Эрудицион по теме "Иван Грозный"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Астафьева Алина Сергеевна

Литературно-исторический эрудицион в жанре реалити-шоу «Иван Грозный: правда и вымысел». Предназначен для 10 класса. Дает всестороннюю характеристику образа московского царя в русской истории и литературе. Сценарий содержит театрализованную часть, которая может служить вступлением к игре. Далее предлагаются различные конкурсы для команд-участниц на знание событий и фактов истории россии 16 века. Все задания сопровождаются правильными ответами. Предлагаемый материал может быть использован как на повторительно-обобщающем уроке, так и во внеурочной деятельности по истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivan_groznyy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Иван Грозный: правда и вымысел.

(Образ московского царя в истории и литературе).

        1 вед.        Храня преданья вековые,

Ты вся лежишь в грядущем дне.

Такой и видишься Россия

Ты наяву мне и во сне.

        2 вед.        Река времен в  своем стремлении

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

        1 вед.        Всё будем помнить мы,

Не в праве забыть и радость, и печаль.

О том и летописи строки

Ведут нас в историческую даль.

Музыка – Р.Щедрин «Дали» (или хор).

        2 вед.        В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

        Монах.        Я живу в угрюмой тесной келье

Из окошка узкого я вижу

Небо и верхушки темных елок.

Над окошком носятся, щебечут

Ласточки с рассвета до заката.

Дразнят вольной волью, жизнью прежней

И обратно в мир зовут вернуться.

Я люблю не меньше, чем другие

Ласковое солнце, песни ветра.

Только недосуг мне наслаждаться –

Дни мои в молитвах и трудах

В монастырской тишине проходят.

Очинив гусиное перо,

Я кладу перед собой пергамент

И пишу о том, что видел сам

И что слышал от людей надежных.

1 вед.      В 1530 году у великого русского князя Василия III родился сын. Назвали его Иваном. Сложное время переживала тогда Россия. Прошло всего 50 лет с той поры, когда страна освободилась от более чем двухвекового ига золотоордынских ханов. Народы, населявшие нашу страну, хотели видеть свою родину сильной и передовой для своего времени державой.

Многое сделал, укрепляя Русское государство, великий князь Василий III. Продолжить дело отца предстояло сыну.

2 вед.            Об Иване IV, получившем в истории прозвище Грозный, о времени, в котором он жил, наш рассказ.

Колокол.

- Бабушка, расскажи сказку!

- Нет, лучше не сказку, а историю!

-Да про кого же я вам расскажу?

- Поведай о царе нашем – батюшке, Иване Васильевиче.

- Прозывают его Грозным, неужели и дитем грозным рос?

- Милые детки! Плохо жить без отца и матери: некому любить бедных крошек и заботиться о них. Найдутся и такие люди, которые готовы обидеть ребёнка, потому что он не может защищаться. Так и случилось с Иоанном IV, хотя и был он князем Руси. Но остался он круглым сироткой, когда было ему всего 7 годков. Злые люди вокруг него дразнили и обижали мальца.

- Да, не радостным было Иваново детство.

- Не детским.

- Другие ребята в горелки, в кости играют.

- Купаются в Неглинке да Яузе.

- Подрастал князь – и игры его невеселыми были. Вот отправилась раз бабка Марефа к бабке Арине в гости. Заболела бабка Арина – в пояснице, в костях ломило. Несла ей Марефа пирогов да сбитня. Прошла вдоль улицы, обогнула часовенку, вошла в проулок – и вдруг… Смотрит    бабка: что-то в белом саване верстой немереной на неё движется. Неземное что-то ступает, неведанное. Вскрикнула, ойкнула бабка. Поравнялось загадочное с бабкой. Задело саваном. Чем-то стукнуло по голове. Рухнула бабка Марефа. Перешагнуло чудище через бабку, дальше пошло верстой. А когда очнулась бабка, закричала – запричитала: Сатана! Сатана! Стана! Разнеслось по Москве, по улицам и площадям: Сатана! Сатана явился!

Отважные мастера из пушечной слободы решили схватить сатану.

- Поймали?

