История Древнего мира, Средневековье
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Зяблова Ирина Михайловна

разработки уроков, мультимедийные презентации, работы обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка17.3 КБ
Файл разработка21.5 КБ
Файл презентация905.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мифы и предания Библии» 5 класс

Тип урока: комбинированный

Цель: продолжить знакомить обучающихся с мифами и преданиями Библии

Оборудование: компьютер, проектор, экран; мультимедиа-презентация по теме урока

Ход урока

1. вопросы для повторения

-Вспомните, какую книгу мы называем Библией. Кто является ее автором?

- С какими разделами Библии мы познакомились на предыдущих уроках?

- О чем в них идет речь?

2. Игра: «Что мы знаем о Библии»

Класс делится на три команды по числу рядов. Задача игроков: ответить на максимальное число вопросов, расположенных на игровом поле (оно представлено на экране, как и вопросы, переход к которым осуществляется через гиперссылку). Вопросы произвольно выбирают капитаны команд.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы:

1. Назовите героя библейского сюжета. В Египте он стал рабом. Умен и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе фараона, где разгадывал сновидения и предсказывал будущее. (Иосиф)

2. Из какой части человеческого тела сотворена Ева? (из ребра)

3. Что создал Бог на пятый день? (рыб и пресмыкающихся, птиц).

4. Что означает выражение «вавилонское столпотворение»?  

(Примерный ответ. Изначально смешение языков различных народов и рассеяние их по всей земле в наказание за дерзкую попытку соорудить башню, вершина которой должна была упираться в небеса. В наши дни -беспорядок, бестолковый разговор)

5. Назовите героя библейского мифа. Бог сотворил чудесный райский сад и поселил в нем первого человека. В раю было очень красиво, но человеку скучно жить одному.  (Адам)

6. Кто из библейских героев жертвовал своим сыном ради любви к Богу? (Авраам)

7. Назовите героя библейского мифа: «…и принес он дары Господу, и призрел Господь на него и дары…» (Авель)

8. С чем связано происхождение словосочетания «воды небесные»?  (С библейским сюжетом о Всемирном потопе.)

III. По следам Моисея

Вопросы:

Вспомните, каким образом древние евреи оказались в Египте? Как к ним там относились? Почему они покинули Египет?

(Примерный ответ: Дети Иакова переселились в Египет после того, как встретили там своего брата Иосифа, проданного ранее в рабство. Отношение к Евреям было плохое. После рождения Моисея фараон приказал казнить всех мальчиков еврейского происхождения. Услышав голос Бога, евреи, возглавляемые Моисеем, ушли из Египта.)

1. Работа с сюжетом «Пророк Моисей»

Заранее подготовленный ученик рассказывает сюжет. Учитель демонстрирует презентацию, состоящую из репродукций великих художников и фрагмент классического музыкального произведения:

- П.Веронезе «Нахождение Моисея»

- Дж.Ф.Пенни «Бог является Моисею в Неопалимой купине»

- Н.Пуссен «Переход через море»

- А.Бронзино «Переход израильтян через море»

- Д.Боутс «Сбор манны»

- Баккьяка «Моисей иссекает воду из скалы»

- Эль Греко «Гора Синай»

- «Моисей обретает скрижали Завета на горе Синай» (Византийская мозаика)

- Х.Л.Шейфеляйн «Моисей получает скрижали Завета»

- Н.Пуссен «Поклонение золотому тельцу»

2. Работа со слайдом

Вопросы:

1. Какого значение этих законов?  (они имеют общечеловеческий нравственный смысл)

2. Какая из заповедей призывает к уважению старших? Почему она так важна? (чти отца… с этого начинается воспитание в семье.)

3. Какая из заповедей обращает наше внимание на уважение к жизни другого человека («не возжелай…» Почему эта заповедь актуальна сегодня?

4. К чему призывает заповедь «не убий…» (К окончанию войн, распрей)

5. какую из заповедей и почему вы навали бы главной для себя?

