«ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»
методическая разработка по истории на тему

Попова Лидия Александровна
  1. Познакомить учащихся с Федеральным Законом «О днях воинской славы (победных днях) России».
  2. показать учащимся значение великого  подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учащихся и чувству национальной гордости  за свою  страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать  уважительное  отношение  к  старшему  поколению,  памятникам  войны.
  3. показать роль личности в истории
  4.  развивать  интерес к историческому прошлому России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_silnee_vremenem.docx61.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ КОНКУРС

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  

«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

C:\Documents and Settings\русский\Рабочий стол\Мои рисунки\День Победы\Победный салют.jpg

«ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»

«Дни Воинской Славы. К 70-летию Великой Победы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

     АВТОР: ПОПОВА ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

                                                          учитель истории МОУ«СОШ

                                                                  с.Горяйновка Духовницкого района

                                       Саратовской области». 

            Раб.телефон: 8 84573 25149

Методическая разработка

«Память сильнее времени»

«Дни Воинской Славы. К 70-летию Великой Победы».

                                                                                                                 

Цели занятия:

  1. Познакомить учащихся с Федеральным Законом «О днях воинской славы (победных днях) России».
  2. показать учащимся значение великого  подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учащихся и чувству национальной гордости  за свою  страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать  уважительное  отношение  к  старшему  поколению,  памятникам  войны.
  3. показать роль личности в истории
  4.  развивать  интерес к историческому прошлому России.

Задачи:

  1. систематизировать знания героических страниц истории Отечества
  2. проверить знание учащимися исторического периода, связанного с  Великой Отечественной войной
  3. выявить знания краеведческого материала об этой войне.

                                                      Осталась память о войне

                                                    Она живет в тебе и мне,

                                                          О тех, кто жив, кто воевал,

                                                              И тех, кто без вести пропал…   

                                                                                           М.Львовский

13 марта 1995 года в нашей стране был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Их у нас 16 таких знаменательных и незабываемых дней. И 6 из них – Дни воинской славы, посвященные героическим событиям времен Великой Отечественной войны.

- Какие дни мы называем Днями Воинской Славы?        (ребята называют их)

- Проведем это мероприятие в форме познавательной игры.

Оборудование:

  1. На доске    пятиконечные звезды  разного цвета:
  • Красная – «Дни Воинской Славы»;
  • Синяя – «Исторические места»;
  • Желтая – «Полководцы Великой Отечественной войны»;
  • Зеленая – «Литература и искусство о войне»;
  • Коричневая – «Подвиг солдата-саратовца»;
  • Белая – «Духовничане в Великой Отечественной войне».
  1. Кубик с разноцветными гранями;

Условия игры:

  1. Играющиеся делятся на две команды.
  2. Игру начинают капитаны согласно жеребьёвке.
  3. По очереди бросается кубик, определяющий звезду с вопросами. Цену вопроса определяет команда.
  4.  В случае неправильного ответа разрешается ответить команде соперников, за правильный ответ количество баллов за ответ удваивается.
  5. Побеждает команда, которая наберёт большее количество баллов за игру.

Красная звезда – «Дни Воинской Славы»

1.После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии? (Битва под Москвой, 5 декабря 1941 года).

2. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войне? (Сталинградская битва, 2 февраля 1943 года).

3.После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования? (Курская битва, 23 августа 1943 года).

4.Какой советский город 900 дней и ночей находился в блокаде? (Ленинград, 27 января 1944 года).

5. Когда и где проходил парад советских войск в ознаменование 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции? (7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве).

Жёлтая звезда – «Полководцы»

1. Генералиссимус Советского союза?(И.В.Сталин .26 июня 1945 года было введено это звание в СССР, было присвоено только Сталину)

2.По имени этого маршала Советского союза  назывался один из советских танков?(Климент Ефремович Ворошилов)

3. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанёс немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомя с именем и сокрушающим мастерством… ибо перед ними был военный гений». О ком идёт речь? (Георгий Константинович Жуков)

4.Этот полководец не имел специального образования. Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия – во всех крупнейших победах войны есть его вклад. Сильный ,волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Среди солдат ходили легенды о его особой «заговорённости». Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. О ком речь?(Константин  Константинович  Рокоссовский)

5.Как военачальника его отличала тяга к нестандартным решениям и смелому манёвру. Не случайно войска под его командованием совершили в последние дни войны молниеносный марш бросок к Праге. Назовите имя этого полководца. (Иван Степанович Конев).

Зелёный сектор – «Литература и искусство о войне»

1.Один красноармеец писал поэту: «Ваша поэма… энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идёт речь и кто его автор? (А. Твардовский «Василий Тёркин»)

Звучат стихи из этой поэмы.

2.Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известие» было опубликовано стихотворение Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней ВОВ. Что это за песня?(«Священная война»)

Слушаем запись песни.

3.Поэт Сурков в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для него фронтового дня под Истрой написал жене письмо, шестнадцать строчек которого впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идёт речь? («Землянка»)

Исполняем все вместе эту песню.

