МАТЕРИАЛЫ К УЧЕНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ. 20 ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
методическая разработка по истории (8, 9 класс) на тему

ЦЕЛИ:

1.Расширить  и  углубить  знания  школьников  о  главном  Законе  страны – Конституции  РФ.

2.Воспитание  уважения  к  Основному  закону,  праву  на  основе  изучения  истории  создания  и  основного  содержания  Конституции  РФ.

3.Развитие  творческих  способностей,  навыков  публичного  выступления  обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsmonnoe_razvitie_8-9_kl.rar2.86 МБ

Предварительный просмотр:

                   МАТЕРИАЛЫ  К  УЧЕНИЧЕСКОЙ  КОНФЕРЕНЦИИ  ПО  ТЕМЕ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ.

20 ЛЕТ  КОНСТИТУЦИИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ»

ЦЕЛИ:

1.Расширить  и  углубить  знания  школьников  о  главном  Законе  страны – Конституции  РФ.

2.Воспитание  уважения  к  Основному  закону,  праву  на  основе  изучения  истории  создания  и  основного  содержания  Конституции  РФ.

3.Развитие  творческих  способностей,  навыков  публичного  выступления  обучающихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.Конституция  РФ,  

2.Презентация,

3.Материалы  для  подготовки  выступлений.

ХОД  КОНФЕРЕНЦИИ.

  1.      Вступительное  слово  учителя.

                 Ребята!  20 лет  назад,  12 декабря  1993 года – была  принята  Конституция  РФ.  Это  было  очень  сложное  переломное  время  в  истории  нашей  страны.  После  распада  СССР  в  1991 году  начался  новый этап  развития  в  истории  России.  Поэтому  подготовка  проекта  конституции  шла  в  острой  борьбе  между  разными  политическими  силами.  Непросто  было  отстаивать  свои  позиции  сторонникам  подлинно  демократического  Основного  закона.

                 Разрабатывался  проект  конституции  не  на  пустом  месте.  При  этом  учитывался  опыт  конституционного  развития  предшествующего  периода  развития  России  и  других  стран  мира.

                 Сегодня  мы  немного  расскажем  вам  о  том,  где  и  когда  появились  первые конституции,  когда  появились   первые  проекты  конституции  и  была  принята  первая  конституция  в  России;  что  собой  представляет  Конституция  нашей  страны  и  её  символика.  Вам  предстоит  внимательно  выслушать  выступления  и  в  конце  ответить  на  вопросы  викторины.

  1.     Выступления  обучающихся.

1.УЧЕНИК.  Из  истории  Конституции.

Первые  попытки  создать  конституцию  предпринимались  ещё  в  древности.  В  Древнем  Риме  словом  «конституция»  называли  документы,  которые  издавали  правители – императоры.

Конституция  как  единый  закон  появилась  впервые  в  США  в  1787 году,  с  некоторыми  изменениями  она  действует  и  сейчас.

В  Европе  первые  конституции  были  приняты  в  Польше  и  Франции  в  1791 году.  

          В  России  первые  проекты  конституции  появились  в  царствование  Александра 1.

  • В  1818 году  Н.Н.Новосильцевым  была  разработана  первая  конституция  для  

всей  России,  получившая  название  «Уставной  грамоты  Российской  империи»,  но  она  не  была  принята.

  • В  1825 году  проекты  конституции  были  разработаны  в  тайных  обществах

декабристов: «Конституция»,  разработанная  Н.М.Муравьёвым  в  «Северном  обществе»  и  «Русская  правда»,  разработанная  П.И.Пестелем  в  «Южном  обществе».

         В  советский  период  истории  нашей  страны  было  принято  4 конституции.

  • В  июле  1918 году  была  принята  первая  советская  конституция.  Она  

провозгласила  Россию  Советской  Федеративной  Социалистической  Республикой (РСФСР).

  • В  1925 году  после  принятия  Конституции  СССР (Союза  Советских  

Социалистических  Республик),  была  принята  вторая  конституция  РСФСР,  которая     закрепила  положение  России  в  составе  СССР  как  одной  из  союзных  республик.