3. Проблемные задания

- В Библии говориться, что Моисей был почитаемым человеком, вождем древнееврейских племен. Однако имя его не еврейского происхождения.

? Почему  (дочь фараона нашла ребенка в камышах и дала ему имя Моисей (мосе-дитя).)

- Объясните происхождение следующих выражений:

Тьма египетская.  (После того как евреи покинули Египет, они шли через Аравийскую пустыню, и сам Бог показывал им путь. Бог шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном, освещая им путь.)

- Неопалимая купина.  (Пася стада своего тестя, Моисей ушел далеко в пустыню и пришел к горе Божьей. Здесь он увидел необыкновенное явление: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись, он услышал оттуда голос Бога, повелевавший ему снять обувь, т.к. место, на котором он стоял, являлось святой землей. Моисею было дано повеление Божье идти к фараону для освобождения евреев.)

- Манна небесная ( В течение 40 лет, пока евреи бродили по пустыни, ежедневно Бог посылал им с неба манну, которой народ питался. Бог проявлял милость к евреям, жалел их.)

- Земля обетованная.  (Это земля, куда Моисей по велению Бога вел евреев. Лучшая, родная земля, где народ будет счастлив.)

- Поклоняться золотому тельцу.   (По возвращении с горы Синай, где Моисей получил скрижали от Бога, он увидел, что народ, предоставленный самому себе, совершает страшное преступление - идолопоклонения перед золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали и разбил их, а золотого тельца сжег на огне, а пепел развеял по воде.)

- Валаамова ослица. (Валаам – провидец, пророк, живший в то время, когда Моисей шел с евреями в Землю обетованную. Царь одного из городов Месопотамии опасался, что евреи съедят все запасы города и может наступить голод. Он попросил Валаама проклясть евреев, обещая за это вознаграждение. Валаам дары принял, но Бог, говоривший его устами, не проклял, а благословил еврейский народ. Валаама называют бессловесной ослицей, которая, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.)

Подведение итогов



Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»

Форма проведения: брейн-ринг

Цели: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции; продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения; на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного;  умение работать коллективно

Оборудование: карта «Древняя Греция», изображение Троянского коня, Прометея.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Постановка задач для учащихся: (повторить историю Древней Греции)  

  1. Проведение игры
  1. Класс делится на 5 команд

Правила игры:

  1. Каждая команда должна принять участие не менее одного раза
  2. Выбирается капитан команды (он следит за активностью игроков, руководит обсуждение вопроса, делает выбор отвечающего)
  3. Правильный ответ – 10 баллов, ответ с неточностями -5 баллов, дополнение команд -3 балла
  4. За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменяется
  5. За 1 место участникам команды ставятся «5»

За 2 и 3 – «4»

     Первый тур:

  1. Назовите и покажите по карте 3 части Греции (Южная, средняя, северная).
  2. Каковы были основные источники рабства в Древней Греции? (плен, пиратство, долговое рабство, самовоспроизводство)
  3. Кого в Греции в древности называли отцом истории (Геродота)

    Второй тур:

     1.

    2.  Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля?  Агора

    3. задание на доске – на линию времени прикрепляются карточки с датами

     Третий тур:

  1. На экране – изображение коня. Внимание на экран!

    Вопрос: как изображение этого животного связано с историей Древней Греции (Троянская война. Взятие Трои)

  1. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом

Городе-государстве он мог произойти: « Хорош бы я был , если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. – Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся…»

Какая была цель воспитания в этом государстве?

(Спарта, цель- воспитать воина)

  1. Задание на доске – вывешены карточки

Город-государство

Илоты

Демос

Комедия

Колония

Аристократ

Чья команда больше даст определений этих терминов

       Четвертый тур

  1. Кто мог быть участником олимпийских игр? (эллины, кроме женщин и рабов)
  2. Кто являлся автором поэм  «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер)
  3. Задание на доске – вывешены карточки

Аристократы

Мужчины

Уроженцы Аттики

Все население Греции

Кто мог считаться гражданином Афинского государства (уроженцы Аттики)

     Пятый тур

  1. Задание на доске – вывешены карточки с изображением винограда и сосудао для вина

Кому из богов Древней Греции могли принадлежать эти предметы? (Дионису)

  1. Один афинянин, принеся свом соратникам весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!»  - и умер.

