Быт и нравы Древней Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

TataEgorov

урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Быт и нравы Древней Руси

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной жизнью земледельцев и горожан IX-XIII веков, их жилищем, одеждой, традициями.

2. Развивать самостоятельность, речь, умение работать  в команде. Высказывать собственную точку зрения на исторические события, и ее  аргументировать.

3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за историю своей страны.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 6 класс, раздаточный материал, презентация.

Ход урока:

Орг. момент:

– Настроение, каково? – ВО!

– Все такого мнения? – Да!

– Все без исключения? – Да!

– Тогда улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и всем присутствующим на уроке гостям.  

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с племенами восточных славян, узнали об образовании ДРГ, деятельности первых киевских князей и прежде, чем начать урок мы проверим, как был усвоен вами данный материал. (ТЕСТ)

- Ребята, во сколько вы встаете утром? (примерно 7.30)

- А дальше? (умываемся, завтракаем, собираемся и идем в школу, слушаем музыку)

- Итак, утро – это начало, опережающий образ будущего дня.

                Ребята, как вы думаете, во сколько вставали люди в Древней  

               Руси? (с петухами, затем кушали и начинали трудиться)

             - Почти правильно, но вы забыли о главном. Прежде чем начать день,  

               человек Древней Руси подходил к иконе и обращался к Богу с

               молитвой (икона на столе). Представьте, ребята, весь русский люд в

               одно мгновение утра поклонялся иконе Божией и только после

               молитвы начинал трудиться… Вот мы с вами, узнав об этом,

               отправимся сейчас в 9-11 века и посмотрим, как жили наши предки.

Выскажите предположения о том, что мы должны будем узнать по нашей теме.

Что такое быт и нравы? (Дети высказывают свои гипотезы)

Запись в тетради: Быт- это повседневная жизнь. Нравы -это жилище, одежда, пища.

Можем ли мы сразу сейчас рассказать о том, как был организован быт и нравы в Древней Руси?

Сегодня мы с вами должны познакомиться с повседневной жизнь земледельцев и горожан, рассмотреть военное дело, жилища людей того времени, а также познакомиться с одеждой того времени.

   Класс делиться на 2 группы «Основное население», «знать»

Читают материал § 8 п.1 «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»

   Заполняют таблицу, каждый свой столбец:

Линии сравнения

Основное население

Знать

Занятия

Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников.

Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов.

Брак

девочки— с 12 лет были на выданье, мужчины — с 17 лет должны были обзавестись семьёй.

девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет

Развлечения

Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки, исполняли былины, песня). Народные гулянья летом (пели, водили хороводы, играли в жмурки, горелки, прятки)

Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение.

Воспитание

Мальчиков с 7 лет приучали к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства

Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее хозяйство

Вывод: Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились,  выполняли различные повинности. А знать правила, принимало послов,  устраивала пиры и ходила  в военные походы.  

   

 Действительно военному делу придавалось большое значение,  т. к. врагов  

  у   молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины  

  защищать его.

2. Военное дело.

Главной военной силой и опорой князя была дружина. Дружина делилась на старшую (знатные мужи) и младшую (отроки).  В случае  опасности князь собирал из городского и сельского населения - ополчение. Ополченцев называли вои.В вооружение русского воина входило: меч, топор, лук со стрелами, копье, щит, булава, палица. Голову и тело защищала кольчуга, шлем. Русский человек всегда стоял на защите своего Отечества.

Жилище князей и бояр – хоромы.

Хоромы состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, там размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы - повалуши, летние спальни клетки.

Рядом с теремом находились летние помещения, их соединяли с избой холодные переходы – сени.

В хоромах князя была еще и гридница -  большая парадная комната, где хозяин пировал со своей дружиной.

Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко в двухэтажных. Первый этаж – хозяйственный, второй – жилой.

Здания состояли из нескольких комнат. В покоях стояли деревянные кровати, скамьи столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои освещались свечами.

Ремесленный люд жил на окраинах города в – слободах. Слобода состояла из рубленных деревянных изб и глинобитных домиков.

Крестьяне :жили в небольших домах. На юге – полуземлянках, на севере в срубных наземных постройках с деревянными полами. Печи глинобитные или каменные топились по-черному. Окна были маленькими, обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами.


Новые понятия:
слобода, хоромы.
Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.
Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых находился терем.

Задание. В сценке будут отражены особенности русского костюма. Нужно записать незнакомые вам слова.

Сценка.

Древнерусская изба и семья.

Действующие лица: мать прядет, отец одевается, дочь у зеркала прихорашивается. Все собираются в церковь.

Дочка. – Батя, а почему рубаха у вас такая длинная?

Отец. – Так положено. Я ее сейчас кушаком подвяжу, и все будет нормально.

Продолжает наматывать на ноги онучи.

Дочь. – Батя, а что это вы за тряпки на ноги мотаете?

Отец. – Это не тряпки, а онучи называются. Сейчас вот сверху сапоги надену, штаны в них заправлю и все.

Дочь. – Ой, батя, а сапоги-то чтоль на одну ногу?! Надо ж на разные.

Отец. – Ничего ты, глупая не понимаешь! Так положено, вот разношу и все будет нормально!

Мать. – Ты чего к отцу-то привязалась? Что да как?!

Дочь. – Маманя, а вы долго прясть собираетесь? В церковь идти надо, служба уж скоро.

Мать. – Сейчас закончу. Начинает убирать возле прялки. Снимает обручи с рукавов рубахи.

- Надо рукава распустить, а то случай-то торжественный и поневу поправить.

Надевает на голову полотенце и приговаривает:

- Голову-то надо покрыть, а ты как незамужем можешь идти без повоя, «простоволосой».

Дочь. – А вы повой-то хорошо повяжите, а то ненароком сдерет кто с головы, пойдете опозоренной.

Мать. – Сдерет, так штрафом, знаешь каким будет наказан!

Отец. – Ну, что. Скоро вы, чтоль или нет? Идти уже надо!

Уходят.

Проверяется выполнение задания. Каковы Особенности древнерусского костюма? В тетрадь выписываются новые слова (прикрепляются и на доску).

Кушак – пояс.

Онучи – тряпки, которые наматывали на ноги перед тем, как надеть обувь.

Повой – это женский праздничный головной убор.

«Простоволосая» – непокрытая голова.

Понева- шерстяная юбка

Вывод: « Формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода  стало  возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения.                                                                                                                            Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быт и нравы Древней Руси

Презентация к уроку по теме "Быт и нравы Древней Руси" в 6-ом классе....

Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....

Быт и нравы Древней Руси

Быт и нравы Руси...

Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".

Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...