статья на тему "Кейс технологии"
статья по истории на тему

Использование кейс технологии на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologii_word_3.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исторического сознания через кейс технологии на уроках истории  

I. Одна из задач, записанных в новых образовательных стандартах, - «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…[3]

Выполнение этих требований прописаны в основных документах российского образования: в ФЗ «Об образовании», в «Концепции духовно – нравственного развития личности», в «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте», в «Фундаментальном ядре образования».[8]

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приёмами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение.[7] Одно из таких технологий получило название кейс – метод. Сущность кейс – технологии – в изучении общих закономерностей на основе конкретных ситуаций. Название технологии произошло от английского «case» - казус запутанный или необычный случай. Кейс – технология создает условия для того, чтобы обучающиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности.[4]

Основные идеи были изложены в работах М.Н. Скаткина, В.В.Давыдова, А.В.Хуторского, М.В.Рыжакова, С.Е.Шишова и др. на идеях концепции модернизации российского образования.

Методические основы кейс – технологии освещаются в работах В.В.Гузеева, Е.Н.Шимутиной, О.Г.Смоляниновой. В основном работы освещают использование данной технологии в средней и высшей школе и применительно к социальным наукам.

Кейс – технология использует компьютерные сети и современные коммуникации для проведения уроков, консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой технологии является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм обучения. Учебно - методические материалы, используемые здесь, отличаются полнотой и целостностью системно – организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

- доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;

- наглядность, то есть красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа – компоненты, схемы, квантовый текст с выделенными важными определениями;

- звуковое сопровождение урока;

- наличие интерактивных заданий.[1]

А на практике внедрение компьютерных технологий трудно используется, в связи с недостаточным обеспечением учебных учреждении современными средствами электроники.

Но есть противоречия: с одной стороны, общество требует современных технологий, способных положительно повлиять на процесс обучения; с другой стороны, современный учитель не готов в полном объеме использовать новые технологии из – за отсутствия методический пособий, ИКТ технологии, недостатка современных, адаптированных к условиям школы учебников, и электронных образовательных ресурсов (электронная рабочая тетрадь).

II. Таким образом выявляется профессиональная проблема разработки и внедрения в образовательный процесс интерактивного обучения (кейс – технологии).

III. Внедрение кейс – технологии позволяет получить новый результат, а именно познавательные УУД:

- способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно – следственных и родовидовых связей и пр.)

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителей в интернет – ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владении умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций все его участников.

коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника;

- ориентация на партнера по общению;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- умение договориться, находить общее решение;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

личностные УУД:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России.[2]

IV. Внедрения интерактивных форм работы с обучающимися ( в том числе кейс – технологии) приводит к изменениям в образовательном процессе:

а) в содержании – значительно изменить содержание образовательного процесса нельзя, так как внедрения кейс – технологии рассматривается только в урочную деятельность. Я организую по - другому деятельность обучающихся, а именно внедряя театрализованную игру, которая моделирует определенную ситуацию прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Обучающиеся как бы перевоплощаются в людей из прошлого, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно - значимыми, эмоционально - окрашенными, что помогает более лучше узнать, "прочувствовать" изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных компетентностей, в первую очередь, социально - коммуникативных.[4]

Участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя стратегию поведения, сценарий, планируемый результат. Основная задача - проявить творческие способности к решению неожиданно встающих актуальных проблем.

Основное отличие театрализованных игр в том, что участнику выдается не только описание ситуации, но и инструкции, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Таким образом, ролевая игра - игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения. [1]

На уроке "В городе мастеров" мы с шестиклассниками отправились в средневековый город для того, чтобы познакомиться с правилами организации средневековой мастерской, а также выяснить значение цехов в развитии промышленного производства средневековья. Учащимися было дано опережающее задание (по группам) - подготовить представление ремесленной мастерской и цеха. На уроках с данными историческими фактами мы не знакомились, ученики должны были сами изучить информацию, проанализировать ее и выдать готовый продукт. Самым сложным было составить устав цеха, так как перед этим обучающиеся должны были самостоятельно выяснить особенности цеховой организации производства и переосмыслить информацию в творческом задании. Просмотрев презентации цехов, мы вышли на анализ исторической ситуации, то есть материал для анализа нам дали члены групп в своих представлениях. Во время анализа мы выяснили:

- для чего была необходима жесткая регламентация деятельности мастеров?

- способствовали ли цехи техническому прогрессу или мешали ему?

- в ХIII в. в Париже было около 100 цехов, а в конце ХIV в. - до 350; в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100. Объясните почему число цехов возрастало?

Уроки - театрализованные игры всегда способствуют развитию учебной мотивации учащихся. В них активное участие принимают все группы обучающихся. Одни участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы. Для стимулирования в играх, особенно учащихся 5 - 8 классов я хотела бы использовать поощрения - жетоны - за активное участие, хорошую подготовку, победу команды в игре. Жетоны будут являться большим стимулом для детей данного возраста и будет активнее работать на уроке, чем отметка.[4]

б) в средствах обучения и воспитания – реализация кейс - технологии на уроках истории должна сочетаться с различными методами обучения. Должна дополнять известные педагогические технологии (личностно - ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие). В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы по кейс - технологии.[4]

Таблица 1.

Возможности интеграции разных методов при организации

работы по кейс – технологии.

Метод, интегрированный

в кейс - технологию

Характеристика его роли в кейс - технологии

Моделирование

Построение модели ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования

Метод описания

Создания описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации.

