но, к сожалению, сегодня значительно изменены программы, хотя некоторые регионы страны  и гимназии, и лицеи нашей области сохраняют прежние учебные программы.

Перейдя на программу 1 и 2 концентров, я все больше убеждаюсь, в том, что работая по ним, будет очень сложно развивать творческое мышление и активное восприятие исторического материала учащимся, так как эти программы не предусматривают глубоких знаний по всему курсу истории, а по времени (количеству отведенных на данные уроки часов), это будет сжатое изложение материала. В большинстве случаев исключающее использование в необходимом объеме дополнительно,  давать учителям и ученикам информацию, которая была бы и полезна и интересна.

Поэтому процесс обучения очень сложен и противоречив и главная задача учителя – заинтересовать учащихся, добиваться высокого уровня знаний материала, обеспечить их самостоятельную работу.

Развитие умений и навыков самостоятельной работы учащихся базируется именно на знание учебного материала, умением правильно работать на уроках с учебником, с дополнительной литературой, с картой. Важно научить учеников самостоятельно мыслить, находя нестандартные ответы на поставленные вопросы.

Это можно сделать, предлагая проблемные вопросы, к данной теме и находить ответы, работая коллективно в классе (учебники, карты, иллюстрации,  документы, таблицы, схемы и т. д.), а так же предлагать вопросы для самостоятельной домашней подготовки.

Важно излагать учебный материал так, что бы у учащихся возникло желание находить что то интересное по данной теме, узнать конкретные подробности данного исторического факта. Так, например, на уроках по темам «Мифы Древней Греции», поэма Гомера «Одиссея» и «Иллада»; рассказывая о походах греков на Трою, об археологических работах современной истории, обращаюсь к исследованиям знаменитого немецкого археолога Г. Шлимана . Показываю его потрет, фотографии раскопок, говорю о том , что легенда – Миф и Трое подтвердилась в результате археологов. На следующий урок ученики приносят массу  дополнительных сообщений, литературу, делают иллюстрации, рассказы. Приносят археологические экспонаты.

В старших классах  большой интерес вызывают крупные (в мировом масштабе) сообщения, а также деятельность отдельных личностей. Так, начиная изучать историю 2ой мировой войны, Великой Отечественной, обзорно рассказывают о главных событиях этого периода истории, о людях, чьи имена помнит история, крупные сражения , блокада Ленинграда, деятельность антигитлеровской коалиции, самый крупный в истории человечества суд над нацисткими преступниками а Нюрнберге.

В каждом классе есть ребята, которые с интересом берутся подготовить сообщение , но этим сообщениям. В результате серьезные, творчески подготовленные работы  с исследованием документов, фото – документов, карт – схем.

В 5-6 классах начинаю работу с творческими тетрадями, в которых учащиеся по заданной теме или интересующим их вопросам пишут рассказы, рисуют к ним иллюстрации, иногда это  бывают сочинения – путешествия от первого лица. Работу с творческими тетрадями продолжаю до 8-9 класса, а по курсу краеведения и в 10-11 классах, но чаще это уже сообщения.

Целесообразно поддерживать интерес к предмету нетрадиционным домашним заданиям. Например, к уроку 9ого класса (или 11ого) «Гражданская война и интервенция» класс условно делится на «белых» и «красных» - дается задание: подготовить рассказ о событиях от имени участников этих событий – Троцкий, Фрунзе, Деникин, сообщение о возникновении и деятельности  ДВР ( в учебнике об этом информации нет) и т. д. Предлагается при подготовке к уроку использовать документы, карты – схемы, дополнительную литературу.

Эффективными приемами активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся, углубления их знаний является, работа с картой, словарные работы, сообщения на заданную тему, проекты (в том числе и экзаменационные), зачетные уроки (которые могут включать в себя перечисленные выше-карта, термины, даты), а так же работу с тестами; семинарские знания:  а) работа с историческими источниками; б) коллоктвиум; в) доклады, их заслушивание и обсуждение.

      Также одним из эффективных приемов активизации познавательной, мыслительной деятельности учащихся, вовлечение ребят в плодотворную работу, наглядно показывающую им необходимость глубоких и прочных знаний, самообразования и умения работать творчески и самостоятельно является игра. Игры могут заинтересовать школьников любого возраста и младших и старшеклассников.

     Примеры таких игр: «Узнай политического деятеля»- класс делится на команды - получает карточки (1чл несколько) на которых сообщаются сведения о каком – либо политике (его деятельности – участие в сражениях). Задача школьников – назвать имя, по возможности годы жизни, деятельность, еще какой – либо факт биографии. Игра «Чьи слова?»; карточки с высказываниями известных исторических деятелей, помещиков, царей. Задача школьников – определить кем, когда, при каких обстоятельствах  появилась данная фаза(можно брать материал из документов и текста учебника). Игра «Найди ошибку» - 1 команда составляет рассказ, содержащий заранее оговоренное количество несоответствий неточностей, - 2ая команда находит эти ошибки.

Можно использовать так же урок – характеристика исторической личности ( семинар ),который помогает понять   исторические процессы и явления на основе  деятельности людей и оценить их влияние на ход истории, общественного развития. Учащиеся анализируют как характерные, так и индивидуальные черты людей определяемой эпох, конкретных исторических деятелей, дают оценку их свершениям, поведению, во взаимосвязи с развитием общества. Возможна и самостоятельная письменная работа , характеризующая историческую личность. Это активизирует ребят на поиск источников, сравнения оценок и взглядов современников, ученики постигают  основы реферативных работ, учатся правильно выполнять и оформлять письменную работу по истории, делать выводы, что, на мой  взгляд очень важно.

В данной работе затронута небольшая часть элементов учебной деятельности учителя и ученика, от которых зависит эффективность уроков истории, поддержание и сохранение интереса к истории, желания узнать больше, желание к самостоятельной работе, к поиску и творчеству.

И как писал Константин Симонов «История – не только концепции и даты. История – это люди, это характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия и необычайные подробности. Это удивительная цепь событий – трагических, героических, анекдотических. Для того,  чтобы по-настоящему полюбить историю, её надо изучать как живого человека, а не как музейный скелет…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по истории для тематической недели по истори в школе

Викторина расчитана на учащихся 7-9 классов.Цель: закрепление полученного материала на уроках....

Викторина по истории для тематической недели по истори в школе

Викторина разработана для учащихся 6-х классов...

Классный час "Урок мужества. История нашей школы в истории страны"

Внеклассное мероприятие "Урок мужества". Мероприятие проведено для учащихся параллелей 7-8 классов школы.Школьный музей "История школы" является одной из форм дополнительного образования. М...

История моей школы в истории малой родины.

Исследовательская работа на Всероссийский конкурс "Отечество- 2012"....

Проблемы изучения истории семьи на уроках истории в школе

Статья содержит методические рекомендации по изучению истории семьи в школе. Включает фрагменты исследовательских работ учащихся, выполненных на протяжении десяти лет, и отражающих реальную работу по ...

Проблемы изучения истории семьи на уроках истории в школе

Статья содержит методические рекомендации по изучению истории семьи в школе. Включает фрагменты исследовательских работ учащихся, выполненных на протяжении десяти лет, и отражающих реальную работу по ...