Урок мужества "Память сильнее времени"
план-конспект на тему

Занятие посвящено 70-летию Великой Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок мужества57.99 КБ

Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/606896/Image6006.gif

Пояснительная записка

Урок Мужества

Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается.

Краткое содержание: Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Область применения: Урок Мужества.

Формы и методы реализации: урок и презентация.

Возрастные группы: 8-10 лет.

Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.

Содержательная часть

        На фоне музыки «Где же вы ,друзья-однополчане,..»  

Воспитатель: Птицы-память по утрам поют,

                         Ветер-память по ночам стучит,

                         Деревья-память целый день лепечут.

                                       Но в памяти такая скрыта мощь,

                                        Что  возвращает образы и множит …

                                         Шумит , не умолкая , память – дождь,

                                         И память – снег летит и пасть не может.

                                            ( Д.Самойлов. «Я зарастаю памятью»).

Ведущий: Этими строками из стихотворения Д.Самойлова мы начинаем наш урок Мужества «Память сильнее времени»,который посвящается памяти героев В.О. войны,70-летию Великой Победы

 

 

Звучит запись с голосом Левитана.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Ученик:

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.

 И ленинградские мальчишки и девчонки тоже были в строю и храбро сражались с постылым врагом.

     Звучит песня «Шёл ленинградский паренёк». Исполняет хор учащихся .

Ведущий: Ленинград,находящийся в блокаде, мужественно держался,несмотря на то ,что самой страшной зимой 1941-1942 года от голода и холода погибли сотни тысяч  мирных ленинградцев (слайд 16-17). Город жил.На заводах и фабриках  рядом со взрослыми работали подростки,ваши ровесники.

   Им посвящена написанная в 1958 году песня «Ленинградские мальчишки».

   Музыка И.Шварца . Слова В.Корыстылёва.  Исполняют группа учащихся

Ведущий: В тылу оставались женщины,старики,дети.Немало испытаний выпало на их долю.Они рыли окопы,вставали к станкам,гасили на крышах зажигательные бомбы.Тяжело было.Но на фронт писали ,что любят,ждут ,верят в скорую победу,долгожданную встречу.

          Песню «Огонёк» исполняет Катя.

Ведущий: А с фронта долетали долгожданные весточки, «треугольники»,так как письма в годы войны посылали без конвертов и бумагу сворачивали так,что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес (слайд 25-26).

       Послушайте песню «В землянке» . Автор текста В.Сурков. Композитор К.Листов.

     (Три мальчика изображают бойцов на привале,которые пишут письма.На экране-документальные фотографии бойцов,которые пишут письма).

    Боец 1. Ты обо мне в слезах не вспоминай,

                  Оставь свою заботу и тревог

                  Не близок путь,далёк родимый край,

                  Но я вернусь к знакомому порогу!

   Боец 2.  На голос твой я сердцем отзовусь,

                  И на заботу подвигом отвечу.

                  Я далеко,но я ещё вернусь,

                  И ты ,родная,выйдешь мне навстречу.

Ведущий: Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.

На экране – документальные фотографии военных лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий: В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев. (Слайд №27-28)

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

         Песня «Женька».Слова Константина Ваншенкина.Музыка Евгения Жарковского.

        Поёт Даша Кузикова.

Звучит голос Левитана об окончании войны.

Ведущий: Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г. (Слайд№33-39)

Течёт река времени.Вот уже больше  70 прошло с того незабываемого и страшного  дня,когда настежь распахнулись огромные от Баренцева до Чёрного моря двери войны.

Много воды унесла река времени с тех пор.Заросли шрамы окопов,исчезли пепелища сожжённых городов,выросли новые поколения.Но кровоточит рана в сердце матери.Матери до последнего дыхания ждут своих сыновей.

      Сейчас вы посмотрите музыкальную композицию на стихи  Евгения Винокурова ,музыка Андрея Эшпая «Москвичи».Интересна история создания этой песни.В 1955 году в журнале «Новый мир» певец Марк Бернес прочитал стихотворение Евгения Винокурова и принёс его композитору Андею Эшпаю,и сказал:»Прочти эти стихи.Они для тебя.Нужна музыка!» Уселся и стал ждать,как будто можно сразу написать музыку.А. Эшпай позднее писал: «Стихи меня  потрясли.Они были просто снайперски из моей биографии.Я ушёл на фронт с Бронной…На войну ещё раньше ушёл и мой старший брат ,Валя.Он погиб во время миномётного абстрела . А мама всё ждала и ждала его возвращения,не верила в его гибель до последних дней…Ложилась спать всегда очень поздно.И вот этот свет лампы воспалённой…-очень точные слова.В них я увидел свою маму,читающую и перечитывающую мои и братовы  письма с фронта». Эшпай тут же так сыграл песню , как потом и осталось.