  • В  1937 году  была  принята  третья  Конституция  РСФСР.  Руководителем  

страны  в  это  время  был  И.В.Сталин,  поэтому  её  называли  «сталинской».

  • В  1978 году  была  принята  четвёртая  Конституция  РСФСР,  руководителем  

страны  был  Л.И.Брежнев,  её  называли  «брежневской».

          2.УЧЕНИК.  Что  такое  Конституция?

          Слово  «конституция»  в  переводе  с  латинского  означает – «устройство».

Конституция – основной  закон  государства.  В  конституции  определяется,  как  устроено  государство,  как  формируются  и  действуют  органы  государственной  власти  и  какими  правам  и  обязанностями  обладают  граждане  страны.

          Конституция  отличается  от  других  юридических  документов (законов),  обладает  особыми  свойствами:

          1)высшей  юридической  силой,  все  другие  законы  должны  приниматься  в  соответствии  с  Конституцией  и  не  должны  противоречить  ей.

          2)является  основой,  главным  источником  для  всего  законодательства.

          3)особым  порядком  принятия  и  изменения.

Известно  несколько  способов  принятия  конституции.

          1)референдумом – всенародным  голосованием.

          2)Конституционным  собранием – высшим  выборным  органом,  который  специально  создаётся  для  принятия  Конституции.        

          3)парламентом  страны,  но  в  более  сложном  порядке.

          4)дарованием  актом  главы  государства (Например,  Александра 1  в  1815 году  даровал  Конституцию  Царству  Польскому).    

          3.УЧЕНИК.  Конституция  Российской  Федерации.

Принятию  Конституции  предшествовала  большая  работа  по  подготовке  проекта  

Основного  закона.  Ещё  летом  1993 года  Президент  России  Борис  Николаевич  Ельцин  созвал Конституционное  совещание,  в  работе  которого,  приняли  активное  участие  многие  известные  юристы,  учёные,  народные  депутаты  России.  В  их  числе  О.Г.Румянцев – секретарь  Конституционной  комиссии,  А.А.Собчак – народный  депутат,  С.М.Шахрай – доктор  юридических  наук,  В.Л.Шейнис – известный  политический  деятель страны.  Они  отдали  много  сил,  здоровья,  времени,  знаний,  для  того  чтобы  Конституция  стала  подлинно  демократической.  

          Конституция  Российской  Федерации  была  принята  12 декабря  1993 года   путём  референдума.

          Конституция  состоит  из  преамбулы  и  двух  разделов.

  • Преамбула – это  вводная  часть,  в  которой  дана  краткая  характеристика  

целей  и  мотивов  принятия  Конституции.

          В  преамбуле  говорится  о  том,  что  Конституцию  РФ  принимает  многонациональный  народ  РФ.

          «Мы,  многонациональный  народ  Российской  Федерации, … стремясь  обеспечить  благополучие  и  процветание  России,  исходя  из  ответственности  за  свою  Родину  перед  нынешним  и  будущим  поколениями,  сознавая  себя  частью  мирового  сообщества,  принимаем  Конституцию  Российской  Федерации.

  • 1-ый  раздел  Конституции  состоит  из  9 глав (137 статей).

Глава 1.  «Основы  конституционного  строя»  закрепляет  принципы  

государственного  и  общественного  строя  России.

         Глава 2.  «Права  и  свободы  человека  и  гражданина» - закрепляет  основные  права,  свободы  и  обязанности  граждан  и  юридические  гарантии  прав  и  свобод.

         Глава 3.  «Федеральное  устройство»  определяет территориальное  устройство  государства  в  форме  федерации,  состоящей  из  субъектов  федерации.

         Глава 4.  «Президент  России»  определяет  полномочия (права  и  обязанности) президента  как  главы  Российского  государства.

         Глава 5.  «Федеральное  собрание» - определяет  структуру,  порядок  формирования  и  полномочия  высшего  представительного,  законодательного  органа  страны – парламента.

         Глава 6.  «Правительство»  определяет  структуру,  порядок  создания  и  полномочия (права  и  обязанности)  высшего  органа исполнительной  власти.

