урок - игра "Звёздный час"
план-конспект занятия по истории (11 класс) на тему

Вороненкова Татьяна Михайловна

Тема урока: « Итоговое повторение по истории древнего мира»

 

Цель: повторить основные события истории древнего мира; способствовать развитию познавательных интересов учащихся и творческой активности на уроке. Воспитывать чувство коллективизма и  товарищества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История древнего мира 5 класс

Урок « Звездный час»

Тема урока: « Итоговое повторение по истории древнего мира»

Цель: повторить основные события истории древнего мира; способствовать развитию познавательных интересов учащихся и творческой активности на уроке. Воспитывать чувство коллективизма и  товарищества.

Оборудование: учебные картины по истории древнего мира, таблицы из  «Альбома по истории культуры древнего мира»

В период подготовки к итоговому уроку учащиеся класса сформировали 6 пар игроков ( 6 экипажей), познакомились с условиями игры.

Условия игры:

  1. Учащиеся играют в парах
  2. Сидящие за передним столом – основные игроки, получающие за правильный ответ 5 баллов; сидящие за вторым столом – помощники, получающие за правильный ответ 2 балла
  3. За 3 неправильных ответа помощники покидают игровое поле
  4. Игра проводится в 3 тура
  5. Побеждает экипаж, набравший большее количество баллов
  6. Ответ дают одновременно 6 экипажей, поднимая карточку с номером ответа

Первый тур

  1. Найди правильный ответ:

А) На чем писали в Древней Индии?

    1. На папирусах

    2. На глиняных дощечках

    3. На пальмовых листьях

           Б) Родиной шахматных игр были?

              1. Персидское царство

              2. Древний Вавилон

              3. Индия

           В) Тутанхамон был царем

              1. Ассирии

              2. Египта

              3. Индии

           Г) Бои гладиаторов проходили

              1. В Древней Греции

              2. В Древнем Риме

              3. В Китае

           Д) В какой стране существовал кастовый строй?

              1. В Китае

             2. В Египте

             3. В Индии

         Е) В какой стране вождей называли раджами?

             1. В Междуречье

             2. В Китае

             3. В Индии

         Ж) В какой стране была создана система шадуфов?

             1. В Индии

             2. В Египте

             3. В Древней Греции

         З) Цифра 0 была изобретена

             1. В Междуречье

             2. В Китае

             3. В Древнем Риме

         И) Царицей какого царства была знаменитая Нефертити?

             1. Вавилона

             2. Египта

             3. Китая

          К) Где были сооружены знаменитые « ВоротаИштар»?

              1. В Китае

              2. В Древнем Риме

              3. В Древнем Вавилоне

2. Герои греческих мифов.

Кому из героев греческих мифов принадлежат следующие слова?

А. Афиняне! Я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые слова ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов. Мой сын погиб! Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу.

Б. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?

В. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына. Знаю, знаю, человек не птица. Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты. Верьте, небо станет подвластно людям.

Г. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море. Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло.

Д. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит вся трава. Верните мне дочь!

Е. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое!

  1. Деметра
  2. Атлант
  3. Тесей
  4. Геракл
  5. Эгей
  6. Прометей
  7. Дедал

  1. Соотнеси историческую личность и событие, связанное с ней:

А. Автор поэмы « Илиада» и « Одиссея»

Б. Знаменитый римский ученый. Он утверждал, что в душе раба заложены те же начала гордости , честь, мужество, великодушие, которые дарованы и остальным человеческим существам, каково бы ни было их положение.

В. « Отец истории»

Г. Автор поэмы « Энеида»

Д. Создатель статуи Афины в Парфеноне

Е. 15 раз подряд, начиная с 443г. до н.э. Народное собрание выбирало его на должность первого стратега в Афинах.

Ж. Этот фараон совершил самые крупные завоевания около 1500г. до н.э. При нем граница Египетского царства в Азии доходила до реки Евфрат, а в Африке до 4 порога Нила.

З. Талантливый карфагенский полководец

И. Раб-гладиатор, поднявший рабов на восстание

К. Самый могущественный и знаменитый царь Вавилонии, правивший в 1792 – 1750г. до н.э.