      Итак,Слушаем песню Андрея Эшпая на стихи Евгения Винокурова «Москвичи».

Ученик: Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! (Слайд № 40-44) Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”

Ученик:

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Ученик:

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!.

Ученик:

Вспомним тех, кто не пришёл,

Вспомним их скупым молчаньем.

Вспомним тех, кто не ушёл

От клятвы и от обещаний !

Воспитатель:Прошу всех встать и почтить память погибших Минутой  молчания.

 

Ученик:

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Ученик:

Под победоносным стягом
Вы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Ученик:

Мы учимся в школе, 
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Ученик:

Нам в жизни открыты любые пути, 
Под небом спокойным хотим 
Мы расти!
 Дети исполняют песню “  «Полки идут стеной,красиво держат строй…»      !”

Ученик:

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий: Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Песня «Бухенвальдский набат» (муз.А.Соболева,сл.В.Мурадели).

Выходят 4 ученика и начинают петь.При словах «…на минуту встаньте» остальные дети подходят к поющим .Все вместе поют.

Композиция «Реквием».

1 ученик.Из каждых ста воевавших в живых осталось только трое.

                            Помните!

         Далее все участники праздника по одному выходят на сцену и встают так, чтобы получился клин.Каждый говорит по одному предложению.В руках у каждого ребёнка по одной красной гвоздике.

2 ученик:    Через века,

                      Через года,-

                           Помните!

3 ученик:       О тех,

                           Кто уже не придёт никогда,-

                                        Помните!

4 ученик:        Не плачьте !

                              В горле  сдержите стоны,

                                       Горькие стоны.

5 ученик:         Памяти павших будьте достойны!

6 ученик:         Вечно достойны!

7 ученик:        Хлебом и песней,

                          Мечтой и стихами,

                               Жизнью просторной;

8 ученик:          Каждой секундой ,каждым дыханьем

                               Будьте достойны!

9 ученик:    Люди! Покуда сердца стучатся,-помните!

                    Какой ценой завоёвано счастье,-

Все  ученики хором:      Пожалуйста, помните!

10 ученик:   Мечту пронесите через года

                    И жизнью наполните!..

11 ученик:   Но о тех, кто уже не придёт никогда,-заклинаю,-

                    Помните!

    Дети дарят цветы ветеранам. Возвращаются на сцену .Звучит песня «День Победы» (муз.Д.Тухманова , сл.В.Харитонова).

   Все дети вслед за воспитателем уходят со сцены, аплодируя поднятыми вверх руками.

Ученик:

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, – 
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье – 
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, – 
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, – 
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, – 
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, – 
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

 

Дети поздравляют ветеранов, дарят сувениры.

Список используемой литературы.

  1. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2003. №1.
  2. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2005. №9.
  3. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2006. №1.
  4. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы-1990 г.
  5. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской – Классный руководитель: Журнал. 2004.№8.
  6. Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: Литературно-историческая композиция – Преподавание истории и обществознания в школе: Журнал.2004.№9.
  7. От Кремля до Рейхстага: CD-ROM.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Память сильнее времени"

Цель:  1. Способствовать воспитанию патриотических чувств учеников. 2. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за ...

«ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»

Познакомить учащихся с Федеральным Законом «О днях воинской славы (победных днях) России».показать учащимся значение великого  подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны, способство...

Проект "Память сильнее времени"

Цель  проекта  -  формирование гражданской позиции учащихся через изучение семейной родословной...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы "Память сильнее времени..."

Мероприятие предназначено для обучающихся 5-9 классов.Цель внеклассного мероприятия: формирование и развитие духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераз...

разработка мероприятия посвященного 70-летию ВОВ "Память сильнее времени"

Разработка мероприятия посвященного 70-летию ВОВ "Память сильнее времени"нацелена на осуществлении следующих воспитательных задач:1.воспитывать патриотические чувства, прививать любовь к родине;2.углу...

Память сильнее времени.

Великая Отечественная война – незабываемая страница памяти. Далеко в прошлом те страшные дни и ночи. И всё меньше тех, кто лично участвовал в далёкой той войне....

Урок Мужества "Память сильнее времени".

Урок Мужества "Память сильнее времени", посвященный 72-годовщине СССР в Великой Отечественной войне. 9 класс. ...