         Глава 7.  «Судебная  власть» - закрепляет  принципы  осуществления  правосудия  и  систему  судебных  органов страны.

         Глава 8.  «Местное  самоуправление»  устанавливает  принцип  организации  местного  самоуправления.

         Глава 9.  «Порядок  изменения  Конституции»  устанавливает  порядок  изменения  Конституции,  внесения  в  неё  поправок  или  пересмотр.

  • 2-ой  раздел  Конституции  «Заключительные  и  переходные  положения»  

содержат  положения,  в  соответствии  с  которыми  Конституция  вводится  в  действие.

          4.УЧЕНИК.  Государственные символы  России.  

          У  каждого  государства  есть  своя  символика – отличительные  знаки: герб,  флаг  и  гимн.

          Герб – символический  отличительный  знак  государства,  составленный  и  художественно  оформленный  в  соответствии  с  определёнными  правилами.

          Государственный  герб  РФ – был  утверждён  законом  «О  Государственном  гербе  Российской  Федерации»  в  декабре  2000 года.  Он  был  разработан  под  руководством  государственного  герольдмейстера  России  Г.В.Виллинбахова.  Рисунок  золотого  двуглавого  орла  выполнил  художник  Е.Ухналёв.

          Государственный  герб  представляет  собой  красный  геральдический  щит  с  золотым  двуглавым  орлом,  поднявшим  вверх  распущенные  крылья.  Орёл  увенчан  двумя  малыми  коронами  и  одной  большой  короной,  соединёнными  лентой.  В  правой  лапе  орла – скипетр,  в  левой – держава.  На  груди  орла  в  красном  щите – серебряный  всадник  в  синем  плаще,  поражающий  копьём  чёрного,  опрокинутого  навзничь  дракона.  

          Двуглавый  орёл  в  государственном  гербе  символизирует  государственность  Российской  Федерации,  её  суверенитет (независимость),  единение  народов  европейской  и  азиатской  части  современной  России.

          Появление  государственного  герба  в  виде  двуглавого  орла  в  России  традиционно  связывается  с  именем  великого  князя  Московского  Ивана 3 Васильевича,  его  женитьбой  на  Софье  Палеолог,  племяннице  последнего  византийского  императора  Константина 12.

          Изображение  двуглавого  орла  указывало  на  высокое  положение  великого  князя  Московского,  являлось  символом  власти  равной  императорской.

          Всадник,  поражающий  копьём  дракона  символизировал  святого  воина – защитника  от  сил  зла,  покровителя  Руси.  Позже  во  времена  Петра 1  он  был  перевоплощён  в образ  Георгия  Победоносца,  который  сильно  почитался  на  Руси.

          Ученик  читает  стихотворение  «Я  вчера  читала  книжку…» (автор  неизвестен)

          «Велика  наша  держава,                           Красный – кровь  героев  павших,

          Чтобы  в  мир  царил  вовек,                     Чтобы  жили  мы  с  тобой.

          Вдаль  глядит  орёл  двуглавый,               Золото – богатство  наше

          Защищает  нас  от  бед.                              Хлеб,  руда,  поля,  леса.

          На  коне – Победоносец –                          Только  чтобы  жить  богаче              

          Наш  святой  борец  со  злом.                    Нужны  труд  и  доброта».

          Змея  лютого,  большого                            Я  послушала  рассказы        

          Он  убил  своим  копьём.                            О  России  с  давних  дней

          А  раскрашен  герб  российский                И  решила – нет  на  свете

          В  красный  цвет  и  золотой.                     Лучше  Родины  моей.

                 

          Флаг – прикреплённое  к  древку  или  шнуру  полотнище,  строго  определённых  размеров  и  цветов,  иногда  с  изображением  герба  или  эмблемы.  Является  символом  объединения  и  власти.

