Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории на тему

Лебедева Екатерина Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, по направлению подготовки 080100 Экономика. Дисциплина "История" входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogse_02_bukh.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Арзамасский коммерческо-технический техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по специальности среднего профессионального образования

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

История

2012 г.

Одобрена  методическим объединением гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол  №___

от «___»_____________20      г

Председатель МО:

_________________Л.И. Ледянкина

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет  (по отраслям)

Зам. директора по УР

__________________А.В. Шарина

                                

.                        

                                        

                

Авторы:

        Е.В. Лебедева, преподаватель II квалификационной категории  ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Е.Ю. Леванова, преподаватель высшей квалификационной категории  ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Рецензенты:


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

5

  1. Условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

  1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, по направлению подготовки 080100 Экономика.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально- экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

Задачи:

– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

        лабораторные работы

0

        практические занятия

8

        контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

в том числе:

       индивидуальное расчетное комплексное задание

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

6

       выполнение домашних заданий

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Развитие СССР и его

место в мире в 1980-е

гг.

19/16/(4)

Тема 1.1  

Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

10/8/(2)

1

Внутренняя политика СССР к началу 1980-х гг.

Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

6

1

2

Внешняя политика СССР.

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

2

3

Культура народов Советского Союза.

 Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Общественная жизнь к началу 80-х годов. Противоречия в развитии художественной культуры. Ростки «антисистемы».

2

4

Практическая работа № 1 «Особенности внутренней и внешней политики СССР к началу 1980 гг.».

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Обоснованно ли утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
  2. Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат.

2

Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х – начале 90-х гг.

9/8/(2)

5

Европа во второй половине 80-х гг.

Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. «Новое политическое мышление». Распад социалистической системы. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в  СССР.

6

2

6

Кризис и распад  СССР.

«Перестройка» и ее итоги. Политика «гласности»: достижения и издержки. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г и его последствия. Беловежские соглашения.

2

7

РФ как правопреемница СССР.

Состояние социально-экономической, политической сфер после распада СССР. Россия на международной арене: отношения с Западом, с международными организациями. Экономика и национальные интересы.

2

8

Практическая работа № 2 «СССР: историческое наследие»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению».
  • Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др. Ответ обосновать.

1

Раздел 2. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв

35/30/(4)

Тема 2.1 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.

7/6

9

Россия и страны СНГ: проблемы и перспективы.

Надежды на сохранение единого оборонного и экономического пространства. Споры о разделе собственности бывшего СССР. Договор о коллективной безопасности (1994).  Содружество «разных дистанций». Отношения с Украиной и Белоруссией.

6

2

10

Локальные конфликты в РФ и СНГ в 90-е гг

Обострение межнациональных отношений. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

2

11

Страны СНГ и международные организации

Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.  Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
  • Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.

1

Тема 2.2

Укрепление влияния России на постсоветском пространстве

7/6/(2)

12

Россия на постсоветском пространстве.

Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (2000). Переговоры о создании единого экономического пространства.

4

2

13

Внутренняя политика России на Северном Кавказе.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

2

14

Практическая работа № 3 «Изменения в территориальном устройстве РФ»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы). Подготовить ответы на вопросы:

  1. Существуют ли отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.
  2. Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг.
  3. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

1

Тема 2.3

Россия и мировые интеграционные процессы

 

7/6

15

Международные организации  и массовые движения.

ООН: история создания, цели и задачи, структура, руководство и деятельность. Самостоятельные международные организации, созданные ООн для решения специализированных задач: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МОТ, МАГАТЭ, ВТО. Военно-политические союзы, НАТО. Неправительственные международные организации. Гри́нпис. Движение антиглобалистов.

6

2

16

Современные проблемы международных отношений

Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. РФ и международная безопасность.

2

17

Интеграция в сфере образования и культуры

Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. Причины и результаты процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения). Подготовить ответы на вопросы:

  1. Актуальная проблема международной безопасности
  2. Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.

1

Тема 2.4

Развитие культуры в России.

7/6

18

Культура России переходного периода.

Изменения в духовной жизни. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».  Проблема сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации различных сторон жизни общества.

6

2

19

Проблемы сохранения культурных традиций.

Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.

2

20

Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения.

Формирование «общеевропейской» культуры. Деятельность современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.4  (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка доклада, сообщения). Подготовить ответы на вопросы:

  1. Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.
  2. Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?

Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.

1

Тема 2.5

Перспективы развития РФ в современном мире.

7/6/(2)

21

Главные условия политической стабильности в РФ.

Развитие правового государства в РФ. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Сотрудничество с соседними народами.

4

2

22

Новые технологии, их значение.

Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.

Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.

2

23

Практическая работа № 4 «Перспективные направления и проблемы  развития современной России»

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.5  (проработка конспектов занятий, учебной литературы).

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  • Место России в мировом сообществе в XXI веке.

Принципы построения отношений  России с государствами Запада и «третьего мира».

1

Дифференцированный зачет

24

Дифференцированный зачет

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала использованы следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «История».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «История».

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Загладин Н.В.  Всеобщая история. ХХ век: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008.
  2. Загладин Н.В. (отв.редактор), Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.  История России.  ХХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2007.
  3. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в ХХ – начале ХХI века. 11 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010.
  4. Мир в ХХ веке: Учеб.  Для 11 класса общеобразоват учреждений. О.С. Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов, А.И. Строганов; Под ред. О.С. Сороко-Цюпы. – М.: Дрофа, 2004.

Дополнительные источники:

  1. Бжезинский   З.  Великая    шахматная     доска.   М.:  Международные отношения, 1998.
  2.  Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.      MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
  3.   Ванюков  Д.А. Демократическая  Россия  конца  ХХ   -  начала  ХХI  века.       /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.
  4.   Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые     и   конституционные     основы    / Г.В.  Дегтев; МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
  5. Дроздов   Ю.   Россия  и  мир.  Куда   держим   курс.   /Ю.Дроздов.    – М.:   Артстил  -полиграфия, 2009.
  6. Изосимов   Ю.Ю.     Справочное    пособие    по  отечественной    истории    современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум,    1998.
  7. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.:    Институт экономических стратегий, 2006.
  8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008.  
  9. Нарочницкая    Н.А.   Россия   и  русские    в  современном     мире.  М.:    Алгоритм, 2009.
  10. Печенев   В.А.   «Смутное   время»   в новейшей    истории   России   (1985-    2003):  ист.  свидетельства   и  размышления     участника   событий    / В.    Печенев. - М.: Норма, 2004.
  11. Россия   и страны   мира.   2008.  Статистический   сборник.  М.:  Росстат,   2008.
  12. Сурков     В.Ю.    Основные     тенденции     и   перспективы      развития    современной     России.    /В.Ю.  Сурков.   М.:   Современный      гуманит.    университет, 2007.
  13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:    Европа, 2005.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru
  2. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «ВЕДА».    Форма доступа:  www.lib.ua-ru.net
  3. Электронный ресурс «Википедия». Форма доступа:  www.ru.wikipedia.org

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире

практические задания, внеаудиторная самостоятельная работа

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

практические задания, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)

внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.

внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира

внеаудиторная самостоятельная работа

  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности

практические задания, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

внеаудиторная самостоятельная работа

  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

внеаудиторная самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...