Мастер-класс "Работа с историческими источниками на уроках истории"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Толкачёва Татьяна Антоновна

Мастер-класс "Работа с историческими источниками на уроках истории" был проведен на уроке истории в 9 классе "Реформы политической системы: цели, этапы, итоги". Цель проведения мастер-класса: познакомить коллег с методами и приемами, позволяющими активизировать деятельность каждого ученика на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_istoriya.rar832.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Бирюченская ООШ

Мастер-класс

Тема: «Работа с историческими источниками на уроках истории»

учитель истории и

обществознания

Толкачёва Татьяна Антоновна

Бирюч, 2015


Цель проведения мастер-класса: познакомить коллег с методами и приемами, позволяющими активизировать деятельность каждого ученика на уроках истории.

Изучение различных исторических источников – одно из важнейших условий достижения целей исторического образования в школе.

Исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.

Их классификация основана на характере документальных текстов. Выделяют две основные группы: повествовательно – описательные исторические источники и источники актового характера, имевшие в своё время практическое значение. К повествовательно-описательным источникам  относят летописи, мемуары, письма. Актовые документы (грамоты, законы, прошения, программы и др.) свидетельствуют об общественном и политическом строе, морали, религии. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова: мифы, басни, проза, сатира, крылатые выражения. Они передают колорит изучаемой эпохи.

Цели работы с историческими источниками:

- расширение знаний обучающихся;

- развитие приёмов мыслительной деятельности и познавательных способностей обучающихся;

- повышение интереса к предмету.

Исходя из вышеперечисленных целей, при отборе источников следует учитывать, что они могут конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступными по содержанию и объёму. Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры, скорое возвращение в отечество». И обращение М.И.Кутузова: «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста источника их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Так, на воспроизводящем уровне можно предложить обучающимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному типу и т.д.

На преобразующем уровне задания могут включать рассказ обучающегося по документу сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.

На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала его анализу и систематизации по определённой темы, написание рецензии, эссе.

Работа обучающихся с источником постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9 – всё шире привлекаются политические, программные документы. Естественно, что работа с источниками должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков. Так, обучающиеся 5-6-х классов при работе с историческими источниками должны:

• Уметь определить тип источника.

• Уметь определить время написания источника или историческую эпоху.

• Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.

• Уметь расположить несколько источников в хронологическом порядке.

• Уметь работать с источниками по отдельным вопросам учителя.

• Уметь составить конкретные вопросы к источнику.

• Уметь пересказать содержание источника.

• Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического источника.

• Уметь анализировать источник по предлагаемому плану.

• Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких источников.

Работа обучающихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Обучающиеся данных классов должны:

• Уметь составить вопросы к источникам более глубокого аналитического характера.

 • Уметь анализировать источник по предлагаемому плану (более сложный план).

• Уметь анализировать источник в контексте исторической ситуации.

• Уметь использовать источник для доказательства собственного мнения.

• Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических источниках.

• Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких источников.

Желаемый уровень для выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с источниками:

• Уметь отбирать необходимый материал из нескольких источников для самостоятельного решения учебной задачи.

• Уметь сопоставлять исторические источники, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.

• Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом источнике.

• Уметь извлекать из нескольких исторических источников необходимую информацию, обобщать и анализировать.

• Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических источников.

Использование исторических источников в обучении истории позволяет учителю помочь обучающемуся самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам.

От умения учителя отобрать исторические источники, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приёмов во многом зависит достижение педагогических целей урока.

Сегодня мы рассмотрим одну из разновидностей образных схем, позволяющих воссоздать последовательность действий, ход какого-либо события. Весьма эффективный способ такой работы с историческим источником получил образное название "Паучок".

Схема "Паучок" подойдет, если в учебном тексте много описаний происходящих событий, которые необходимо самостоятельно осмыслить и сделать выводы.

Ход работы будет выглядеть следующим образом. Берем лист бумаги, в его центре кратко обозначаем название темы и заключаем его в овал – это тело паучка. По ходу чтения "паучок обрастает ножками, на ножках появляются башмачки".

Далее по ходу чтения появляются другие стрелки с названиями-вопросами: "откуда?", "куда?", "зачем?", "мотивы и цели", "где?", "как?", "чем закончилось событие", его итог. В овалах-башмачках записываем очень краткие ответы на вопросы стрелок. Содержание вопросов может варьироваться в зависимости от особенностей темы.

От нижней точки тела паучка проводим вниз линию, которую подписываем "причина-сигнал" (что стало сигналом для выхода паучка из укрытия? т. е. что спровоцировало возникновение этого события?).

Вокруг паучка обводим круг – первый круг паутинки и подписываем его "ближайшие последствия события". На окружности – "паутинке" размещаем точки с условными обозначениями ближайших последствий рассматриваемого события.

За первым кругом рисуем еще один – "отдаленные последствия события". Обозначаем эти последствия условными значками на второй линии "паутинок". Таким образом, наш паучок оказывается в центре двух окружностей.

Из их центра проводим радиусы – "нити, на которых закреплена паутинка". Каждая такая линия означает какое-то центральное историческое событие, центральное научное открытие и т. д., с которым так или иначе связаны рассматриваемые действия.

Изучив источник, внимательно рассматриваем схему, стараясь понять, все ли важное мы отметили.

А теперь остается лишь закрыть схему и попробовать восстановить ее по памяти.

Учиться работать со схемой "Паучок" мы будем на историческом документе «Заявление глав государств республики Беларусь, РСФСР, Украины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В работе представлен теоретический и практический материал по работе с историческими источниками на уроках истории. Разработанные памятки, инструкции, тексты исторических источников помог...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В статье раскраваютс методы и приемы работы с историческими источниками...

Работа с историческими источниками на уроках истории

В данной публикации представлен опыт работы с историческими источниками на уроках истории.Этот вид работы на уроке способствует лучшему пониманию событий прошлого, помогает осмыслить ход событий, и де...

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....