Внеклассное мероприятие по истории: "Как это было! Как совпало..."
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

СОКОЛОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

Внеклассное мероприятиепо истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Великая Победа 1945 года"

Ход мероприятия

Звучат песни военных лет.

Вступление.

Звучит колокольный звон.

Ведущий: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. И сегодня День Победы празднуется, как и в далеком 45-м. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Класс исполняет песню «Песня о пограничнике»

1 часть
(вступительная)

Ведущий:

Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Выходят пары, танцуют вальс.

Ученик:

Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Фонограмма: звуки войны (рев самолетов, разрывающиеся снаряды и т.д.), все замирают. Голос Левитана объявляет начало войны, на экране показ документальных кадров, все слушают.

Ученица:

Пламя ударило в небо – 
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»
Родина.

Звучит отрывок из песни «Священная война» На экране: плакат «Родина Мать зовет!»

Ученик:

Кровью закат окрашен,
Тихо идем без слов.
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Путь наш тяжел и длинен.
В горе. В слезах. В огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве.
Ноги твои босые,
Кровь посреди дорог – 
Трудный твой путь Россия,
С запада на восток.

Все уходят.

2 часть

На экране: документальные кадры 1941 года. Выходят учащиеся, читают хронологию событий 1941 года.

  • Уже 22 июня немцы уничтожили более 1200 советских самолетов, большинство из этих самолетов даже не успели подняться в воздух.
  • Но с первых минут войны фашисты столкнулись с отчаянным сопротивлением воинов Красной армии. Отважно защищались молодые защитники Брестской крепости. Ни один из них не сдался в плен. Не отдали врагам они и знамя, спрятав его в станах крепости. И когда последний истощенный без еды и воды солдат вышел наверх, немецкий офицер отдал ему честь.
  • 10 июля 1941 г. развернулось самое крупное и тяжелое сражение с начала войны – Смоленская битва. Она длилась несколько недель, ровно столько по времени, сколько Гитлер планировал на всю войну по захвату Советского Союза.
  • В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 г. город оказался в «клещах» окружения.
  • Впервые советские войска нанесли немцам поражение, отбив у них Ельню. Маленькая победа имела огромное психологическое значение. Четыре дивизии за эту первую победу были награждены почетным званием гвардейских. Так 18 сентября 1941 г. родилась Советская гвардия.
  • С 30 сентября по 2 октября 1941 г. началась битва за Москву. Враг рвался к сердцу Советской страны. Москву защищала вся страна. Несмотря ни на какие трудности, 7 ноября на Красной площади состоялся традиционный военный парад. С парада войска сразу уходили на оборонительные линии.
  • В ночь с 5 на 6 декабря части Красной армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. Это было полной неожиданностью для германского командования. Москва, которую Гитлер считал почти побежденной, внезапно оказалась недоступной.

Инсценировка: Ребята 1940-х годов.

– Что теперь будем делать? Как жить?
– Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
– Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!
– Так уж сразу и полка?
– Ну, может быть, и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
– А я буду сержантом, как мой отец.
– А на каком он фронте?
– Погиб под Смоленском.

Ведущий: В суровые дни сорок первого года, словно став старше, рядом со взрослыми встали дети. Медаль «За оборону Москвы» получили 20000 пионеров, 15249 юных ленинградцев награждены медалью « за оборону Ленинграда».

Класс исполняет песню «Маленький трубач»

Ведущий: Школьники зарабатывали деньги в Фонд обороны. Собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков. Выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Инсценировка стихотворения Р. Рождественского «Концерт».

Ученик 1. Сорок трудный год. Омский госпиталь.

Ученик 2. Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка...

Нянечка.

«Господи! –
До чего же артисты маленькие...»

Ученик 3.

Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них 
С балалайками, с мандолинами 
И с большими пачками книг...

Нянечка. «Что в программе?»

Ученик 1.

В программе – чтение,
Пара песен – военных, правильных...

Ученик 3.

Мы вошли.
Мы стоим в молчании...

Ученик 1.

Вдруг срывающимся фальцетом 
Абрикосов Гришка отчаянно:

Ученик 2. «Объявляю начало концерта!»

Девочки исполняют частушки.