- Поймали! Потянули за белый саван. Под ним ходули. А на ходулях…великий князь. Пали ниц перед ним мастера. Лежали, пока великий князь не удалился! Вот какие были Ивановы увлеченья…То пронесется он с ватагой дружков-приятелей верхом на конях по московским улицам: берегись народ! Зазеваешься – под копыта. То ворвется с той же ватагой на торжище. Миг – и разбой на торжище. Привыкли московиты к забавам великокняжеским: Сатана!

Колокола.

-Что там, любезные?

- Венчание.

- Кого?

- Князя Ивана Васильевича.

- На что?

-На царство.

-Как же оне понять? Ведь правят Русью великие князья. И отец Ивана – Василий III был великим князем.

- И дед Ивана – Иван III был великим князем.

- А Иван IV пожелал называться царём.

- Да, крутой поворот начинается.

- Кончилось княжество на Руси. Царская власть создается.

- Да, крепчает государева власть!

Музыка Глинки «Жизнь за царя».

Уж вы  люди стародавние,

Молодые молодцы, вдоволь послушайте,

Ещё я вам расскажу про царёвый про поход,

Про Грозна царя Иван Васильевича…

Русская народная историческая песня

«Взятие Казанского царства».

        1 вед.                 В честь победы над Казанью и над Астраханью Иван Грозный

Повелел соорудить на Красной площади в Москве собор.

             2 вед.                           Легкий и стройный, он был словно песней в камне, так совершенны были

Его линии, так мелодично звонко сияли краски.

        1 вед.        Разлеглась лоскутным одеялом

Наша Русь – богатая страна.

Вся по вотчинам большим и малым

Меж боярами разделена.

        2 вед.        Царь за это на бояр в обиде.

Им ничто торговля да моря!

Все сидят в берлогах, ненавидя

Грозного Московского царя.

        1 вед.        За чертой – поляки, немцы, шведы.

А внутри – бояре да князья.

Все враги! Попробуй, поразведуй –

Все косятся, ненависть тая!

2 вед.           В 1565 году Иван неожиданно покидает Москву. Вместе с семьёй и казной уезжает в Александрову слободу. Набожность царя стала так велика, что дворец его походил на монастырь. Любимцев своих он называл монахами, себя – игумном

        Монах.        Царь Иоанн искал успокоенья

В подобии монашеских трудов.

Его дворец, любимцев гордых полный

Монастыря вид новый принимал

Кромешники в тафьях и власяницах

Послушными являлись чернецами

А грозный царь игумном богомольным.

Я видел здесь, вот в этой самой келье

Здесь видел я царя,

Усталого от гневных дум и казней.

Задумчив, тих сидел меж нами Грозный

Мы перед ним недвижимо стояли

И тихо он беседу с нами вёл…

И плакал он. А мы в слезах молились

Да ниспошлет Господь любовь и мир

Его душе страдающей и бурной.

Колокол.

        1 вед.        Символом опричнины стали чёрные всадники:

У всех суровы лица

И каждый с головы до пят

Черней, чем ворон-птица

Черны и шапка и кафтан

И черен на ногах сафьян

И даже рукавицы.

Крестились бабы, плача:

Ведь там у каждого седла

Была привязана метла

И голова собачья.

К крыльцу от каменных ворот

Неслись, гарцуя кони:

«Опричники» - шептал народ.

О господи, помилуй!

        2вед.        Семь лет опричнина была

Для Родины напастью.

Пока сама не сожрала

Себя собачьей пастью.

             1 вед.      Коснулась кровь и личной жизни царя в страшном 1581 году.

Картина Васнецова.

Колокол.

Голос из-за сцены:

Лишь длинный ряд я вижу за собою

Ночей бессонных и тревожных дней!

Не кротким был я властелином, нет!

Я не умел обуздывать себя!

Отец Сильвестр, наставник добрый мой

Мне говорил: «Иване, берегись!

В тебя вселиться хочет сатана!

Не отверзай души ему, Иване!»

Но я был глух к речам святого старца

И душу я дияволу отверз!

Нет, я не царь! Я волк, я пес смердящий!

