Рабочая программа. История России. 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических  и возрастных осбенностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nafikova_l.n._rp_istoriya_rossii._7kl.docx80.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

(МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»)

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «03» сентября 2013 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «05» сентября 2013 г.    №1

Председатель    _________

Т.А. Ничкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора   школы - интерната по МР  

__________  Т.А. Ничкова 

«06» сентября 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«10» сентября 2013 г.

Приказ «30» сентября 2013 г.     № 264

Рабочая программа

 История России

7а класс

Составитель:

Нафикова Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания,

высшая КК

   

с. Панаевск

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по истории России для 7 класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
  • Авторской программы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс. -  М.: Просвещение, 2011.
  • Авторской программы История России. Рабочие программы.  Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011.
  • Основной образовательной программы 4-11 классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» (приказ № 219 от 29.08. 2013 г.).

      Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

      Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • формирование у обучающихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.

        Главная содержательная линия курса  - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение.

Основные содержательные линии программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом школы в 7 классе программа устанавливает примерное распределение учебного времени: 38 часов - «История России» и 30 часов - «История нового времени» (68 часов, 2 часа в неделю).

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории России обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями шестиклассников.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

Новизна рабочей программы заключается  в уменьшении количества часов авторской программы  на изучение курса. В соответствии с авторской программой на изучение истории России в 7 классе отведено 42 часа. Настоящая рабочая программа скорректирована на 38 часов; во включении в неё тематического тестирования, презентаций, составленных обучающимися.

Объектом изучения курса «История России. Конец XVI - XVIII век» являются события, явления и процессы российской истории в данный период. основных этапах исторического пути Отечества в период с рубежа XV – XVI до начала XVIII века.  

Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

Цель преподавания курса «Истории России. Конец XVI - XVIII век»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок; определение места России в общем потоке истории человечества. Особенность курса заключается в раскрытии как

           Задачи изучения истории России в 7 классе:

  • продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
  • овладение обучающимися основными знаниями по истории России XVII – XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
  • воспитание обучающихся в духе уважения к истории России  XVII – XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;
  • развитие способности  обучающихся анализировать информацию, содержащуюся в источниках по истории России XVII – XVIII вв.

               В рабочей программе курс «История России. Конец XVI - XVIII век» для 7 класса представлен 5 темами:

  1. Россия на рубеже XVI – XVII вв.
  2. Россия в XVII в.
  3. Россия в первой четверти  XVIII в.
  4. Россия в 1725 – 1762 гг.
  5. Россия в 1762 – 1801 гг.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования.

Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 7а классе  выделяется  38 часов (2ч в неделю), из которых  на контрольные работы – 3 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы обучающихся, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории России: История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.

Учебник содержит теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий  сосредоточен в рабочей тетради, содержание которого достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса «История России. Конец XVI – XVIII век»  включают в себя:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое  многонационального народа России;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Предметные результаты изучения курса «История России. Конец XVI – XVIII век» включают в себя:

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
  •  формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтническом  и многоконфессиональном мире;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

Метапредметные результаты изучения курса «История России. Конец XVI – XVIII век» включают в себя:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи: всеобщая история, обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения        ;
  • Технология исследовательской направленности;
  • Здоровьесберегающая технология        ;
  • Технология игрового обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии. 

Основные формы и средства  контроля:

  • Тестирование (как тематическое, так в форме ГИА)
  • Исторические диктанты
  • Контрольная работа
  • Творческие работы
  • Составление  простого и сложного плана к тексту
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ
  • Электронная презентация по материалам сети Интернет
  • Мини-проекты
  • Тематический кроссворд
  • Работа с контурными картами

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

Количество часов

18

14

6-

-

38

Контрольные работы

1

1

1

3

Практические, творческие

Др. виды деятельности

Составление простого плана к тексту, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ, тестирование, тематический кроссворд

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1ч.)

Тема 1. Россия на рубеже XVI – XVII вв. (4ч.)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Смута. Причины, суть, участники Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Тема 2. Россия в XVII в. (9ч.)

Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Оформление сословного строя. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666 - 1667 гг.

Внешняя политика. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 - 1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676 - 1681 гг. Крымские походы.

Культура и быт в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.

Быт и о сословий: царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы.

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (9ч.)

      Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований.

Начало царствования Петра I. Личность Петра. Великое посольство 1697 - 1698 гг.

Россия в первой четверти XVIII в. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.

Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Аристократическая  оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная  и налоговая реформы. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.

Социальные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

     Внешняя политика Петра I. Северная война 1700 - 1721 гг.: причины, сущность, итоги. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость. Здание Двенадцати  коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.

Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.

Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Итоги и цена петровских преобразований.

Тема 4. Россия  в 1725 – 1762 гг.  (4ч.)  

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735 - 1739 гг. Русско-шведская война 1741 - 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757 - 1762 гг. П. А; Румянцев. П. С. Салтыков.

Тема 5. Россия в 1762 – 1800 гг. (10ч.)

Екатерина II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного  абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Вольное экономическое общество. Уложенная  комиссия. Основные сословия российского общества, и положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.

Восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Рост помещичьего землевладения. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев.

Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787 - 1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией.

Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.

Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1755 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. М.М. Щербатов. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.

Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.

Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.

     Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.

Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

     Итоговое повторение и обобщение (1 час)

   

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

Введение. Россия на рубеже 16-17 вв.

1

Тема 1. Россия на рубеже XVI – XVII вв.  - 4ч.

2.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1

3.

Смута в Российском государстве.

1

4.

Окончание Смутного времени.

1

5.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия на рубеже XVI – XVII вв.»

1

Тема 2. Россия в XVII в. - 9ч.

6.

Новые явления в экономике.

1

7.

Основные сословия российского общества.

1

8.

Политическое развитие страны.

1

9.

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

10.

Народные движения.

1

11.

Внешняя политика России в XVIIв.

1

12.

Образование и культура России в XVIIв.

1

13.

Сословный быт. Обычаи и нравы.

1

14.

Контрольная работа по теме «XVII век в историческом развитии России».

1

Тема 3. Россия в первой четверти  XVIII в. - 9ч.

15.

Предпосылки петровских преобразований.

1

16.

Петр I. Россия на рубеже веков.

1

17.

Северная война.

1

18.

Реформы Петра I.

1

19.

Предпосылки петровских преобразований.

1

20.

Экономика России в I чет. XVIIIвека.

1

21.

Народные движения в I чет. XVIIIв.

1

22.

Изменение в культуре и быте в I чет. XVIIIв.

1

23.

Контрольная работа по теме «Россия при Петре I».

1

Тема 4. Россия в 1725 – 1762 гг. - 4ч.

24-25.

Дворцовые перевороты.

2

26.

Внутренняя политика России 1725-1762 гг.

1

27.

Внешняя политика России 1725-1762 гг.

1

Тема 5. Россия в 1762 – 1801 гг. - 10ч.

28.

Внутренняя политика Екатерины II.

1

29.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

1

30

Экономическое развитие России во II пол. XVIIIв.

1

31 -32.

Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство.

2

33.

Россия при Павле I. Внешняя и внутренняя политика России в конце XYIII в.

1

34.

Наука и образование.

1

35.

Художественная культура.

1

36.

Быт и обычаи.

1

37.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Россия в 1762 – 1801 гг.»

1

38.

Итоговое обобщение по курсу

1

ВСЕГО

38ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Основная:

1. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.

2. Данилов А.А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI – XVIII век. Рабочая тетрадь 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

        

Дополнительная:

1.  Анисимов Е. В. Династия Романовых. — М., 2010.

2.  Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. — М., 2009.

3. Брикнер А. Г. Император Петр I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.

4. Елисеева О. И. Екатерина Великая. — М., 2010.

5. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII. (Опыт целостного анализа). М., 2001.

6. Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2006.

7. Павленко Н. И. Елизавета Петровна. — М., 2008.

8. Павленко Н. И. Петр Великий. — М., 2010.

9. Песков А. М. Павел I. — М., 2005.

10. Сахаров А. Н. Степан Разин. — М., 2010.

11. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. — М., 2002.

12. Скрынников Р. Г. Василий Шуйский. М., 2002.

13. Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский. М., 2007.

14. Скрынников Р. Г. Михаил Романов. М., 2005.

Для учителя

Основная:

1. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.

Мультимедийные пособия: 

1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).

2. История Отечества. 882 – 917. (СД).

3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).

4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).

5. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. До XIXв.

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Дополнительная:

1. Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планирование по истории России.  XVI – XVIII веков:  7 класс. – М.: Экзамен, 2008.

2. Анисимов Е. В. Династия Романовых. — М., 2010.

3. Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.

4. Анисимов Е. В. Петр Великий: личность и реформы. — М., 2009

5. Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII-XVIII вв. М., 1994.

6. День народного единства. Биография праздника. Антология. — М., 2009.

7. Елисеева О. И. Екатерина Великая. — М., 2010.

8. История государства Российского: Жизнеописания. XVII век. М., 1997.

9. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век. М., 1996.

10. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XVII век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. М., 2000-2001.

11. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XVIII век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. М., 2001.

12. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: Вако, 2011.

13. Майков А. Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы. Книга для учителя.

14. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 7 класс. – М.: Вако, 2013.

15. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 2. Ч. 1-2. — М, 1995, 1997.

Адреса Интернет-ресурсов

  1. http:/school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос»
  3. http://www.rusedu.ru
  4. http://rus.1september.ru
  5. http://www.openclass.ru
  6. http://www.metodist.ru
  7. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  8. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  9. http://history.tom.ru/ история России от князей до Президента
  10. http://statehistory.ru/ - история государства

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории России в 7 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения курса «История России. Конец XVI - XVIII век» обучающийся  должен:

Знать:

  • основные этапы и ключевые события истории России конца XVI - XVIII вв. и выдающихся деятелей истории этого период;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;
  • даты основных событий, термины и понятия истории России конца XVI - XVIII вв., результаты и итоги ключевых событий.

Уметь:

  • связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории  России конца XVI - XVIII вв.;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
  • сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов;
  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России конца XVI - XVIII вв.,  достижениям культуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Владеть компетенциями: социально-адаптивной (гражданственной); когнитивной (познавательной); информационно-технологической; коммуникативной.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации  обучающихся основной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...