Урок мужества "100- летию Первой мировой посвящается..."
классный час по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Общешкольный Урок мужества «100-летию Первой мировой посвящается...».
(В начале Урока звучит гимн РФ.)
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами присутствуем в школьном музее, где хранятся предметы старины. И это не случайно. Ведь только в музее мы можем окунуться в водоворот событий 100-летней давности, а именно: сегодня разговор пойдет о значимой исторической дате. Посмотрите внимательно на стенд, который я подготовила для вас. В эти дни, ребята,мы отмечаем столетие начала Первой мировой войны.
( На стенде – текстовой и иллюстрационный материал:
Настенная карта «Россия в Первой мировой войне»
- Милитаризация стран Европы в 80-егг. XIX в. – начале XX века;
- Создание коалиций;
- Международные кризисы начала XX века;
- Мир накануне Первой мировой войны: территориальные и политические притязания европейских держав;
- Международные противоречия;
- Мир накануне Первой мировой войны: международные отношения;
- Повод к началу Первой мировой войны;
- План Шлиффена;
- Причины Первой мировой войны;
- Начало Первой мировой войны;
- Основные события Первой мировой войны;
- Компьенское перемирие;
- Последствия Первой мировой войны;
- Можно ли было избежать Первой мировой войны?)
Учитель: предлагаю вам посмотреть отрывок из документального фильма Л. Парфенова «Россия в Первой мировой», телеканал НТВ.
(Демонстрация отрывка из док.фильма)
Учитель: Итак, к войне непосредственно вела цепь следующих событий:
-- Создание коалиций на фоне милитаризации стран Европы.Международные кризисы начала XX века.
Ученик.
-- Конец 19-го – начало 20- го веков характеризуется крайне неспокойной политической обстановкой в Европе. В 1882 году был заключен Тройственный союз между Германией, Италией и Австро-Венгрией. Ими был взят курс на экспансию, захват новых земель. Общая угроза со стороны Германии привела к образованию противоборствующего союза «Антанта» в составе России, Великобритании и Франции. Так окончательно сформировался раскол Европы на два противостоящих друг другу военных блока великих держав, который привел мир к невиданной ранее войне.
Учитель:
-- Мир накануне Первой мировой войны. Международные противоречия. Территориальные и политические притязания европейских держав.
Ученик.
-- На Балканах начались войны за освобождение от турецкого господства. Здесь завязывался узел острых противоречий между Россией, Францией и Великобританией, с одной стороны, и Германией, Италией и Австро-Венгрией, с другой. Балканы стали «пороховой бочкой». Так Европа была подведена к мировой войне.
Учитель:
-- Причины Первой мировой войны. Повод и начало войны.
Ученик.
-- Причины возникновения Первой мировой войны многообразны. Они связаны с противоречиями экономического и политического развития индустриальных стран, противостоянием военно-политических блоков, национализмом. 28 июня 1914 года на одной из улиц Сараево в Боснии был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Австро-Венгерские власти с согласия Германии объявили Сербии ультиматум. На защиту Сербии встает Россия в составе «Антанты». В конечном итоге развязывается война.
Учитель:
--Основные, да и не только, а все события войны трагичны. Проследим их в стихотворной форме.
Ученик.
Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце.
Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны.
Мы вернемся домой (если только, конечно, вернемся)
Если только вернемся мы с этой проклятой войны.
Кто-то, вспомнив о близких, назад обернется невольно,
Кто-то с прошлым расстался и смотрит с надеждой вперед.
Колыханье штыков, как стальные балтийские волны.
И пока еще полный состав батальонов и рот.
Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас всевышний!»
Кружат головы марши и призрачной славы вино.
Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля
Как о чем-то, что было не с нами и очень давно.
То, что целью казалось вчера – оказалось не целью,
То, что было серьезно – сегодня уже не всерьез.
Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью
По ветвям оголенным не в срок облетевших берез.
И однажды настанет пора – мы разрушим святыни,
Ибо зубы дракона посеяны, не семена.
Мы вернемся домой( если только вернемся) другими
И не лаской – оскалом нас встретит другая страна.
Ученик.
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца – взвод за взводом и штык за штыком
наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие – не в лад – Ермака,
И кричали ура и шутили они,
И тихонько крестилась рука.
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.
Громыханье колес и охрипший свисток
Заглушило ура без конца.
Уж последние скрылись во мгле буфера,
И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей все неслось к нам ура,
В грозном клике звучало: пора!
Нет, нам было не грустно, нам не было жаль,
Несмотря на дождливую даль.
Это – ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость – ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть - ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей...
Песня «Варяг» - в исполнении вокальной группы
Учитель:
-- А что же в это время происходит в России?
Ученик.
-- Николай Второй – главнокомандующий Российской Армией (доклад).
Учитель:
-- Окончание войны. Последствия Первой мировой войны.
Ученик.
-- 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу на тупиковой станции Ретонд в штабном вагоне французского маршала Фоша Германия подписала капитуляцию. Этот день считается днем окончания Первой мировой войны.
Учитель:
-- Струится дымок папиросы
В разгаре в собрании бал.
«Успеем на встречу с безносой»,-
Полковник, подумав, сказал.
Шампанским едва золотился
В бокалах хрустальный рассвет
И с дамами в вальсе кружился
Полковник, как юный кадет.
Тяжелые рыжие косы
И девичий тоненький стан.
«Успеем на встречу с безносой»,-
Подумав, сказал капитан.
И капали тихо минуты,
Размазав небес акварель
И пахло весною, как будто
Не август то был, а апрель.
Вздыхают вагонные оси,
Колеса по рельсам стучат.
«Успеем на встречу с безносой»,-
Подумав, промолвил солдат.