  1. Гомер
  2. Геродот
  3. Вергилий
  4. Фидий
  5. Сенека
  6. Перикл
  7. Спартак
  8. Ганнибал
  9. Хаммурапи
  10. Тутмос

                              Второй тур

Во второй тур выходят 4 экипажа, набравших наибольшее количество очков

Задание: в течение 5 минут составить слова ( исторические термины) из букв, которые выпали на 15 кубиках. Объяснить термины. Побеждают два экипажа, которые составили больше терминов и объяснили их.

Третий тур. Блиц-турнир

Участвуют два экипажа, участники которых должны дать максимальное количество правильных ответов на вопросы, которые учитель задает поочередно:

  1. На каком полуострове находится Греция?
  2. Как называли царя Египта?
  3. Кто из героев греческой мифологии совершил 12 подвигов?
  4. На чем писали в Междуречье?
  5. Что такое фреска?
  6. Кто считался гражданином Афин?
  7. Кого и где называли « живыми убитыми»?
  8. Что такое демократия?
  9. Как называлась поэма, написанная Гомером, о событиях 10 года Троянской войны?
  10. На чем писали в Древнем Египте?
  11. Где была изобретена бумага?
  12. Являлся ли Перикл великим драматургом?
  13. Что такое колония?
  14. Сколько было букв в греческом алфавите?
  15. Что такое республика?
  16. В каком году состоялись первые Олимпийские игры?
  17. Что означает выражение « Нить Ариадны»?
  18. В каком году рухнула Западная Римская Империя?
  19. Кого называли аристократом?
  20. Кто считается основателем Рима?

Учитель подводит итоги игры, награждает команду победителей оценкой  «пять»



Предварительный просмотр:

Турнир знатоков истории « Что? Где? Когда?»

(для учащихся 9-11 классов)

Цель: развитие познавательных интересов учащихся, привитие интереса к истории

Ход турнира:

  1. Представление команд ( команды занимают места за игровым столом – по 5 человек от команды)
  2. Представление жюри
  3. Условия игры:

- игра проводится в 3 тура

- 1 тур: вопросы определяет команда сама себе

- 2 тур: каждый игрок определяет сам себе вопрос

- 3 тур: ты-мне, я-тебе ( вопрос определяет соперник)

     4. Время обдумывания ответов – 15 секунд

     5. Игровое поле (вращающийся барабан по типу Поля чудес) разбито на 5 секторов:

          1, 4 сектор – по страницам школьного учебника

              2 сектор – знаете ли вы?

              3 сектор – что? где? когда?

  1. сектор – неотосланная депеша
  1. Жюри работает по 5-балльной системе

1, 4 -По страницам школьного учебника

  1. Кому принадлежат эти строки и кому они посвящены? « Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут»
  2. В какой религиозный праздник в русской деревне устраивалось сжигание чучела и взятие снежного городка?
  3. Когда Наполеон вошел в Московский Кремль, он был поражен красотой его соборов. « Если бы я мог, я бы принес на ладони Парижу этот храм»- воскликнул он. О каком кремлевском соборе шла речь?
  4. В годину лихих испытаний новгородцы на своем вече принимают решение: « Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород». Объясните, что такое « чело».
  5. Перед вами иллюстрация Храма Василия Блаженного, который был воздвигнут в Москве по приказанию Ивана Грозного под руководством русских зодчих Бармы и Постника. В честь какого события он был построен?
  6. Перед вами иллюстрация памятника, воздвигнутого  в Москве известным скульптором Мартосом. На нем слова: « Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лето 1818г.» За что русский народ благодарил Минина и Пожарского?
  7. О ком писал поэт-революционер К. Рылеев?

« Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земле!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит,

И душу изменой свою не погубит».

Подвиг этого человека был неоднократно повторен в годы Великой Отечественной войны.

  1. Назовите имя основателя и главы Южного общества декабристов, автора революционной программы « Русская правда». Был казнен вместе с другими декабристами в июле 1826г.
  2. Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение  «Полюби Андреевну – будешь с хлебом». Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?
  3. После кого вступил на престол Александр 1?
  4. Герасим Курин, Архип Семенов, Денис Давыдов, Никита Минченков – что объединяет эти имена?
  5. « Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы, отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством. О ком идет речь?
  6. До конца жизни он не знал, что открыл новый материк. Открытые земли он назвал Индией, а их население – индейцами. О ком идет речь?
  7. Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – места для зрителей.