          Государственный  флаг  России  представляет  собой  прямоугольное  полотнище  из  трёх  равных  по  величине  горизонтальных  полос:  верхнего – белого  цвета,  среднего – синего  цвета,  нижнего – красного  цвета.  Выражает  идею  единства  и  суверенитета  России.          Российский  триколор (трёхцветный  флаг)  отражает  русские  традиции: белый  цвет

олицетворяет  мир,  чистоту,  благородство;  синий – небесную  сферу;  красный  считается   символом  отваги  и  мужества.

          Ученик  читает  стихотворение  «Флаг  родной»  Софьи  Зайцевой.

          Флаг  российский  наш  окрашен                  Боль  народа,  кровь  погибших

          В  белый,  синий,  красный  цвет.                 Отражает  красный  цвет.

          Он  трепещет  в  небе  ясном,                        Будет  Родину  любить  мы

          И  его  прекрасней  нет.                                  И  хранить  её  от  бед.

 

          Белый – символ  мира,  правды

          И  душевной  чистоты.

          Синий – верности  и  веры,

          Бескорыстной  доброты

          Гимн – торжественное  музыкальное  произведение,  призванное  сплачивать,  вдохновлять  всю  нацию.  Слово  гимн  пришло  в  русский  язык  из  греческого  и  означает  «петь,  славить,  хвалить».

          Государственный  гимн  РФ  написан  С.В.Михалковым,  на  музыку  А.В.Александрова.  Утверждён  законом   8 декабря  2000 года.

          Ученик  читает  стихотворение  «Я  вчера  читала  книжку…» (автор  неизвестен).

          Гимн – символ!  Без  него  страна,

          как  президент,  лишённый  власти;

          в  нём – жизнь  и  мысли  глубина,

          защита  от  любой  напасти.

          Он  прост,  велик  одновременно

          и  музыкой,  и  силой  слов.

          Всё  в  этой  жизни  переменно,

          но  вечна  к  родине  любовь!

  1. Подведение  итогов.  Викторина.

                 20 лет,  которые  прошли  с  момента  принятия  Конституции  нашей  страны  показали,  какое  важное  значение  имело  это  событие  для  демократического  развития

Россия,  для  нас  с  вами,  граждан  России.  Более  подробно  о  Конституции,  правах  и  свободах  граждан  мы  узнаем  на  уроках  обществознания.  Кто  из  вас  лучше  всего  запомнил  фактический  материал,  изложенный  на  конференции,  покажет  викторина.

 

ВИКТОРИНА

1.Когда  и  где  появилась  первая  конституция?

                          (в 1787 году  в  США)

2.Когда  и  где  были  приняты  первые  Конституции  в  Европе?

                           (в  1791 году  в  Польше  и  Франции)

3.Как  назывался  проект  Конституции,  разработанный  Н.Н.Новосильцевым  в  1818 году?       («Уставная  грамота  Российской  империи)

4.Как  назывались  члены  тайных  обществ,  разработавшие  проекты  Конституции  в  1825 году?            (декабристы)

5.Сколько  было  разработано  Конституций  в  советский  период  истории  нашей  страны?            (четыре)

6.Когда  была  принята  первая  советская  Конституция?

                           (в  1918 году)

7.Как  называлось  государство,  в  состав  которого  входила  Россия  по  Конституции  1925 года?           (СССР)

8.Что  означает  слово  «конституция»  в  переводе  с  латинского  языка?

                          (устройство)

9.Назовите  два  известных  вам  способа  принятия  конституции?

    (референдумом,  Конституционным  собранием,  парламентом,  дарованием)

10.Кто  был  Президентом  России  в  год  принятия  Конституции  России?

                           (Б.Н.Ельцин)

11.Когда  и  каким  путём  была  принята  Конституция  РФ?

                           (12 декабря  1993 года  путём  референдума)

12.Что  такое  преамбула?

                           (вводная  часть  Конституции)

13.Сколько  глав  и  статей  в  1 разделе  Конституции?

                           (9 глав  и  137 статей)

14.Что  изображено  на  красном  геральдическом  щите  государственного  герба  России?           (- золотой  двуглавый  орёл,  поднявший  вверх  крылья;

                            - орёл  увенчан  2 малыми  коронами  и  1 большой;

                            - скипетр  и  держава  в  лапах  орла;

                            - на  груди  орла  всадник,  поражающий  копьём  дракона.)