К какому сражению греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? ( марафонская битва, 490 г. До н. э.)

  1. Как древний греки называли свою родину? ( элладой.)

Шестой тур

  1. Задание на доске – изображение триер и картина «саламинский бой».

Фрагмент какого сражение из Греко-персидских войн здесь изображен? (Саламинская битва.)

2. Задание на доске-скарточка с изображением Прометея, прикованного к скале.

Какому мифу посвящен этот рисунок? За что греки почитали этого героя (Прометей принес людям огонь)

  1. Как называются сосуды с узким горлышком и двумя ручками? (Амфоры)

Седьмой тур

  1. В каком государстве Др. Греции женщину почитали за ее неумение готовить? В Спарте
  2. Как называли себя древние греки эллинами
  3. Как называлась форма правления в Афинах демократия

Восьмой тур

  1. Скульптора Фидия в древности называли «отцом богов». Какие работы Фидия вам известны? (статуи Зевса и Афины)
  2. Сколько дней длились Олимпийские игры? 5
  3. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов)

Девятый тур

  1. По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать, что в районе раскопок было древнее государство? Кандалы, в которых водили рабов, захоронения людей, с разным количеством вещей)
  2. У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земледелия – Деметра, покровитель торговли – Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (можно судить о занятиях и религии др. греков)
  3. В Спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (мальчиков – спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание: юнаши-спартанцы днёмпрятались, ночью умерщвляли сильных илотов, бояс ь их восстания.)

Дополнительные вопросы

      1.Где находится Греция? (На Балканском полуострове.)

      2.Кто из древнегреческих ученых высказал гениальную мысль,что

      Весь мир состоит из мельчайших частищ-автомо? (демокрит.)

  1. Какие вазы назывались чернофигурными? На красном фоне черное изображение

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средневековье Мир византийской культуры С одной стороны – наследница и продолжательница богатейшей античной культуры С другой – началом культуры средневековой

Слайд 2

Как наследница Античности Византия испытала на себе влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. - От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости. - От Передней Азии – тип купольной базилики. - У персов – придворный церемониал. -Из Палестины – св. реликвии христианской веры

Слайд 3

Главное архитектурное сооружение – храм – заимствованная у римлян базилика (царский дом) Впервые храмы были рассчитаны на пребывание в них человека для общения с Богом Все храмы ориентированы на Восток Резко отличался внешний и внутренний вид храма: внешний – скуп и строг, внутренний – богатый интерьер Так продолжалось до 6 века, когда на смену базилике приходит крестово-купольный храм

Слайд 4

Достижения архитектуры Собор Св. Софии 532-537гг Стамбул

Слайд 5

Собор Святой Софии. Интерьер

Слайд 7

История создания Св. Софии Архитекторы Анфимий и Исидор Требование выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной Центральный купол в диаметре 31,5 м., - самое замечательное сооружение византийских зодчих - воплощено представление о космическом подобии мира Существовала легенда о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи

Слайд 8

Мерцающий свет мозаик Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории Золотой фон имел особый смысл: воспринимался как символ богатства и роскоши, а так же создавал эффект немеркнущего священного сияния, таинственности, чуда

Слайд 9

Церковь Сан-Витале в Равенне 526-547гг.

Слайд 10

Агнец Божий (смальта)

Слайд 12

Император Юстиниан со свитой

Слайд 13

Императрица Феодора со свитой

Слайд 14

Искусство иконописи Иоанн Златоуст (фреска апсиды церкви св. Пантелеимона в Нерези 1164 год

Слайд 15

Владимирская Богоматерь икона нач . 12 века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)

Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...