Для хора и актеров специальное место.

Эта площадка зовется орхестра.

         О чем идет речь?

  1. Кому принадлежат слова? « Великие вопросы эпохи разрешаются не    

 Речами и не голосованием большинства, но железом и кровью»

     16. Кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе самом такие слова? « До сих пор болят кости, и ноет спина. Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое».

     17. « Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят». На памятнике какому полководцу отлиты эти слова?

      18. О ком говорил А.С.Пушкин? « Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

      19. Кто сказал, желая подчеркнуть свой вес в мировой политике и действительно отправляясь на рыбалку: « Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит».

      20. Этого древнерусского князя летописцы и историки называли Александром Македонским Восточной Европы.

2 – Знаете ли вы?

  1. Имя первого русского первопечатника?
  2. Какое отношение имеет свинья к войне?
  3. Что означает крылатое выражение « Нить Ариадны»?
  4. Как звали вечно юную богиню красоты и любви в греческой мифологии?
  5. Как долго продолжалась Северная война со Швецией, завершившаяся Ништадским миром в 1721 году?
  6. Учеником какого великого русского полководца был М.И.Кутузов?
  7. Как называлось славянское племя, жившее в 6 веке н.э. в Среднем Приднепровье и возглавившее союз приднепровских славянских племен?
  8. Кто такой Александр Пересвет?
  9. На чем писали в Древней Индии?
  10. О ком писал А.С.Пушкин: « То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»
  11. Как назывался главный кухонный сосуд в русской деревне?
  12. Кто из жен декабристов первой последовала в Сибирь вслед за своим мужем?
  13. Сколько лет было М.И. Кутузову, когда он возглавил русскую армию во время войны 1812 года?
  14. Какую победу Петр 1 считал « Матерью Полтавской баталии»?
  15. Кого в России титуловали « Ваше сиятельство»: князей, баронов или императоров?

3 – Что? Где? Когда?

  1. Когда началась Великая Французская буржуазная революция?
  2. Что такое вече?
  3. Где в 1 веке н. э. была изобретена бумага?
  4. Где одержали победу русские дружинники под предводительством А.Невского над немецкими рыцарями?
  5. Когда на Руси было принято христианство?
  6. Что держит в руках богиня правосудия и справедливости?
  7. Когда в России было свергнуто самодержавие: в феврале или октябре 1917г.?
  8. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
  9. Где впервые были проведены Олимпийские игры?
  10. Что такое референдум?
  11. Что означает крылатое выражение « Работать спустя рукава»?
  12. Когда впервые в летописи упоминается г. Москва?
  13. Когда распался СССР?
  14. Что такое индульгенция?
  15. Где началось в 74 г. до н.э. восстание рабов под предводительством Спартака?

5 – Неотосланная депеша

Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время.

  1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.
  2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом.
  3. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?
  4. Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.
  5. Завоевал Рязань, Владимир, сопротивление оказал Торжок. Не знаю, идти ли на Новгород? Что-то меня тревожит.
  6. Но кто на русскую землю с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская.
  7. Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
  8. Воюй не числом, а умением.
  9. С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию.
  10. Зараза французская. И тут она, о боже! Печатано без дозволения. Книгу отобрать и сжечь. Сочинитель Радищев – бунтовщик хуже Пугачева.
  11. Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества.
  12. Теперь мы среди гор окружены неприятелем, превосходящим в силах. Что предпринять нам? Идти назад постыдно; никогда еще не отступал я. Помощи нам ждать не от кого… Мы на краю гибели…теперь одна остается надежда на храбрость и самоотверженность моих воинов. Мы русские!
  13. Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам.

  1. Ой, вы силы молодые,

Выше копья поднимай.

Возомнил себя Батыем

Злой татарин хан Мамай.

Он путем Батыя старым

Всей ордой пошел на Русь.

Надо дать отпор татарам.

Я вас в бой вести берусь.

  1. Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый.

Наш рукопашный бой!

Подведение итогов турнира. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...