Рабочая программа. История России. 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических  и возрастных осбенностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nafikova_l.n._rp_istoriya_rossii._8_kl.docx81.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

(МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»)

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «03» сентября 2013 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «05» сентября 2013 г.    №1

Председатель    _________

Т.А. Ничкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора   школы - интерната по МР  

__________  Т.А. Ничкова 

«06» сентября 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«10» сентября 2013 г.

Приказ «30» сентября 2013 г.     № 264

Рабочая программа

 История России

8а, 8б классы

Составитель:

Нафикова Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания,

высшая КК

   

с. Панаевск

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по истории России для 8 класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
  • Авторской программы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. -  М.: Просвещение, 2011.
  • Авторской программы История России. Рабочие программы.  Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011.
  • Основной образовательной программы 4-11 классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» (приказ № 219 от 29.08. 2013 г.).

      Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

      Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • формирование у обучающихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

        Главная содержательная линия курса  - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение.

Основные содержательные линии программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом школы в 8 классе программа устанавливает примерное распределение учебного времени: 40 часов - «История России» и 28 часов - «История нового времени» (68 часов, 2 часа в неделю)

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории России обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями шестиклассников.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

Новизна рабочей программы заключается  в уменьшении количества часов авторской программы  на изучение курса. В соответствии с авторской программой на изучение истории России в 8 классе отведено 44 часа. Настоящая рабочая программа скорректирована на 40 часов; во включении в неё тематического тестирования, презентаций, составленных обучающимися.

           Объектом изучения курса «История России. XIX века» являются события, явления и процессы истории России в  период XIX века.

Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

Цель преподавания курса «Истории России. XIX век» – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок; определение места России в общем потоке истории человечества. Особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

           Общие задачи изучения истории России в 8 классе:

  • формирование первичных ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
  • овладение обучающимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков;
  • развитие способности  обучающихся анализировать информацию, содержащуюся в источниках по истории России XIX в.;
  • формирование у обучающихся умения применять знания по истории России в XIX в. для осмысления сущности современных общественных явлений.

 В рабочей программе курс «История России. XIX век» для 8 класса представлен 2 темами:

  1. Россия в первой половине XIX в.
  2. Россия во второй половине XIX в.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования.

Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 8 классе  выделяется  40 часов (2ч в неделю), из которых  на контрольные работы – 2 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы обучающихся, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу история России: История России. XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.

Учебник содержит теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий  сосредоточен в рабочей тетради, содержание которого достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса «История России. XIX век» включают в себя:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта истории России периода XIX в; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия в изучаемый период, уважение к культуре своего  и других народов.

        Предметные результаты изучения курса «История России. XIX век» включают в себя:

  • овладение целостным представлением об историческом пути России, соседних народов и государств в XIX в;
  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений истории России XIX в., умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (правление Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний правителей, государственных деятелей, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;
  • уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.

Метапредметные результаты изучения курса «История России. XIX век» включают в себя:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи: всеобщая история, обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения        ;
  • Технология исследовательской направленности;
  • Здоровьесберегающая технология        ;
  • Технология игрового обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии. 

Основные формы и средства  контроля:

  • Тестирование (как тематическое, так в форме ГИА)
  • Исторические диктанты
  • Контрольная работа
  • Творческие работы
  • Составление  простого и сложного плана к тексту
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ
  • Электронная презентация по материалам сети Интернет
  • Мини-проекты
  • Тематический кроссворд
  • Работа с контурными картами

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

Количество часов

18

14

8

40

Контрольные работы

1

1

2

Практические, творческие

Др. виды деятельности

Составление простого плана к тексту, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ, тестирование, тематический кроссворд

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1ч.) Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Сословия.  Экономический строй.  Политический строй.

Тема 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (17ч.)

Внутренняя политика в 1801 - 1806 гг.. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. Создание министерств. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.

Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Россия в международных отношениях начала XIX в. Внешняя политика в 1801 —1812гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Патриотический подъём народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Баратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и др.). Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Причины победы России в Отечественной войне. Влияние войны на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 - 1825 гг. Начало заграничных походов, их  цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия — мировая держава.

Внутренняя политика в 1814 - 1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812 - 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные общества. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянская реформа. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.

Общественное движение 1830 - 1850-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Оппозиционная общественная мысль. Либеральное движение. Западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев., К.Д. Кавелин). Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). Революционно0социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В Петрашевцы. Теория «общинного социализма».

Внешняя политика во второй четверти XIX в. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826 - 1828 гг. Русско-турецкая война 1828 - 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Крымская война 1853 - 1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона  Севастополя. П. С. Нахимов,  В. А. Корнилов, В. И. Истомин.  Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие образования, его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). 

Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского.

Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С.Даргомыжский.

Живопись. К. П. Брюллов. О.А.Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.

Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихйн (Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Тема 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (21ч.)

 Великие реформы 1860 – 1870-х гг.. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.

Отмена крепостного права. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий  Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860 - 1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Итоги и последствия реформ 1860 – 1870 –х гг.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства, развитие торговли. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850-х -  начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н. Катков.

Причины роста революционного движения. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II и его последствия.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860 - 1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 1880 - 1890-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Выщнёградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества.

Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 1880 - 1890-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX в.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Расцвет российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук (А.Г. Столетов, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов). Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Расширение издательского дела.

Критический реализм в литературе. (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

  Итоговое обобщение (1ч).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

Введение.

1

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (17ч.)

2.

Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.

1

3.

Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.

1

4.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.

1

5.

Отечественная война 1812 года.

1

6.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813 – 1825 гг.

1

7.

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

1

8.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

1

9.

Общественное движение при Александре I.

1

10.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

11.

Внутренняя политика Николая I.

1

12.

Социально-экономическое развитие в 20-50-х гг. XIX в.

1

13.

Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849 гг.

1

14.

Общественное движение в годы правления Николая I.

1

15.

 Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя.

1

16.

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.

1

17.

Художественная культура. Быт и обычаи.

1

18.

Контрольная работа по теме: «Россия в первой половине XIX в.»

1

Тема 2. Россия во второй  половине XIX в. (21ч.)

19.

Накануне отмены крепостного права.

1

20.

Отмена крепостного права.

1

21-22.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIXв.

2

23.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.

1

24.

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

25.

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

26.

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIXв.

1

27.

Внешняя политика Александра II.

1

28.

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

1

29-30.

Внутренняя политика Александра III.

2

31.

Экономическое развитие  в годы правления Александра III.

1

32.

Положение основных слоев общества.

1

33.

Общественное движение 80-90 гг. XIXв.

1

34.

Внешняя политика Александра III.

1

35.

Просвещение и наука во второй половине XIX века.

1

36.

Литература и изобразительное искусство во второй половине XIX века

1

37.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

1

38.

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

39.

Контрольная работа по теме: «Россия во второй половине XIX в.»

1

40.

Итоговое обобщение по курсу.

1

ВСЕГО

40ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Основная:

1. История России. XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век:  Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная:

1. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. — М., 1994.

2. Анисимов Е. В. Багратион. — М., 2009.

3. Архангельский А. Александр I. — М., 2008.

4. Боханов А. Н. Александр III. — М., 2007.

5. Боханов А. Н. Николай I. — М., 2008.

6. Кудрина Ю. Мария Федоровна. — М., 2009.

7. Кузьмина С. Адмирал Корнилов. — М., 2007.

8. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.

9. Лопатников В. Горчаков. — М., 2004.

10. Толмачев Е. П. Александр II и его время. Кн. 1-2. М., 1998.

11. Толмачев Е. П. Александр III и его время. М., 2007.

12. Томсинов В. А. Аракчеев. — М., 2010.

13. Томсинов В. А. Сперанский. — М., 2006.

14. Шильдер Н. К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.

15.Шильдер Н. К. Император Николай I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.

Для учителя

Основная:

1. История России/ XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012.

Мультимедийные пособия: 

1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).

2. История Отечества. 882 – 917. (СД).

3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).

4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).

5. Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIXв.

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Дополнительная:

1. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века. — М., 1994.

2. История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Первая половина. М., 1997.

3. История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая половина. М., 1998.

4. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XIX век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. М., 2001.

5. История России. XIX век / Автор-составитель Л. М. Ляшенко. М., 2002.

6. Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс /Сост. К.В. Волкова. – М.: Вако, 2011.

7. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

8. Миронов Г. Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX в. М., 1995.

9. Соловьев К.А.  Поурочные разработки по истории России XIXвек. 8 класс. – М.: Вако, 2010.

10. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 8 класс. – М.: Вако, 2013.

Адреса Интернет-ресурсов

  1. http:/school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос»
  3. http://rus.1september.ru
  4. http://www.openclass.ru
  5. http://www.metodist.ru
  6. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  7. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  8. http:// statehistory.ru – сайт «История государства»
  9. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html. – интернет – проект 1812 год
  10. http://xix-vek.ru/ - история России XIX век.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории России в 8 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения курса «История России. XIX век» обучающиеся должны:

Знать

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира в XIX веке  и выдающихся деятелей истории;
  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса в XIX веке;  
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX – начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.
  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
  • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах плана, сообщений, конспекта, реферата, других творческих работ;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени.
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших школьников основной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...