4.Любовь и верность  оказывались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти– таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К.Симонова. Назовите его.(«Жди меня»)

Читаем стихотворение.

5.В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана гениальная 7 симфония. Её первая трансляция из осаждённого города была воспринята во всём мире как проявление гражданского мужества. Назовите её автора.(Дмитрий Шостакович)

Звучит фрагмент этой симфонии.

Коричневая звезда – «Подвиг солдата-саратовца»

1.Герой Советского Союза,  генерал-майор, командир 316 стрелковой дивизии, которая отличилась в оборонительных боях под Москвой (И.В.Панфилов)

2. Во время боя у  разъезда Дубосеково прозвучали слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»,  кому принадлежали они? (политруку В.Клочкову)

3. Герой Советского Союза, летчица знаменитого женского полка ночных бомбардировщиков, автор повести  «Ночные «ведьмы» (Р.Е.Аронова)

4.Советский летчик- истребитель, Герой Советского союза 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага.(Виктор Талалихин)

5.Краснофлотец, Герой Советского Союза, отличился в боях под Сталинградом,  уничтожив в одном сражении 9 немецких танков. (Илья Каплунов)

Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, бабушек и прабабушек. Память о них будет вечна, а значит и память о войне.

- А какие подвиги совершали наши герои на войне?

(Слушаем несколько рассказов учеников  о подвигах, совершенных на войне)

Белая звезда  – «Духовничане  в ВОВ»

1.В годы войны она была бесстрашной разведчицей. Её называли  «Несгибаемая».(А.С.Вшивцева)

2. Во время Ялтинской конференции «Большой тройки» в феврале 1945 года  один из наших земляков находился в составе охранной роты лидеров антигитлеровской коалиции. (А.Н.Климов)

3. Участник праздничного Парада союзных войск в Берлине в июле 1945 года. (В.В.Ерасов)

4.Служил в 100 Свирской десантной дивизии, за боевые заслуги имел 2 ордена Красной Звезды, 2 медали «За отвагу» и другие  награды. А в 1992 году  награда нашла героя: еще один орден Красной Звезды был вручен его семье уже после его смерти. (Н.М.Попов)

5.В трудовой книжке этого человека была только одна запись: «Учитель Горяйновской школы» и только война прерывала её. Участвовал во многих боях, неоднократно был награжден за заслуги перед Родиной.(А.И.Попков)

6. Герой Советского Союза. Повторил подвиг Александра Матросова (Н.В.Грибанов)

7.Полный кавалер ордена Славы (М.В.Скворцов)

8.Уроженец с.Софьинка, Герой Советского Союза, отличился в боях за Днепр (В.И.Лавров)

9.В годы войны штурман эскадрильи 164-го гвардейского разведполка, Герой Советского Союза, уроженец села Богородское. (В.П.Темнов).

10.Своё высокое звание Героя Советского Союза он получил 24 марта 1945 года за отвагу и мужество, проявленное при форсировании Вислы, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки, родился в с.Озинки. (В.К.Ерошкин)

11.Лейтенант, командир танковой роты, в одном бою под г.Лиепна уничтожил 15 орудий, 18 автомашин и тягочей, более 200 солдат и офицеров. (Н.И.Луговцев)

Все дальше и дальше уходят от нас события военных

сороковых  лет, а наша семейная память продолжает помнить тех, кто не вернулся с войны. Наши родные и близкие продолжают напоминать нам о них семейными фотографиями, сохранившимися фронтовыми письмами, боевыми орденами. И я предлагаю вам вспомнить наших героев-земляков

Идет показ презентации «Защитники нашей Родины»

Исторически сложившиеся в армии и на флоте боевые традиции, передающиеся из поколения в поколение, связанные с выполнением боевых задач, прошли свои испытания во время смертельных схваток с сильным врагом в период Великой Отечественной войны. Приведите мне примеры мужества и отваги наших солдат, сражавшихся на полях войны.

(Ребята рассказывают разные эпизоды из хроник боевых действий)

Мы часто говорим  о благодарной памяти потомков.

- А из чего же она складывается, благодарная память о человеке? И в первую очередь,  историческая память?

(Слушаем ответы учеников)

Предлагаю вновь обратиться к суровым годам великой войны. Вспомним, о ком идет речь?

- Какие дни мы называем Днями Воинской Славы?

(Рассказы учащихся о своих родственниках, о героях-земляках)

К сожалению, имена многих защитников нашего Отечества установить в военные годы было невозможно. До сегодняшнего дня члены поисковых групп пополняют списки воинов,  не вернувшихся с войны. Много имен было определено, но много еще лежат в земле безымянными. И поэтому в память о них установили в нашей столице у стен Кремля Могилу Неизвестному солдату. И как дань  преклонения перед их подвигом несут вахту Памяти в вечном карауле солдаты нашей армии.

.

   Осталась память о войне

   Она живет в тебе и мне,

   О тех, кто жив, кто воевал,

   И тех, кто без вести пропал…

Заключение.    9 мая для нашего народа – это великое событие в исторической памяти нашего народа.         

Подведение итогов.