Игровой метод

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблем и путей их решения

Реализация методов кейс - технологии возможна путем использования практических методов, а именно Метод ситуационно - ролевых игр.

Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально - психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, способствовать формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого.

Виды учебных ситуаций, реализующих данный метод:

- театрализованное представление - это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого;

- театрализованная игра - это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры;

- проблемно - дискуссионная игра - это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действия строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы.[4]

В частности я хотела бы рассмотреть урок на примере театрализованного представления.

На уроках театрализованного представления (драматизации) от обучающихся требуется "войти в образ" заданного исторического персонажа и воспроизвести заранее выученный литературный текст.

Драматизация может выступать как:

- форма урока

- фрагмент урока

- форма внеклассного мероприятия

Тема урока "Бородино" (8класс): инсценируется сцена "Совет в Филях". По ходу урока ученикам предлагаются слова - роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации:

- Почему был прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?

- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая - де -Толли против нового сражения?

- Кто и почему поддержал Барклая - де Толли ?

- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?

Еще одним из методов использовании кейс - технологии используется в проблемно - дискуссионной игре.

Данную форму работы чаще используют в старших классах. Проблемно - дискуссионная игра призвана выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую - либо проблему, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную историческую проблему. На уроке - дискуссии присутствует характерный признак - межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. Дискуссия с элементами игрового моделирования - дискуссия, где ставится проблема не просто с позицией современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря определенной эпохи. Учащиеся при этом овладевают следующими компетентностями: ораторские умения, искусство доказательной полемики, способность отстаивать свою точку зрения, возможность встать на место конкретного исторического лица, а также навыками источниковедческой работы.[4]

Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с подготовки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае ни следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель при достижения данной цели, или от каких действий воздержаться? Отражала ли цель действительные интересы представителей им социальной группы? Были ли возможны альтернативные действия?

Например, на уроке - суде "Русско - японская война", заслушав выступления свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопрос

- Была ли возможность предотвратить войну? Какие тенденции в общемировой и российской реальности способствовали этому или мешали?

- Могла ли Россия выиграть войну? Что для этого было необходимо?

Уроки - суды способствуют развитию таких компетенций, как критическое мышление, возможность самостоятельного решения проблем, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

Использование этих методик развивает и активизирует деятельность обучающихся. На уроках они не просто "изучают" исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже ее творцами.

в) в средствах контроля - для определения уровня обученности по предмету необходимо использовать мониторинг знаний и умений. Для оценки результатов по внедрению и реализации интерактивных форм с обучающимися считаю необходимым использовать: рубежный мониторинг, который контролирует знания и умения обучающихся по окончании изучения определенной темы курса, а также мне поможет текущий мониторинг – который позволяет непрерывно отслеживать уровень усвоений знаний и умений учащихся в процессе изучения материала; правильный контроль позволяет обеспечить обратную связь и управлять познавательной деятельностью обучающихся.[6] В экспериментальном классе выявились особенности: в процессе реализации интерактивных форм обучения значительно вырос уровень освоения информации.

Таблица 2.

Динамика развития способности освоения информации.

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Информация усвоена

69%

74%

Информация передана

42%

65%

Информация мотивирована

18%

52%

V. Внедрение интерактивных форм работы с обучающимися на уроках должно привести к следующим изменениям условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

а) кадровые - при использовании кейс - технологии было бы не оценимо психолого - педагогическое сопровождение. Мои уроки позволяют развивать помимо познавательных УУД еще личностные и коммуникативные УУД, где диагностику развития этих УУД сможет осуществить только педагог психолог;

б) научно - методические - необходима методическая литература по внедрению кейс - технологии на уроках истории, банк данных открытых уроков для реализации этой технологии, методические рекомендации учителей, работающих по этой технологии, необходимость в медиатеке;

в) материально - технические - увеличение количества компьютеров, применяемых в учебном процессе, увеличение объема электронных образовательных ресурсов (электронная книга, электронная тетрадь);

г) нормативно - правовые - постоянно обновляющий Банк юридических идей;

д) информационные - постоянно открыт доступ в интернет;

е) организационные - необходимо изменение структуры урока.[5]

Список источников и литературы

1.​ Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М: «Педагогический поиск» - 2004. – 131 с.

2.​ Данилов А.А., Косулина Л.Г., Морозов А.Ю. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников Данилова А.А, Косулиной Л.Г. 6 – 9 классы. – М: «Просвещение» - 2014. – 7 с.

3.​ Кондаков А.М. Стандарты второго поколения. – М: «Просвещение» - 2010. – 5 с.

4.​ Методы кейс - технологии [электронный ресурс]. Режим доступаhttp://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600. Дата доступа

10.11.13.

5.​ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.edu.ru/index.php?page_id=58&sid=1102&topic_id=5. Дата доступа 12.11.13.

6.​ Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования. Режим доступа:[http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/programma_monitoringa_urovnya_sformirovannosti_uud]

7.​ ФЗ «Об образовании» [электронный ресурс]. Режим доступа http:// минобрнауки.рф/документы/543. Дата доступа 13.11.13.

8.​ ФЗ «Об образовании» [электронный ресурс]. Режим доступа http:// минобрнауки.рф/документы/2974. Дата доступа 13.11.13.

9.​ Фундаментальное ядро образования [электронный ресурс]. Режим доступаhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821. Дата доступа 13.11.13.