Мучитель я! Мой сын, убитый мною!

Я Каина злодейство превзошел.

Я поражён душой и мыслью!

Язвы сердечные бесчисленны мои!

О Христе-боже! Исцели меня!

Колокол.

        2 вед.        И вот настал 1584 год.

Помирает царь, православный царь!

Колокол стозвонный раскачал звонарь.

Слушают в народе колокольный гром:

Кто-то будет нынче на Руси царём?

Лежит Иван, в головах свеча

Лежит Иван, не молитву шепча

Кажется Ивану, что он криком кричит

Кажется боярам, что он молча лежит

Молча лежит, губами ворожит.

        Монах.      Буйная головушка, хмелю не проси!

Грозный царь преставился на Руси.

Господи, душу его спаси…

Реквием.

        1 вед.        История не терпит суесловья

Трудна её народная стезя

Её страницы, залитые кровью

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

        2 вед.        Храня преданья вековые

Ты вся лежишь в грядущем дне.

Такой и видишься Россия

Ты наяву мне и во сне.

.

Иван и холоп.

Ходит Иван по ночному покою

Бороду гладит узкой рукою.

То ль ему совесть спать не дает,

То ль его черная дума томит.

Слышно – в посаде кочет поет,

Ветер, как в  бубен, в окна гремит.

Дерзкие очи в Ивана вперя,

Ванька-холоп глядит на царя.

- Помни, холоп непокорный и вор,

Что с государем ведешь разговор!

Думаешь, сладко ходить мне в царях,

Если повсюду враги да беда:

Турок и швед сторожат на морях,

С суши – ногаи, да лях, да орда!

Мыслят сгубить православных христьян,

Русскую землю вогнали бы в гроб!

Сладко ли мне? – вопрошает Иван.

- Горько тебе, - отвечает холоп.

- А опереться могу на кого?

Лисы – бояре, да волки – князья.

С младости друга имел одного.

Где он, тот друг, и иные друзья?

Сын был наследник мне Господом дан…

Ведаешь, раб, отчего он усоп?

Весело мне? – вопрошает Иван.

- Тяжко тебе, - отвечает холоп.

- Думаешь, царь-де наш гневен и слеп,

Он-де не ведает нашей нужды.

Знаю, что потом посолен твой хлеб,

Знаю, что терпишь от зла и вражды.

Пытан в застенке, клещами ты рван,

Царским клеймом опечатан твой лоб –

Худо тебе? – вопрошает Иван.

- Худо, - ему отвечает холоп.

- Ты ли меня не ругал, не честил,

Врал за вином про лихие дела!

Я бы тебя, неразумный, простил,

Если б повадка другим не была!

Косточки хрустнут на дыбе, смутьян!

Криком Малюту не вгонишь в озноб!

Страшно тебе? – вопрошает Иван.

- Страшно! – ему отвечает холоп.

- Ты милосердья, холоп, не проси.

Нет милосердных царей на Руси!

Русь – что корабль. Перед ней – океан.

Кормчий – гляди, чтоб корабль не потоп!..

Правду ль реку? – вопрошает Иван.

- Бог разберет, - отвечает холоп.

                             Давид Самойлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический эрудицион"Свалка по имени Земля"

Экологический эрудицион "Свалка по имени Земля"...

«Эрудицион в области словесности «Звездный час»

Данная методическая разработкадает  учителю материал для проведения внеклассного мероприятия в области словесности....

Эрудицион "Тамбовский волк"

Внеклассное мероприятие краеведческой направленности для учащихся 7-10 классов....

эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"

Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....

Эрудицион.Конституция.

Тема: Эрудицион «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?» (мероприятие проводилось между 9-ми классами)Цель мероприятия: проверить знание Конституции РФ и умение на практике применять зна...

Внеклассное мероприятие "Экологический эрудицион"

Данное мероприятие было проведено в рамках недели экологического воспитания школьников....

План - конспект проведения интеллектуальной игры "Ботанический эрудицион"

План – конспект проведения интеллектуальной игры по биологиидля обучающихся 6 – 7 классовв рамках недели естественных наук по теме:«Ботанический эрудицион»....