Письмо из деревни читая,
Он верил, что Богом храним.
Писала жена молодая
О том, что скучает за ним.
Накрыла туманная простынь
Воронки, как шрамы от ран.
Успели на встречу с безносой
Полковник, солдат, капитан...
Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной войной за всю историю человечества. В орбиту войны были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 миллиарда человек. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, миллионы людей лишились крова, имущества, утратили гражданство, привычный образ жизни, профессиональные навыки. В боях погибло свыше 10 миллионов человек и в два раза больше ранено. Давайте, ребята, почтим их память Минутой молчания.
(Песня «Крейсер «Аврора» в исполнении вокальной группы)
Учитель.
-- И сегодня, попрошествии 100 лет с начала Первой мировой войны, давайте, ребята, не будем забывать о тех, кто ценою своих жизней подарил нам ясное солнце и мирное небо! Знайте историю своего народа!
Мир накануне Первой мировой войны.
Территориальные и политические притязания европейских держав
Германия | Захват новых колоний за счет Англии и Франции, ослабление Франции и России, установление господства в России |
Великобритания | Ослабление Германии, захват части германских колоний, раздел Османской империи |
Россия | Установление господства на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы, ослабление Германии, ликвидация опасности установления господства Австро-Венгрии на Балканах |
Первая
мировая
война
( 1914 – 1918 гг.)
Причины Первой мировой войны:
- Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии, к военному разрешению политических и экономических противоречий с помощью сложившихся военных союзов;
- Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе;
- Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
НАЧАЛО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
( 1914 )
28 июля– Австро-Венгрия объявила войну Сербии;
29 июля– Россия начала частичную мобилизацию;
1 августа- Россия объявила войну России;
3 августа– Германия объявила войну Франции.
Германские войска вступили в Бельгию, нарушив ее нейтралитет. Под предлогом защиты Бельгии правительствоАнглии4 августаобъявило войну Германии.
Вместе с ней в войну вступили ее доминионы и Индия.
6 августавойну России объявила Австро-Венгрия, в ответ ей войну объявили Англия и Франция.
15 августа– Япония потребовала от Германии передать ей свои территории в Китае. Отказ. Япония объявила войну Германии.
Первая Мировая война началась.
Милитаризация стран Европы
в 80-е гг. XIX в. – начале XX века
Страна | Рост численности армии (в % ) | Число военнослужащих на 1000 мужчин | Расходы на содержание армии и флота (в руб.) на душу населения |
Англия | 38,8 | 25,6 | 15,2 |
Франция | 48,7 | 52,5 | 12,5 |
Италия | 22,9 | 27,4 | 6,3 |
Германия | 44,3 | 48 | 9,2 |
Австро-Венгрия | 107 | 34 | 4,9 |
Россия | 19,5 | 33,7 | 3,9 |
ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1914 – 1918ГГ.
Человеческие потери.
В войне погибло 10 миллионов человек; каждый седьмой, призванный в армию, не вернулся с фронта; в Сербии и Черногории погибло более трети мобилизованных; уменьшилось и мирное население из-за недоедания, болезней, падения рождаемости.
Социальные последствия.
Падение уровня жизни людей; рост безработицы, налогов, инфляции, причем страдают от этого не только рабочие и крестьяне, но и представители средних слоев – торговцы, ремесленники, служащие. Упадок родовой аристократии из-за массовой гибели офицеров. Изменение положения женщин: они заменили мужчин в общественном производстве, на транспорте, в связи.
Изменения в экономике.
Началась реконверсия – переход экономики с военных рельсов на мирные, что потребовало перетока капиталов и структурной перестройки хозяйства, причем в первое время это не привело к наращиванию производства мирной продукции. Кризис финансовой системы, что привело к отмене золотого стандарта, из-за чего рухнула и вся старая система мировой торговли. Изменение роли в мировом разделении труда колониальных и зависимых стран – они стали производить больше товаров.
Перемены в общественном сознании и культуре.
Нарастание пессимизма – убежденности в худшем, в дальнейшем упадке. Распространение иррационализма – неверии в возможности разума, что было вызвано снижением ценности человеческой жизни, ростом уверенности в том, что насилие – самый действенный способ отстаивания своих интересов. Рост националистических настроений – идеи о превосходстве одной нации над другими, развитие новых направлений в искусстве – сюрреализма, модернизма.
Можно ли было избежать Первой мировой войны?
- «России война была не нужна – быстрое культурное и экономическое развитие обеспечивало по всем прогнозам самое блестящее будущее. А разве была нужна война Франции, Сербии, Австро-Венгрии? Хотя воевать именно тогда ни одно правительство не собиралось, европейские страны все глубже втягивались в конфликт.»
Современный предприниматель В. Неверов
- «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в этом мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной.»
- В. И. Ленин
- В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: «Кое-что мы должны оставлять на волю случая». Этой же точки зрения придерживался У. Черчилль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36461.jpg)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-328170-1410720040.jpg)
Открытый классный час "К 100 летию Первой мировой войны"
Почти 100 лет назад в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-290618-1458503704.jpg)
Урок мужества в 8 классе, посвящённый 100-летию Первой мировой войны
Конспект содержит материал, который знакомит обучающихся с хронологией, фактами, героями Первой мировой войны....
К 100- летию Первой мировой войны. Из истории авиации. Первый русский авиатор.
Материал основан на данных историко- краеведческого музея, архивных данных и подробно рассказывает о жизненом пути Ткачева В.М....
УРОК МУЖЕСТВА к 100-летию ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В 2014 году исполнилось 100 лет Великой войне. Первой мировой войне. Мировой стали называть её после войны 1941-1945 гг. Одна стала первой мировой, другая вторая мироваяЧетыре года п...