Исторические термины и понятия при изучении истории в коррекционной школе.
методическая разработка по истории на тему

Исторические понятия на уроках истории в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_mo_-ponyatiya.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Исторические термины и понятия при изучении  истории в коррекционной школе.

                                                       

выступление на МО основной школы

учителя  истории   Христолюбовой Л.А.

  Для совершенствований  знаний и умений учащихся в коррекционной школе  на уроках истории имеет работа с историческими терминами и понятиями.

  Термины- слова и словосочетания,  обозначающие как  конкретные  примеры (книга, меч), так и абстрактные предметы ( династия, иго).

 Понятие- мысль, в которой обобщаются  и выделяются предметы некоего класса по определенным общим и совокупным для них признаков( понятие историческая наука).

  Специалисты считают, что «…обучение понятиям -  первейшее дело, касающееся почти всех учителей (Стоунс Э. Психопедагогика.-280 стр.), а цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить  человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса (Талызин Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975 . 151 стр.).

   Требуется строго выдерживать раз установленное значение термина.

   Часть учащихся  слабо понимают рассказ учителя потому, что уровень владения историческими терминами, которые использует учитель и должны знать учащиеся, воспринимаются далеко не однозначно. Абсолютно прав  профессор  Э. Стоунс, считая «несоответствие уровней владения понятием учителем и учеником».

  Терминологической проблемой является непонимание учащимися зависимости приобретаемых ими исторических знаний  от их терминологической грамотности. Следовательно, часть работы учителя по созданию мотивации к изучению истории вообще должно стать подведение учеников к осознанию того, что они не научившись владеть терминами, которые излагает учебник никогда не познают предмета.

         Необходимость постоянной работы учащихся над исторической терминологией  обусловлена основными причинами

- полное незнание сущности терминов исторической направленности. Уже в первый год изучения истории учащиеся встречают такие термины, как  каган, ополчение, полюдье и много других мудреных для современного человека слов. Учитель вынужден использовать эту терминологию на уроках, когда ученики не в полной мере усвоили понятия.

- знания о терминах, полученные впервые годы изучения истории быстро утрачиваются, а потому требуют периодического возвращения к ним в старших классах, так как наличие названного недостатка не позволит им изучать новые темы по истории.   Почему же учащиеся год- два  назад приобрел знания, они, по прошествии  времени утрачиваются. ( Учащиеся не имели достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической терминологией.  Детский мозг, тем более больного ребенка работает весьма избирательно и надолго сохраняет в себе не всегда то, что нужно, термины не всегда входили в активный словарь  ученика, что приводит  к естественному результату их выпадение из памяти вообще.)

-Содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки может основательно меняться.

 - постоянное обогащение исторического языка новыми терминами.

- выход из словарного обихода человека или редко употребляемые терминов, широко используемые  в древние и средние века.

  Таковы основные причины, которые подводят учителя к осознанию необходимости систематической и вдумчивой работы  с историческими терминами.

 - необходимо учитывать и требования к знаниям и умениям учащихся разных уровней развития, если  для I уровня необходимо: удовлетворительное осмысление и реализация основных понятий и представлений из всех разделов программы, их использование в самостоятельной речи, в пересказах,  ответах на вопросы.

  То для II уровня достаточно усвоение доступных понятий на уровне их понимания и узнавания.

Все перечисленное способствует улучшению работы учащихся с понятиями и терминами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.

Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...

"Историческая мозаика". Урок истории в 7классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Повторительно-обобщающий урок по теме: "История нашей страны древнейшего периода"....

Разноуровневые контрольные работы-кроссворды по основным понятиям истории 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Кроссворды выполнены в бесплатной программе для составления кроссордов Homacosoft CrosswordCreator. Один кроссворд включает в себя темы одного раздела из учебника Пузанова Б.П. для 9 класса. Крос...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...