«Военные частушки»

Девочки, беда, беда, 
Девочки, война, война.
Надо дом наш защищать,
В Германию фашистов гнать.

Вижу, в море при тумане 
Забелелся пароход.
Вижу мальчика в шинели – 
Отправляется в поход.

Бей блох, комаров, 
Чтобы не кусалися. 
Бей по шее всех врагов, 
Чтобы не мешалися.

На горе стоит береза, 
Под березой танки. 
Наши парни – партизаны, 
А мы – партизанки.

Гитлер ехал на Москву 
На машинах – таночках, 
А оттуда – из Москвы – 
На разбитых саночках.

Дорогие ветераны, 
Надевайте ордена, 
Чтобы мы не забывали 
Ваши славные дела!

3 часть

На экране: документальные кадры 1942 года. Выходят учащиеся, читают хронологию событий 1942 года.

  • С весны 1942 г. в немецком тылу стали возникать партизанские отряды. Немцы, не ожидавшие такого развития событий, пытались покончить с партизанами жестокими карательными мерами. Например, в белорусской деревне Хатынь немецкие каратели заживо сожгли и расстреляли 149 человек, в том числе 75 детей. В деревне Борки под Брестом они расстреляли 705 человек.
  • За январь и февраль 1942 г. от голодного истощения умерло 200 тыс. ленинградцев. Одна жительница блокадного города вспоминает: 
    «У нас на Кузнечном землю продают.
     Когда склады горели, оказывается, масса сахару расплавленного в землю ушло. Первый метр земли стоит 100 рублей стакан, второй – пятьдесят. Покупают. Разводят водой. Процеживают и пьют, вкусно!»
  • С июля 42-го по февраль 43-го – Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Такого история еще не знала. 19 ноября– войска фронтов перешли в наступление. Оно развернулось с невиданной силой на огромной территории. Враг не выдержал натиска советских войск и стал отступать.

Ведущий: А на фронт все уходили новые бойцы, среди них были и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи, « все для фронта, все для победы»– повсюду звучал девиз. В тылу оставались женщины, старики, дети. А с фронта долетали долгожданные весточки, письма треугольной формы.

Ученик:

Я читаю письмо. Что уже пожелтело годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в 42-ом мой отец написал моей маме,
Перед тем как уйти в свой последний решительный бой.

На сцене костер, три мальчика в солдатской форме изображают бойцов на привале, пишущих письма, звучит отрывок из песни «Землянка». В стороне стоит девочка, двое бойцов ей читает стихи:

Фоном звучит музыка.

1 боец:

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди ,когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

2 боец:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло». 
Не понять, не ждавшим им 
Как среди огня 
Ожиданием своим 
Ты спасла меня. 
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой-
Просто ты умела ждать, 
Как никто другой.

Девочка исполняет песню: « Катюша».

3-й боец:

В холодных окопах, под обстрелом, мы живем мыслями о Родине, о доме, о своих близких. Вот и мне пришла весточка из дома (показывает письмо-треугольник), сын мой пишет:

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, 
Только в этот раз не на войне. 
Я немножко даже удивился –
До чего ты прежний был во сне!
Папа! Ты вернешься невредимый! 
Ведь война когда-нибудь пройдет? 
Миленький, голубчик мой родимый, 
Знаешь, очень скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю 
И желаю вовсе не болеть. 
Я тебе желаю – прежелаю 
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали, 
Чтоб как прежде можно было жить, 
Чтоб они мне больше не мешали 
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром 
Днем и ночью был веселый свет... 
Поклонись бойцам и командирам, 
Передай им от меня привет.

4 часть

На экране: документальные кадры 1943 года. Выходят учащиеся, читают хронологию событий 1943 года.

  • В марте 43-го наши войска отодвинули противника от Москвы на 160 км.
  • С апреля идут воздушные сражения на Кубани
  • 5 июля 1943 г. началось сражение, вошедшее в историю как Курская битва. Это событие окончательно переломило ход военных событий в пользу русских войск. В предрассветные часы на готовые к наступлению группировки противника были обрушены артиллерийские и авиационные удары. Враг понес значительные потери. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах.
  • 12 июля – крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой.
  • 5 августа – был дан первый артиллерийский салют в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода.
  • Осенью 43-го освободили Кавказ, город Новороссийск, Киев, форсировали реку Днепр.
  • В годы Великой Отечественной войны погибли более 20 миллионов советских людей. Полностью было разрушено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень. Сожжено и разрушено 6 млн зданий. Остались без жилья 25 млн человек. В тяжелых условиях советские люди восстанавливали города, заводы, возводили электростанции, строили жильезакапывали воронки от бомб и снарядов. Но изранена была не только земля, ведь война перепахала, искорежила, ранила человеческие сердца и судьбы.