15.Кто  ввёл  государственный  герб  в  виде  двуглавого  орла?

                           (Иван 3)

16.Что  собой  представляет  государственный  флаг  России?

                           (прямоугольное  полотнище  из  трёх  равных  по  величине    

                            горизонтальных  полос: белого,  синего  и  красного)

17.Что  означает  слово  «гимн»  в  переводе  с  греческого   языка?

                           (петь,  хвалить,  славить)

18.Кто  является  автором  государственного  гимна  России?

                           (С.В.Михалков  и  А.В.Александров)

19.Что  такое  конституция?

ВИКТОРИНА

1.Когда  и  где  появилась  первая  конституция?

                         

2.Когда  и  где  были  приняты  первые  Конституции  в  Европе?

                           

3.Как  назывался  проект  Конституции,  разработанный  Н.Н.Новосильцевым  в  1818 году?      

 

4.Как  назывались  члены  тайных  обществ,  разработавшие  проекты  Конституции  в  1825 году?        

   

5.Сколько  было  разработано  Конституций  в  советский  период  истории  нашей  страны?    

     

6.Когда  была  принята  первая  советская  Конституция?

                       

7.Как  называлось  государство,  в  состав  которого  входила  Россия  по  Конституции  1925 года?  

       

8.Что  означает  слово  «конституция»  в  переводе  с  латинского  языка?

                       

9.Назовите  два  известных  вам  способа  принятия  конституции?

   

10.Кто  был  Президентом  России  в  год  принятия  Конституции  России?

                       

11.Когда  и  каким  путём  была  принята  Конституция  РФ?

                           

12.Что  такое  преамбула?

                         

13.Сколько  глав  и  статей  в  1 разделе  Конституции?

                         

14.Что  изображено  на  красном  геральдическом  щите  государственного  герба  России?          

15.Кто  ввёл  государственный  герб  в  виде  двуглавого  орла?

                           

16.Что  собой  представляет  государственный  флаг  России?

                         

17.Что  означает  слово  «гимн»  в  переводе  с  греческого   языка?

                         

18.Кто  является  автором  государственного  гимна  России?

                           

19.Что  такое  Конституция?

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Данилов  А.А.,  Косулина  Л.Г.,  Брандт  М.Ю.  История  России.  20-начало  21 века.  Учебник  для  9 класса  общеобразовательных  учреждений.  М.,  «Просвещение», 2004 г.

2.Данилов  А.А.,  Косулина  Л.Г.  История  России  19 век.  Учебник  для  8 класса  общеобразовательных  учреждений.  М.,  «Просвещение»,  2000 г.

3.Кравченко  А.И.,  Певцова  Е.А.  Обществознание.  Учебник  для  6 класса  общеобразовательных  учреждений.  М.,  «Русское  слово»,  2009 г.

4.Некрасов  С.И.  Конституционное  право  РФ.  Краткий  курс  лекций.  М.,  «Юрайт»,  2012 г.

5.Право.  Учебник  для  учащихся  10 класса  общеобразовательных  учреждений.  Профильный  уровень.  Под  редакцией  Л.Н.Боголюбова,  Е.А.Лукашевич,  А.И.Матвеева.  М.,  «Просвещение»,  2007 г.

6.Интернет  ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы конституционного строя России

Тест по теме, с ответами...

Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Урок обществознания в 9 классе по теме "Конституция РФ.Основы конституционного строя России".

Урок построен на материале учебника Боголюбова "Введение в обществознание".Цели: закрепить знания учащихся о Конституции РФ;развивать умения анализировать тексты, характеризовать смысл основных п...

Презентация у уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III".

Презентация к уроку истории России "Экономическое развитие России в годы правления Александра III"....

Тест по теме "Конституционное право России"

Тест по теме "Конституционное право в России"  ( учебник О.Б.Соболева, В.Н.Чайка)...

КИМы по теме "Конституционное право России", 10 класс

Контрольно-измерительные материалы для проверки знаний по теме "Конституционное право России"....