Ученик:

Парящие над реками и скатами,
Откуда вы, орлы? Каких кровей? 
«Погибло много наших сыновей, 
А мы – сердца их, ставшие крылатыми!»

Ведущий: Солдаты, павшие на полях боя, превратились в птиц. А потом на свет появилась песня «Журавли», посвященная памяти погибшим солдатам.

Танцевально-художественная композиция с журавлями (оригами) под песню «Журавли».

5 часть

На экране: документальные кадры 1944 года. Выходят учащиеся, читают хронологию событий 1944 года.

В январе наши войска полностью освобождают Ленинград от блокады, а с весны 44-го Красная армия отвоевала всю советскую территорию. Теперь бои идут на земле других стран.

Хор исполняет песню «Шел ленинградский паренек»

Ученики:

Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской.
Один паренек был калужский,
Другой паренек – костромской.
Они, точно братья, сроднились, 
Делили и хлеб и табак. 
И рядом их ленточки вились 
В огне непрерывных атак...
Но вот под осколком снаряда
Упал паренек костромской.
– Со мною возиться не надо... –
Он другу промолвил с тоской. –
Я знаю, что больше не встану, 
В глазах беспросветная тьма... 
– О смерти задумал ты рано, 
Ходи веселей, Кострома!
И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал...
А ну-ка, дай жизни, Калуга... 
Товарищ чуть слышно сказал.
Теряя сознанье от боли, 
Себя подбодряли дружки, 
И тихо по снежному полю 
К своим доползли моряки. 
Умолкла свинцовая вьюга, 
Пропала смертельная тьма.
А ну-ка, дай жизни, Калуга!
Ходи веселей, Кострома!

Хор исполняет песню «Москвичи»

6 часть

На экране: документальные кадры 1945 года. Выходят учащиеся, читают хронологию событий 1945 года.

30 апреля 1945 года советские воины водрузили Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине.

( на экране фото)

Ученики:

Еще стояла тьма немая.
В тумане плакала трава. 
Девятый день большого Мая 
Уже вступил в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо – 
И улетел солдатский сон. 
Связист из полкового штаба 
Вскочил и бросил телефон.
И все! Не звали сигналистов. 
Никто не подавал команд. 
Был грохот радости неистов. 
Дробил чечетку лейтенант.
Не рокотали стайки «яков»
Над запылавшею зарей. 
И кто-то пел. И кто-то плакал.
И кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная. 
И в полновластной тишине 
Спел соловей, еще не зная, 
Что он поет не на войне.

(голос Левитана объявляет о победе) Док. кадры : «салют победы» Хор исполняет песню «День Победы»

7 часть
(заключительная)

Ученик:

Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.

Дети исполняют танец под песню «Детство» На экране– школьные фото, фото улыбающихся детей.

Благодарность ветеранам.

Ученики:

Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою,
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.

Благодарим вас за жизнь, за детство, за тишину, за мирный дом, за улыбки, за мир, в котором мы живем! Спасибо вам! Для вас эти цветы и аплодисменты.

Зал хлопает, дети дарят цветы ветеранам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории 11 класс «Закрытие года истории».

История - свидетельница веков,факел истины, душа памяти,наставница жизни.ЦицеронУказом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 2012 год объявлен «Годом российской истории» Президент Российской ...

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Внеклассное мероприятие по истории на тему: Слово о истории.

Традиционно в нашей школе проводиться фестиваль наук,где в различных формах идет представление предметов. Разработка предлагает представление истории....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)

Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики, "Они были первыми". 5–8-й класс

Цель мероприятия: в доступной форме объяснить учащимся этапы освоения человеком космоса.Задачи:Рассмотреть этапы покорения космического пространства человеком.Познакомить с конструкторами, космон...